Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Закон Республики Узбекистан

31.03.2014

Проект 

 

см. на узбекском языке 

 

Об управлении государственным имуществом

 

 

ГЛАВА 1.  Общие положения

 

Статья 1.  Цель настоящего Закона

 

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области управления государственным имуществом.

 

Статья 2.  Законодательство об управлении государственным имуществом

 

Законодательство об управлении государственным имуществом состоит из настоящего Закона и иных актов

законодательства.

 

Законодательством могут быть установлены особенности управления  государственным имуществом в банковской сфере.

 

Статья 3.  Основные понятия

 

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

 

государственное имущество  –  имущество, принадлежащее государству на праве собственности, в том числе государственные предприятия, государственные учреждения, государственные доли, другие движимые и недвижимые объекты государственного имущества, а также объекты интеллектуальной собственности;

 

государственная доля  –  акции или доли в уставных фондах хозяйственных обществ, принадлежащие государству на праве собственности;

 

объект государственного имущества стратегического значения  –  объект государственного имущества, необходимый для удовлетворения основных потребностей населения социального характера, создания и поддержания инфраструктуры экономики, гарантирования общественного порядка и безопасности государства. Перечень объектов государственного имущества, имеющих стратегическое значение и период признания их таковыми, определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

 

управление объектами государственного имущества  –  реализация прав владения, пользования и распоряжения государственным имуществом, приобретение государством объектов частной собственности, а также реализация других вещных прав на государственное имущество;

 

государственное предприятие  –  организационно-правовая форма юридического лица, основанного на праве оперативного управления имуществом, находящимся в государственной собственности;

 

государственное учреждение  –  некоммерческая организация, созданная для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично из Государственного бюджета Республики Узбекистан;

 

распорядитель государственного имущества  –  Олий Мажлис Республики Узбекистан, Президент Республики Узбекистан, Кабинет Министров Республики Узбекистан или уполномоченные ими органы, органы государственной власти на местах, если иное не предусмотрено законодательством;

 

уполномоченный государственный орган по управлению государственным имуществом  – республиканский орган государственного управления, определенный актом Президента Республики Узбекистан.

 

Статья 4.  Цель управления государственным имуществом

 

Целью управления государственным имуществом является обеспечение эффективности их использования для удовлетворения общественных и социальных потребностей населения, охрана здоровья, общественного порядка, обеспечение безопасности и интересов государства, создание и развитие производственной и социальной инфраструктуры.

 

Исходя из цели управления объектами государственного имущества, Кабинет Министров Республики Узбекистан устанавливает задачи по достижению цели в форме программ и мероприятий на конкретный срок индивидуально по каждому виду государственного имущества, являющиеся обязательными для исполнения всеми субъектами управления государственного имущества.

 

Если достижение цели с использованием определенного объекта государственного имущества невозможно, или управление объектами государственного имущества не соответствует целям, установленным настоящим Законом, то данный объект подлежит приватизации либо ликвидации.

 

Статья 5.  Принципы управления государственным имуществом

 

Принципами управления государственным имуществом являются:

 

преследование исключительно установленных настоящим Законом целей управления государственным имуществом;

 

достижение цели управления государственным имуществом с наименьшими затратами (экономность);

 

бережное отношение к государственному имуществу, обеспечение его целостности и сохранности;

 

законность, прозрачность, гласность и справедливость в принятии решений субъектами управления государственным имуществом;

 

создание условий добросовестной конкуренции для осуществления предпринимательской деятельности.

 

Статья 6.  Объекты республиканского имущества

 

К республиканскому имуществу относятся:

 

земля, недра, вода, воздушное пространство, растительный и животный мир и другие природные ресурсы;

 

имущество республиканских государственных органов, которое необходимо им для выполнения возложенных на них задач, включая частично принадлежащее имущество на праве общей собственности (долевая или совместная собственность);

 

культурные и исторические ценности государственного значения;

 

средства республиканского бюджета, золотой запас, валютный фонд и иные государственные фонды;

 

результаты интеллектуальной деятельности, которые созданы или приобретены за счет бюджетных или иных средств государства;

 

другие объекты республиканского значения, принадлежащие государству на праве собственности, включая предприятия и иные имущественные комплексы, государственные доли, государственные образовательные, научные, научно-исследовательские учреждения.

