Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Закон Республики Узбекистан

11.11.2013

 

Проект

 

см. на узбекском языке

 

О приватизации

 

 

Глава 1.  Общие положения

 

 

 

Статья 1.  Цель и сфера действия настоящего Закона


 

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области приватизации государственного имущества.

 

Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие при:

 

приватизации имущества государственного жилищного фонда;

 

отчуждении государственного имущества на основании судебных актов;

 

отчуждении государственного имущества в собственность граждан и юридических лиц в качестве возмещения при изъятии объектов частной собственности для государственных и общественных нужд в случаях, установленных законодательством;

 

отчуждении государственного имущества, для которого законодательством установлен отдельный порядок реализации.

 

 

Статья 2.  Законодательство о приватизации


 

Законодательство о приватизации состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

 

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о приватизации, то применяются правила международного договора.

 

 

Статья 3.  Понятие приватизации


 

Приватизация – возмездное отчуждение объектов государственной собственности в частную собственность, осуществляемое в порядке и на условиях, определяемых настоящим Законом.

 

 

Статья 4.  Основные принципы приватизации и гарантии


 

Приватизация осуществляется на основе следующих принципов:

 

равенство прав покупателей объектов приватизации;

 

публичность проведения сделок по приватизации;

 

прозрачность процедуры приватизации;

 

конкурентность покупателей объектов приватизации.

 

При приватизации обеспечиваются:

 

гарантии защиты прав собственности;

 

гарантии защиты общественных и государственных интересов;

 

социальные гарантии работникам юридических лиц, созданных в процессе приватизации.

 

Статья 5.  Полномочия государственных органов в области  приватизации


Правом принимать решение о приватизации наделяются Олий Мажлис Республики Узбекистан, Президент Республики Узбекистан, Кабинет Министров Республики Узбекистан, органы государственное власти на местах
и уполномоченные ими государственные органы.

Органы, указанные в части первой настоящей статьи являются распорядителями объектов государственной собственности.

Приватизацию осуществляет уполномоченный государственный орган
(далее  –  уполномоченный орган) за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

 

Статья 6.  Объекты приватизации


С момента принятия в установленном порядке решения о приватизации объекта государственной собственности он признается объектом приватизации.

Объектами приватизации могут являться:

государственные унитарные предприятия и государственные учреждения (далее – организации);

производственные и непроизводственные подразделения, структурные единицы, здания и сооружения (включая не завершенные строительством) государственных организаций;

объекты недвижимости, находящиеся в государственной собственности;

акции, доли и паи, принадлежащие государству в уставных фондах юридических лиц;

нематериальные активы, принадлежащие государству, в том числе права пользования или владения, а также имущество (основные средства) и объекты интеллектуальной собственности, приватизируемые в составе имущественных комплексов государственных унитарных предприятий.

Приватизация следующих объектов государственной собственности осуществляется по решению Президента Республики Узбекистан:

организации черной и цветной металлургии;

организации по добыче драгоценных и полудрагоценных камней,

организации по производству и ремонту ювелирных изделий;

тепловые электростанции, теплоэлектроцентрали, а также электростанции, использующие возобновляемые источники энергии, подключенные к единой электроэнергетической системе;

организации электроэнергетической, топливной и угольной промышленности организации;

машиностроения и металлообработки;

организации хлопкоочистительной и хлопчатобумажной промышленности;

автозаправочные и газонаполнительные станции;

организации химической и нефтехимической промышленности;

организации медицинской промышленности;

организации электрической связи, телевизионные, радиоприемные
и радиопередающие центры и их инженерные сооружения;

организации, осуществляющие разработку, производство, ремонт
и реализацию ракетно-космических комплексов, систем связи и средств управления ими, и имущество этих организаций;

организации полиграфической промышленности;

издательства, информационные и телеграфные агентства;

организации, осуществляющие производство, ремонт, реализацию
и эксплуатацию шифровальной техники;

организации стандартизации и метрологии;

организации, осуществляющие строительство и эксплуатацию объектов повышенного риска и потенциально опасных производств (за исключением специализированных организаций, указанных в абзаце тринадцатом статьи 7), изготовление для них оборудования, систем контроля и противоаварийной защиты;

организации, осуществляющие проектирование, ремонт, монтаж, наладку средств противопожарной автоматики, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации;

организации по эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем,
а также осуществляющие проектирование, строительство и ремонт этих систем;

аварийно-спасательные суда, суда технического надзора гидротехнических сооружений;

организации коммунального хозяйства, а также предприятия, осуществляющие проектирование, строительство, эксплуатацию и обслуживание объектов коммунального хозяйства;

организации, осуществляющие перевозку пассажиров и грузов железнодорожным, воздушным и речным транспортом;

организации, осуществляющие городские пассажирские перевозки. Автомобильные колонны войскового типа;

высшие, средние специальные и профессиональные образовательные учреждения министерств, государственных комитетов, ведомств, а также другие образовательные учреждения;

организации Академии наук Республики Узбекистан, Узбекского научно-производственного центра сельского хозяйства, научные центры;

племенные хозяйства и фермы, конные заводы, элитно-семеноводческие хозяйства, семенные и селекционные станции, лаборатории по оценке технологического качества сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки;

организации почтовой связи;

организации геологии и разведки недр, картографической, геодезической
и гидрометеорологической службы и их информационные центры;

организации лесного хозяйства;

полигоны, здания, сооружения и оборудование для захоронения твердых промышленных и бытовых отходов, скотомогильники;

машиноиспытательные станции, элеваторы, хранилище холодильники, объекты складского хозяйства;

санаторно-курортные хозяйства, расположенные за пределами Республики Узбекистан;

объекты концертно-зрелищных учреждений, кинофикации, а также библиотеки и читальные залы;

организации здравоохранения (за исключением организаций, указанных
в абзацах 20–23 статьи 7);

организации ветеринарного обслуживания, а также службы защиты растений;

дома и интернаты для престарелых и инвалидов, и других категорий социально незащищенных граждан;

оздоровительные учреждения и учреждения отдыха, туризма, физической культуры и спорта;

организации по оказанию ритуальных услуг (кроме кладбищ).