 

Статья 7.  Объекты имущества органов государственной власти на местах

 

К объектам имущества органов государственной власти на местах относятся:

 

средства местного бюджета;

 

жилищный фонд и коммунальное хозяйство, находящиеся в ведении органов государственной власти на местах;

 

имущество органов государственной власти на местах, которое необходимо им для выполнения возложенных на них задач, включая частично принадлежащее имущество на праве общей собственности (долевая или совместная собственность);

 

другие объекты местного значения, принадлежащие государству на праве собственности, включая предприятия и иные имущественные комплексы, государственные доли, государственные учреждения народного образования, культуры и здравоохранения.

 

Порядок передачи объектов республиканского имущества в собственность органов государственной власти на местах и объектов имущества органов государственной власти на местах в республиканскую собственность определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

Статья 8.  Объекты государственного имущества специального назначения

 

Объектами государственного имущества специального назначения признаются:

 

средства Государственного бюджета Республики Узбекистан, валютного резерва, государственных целевых фондов, Центрального банка Республики Узбекистан, а также золотой запас Республики Узбекистан;

 

недра, внутренние воды, воздушный бассейн, растительный и животный мир в пределах территории Республики Узбекистан;

 

организации, осуществляющие разработку, производство, ремонт и реализацию вооружения и боеприпасов, защитных средств, военной техники, запасных частей, комплектующих элементов и приборов к ним, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, а также специальных материалов и оборудования для их производства;

 

организации, специализирующиеся на производстве сильнодействующих ядов, наркотических, а также осуществляющие посев, возделывание и переработке культур, содержащих наркотические вещества;

 

организации и имущество гражданской защиты и мобилизационного назначения;

 

специализированные организации, осуществляющие транспортировку взрывоопасных и ядовитых веществ;

 

железнодорожные пути (кроме подъездных путей) общего пользования;

 

автомобильные дороги общего пользования;

 

учреждения судебно-медицинской экспертизы;

 

учреждения по исполнению наказаний;

 

Республиканский узел специальной связи,

 

Центр электромагнитной совместимости;

 

кладбища.

 

Иные объекты государственного имущества, включая имущество, закрепленное за государственными органами, государственными предприятиями и государственными учреждениями, могут быть признаны Кабинетом Министров объектами государственного имущества специального назначения.

 

Государственные объекты специального назначения не могут отчуждаться и использоваться в качестве залога, на них не может быть наложен арест, обращено взыскание.

 

Порядок признания объектов государственного имущества объектом государственного имущества специального назначения устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

Статья 9.  Субъекты управления объектами республиканского имущества

 

Субъектами управления объектами республиканского имущества являются:

 

Кабинет Министров Республики Узбекистан;

 

иные государственные органы;

 

юридические и физические лица, участвующие в управлении государственным имуществом в порядке, установленном настоящим Законом.

 

Физическое лицо является субъектом управления объектами республиканского имущества, если оно участвует в управлении объектом республиканского имущества на основании соответствующего договора
или доверенности уполномоченного государственного органа по управлению государственным имуществом.

 

Статья 10.  Субъекты управления объектами имущества органов государственной власти на местах

 

Субъектами управления объектами имущества органов государственной власти на местах являются:

 

органы государственной власти на местах;

 

юридические и физические лица, участвующие в управлении имуществом органов государственной власти на местах в порядке, установленном настоящим Законом.

 

Физическое лицо является субъектом управления объектами имущества органов государственной власти на местах, если оно участвует в управлении им на основании соответствующего договора или доверенности органов государственной власти на местах.