Приватизация объектов государственной собственности, не указанных
в части третьей настоящей статьи, осуществляется по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан, за исключением случаев, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства.

Приватизация объектов муниципальной собственности осуществляется по решению органов государственной власти на местах в порядке, установленном законодательством.

 

Статья 7.  Объекты, не подлежащие приватизации


Не подлежат приватизации следующие объекты государственной собственности:

земля (за исключением случаев, предусмотренных законодательством),
ее недра, внутренние воды, воздушный бассейн, растительный и животный мир
в пределах территории Республики Узбекистан;

объекты культурного наследия, включая государственные фонды, в том числе книжные, кино-, фото- и фонодокументы, архивы и фонды научно-исследовательских учреждений, музеи и музейные ценности, а также охраняемые природные территории;

организации, обеспечивающие производство денежных знаков, орденов, медалей и знаков почтовой оплаты;

государственные стратегические и мобилизационные резервы Республики Узбекистан (за исключением случаев освежения, замены и реализации товаров
и продукции государственных резервов в установленном порядке);

организации, объекты и военно-техническое имущество (до промышленной утилизации, а также не подлежащее промышленной утилизации) Вооруженных Сил, Службы национальной безопасности, Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, органов прокуратуры и государственной таможенной службы, за исключением  сверхнормативного и неиспользуемого имущества,
в том числе устаревшего и снятого с вооружения, непригодного для использования по прямому предназначению, а также пригодного для эксплуатации,
но не востребованного в ведомстве;

организации, специализирующиеся на разработке и производстве рентгеновского оборудования, приборов и оборудования, содержащих источники ионизирующего излучения;

организации, специализирующиеся на добыче, производстве, переработке радиоактивных элементов, захоронении радиоактивных отходов, урана и других делящихся материалов, а также изделий из них;

организации, осуществляющие разработку, производство, ремонт
и реализацию вооружения и боеприпасов, защитных средств, военной техники, запасных частей, комплектующих элементов и приборов к ним, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, а также специальных материалов
и оборудования для их производства;

организации, осуществляющие производство, ремонт и реализацию охотничьего и спортивного огнестрельного оружия и боеприпасов, а также холодного оружия, предназначенного для поражения цели (объекта поражения),
за исключением изделий, сертифицированных в качестве изделий хозяйственно-бытового, производственного, спортивного назначения, включая ножи сувенирные национальных видов;

организации, специализирующиеся на производстве сильнодействующих ядов, наркотических, а также осуществляющие посев, возделывание и переработке культур, содержащих наркотические вещества;

организации и имущество гражданской защиты и мобилизационного назначения;

специализированные организации, осуществляющие строительно-монтажные работы, эксплуатацию и ремонт объектов (установка оборудования, систем и аппаратуры) атомной энергетики и объектов стратегического назначения;

гидроэлектростанции, подключенные к единой электроэнергетической системе, объекты электросетевого хозяйства и предприятия магистральных электрических сетей;

специализированные организации, осуществляющие транспортировку взрывоопасных и ядовитых веществ;

организации железной дороги, осуществляющие эксплуатацию и содержание путей, обеспечение энергоснабжения, систем сигнализации и связи, обработку перевозочных документов, локомотивного хозяйства, аварийно-восстановительных работ;

железнодорожные пути (кроме подъездных путей) общего пользования;

автомобильные дороги общего пользования;

санитарно-эпидемиологические организации, службы контроля
за состоянием окружающей среды и охраны природы;

центры по борьбе со СПИДом;

государственные областные многопрофильные медицинские центры, включая детские центры;

учреждения судебно-медицинской экспертизы;

объекты внешнего благоустройства городов и районных центров, наружного освещения улиц городов и районных центров, объекты коммунального дренажного хозяйства;

учреждения по исполнению наказаний;

организации специального назначения (Республиканский узел специальной связи, Войсковая часть № 15361, Центр электромагнитной совместимости);

кладбища.

 

Статья 8.  Субъекты приватизации


Субъектами приватизации являются продавец и покупатель объектов приватизации.

Продавцом объектов приватизации является уполномоченный орган,
если иное не установлено законодательством.

Покупателями объектов приватизации могут быть:

юридические лица, в том числе иностранные;

граждане Республики Узбекистан, граждане других государств, а также лица без гражданства.

Не могут быть покупателями объектов приватизации:

государственные органы и другие государственные организации;

юридические лица, которые в соответствии с законодательством
или учредительными документами не вправе заниматься теми видами деятельности, осуществление которых является условием продажи объекта приватизации;

физические лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

предприятия-банкроты или находящиеся на стадии ликвидации.

Акционерные общества не могут являться покупателями эмитированных
ими акций, подлежащих приватизации в соответствии с настоящим Законом,
за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного имущества не имел законного право на его приобретение, соответствующая сделка признается ничтожной.