 

Статья 11.  Принятие решений и ответственность субъектов управления объектами государственного имущества

 

Субъекты управления объектами государственного имущества принимают решения в отношении государственного имущества по собственному усмотрению исходя из цели и принципов управления государственным имуществом, установленных настоящим Законом, в пределах предоставленных им законодательством полномочий.

 

Субъекты управления объектами государственного имущества несут ответственность за сохранность, целостность, целевое, рациональное
и эффективное управление государственным имуществом.

 

 

ГЛАВА 2.  Полномочия государственных органов в сфере управления государственным имуществом

 

Статья 12.  Полномочия распорядителей государственного имущества

 

Полномочиями Кабинета Министров Республики Узбекистан в сфере управления государственным имуществом являются:

 

установление требований к управлению и использованию государственного имущества, включая порядок его приватизации;

 

создание государственных предприятий и государственных учреждений, в том числе организаций стратегического значения и специального назначения;

 

управление государственным имуществом;

 

передача отдельных полномочий по управлению объектами республиканского имущества республиканским органам государственного управления и специально создаваемым организациям;

 

координация эффективного управления объектами республиканского имущества, включая объектов государственного имущества стратегического и объектов государственного имущества специального назначения;

 

заслушивание отчетов республиканских органов государственного управления о результатах управления государственным имуществом;

 

другие полномочия в соответствии с законодательством.

 

Статья 13. Основные полномочия уполномоченного государственного органа по управлению государственным имуществом

 

Уполномоченный государственный орган по управлению государственным имуществом для осуществления своих основных полномочий в сфере управления государственным имуществом:

 

выступает от имени Республики Узбекистан учредителем государственных предприятий и государственных учреждений, хозяйственных обществ, создаваемых в процессе приватизации государственных предприятий и государственных учреждений;

 

осуществляет в соответствии с законодательством от имени Республики Узбекистан права акционера (участника) хозяйственных обществ по государственной доле, а также передает эти права специальной организации, создаваемой Кабинетом Министров Республики Узбекистан, доверительным управляющим и иным лицам;

 

осуществляет инвентаризацию и учет недвижимых объектов государственного имущества, в том числе находящихся за рубежом (кроме имущества, инвентаризация и учет которых ведется соответствующими государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством);

 

вносит государственные доли и иное государственное имущество в уставные фонды создаваемых и действующих хозяйственных обществ в порядке, предусмотренном законодательством;

 

выступает арендодателем имущества, находящегося в государственной собственности, кроме случаев, когда право осуществления этих полномочий делегировано иным республиканским органам государственного управления и другим организациям;

 

координирует взаимодействие республиканских органов государственного управления по вопросам управления государственным имуществом в соответствии с порядком, устанавливаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

 

обеспечивает сокращение участия государства в нестратегических организациях путем разработки и представления в Кабинет Министров Республики Узбекистан проектов государственных программ по приватизации и обеспечивает их реализацию;

 

анализирует процессы, связанные с приватизацией, и формирует предложения по внедрению новых форм и способов приватизации, обеспечивающих открытость и прозрачность реализации объектов приватизации частным собственникам, в том числе по совершенствованию норм, регулирующих имущественные отношения;

 

осуществляет координацию деятельности доверительных управляющих государственными активами;

 

осуществляет другие полномочия, установленные законодательством.

 

Статья 14.  Полномочия республиканских органов государственного управления и органов государственной власти на местах

 

Полномочия республиканских органов государственного управления в сфере управления государственным имуществом устанавливаются в Положениях о министерствах, государственных комитетах и других органах государственного управления.

 

Полномочия органов государственной власти на местах в сфере управления государственным имуществом устанавливаются настоящим Законом и другими актами законодательства.