 

Глава 2.  Условия и порядок проведения приватизации

 

Статья 9.  Решение о проведении приватизации


Приватизация осуществляется в соответствии с решениями Олий Мажлиса Республики Узбекистан, программой приватизации, утвержденной решением Президента Республики Узбекистан, отдельными решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан и органов государственной власти на местах, принятыми в пределах их компетенции.

Уполномоченный орган в пределах своей компетенции принимает решения
о возможности приватизации объектов на основании предложений государственных органов, а также соответствующих заявок юридических
или физических лиц в соответствии со статьей 11 настоящего Закона.

 

Статья 10.  Инициирование приватизации


Право выступать с инициативой проведения приватизации имеют распорядители объектов государственной собственности, государственные органы, юридические или физические лица – резиденты или нерезиденты Республики Узбекистан.

 

Статья 11.  Предложения и заявки на приватизацию


Предложения об инициировании приватизации и заявки на приватизацию подаются уполномоченному органу в порядке, установленном законодательством.

Решение о возможности приватизации или об отказе в ней принимается уполномоченным органом в течение месяца с даты поступления предложения или заявки и в письменной форме доводится до заявителя.

В решении о возможности приватизации указывается о включении объекта государственной собственности в программу приватизации, утверждаемую решением Президента Республики Узбекистан, либо в отдельные решения Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан.

В решении об отказе в приватизации указываются обоснованные причины отказа.

Отказ в приватизации следует в случаях, если:

объект входит в перечень не подлежащих приватизации объектов, предусмотренных в статье 7 настоящего Закона;

заявителем не учитываются предусмотренные настоящим Законом условия приватизации, установленные для данного объекта государственной собственности;

заявитель не может приобретать объекты приватизации на основании требований частей четвертой и пятой статьи 8 настоящего Закона.

 

Статья 12.  Подготовка программы приватизации


Программа приватизации включает перечень объектов, находящихся
в государственной собственности, предусмотренных к приватизации в соответствии с основными направлениями стратегии государства, а также с принятыми программами социально - экономического развития страны.

Уполномоченный орган на основе анализа предложений и заявок органов
и лиц, которые в соответствии с настоящим Законом вправе инициировать приватизацию, осуществляет подготовку проекта программы приватизации.
В проекте программы указываются характеристики объектов государственной собственности, предусмотренных к приватизации, условия, способы и сроки приватизации.

Подготовленный и согласованный в установленном порядке проект программы приватизации уполномоченный орган вносит на рассмотрение Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Порядок и сроки разработки программы приватизации определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

Статья 13.  Подготовка объектов государственной собственности к приватизации


Для подготовки и проведения приватизации уполномоченный орган создает Комиссию по приватизации (далее - Комиссия). В состав Комиссии, наряду
с представителями уполномоченного органа, включаются представители:

органа государственного или хозяйственного управления, в состав которого входит объект приватизации;

администрации и работников, осуществляющих трудовую деятельность
на объекте приватизации, при наличии;

финансового органа;

органа государственной налоговой службы;

обслуживающего банка;

органов государственной власти на местах;

органа по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру.

Комиссия может формировать группы экспертов, привлекать другие организации по отдельным направлениям работы.

Порядок осуществления деятельности Комиссии, а также определения стоимости услуг экспертов и других организаций, источников оплаты их услуг устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Перечень осуществляемых Комиссией работ по подготовке объекта
к приватизации, включает в себя:

проведение инвентаризации производственных и непроизводственных фондов объекта приватизации;

определение состава материальных и нематериальных активов, подлежащих приватизации;

определение мер по обеспечению сохранности приватизируемого объекта;

выявление и подготовку информации о существующих обременениях объектов приватизации;

определение условий и способов приватизации с учетом инвестиционных потребностей объекта;

проведение информационной и разъяснительной работы;

решение других вопросов, в том числе с учетом требований антимонопольного законодательства.

По решению распорядителя государственной собственности
или уполномоченного органа, а также по предложению Комиссии по отдельным объектам приватизации в целях повышения инвестиционной привлекательности может осуществляться их предпродажная подготовка с привлечением консультантов в порядке, установленном законодательством.

По итогам работы Комиссией в уполномоченный орган представляются протоколы заседаний, подписанные Комиссией акты инвентаризации объектов государственной собственности, правоустанавливающие документы на них, предложения по способам приватизации и при необходимости описание (план-схема, размеры, размещение) производственных и иных подразделений, распределения земельных участков, предложения по проведению предпродажной подготовки.

При приватизации организации Комиссией также предоставляются
в уполномоченный орган:

финансовая отчетность с аудиторским отчетом и заключением по этой отчетности;

подробная информация о дебиторской и кредиторской задолженностях, в том числе просроченным;

документы, подтверждающие право пользования земельными участками, недрами и другими природными ресурсами;

план приватизации с приложением проектов учредительных документов вновь образуемого юридического лица - при преобразовании государственного унитарного предприятия или государственного учреждения в другую организацонно-правовую форму.

В случае приватизации организации, на балансовом учете которой имеются объекты и имущество гражданской защиты, мобилизационные запасы и мощности, секретные, архивные документы и культурные ценности, Комиссией дополнительно к вышеуказанным документам предоставляется заключение соответствующего органа, включающее в зависимости от вида имущества:

перечень имущества и задания по гражданской защите;

перечень имущества мобилизационного назначения (мобилизационные мощности);

информацию о наличии (или отсутствии) мобилизационных заданий, возложенных на предприятие (организацию) государственными органами;

перечень  архивных документов, являющихся частью Государственного архива Республики Узбекистан;

информацию о наличии (или отсутствии) документов, относящихся
в соответствии с законом к государственным секретам;

перечень имеющихся культурных ценностей (недвижимое и движимое имущество), в том числе являющихся достоянием государства;

предложения о дальнейшем использовании либо передаче вышеуказанного имущества, документов или их хранении в приватизированных организациях,
а также выполнении мобилизационных заданий.

При приватизации организации Комиссия готовит и вносит на рассмотрение уполномоченного органа одно из следующих предложений:

о преобразовании государственного унитарного предприятия
или государственного учреждения в другую организационно-правовую форму;

о продаже предприятия (учреждения) как имущественного комплекса одним из предусмотренных настоящим Законом способом;

о реструктуризации организации и способах приватизации образованных
в результате реструктуризации объектов.

С момента принятия в установленном настоящим Законом порядке решения
о приватизации до передачи покупателю права собственности на объект приватизации (за исключением случаев, связанных с предпродажной подготовкой) запрещается:

осуществлять реорганизацию (за исключением преобразования в рамках приватизации) и ликвидацию организации;

отчуждать (списывать), передавать в залог или иным образом распоряжаться объектом приватизации;

вкладывать объекты приватизации и имущество приватизируемых организаций в уставные фонды юридических лиц.

Общий срок работы Комиссии не должен превышать двух месяцев с момента ее образования. Решением уполномоченного органа срок работы Комиссии может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Исполнительный орган приватизируемой организации и балансодержатель объекта несут ответственность за сохранность имущества в установленном законодательством порядке и обязаны по запросу Комиссии
и/или уполномоченного органа предоставлять сведения, необходимые для подготовки объекта к приватизации.

 

Статья 14.  Определение цены объекта приватизации


Оценка стоимости объекта приватизации производится оценочными организациями.

Оценка производится, исходя из наличия и фактического состояния имущества объекта оценки, в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Оценочная организация несет ответственность перед заказчиком
за причинение ему ущерба вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договора. Убытки, включая упущенную выгоду, причиненные заказчику, подлежат возмещению оценочной организацией в порядке, установленном законодательством.

Стоимость объекта приватизации определяется в национальной валюте Республики Узбекистан, если иное не предусмотрено законодательством.

Начальная цена объекта приватизации при его выставлении на торги определяется уполномоченным органом на основе отчета об оценке объекта приватизации, предоставленного оценочной организацией.

Объект приватизации, находящийся на торгах менее одного года,
не подлежит повторной оценке.

 

Статья 15.  Решение об условиях приватизации


Решение об условиях приватизации принимается распорядителем объектов государственной собственности с учетом особенностей приватизации отдельных видов объектов государственной собственности, предусмотренных настоящим Законом.

Решениями об условиях приватизации отдельных объектов могут быть предусмотрены обременения, социальные и инвестиционные обязательства.

Решение о сохранении профиля основной деятельности приватизируемого объекта принимает распорядитель объектов государственной собственности.

Продажа объектов государственной собственности с условием рассрочки платежа более одного года определяется решением распорядителя объектов государственной собственности.

 

Статья 16.  Информационное обеспечение приватизации


Уполномоченным органом обеспечивается широкое информирование о принятой программе приватизации, в том числе в средствах массовой информации.

Информационное сообщение о предлагаемом к приватизации объекте государственной собственности публикуется в средствах массовой информации, включая регулярно обновляемые веб-сайты уполномоченного органа, не менее чем за тридцать дней до даты выставления на продажу указанного имущества, если иное не предусмотрено законодательством, и должно содержать все указанные в решении о приватизации сведения, а также сведения о продавце, дате, времени, месте и порядке проведения торга, в том числе об оформлении участия
в торге, а также сведения о начальной цене предмета торга.

Информация о совершенных сделках приватизации подлежит опубликованию уполномоченным органом в течение тридцати дней со дня совершения сделки в тех же средствах массовой информации, в которых было опубликовано информационное сообщение о предлагаемом к приватизации объекте государственной собственности.

Отчеты о выполнении программы приватизации ежеквартально публикуются уполномоченным органом в средствах массовой информации, в том числе на веб-сайтах уполномоченного органа.

 

Глава 3.  Способы приватизации

 

Статья 17.  Определение способа приватизации


Объекты государственной собственности приватизируются установленными настоящим Законом способами.

Конкретный способ приватизации определяется в решении о приватизации.

Используются следующие способы приватизации:

преобразование государственного унитарного предприятия
или государственного учреждения в другую организационно-правовую форму юридических лиц права частной собственности;

продажа на конкурсах;

продажа на аукционах;

продажа на биржевых торгах;

продажа по прямым договорам;

внесение объектов приватизации в качестве вкладов в уставные фонды юридических лиц негосударственной формы собственности.

 

Статья 18.  Приватизация путем преобразования государственного унитарного предприятия или государственного учреждения в другую организационно-правовую форму


Преобразование государственного унитарного предприятия
или государственного учреждения в другую организационно-правовую форму осуществляется в порядке, установленном законодательством с учетом требований, установленных настоящей статьей.

Учредителем юридических лиц, созданных в результате преобразования государственного унитарного предприятия или государственного учреждения
в другую организационно-правовую форму является уполномоченный орган,
если иное не предусмотрено законодательством.

Юридическое лицо, созданное в результате преобразования, является правопреемником всех прав и обязательств, имеющихся у государственного унитарного предприятия или государственного учреждения на момент приватизации, в том числе прав пользования землей, недрами и другими природными ресурсами, если учредительными документами не предусмотрено иное.