 

 

ГЛАВА 3.  Приобретение объектов в государственную собственность

 

Статья 15.  Создание государством юридических лиц

 

Государство вправе создавать государственные предприятия, государственные учреждения и хозяйственные общества, а также приобретать доли в их уставных фондах хозяйствующих обществ, если это необходимо для достижения целей определенных настоящим Законом.

 

Статья 16.  Решение о приобретении государством объектов частной собственности

 

Кабинет Министров Республики Узбекистан или органы государственной власти на местах вправе принимать решение о приобретении объектов частной собственности в виде недвижимости, доли в уставном капитале хозяйственного общества и имущественного комплекса путем купли-продажи, мены и иным способом, если цели, определенные настоящим Законом, не могут быть достигнуты без приобретения данных объектов.

 

При этом если цели государства могут быть достигнуты путем приобретения части объектов частной собственности, решение принимается о приобретении необходимой части данного объекта.

 

Решение о приобретении в республиканское имущество объектов частной собственности принимается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

Решение о приобретении в имущество органов государственной власти на местах объектов частной собственности принимается органами государственной власти на местах, по согласованию с уполномоченным государственным органом по управлению государственным имуществом.

 

В решении о приобретении объекта частной собственности должны быть определены:

 

цель приобретения объекта;

 

субъект управления объектом государственного имущества, включая его права и ответственность в отношении приобретаемой собственности;

 

сроки управления приобретаемым объектом частной собственности;

 

источник финансирования для приобретения и дальнейшего содержания объекта, цена его приобретения либо порядок ее определения.

 

Порядок приобретения в собственность государства объектов частной собственности определяется законодательством.

 

Государство вправе отказаться от добровольной безвозмездно передаваемых объектов частной собственности, если это, не соответствует целям и принципам управления государственным имуществом.

 

В случае отсутствия в будущем необходимости в объектах, приобретенных в собственность государства, в виду достижения целей государства за счет их использования, они подлежат приватизации в течение года с момента принятия соответствующего решения.

 

 

ГЛАВА 4.  Права организаций на закрепленные за ними объекты государственного имущества

 

Статья 17.  Имущество республиканских органов государственного управления, необходимое для выполнения задач

 

Объекты недвижимости, необходимые для выполнения задач, закрепляются за республиканскими органами государственного управления на основании решения распорядителя государственного имущества, в котором определяются права и обязательства по передаваемому имуществу.

 

Республиканские органы государственного управления ведут учет закрепленных за ними объектов государственного имущества и являются ответственными за обеспечение их сохранности и целевое использование.

 

Республиканские органы государственного управления могут приобретать объекты частной собственности, если это необходимо для выполнения
ими возложенных на них задач.

 

Порядок приобретения имущества республиканскими органами государственного управления осуществляется в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

Статья 18.  Имущество государственных предприятий и учреждений

 

Имущество государственных предприятий и государственных учреждений формируется за счет:

 

имущества закрепленного учредителем на праве оперативного управления;

 

имущества, приобретенного в ходе деятельности;

 

доходов и иных, не противоречащих законодательству источников.

 

Стоимость государственного имущества, закрепленного за государственными предприятиями и государственными учреждениями учредителем, отражается в их самостоятельном балансе.

 

Порядок распоряжения имуществом государственного предприятия и государственного учреждения, включая передачу в аренду, в уставный фонд и залог устанавливается законодательством.

 

Статья 19.  Переход прав на объекты государственного имущества

 

Права владения, пользования и (или) распоряжения государственным  имуществом могут быть переданы от одного субъекта управления объектом государственного имущества другому.

 

Отношения между субъектами управления объектами государственного имущества, связанные с правами и ответственностью по передаваемому объекту государственного имущества координируются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

 

ГЛАВА 5.  Особенности управления объектами государственного имущества

 

Статья 20.  Определение индивидуальных целей управления объектами государственного имущества

 

На основе целей и принципов управления государственным имуществом, определенных настоящим Законом, Кабинетом Министров Республики Узбекистан на регулярной основе принимаются программы управления объектами государственного имущества стратегического значения на краткосрочную и/или долгосрочную перспективу, в которых устанавливаются индивидуальные приоритетные цели по объектам государственного имущества и задачи
для их достижения.