 

Статья 19.  Продажа объекта приватизации на конкурсе


На конкурсе может продаваться объект приватизации, если в отношении указанного объекта на покупателя возлагается выполнение определенных обязательств, установленных условиями проводимого конкурса .

Право приобретения объекта приватизации принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество и принял на себя обязательства, наиболее соответствующие установленным условиям конкурса, кроме случаев, предусмотренных
статьей 31 настоящего Закона.

По поручению уполномоченного органа подготовка конкурса может осуществляться специализированной организацией, действующей на основании заключенного договора.

Порядок проведения конкурса по продаже объекта приватизации определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Передача объекта приватизации победителю конкурса и оформление права собственности на него осуществляются в порядке, установленном законодательством и в соответствии с условиями договора купли-продажи.

 

Статья 20.  Продажа объекта приватизации на аукционе


Аукционы по продаже объекта приватизации проводятся с пошаговым повышением его начальной цены.

Работу по подготовке и организации аукциона осуществляет уполномоченный орган, а также специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным органом.

Условия и порядок проведения аукциона по продаже объекта приватизации определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

Статья 21.  Продажа объекта приватизации на биржевых торгах


Продажа объектов приватизации на биржевых торгах осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан, и в соответствии с правилами биржевой торговли.

Раскрытие информации, необходимой для совершения и исполнения сделок с объектом приватизации на биржевых торгах, осуществляется продавцом и биржей в порядке, установленном настоящим Законом и другими актами законодательства.

 

Статья 22.  Продажа объекта приватизации по прямым договорам

Продажа объекта приватизации по прямому договору может осуществляться:

участникам обществ с ограниченной ответственностью, самим обществам в случаях, предусмотренных законодательством, при принятии решения о реализации доли государства в уставных фондах данных обществ;

в случае неоднократного признания аукциона либо конкурса по приватизации объекта государственной собственности несостоявшимся;

по решению распорядителя объектов государственной собственности.

При продаже объекта приватизации по прямому договору обязательным условием является установление требований по выполнению покупателями инвестиционных и/или иных обязательств, если иное не предусмотрено решением распорядителя объектов государственной собственности.

Порядок продажи объектов приватизации по прямым договорам устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

Статья 23.  Внесение объектов приватизации в качестве вклада в уставные фонды юридических лиц

 

По решению распорядителя государственной собственности объект приватизации может быть внесен в качестве вклада государства в уставный фонд юридического лица негосударственной формы собственности.

Внесение объектов приватизации в уставные фонды юридических лиц допускается по рыночной стоимости при:

учреждении этих юридических лиц;

увеличении уставных фондов юридических лиц;

увеличении государственной доли в уставных фондах юридических лиц.

 

Статья 24.  Изменение способа приватизации


В случае если объект приватизации не приватизирован способом, указанным в решении о приватизации, в связи с отсутствием интереса со стороны покупателей его приватизация может быть осуществлена иным установленным настоящим Законом способом.

Изменение способа приватизации осуществляется в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

Глава 4.  Обязательства, обременения и социальные гарантии при приватизации

 

Статья 25.  Обязательства, налагаемые на покупателей объектов приватизации


При приобретении объектов приватизации на покупателя могут быть возложены социальные и инвестиционные обязательства, учитывающие экономическое, социальное назначение объектов приватизации
и их постприватизационное функционирование.

Социальные обязательства могут содержать следующие условия:

сохранение определенного профиля деятельности объекта приватизации;

сохранение или увеличение количества рабочих мест;

улучшение условий труда и социально-бытового обеспечения работников юридического лица, образованного в процессе приватизации;

реализация мер по обеспечению экологической безопасности;

содержание объектов гражданской защиты, социального, природоохранного и мобилизационного назначения, в том числе не входящих в объект приватизации, но неотделимых от него по своим техническим характеристикам, месту нахождения (для объектов недвижимости).

Инвестиционные обязательства принимаются покупателем в соответствии с договором купли-продажи объекта приватизации, и осуществляются путем:

вложений денежных средств, а также реинвестирования прибыли и дивидендов, являющихся собственностью покупателя;

поставки сырья и материалов, технологического оборудования, запасных частей и комплектующих изделий для технического, технологического перевооружения и модернизации производства;

осуществления ремонтных и строительно-монтажных работ;

реконструкции производства;

погашения полностью или частично налоговой задолженности объекта приватизации, кредитов и других обязательств;

инвестиций в освоение производства определенного вида продукции, работ
и услуг;

внедрения ноу-хау, иных объектов интеллектуальной собственности;

расходов на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров;

иных форм, не противоречащих законодательству.

Обязательства покупателя в отношении объекта приватизации должны иметь сроки их исполнения, а в части инвестиционных обязательств также стоимость, определяемую в соответствии с законодательством.

 

Статья 26.  Обременения объекта приватизации


При отчуждении объекта приватизации он может быть обременен условиями и ограничениями в виде:

запрета на изменение основного целевого назначения объекта приватизации и земельного участка, право на который перешло покупателю вместе с объектом приватизации;

обязательства обеспечивать беспрепятственный доступ, проход, проезд, возможность размещения межевых, геодезических и иных знаков, возможность прокладки и использования линий электропередачи, связи и трубопроводов, систем водоснабжения, канализации и мелиорации;

условия соблюдать природоохранные требования или выполнять определенные работы по сохранению и поддержанию в надлежащем состоянии объекта приватизации.

В соответствии с законодательством могут быть установлены и иные обременения или ограничения, влияющие на право распоряжения объектом приватизации.

Решение об установлении обременения принимается одновременно
с принятием решения об условиях приватизации.

Обременения, если об их установлении принято соответствующее решение, являются существенным условием приватизации.

Переход прав на объект приватизации с обременениями не влечет за собой прекращение обременений.

В случае нарушения установленных обременений покупатель объекта приватизации несет ответственность в установленном законодательством порядке.

Обременение может быть прекращено или его условия могут быть изменены в случае:

отсутствия или изменения государственного либо общественного интереса
в обременении;

невозможности или существенного затруднения использования имущества
по его прямому назначению.

Прекращение обременения или изменение его условий допускается
на основании решения органа, принявшего решение об установлении обременения либо на основании решения суда.

 

Статья 27.  Социальные гарантии работникам юридических лиц, созданных в процессе приватизации


Юридическое лицо, созданное в результате приватизации является правопреемником по всем социальным гарантиям (обязательствам), действовавшим на момент приватизации государственного унитарного предприятия или государственного учреждения.

По истечении трех месяцев со дня государственной регистрации юридического лица, созданного в результате приватизации, его работники (представители работников), органы управления созданного юридического лица могут предложить пересмотреть положения действующего коллективного договора или заключить новый коллективный договор.

Трудовые отношения работников государственных унитарных предприятий и учреждений после их приватизации продолжаются, изменяются или прекращаются в соответствии с трудовым законодательством.

 

Глава 5.  Оформление прав собственности на объекты приватизации

 

Статья 28.  Договор купли-продажи объекта приватизации


В договоре купли-продажи объекта приватизации должны отражаться следующие сведения и условия:

вид (название, описание), размер (пакета акций, доли), цена продажи объекта приватизации;

условия и сроки осуществления платежей;

права и обязательства сторон, включая условия, порядок и последовательность перехода права собственности на объект приватизации от продавца к покупателю, в том числе выдачи правоустанавливающих документов;

ответственность сторон за невыполнение либо ненадлежащее выполнение обязательств, принимаемых по договору, включая социальные и инвестиционные обязательства (при наличии таких обязательств), условия обременений;

порядок разрешения споров и условия расторжения договора.

В договоре купли-продажи объекта приватизации при необходимости отражаются:

объем (в денежном выражении) и исчерпывающий перечень инвестиционных обязательств покупателя, условия, последовательность и сроки их выполнения;

условия пользования покупателя объектом приватизации до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств по договору;

условия сохранения на определенный период профиля деятельности юридического лица;

социальные гарантии работников;

условия содержания объектов социального, природоохранного
и мобилизационного назначения.

 

Статья 29.  Порядок оформления права собственности на объект приватизации


Право собственности на объект приватизации переходит к покупателю с момента получения документа, удостоверяющего это право.

Порядок и условия выдачи документов на право собственности на объект приватизации устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Документами, удостоверяющими право собственности на объект приватизации, являются:

государственный ордер установленного образца, выдаваемый уполномоченным органом при преобразовании государственных унитарных предприятий или учреждений, при приватизации объектов недвижимости
и имущественных комплексов;

сертификат установленного образца, выдаваемый уполномоченным органом при продаже государственных долей в юридических лицах;

выписка со счета депо, выданная уполномоченным депозитарием
при продаже акций, принадлежащих государству.

За выдачу государственного ордера и сертификата взимается государственная пошлина в порядке и размере, установленном законодательством.

В документах, удостоверяющих право собственности на объект приватизации, могут содержаться отметки, устанавливающие ограничения на право распоряжения имуществом до полного выполнения установленных договором купли-продажи обязательств.

С момента выдачи правоустанавливающих документов и до момента полного выполнения инвестиционных обязательств, объект приватизации не может быть отчужден, заложен или иным образом обременен покупателем.

Учет документов, удостоверяющих права собственности на объекты приватизации, ведется уполномоченным органом.

 

Глава 6.  Особенности приватизации отдельных видов объектов государственной собственности

 

Статья 30.  Приватизация земельных участков


Приватизация земельных участков осуществляется в порядке установленном законодательством.

При переходе права собственности на объекты государственной собственности при их приватизации вместе с этими объектами в порядке, установленном законодательством, переходит и право владения и постоянного пользования земельным участком, занятым указанными объектами и необходимым для их использования.

 

Статья 31.  Особенности приватизации объектов социального назначения


Обязательным условием приватизации объектов социального назначения является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации, но не менее трех лет с момента приватизации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а также решением распорядителя объектов государственной собственности.

Изменение назначения указанных объектов осуществляется по согласованию с распорядителем государственной собственности в порядке, установленном законодательством.

В случае нарушения покупателем условий сохранения назначения приватизированного объекта социальной сферы в течение установленного срока по требованию уполномоченного органа договор купли-продажи может быть расторгнут по решению суда или в одностороннем порядке, если такое условие определено соглашением сторон договора.

 

Статья 32.  Приватизация низколиквидных объектов государственной собственности


Низколиквидными объектами государственной собственности являются предприятия в целом или их часть, здания и сооружения, включая незавершенные строительством, не являющиеся градообразующими и стратегически значимыми для государства, пустующие и бездействующие более двух лет, по которым при их выставлении на публичные торги отсутствует спрос покупателей по предлагаемой цене продажи.

Приватизация низколиквидных объектов государственной собственности осуществляется на конкурсной основе по нулевой выкупной стоимости при условии выполнения покупателями инвестиционных обязательств по финансово-хозяйственному оздоровлению объекта приватизации, восстановлению хозяйственного использования его территории и иных социальных обязательств.

В исключительных случаях по решению распорядителя объектов государственной собственности низколиквидный объект государственной собственности может быть реализован без проведения конкурса по прямому договору на условиях, определяемых в установленном законодательством порядке, покупателю, предложившему конкретный инвестиционный проект по эффективному использованию и развитию объекта, созданию рабочих мест, организации выпуска продукции либо оказания услуг.

Порядок реализации низколиквидных объектов государственной собственности по нулевой выкупной стоимости определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Перечень низколиквидных объектов государственной собственности, подлежащих приватизации по нулевой выкупной стоимости, формируется из числа государственных объектов недвижимости, не реализованных на публичных торгах в установленном законодательством порядке, а также на основании предложений государственных органов и балансодержателей объектов государственной собственности и утверждается распорядителем объектов государственной собственности.

Право собственности на приватизированные низколиквидные объекты оформляется после выполнения инвестиционных обязательств.

Покупатель объекта приватизации, приватизированного по нулевой выкупной стоимости под инвестиционные обязательства, пользуется льготами и преференциями в соответствии с законодательством.

Инвестиционные обязательства, взятые на себя покупателем, и ответственность за их своевременное и полное выполнение отражаются в договоре купли-продажи объекта приватизации. В случае ненадлежащего выполнения принятых инвестиционных обязательств покупатели несут ответственность в соответствии с законодательством.

 

Статья 33.  Приватизация объектов, расположенных за рубежом


Приватизация объектов, находящихся за рубежом, осуществляется в соответствии с настоящим Законом и международными договорами Республики Узбекистан.

Уполномоченный орган осуществляет ведение реестра и постоянный мониторинг состава, состояния и использования объектов государственной собственности за рубежом и по его результатам вносит предложения в Кабинет Министров Республики Узбекистан об их приватизации.

Сделки, связанные с отчуждением объектов государственной собственности за рубежом, в том числе купли-продажи, осуществляются на основании решений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан.

 

Статья 34.  Приватизация объектов в целях размещения иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств международных организаций


Реализация зданий и сооружений (части зданий и сооружений), земельных участков, используемых для размещения иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств международных организаций, аккредитованных в Республике Узбекистан, осуществляется уполномоченным органом по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Статья 35.  Приватизация с участием иностранных юридических и физических лиц, лиц без гражданства

Приватизация с участием иностранных юридических и физических лиц, лиц без гражданства осуществляется в соответствии с настоящим Законом.

 

Глава 7.  Поступление и распределение средств от приватизации

 

Статья 36.  Источники средств платежа при приватизации


Источниками средств для приобретения объекта приватизации являются собственные и заёмные средства физических и юридических лиц, полученные способами, не противоречащими законодательству Республики Узбекистан.

В качестве источников приобретения объектов приватизации не могут использоваться средства государственных органов, государственных учреждений, государственных унитарных предприятий и иные средства, являющиеся государственной собственностью Республики Узбекистан.

 

Статья 37.  Порядок и условия оплаты объектов приватизации  


Реализация объектов приватизации покупателям – резидентам Республики Узбекистан осуществляется за национальную валюту Республики Узбекистан.

Покупатели – нерезиденты Республики Узбекистан могут приобретать объекты приватизации за иностранную валюту или национальную валюту Республики Узбекистан.

Оплата приобретаемого покупателем объекта приватизации производится единовременно или в рассрочку равными долями в течение срока, не превышающего один год с момента вступления в силу договора купли-продажи объекта приватизации.

В случаях, установленных законодательством, распорядителем государственной собственности могут быть определены иные сроки и условия оплаты приобретаемого покупателем объекта приватизации.

Покупатель вправе оплатить приобретаемый объект приватизации досрочно.

Порядок и условия оплаты объектов приватизации определяются в договорах купли-продажи, заключаемых с покупателями объектов приватизации.

 

Статья 38.  Формирование и распределение средств, поступивших от приватизации


Средства от приватизации формируются за счет:

средств от продажи объектов приватизации в соответствии с настоящим Законом;

средств от приватизации земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством, а также от реализации прав пользования и пожизненно наследуемого владения земельным участком;

пеней и штрафов, поступивших по заключенным и расторгнутым договорам купли-продажи объектов приватизации;

прочих доходов в соответствии с законодательством.

Порядок формирования и распределения средств от приватизации определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Контроль за соблюдением порядка распределения полученных от продажи объектов приватизации денежных средств осуществляют соответствующие государственные органы в пределах их компетенции.

 

Статья 39.  Последствия расторжения договора купли-продажи объектов приватизации


В случае расторжения договора купли-продажи объект приватизации подлежит возврату в государственную собственность. При отсутствии объекта (его части) покупатель обязан возместить стоимость отсутствующего имущества в течение не более двух месяцев с даты расторжения договора. Одновременно с возвратом покупатель выплачивает продавцу установленную договором неустойку.

По расторгнутым договорам купли-продажи возвращенный объект принимается балансодержателем, а при его ликвидации – органами государственной власти на местах.

Порядок возврата объектов приватизации определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Возврат средств по расторгнутым договорам купли-продажи объектов приватизации осуществляется по соглашению сторон или на основании вступившего в силу решения суда за счет общих средств, поступивших
от приватизации объектов государственной собственности.

 

Глава 8.  Контроль за приватизацией

 

Статья 40.  Недопустимость пересмотра и отмены результатов приватизации имущества


Частная собственность, возникшая в процессе приватизации государственного имущества, неприкосновенна. Результаты приватизации пересмотру и отмене не подлежат.

Не допускается инициирование вопросов по пересмотру и отмене результатов приватизации государственными, в том числе контролирующими и правоохранительными органами, а также судом по имуществу, приватизированному после вступления в силу Закона Республики Узбекистан
«О защите частной собственности и гарантиях прав собственников».

 

Статья 41.  Осуществление контроля за приватизацией


Уполномоченный государственный орган в пределах своей компетенции осуществляет контроль за:

соблюдением требований настоящего Закона и других актов законодательства о приватизации, эффективным и целевым использованием и распоряжением объектами приватизации;

выполнением принятых программ приватизации и других решений о приватизации;

выполнением покупателями условий договоров купли-продажи объектов приватизации, включая своевременную оплату и выполнение принятых инвестиционных обязательств;

соблюдением покупателями объектов приватизации установленных социальных обязательств и обременений, в том числе условий содержания переданных на баланс государственных объектов социального, природоохранного и мобилизационного назначения.

Для осуществления контроля за соблюдением условий договоров купли-продажи с инвестиционными обязательствами уполномоченный орган может привлекать специализированные организации, консультантов и других экспертов.

Государственные органы и общественные организации осуществляют контроль за приватизацией объектов государственной собственности в пределах своих полномочий и в порядке, установленном законодательством.

 

Глава 9.  Заключительные положения

 

Статья 42.  Защита прав государства как собственника имущества и прав покупателей объектов государственной собственности


Распорядители объектов государственной собственности обращаются в суды с исками и выступают в судах в защиту имущественных и иных прав и законных интересов государства, нарушенных в процессе приватизации.

Покупатели объектов государственной собственности могут в порядке, установленном законодательством, обратиться в суд за защитой своих прав и интересов.

Основаниями для признания судом договора купли-продажи объекта приватизации недействительным являются:

продажа объекта лицу, не имеющему право на его приобретение;

предоставление покупателю незаконных льгот и преимуществ;

существенное нарушение установленного порядка проведения торгов объектами приватизации, приведшее к недостоверности их результатов;

совершение сделки приватизации лицами, не уполномоченными на совершение указанных сделок;

другие основания, предусмотренные Гражданским кодексом Республики Узбекистан.

Договор купли-продажи объекта приватизации может быть расторгнут по основаниям и в порядке, предусмотренными законодательством. Расторжение договора купли-продажи влечет за собой возмещение убытков стороной, нарушившей условия договора.

 

Статья 43.  Переходные положения


С момента вступления в силу настоящего Закона продажа объектов приватизации осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Законом, за исключением случаев, если до вступления в силу настоящего Закона размещено в установленном порядке информационное сообщение или иным образом направлено предложение (оферта) для заключения сделки приватизации объектов государственной собственности. В этих случаях сделки на основании такого информационного сообщения или предложения должны заключаться
в соответствии с ранее действовавшим законодательством о приватизации.

 

Статья 44.  Разрешение споров


Споры, возникающие при приватизации, разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Споры, возникающие по сделкам приватизации с участием иностранных юридических и физических лиц, лиц без гражданства, решаются путем переговоров либо рассматриваются в судах Республики Узбекистан
в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, если иное не предусмотрено договором купли-продажи объекта приватизации или международным договором Республики Узбекистан.

 

Статья 45.  Ответственность за нарушение законодательства о приватизации


Лица, виновные в нарушении законодательства о приватизации, несут ответственность в установленном порядке.

 

Статья 46.  Признание утратившими силу некоторых законодательных актов


Признать утратившими силу следующие законодательные акты:

Закон Республики Узбекистан от 19 ноября 1991 г. № 425–ХII «О разгосударствлении и приватизации» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан 1992 г., № 1, ст. 43);

Закон Республики Узбекистан от 7 мая 1993 г. № 852–XII «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О разгосударствлении и приватизации» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., № 5, ст. 236);

глава X Закона Республики Узбекистан от 23 сентября 1994 г. № 2022–XII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1994 г., № 11‑12, ст. 285);

глава XI Закона Республики Узбекистан от 31 августа 1995 г. № 118–I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., № 9, ст. 193);

глава III Закона Республики Узбекистан от 26 декабря 1997 г. № 549–I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., № 3, ст.38);

глава I Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» от 25 декабря 1998 г. № 729–I (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 1, ст. 20);

глава II Закона Республики Узбекистан от 13 декабря 2002 г. № 447–II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 1, ст. 8);

статья 1 Закона Республики Узбекистан от 3 апреля 2006 г. № ЗРУ–27 «О внесении изменений в статью 4 Закона Республики Узбекистан «О разгосударствлении и приватизации», а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан по вопросам разгосударствления и приватизации» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., № 4, ст. 153);

статья 1 Закона Республики Узбекистан от 17 сентября 2010 г. № ЗРУ-257 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием оценочной деятельности» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2010 г., № 9, ст. 337);

Закон Республики Узбекистан от 13 апреля 2011 г. № ЗРУ-281 «О внесении изменений в статью 4 Закона Республики Узбекистан «О разгосударствлении и приватизации» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2011 г., № 4, ст. 97).

 

Статья 47.  Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом


Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 

Статья 48.  Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Президент Республики Узбекистан

 


Комментарии (1)

Добавить комментарий

Гость_Гость :

2014-11-01 20:40:37

по 40 статье получается можно пересмотреть и отменить результаты приватизации до сентября 2012 года

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-11-29
  • USD:3176.16 (+18.66) сум
  • EUR:3450.86 (+0.97) сум
  • RUB:49.15 (+0.65) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 739