 

Статья 21.  Критерии эффективности управления государственным имуществом

 

Критерии эффективности управления государственным имуществом определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан по каждому виду государственного имущества в прямой зависимости от достижения установленных целей управления государственным имуществом.

 

Статья 22.  Управление государственным имуществом за рубежом

 

В зависимости от вида собственности Республики Узбекистан за рубежом Кабинет Министров Республики Узбекистан определяет субъект управления указанного государственного имущества, включая права и обязательства по ней.

 

При управление государственным имуществом за рубежом, закрепленном за дипломатическими представительствами Республики Узбекистан, субъекты управления обязаны обеспечить надлежащую сохранность и целостность государственного имущества в соответствии с целями приобретения такого имущества.

 

Порядок управления государственным имуществом за рубежом, закрепленных за дипломатическими представительствами Республики Узбекистан, устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

Статья 23.  Особенности управления государственным имуществом, подлежащим приватизации

 

Решение распорядителя государственного имущества о приватизации государственного имущества могут предусматривать обременения, социальные и инвестиционные обязательства, сохранение профиля основной деятельности данного имущества, за исключением случаев передачи государственного имущества в уставный фонд хозяйственного общества.

 

Для реализации государственной доли государством может быть использовано право акционера (участника) требовать выкупа обществом принадлежащей государству доли.

 

Субъект управления государственным имуществом обязан принимать все необходимые действия в рамках законодательства, по обеспечению сохранности и повышению инвестиционной привлекательности закрепленного за ним государственного имущества, по которому приняты решения о приватизации, до момента его реализации в частную собственность.

 

Субъект управления государственным имуществом должен обеспечить равный доступ инвесторов к достоверной и актуальной информации о государственном имуществе, по которому принято решение о приватизации.

 

Арендатор государственного имущества в виде недвижимости, нанимающий данное имущество непрерывно в течение последних трех лет, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, при прочих равных условиях имеет перед другими претендентами преимущественное право на приватизацию данного имущества по цене предложенной третьему лицу.

 

Объекты частной собственности, на которые обращено взыскание в счет возмещения задолженности перед государством подлежат реализации, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.

 

 

ГЛАВА 6.  Государственные предприятия

 

Статья 24.  Создание государственных предприятий

 

Государственные предприятия создаются по решению распорядителя государственного имущества, республиканских органов государственного управления и органов государственной власти на местах, в случаях предусмотренных законодательством, а государственные предприятия стратегического значения и специального назначения создаются исключительно
по решению распорядителя государственного имущества.

 

В решении о создании государственного предприятия устанавливаются индивидуальные цели, задачи, конкретные сроки создания и источники доходов деятельности государственного предприятия.

 

Типовой устав государственного предприятия, порядок его создания и формирования органов управления и контроля, порядок приватизации и ликвидации государственного предприятия устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

Государственное предприятие обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, банковские счета, в том числе валютные, эмблему, штампы и бланки, печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан, с указанием его фирменного наименования на государственном языке. Фирменное наименование государственного предприятия должно содержать слова «давлат корхонаси».

 

Статья 25.  Цели создания государственного предприятия

 

Решение о создании государственного предприятия может быть принято, исключительно исходя из целей и принципов управления государственным имуществом, установленными настоящим Законом.

 

Государственное предприятие может быть создано в случае необходимости:

 

использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности государства, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта;

 

осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам для решения социальных задач;

 

разработки и производства отдельных видов продукции оборонной промышленности;

 

производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота;

 

осуществления деятельности, предусмотренной Законом исключительно для государственных предприятий.

 

Государственное предприятие может быть создано в иных случаях по решению распорядителя государственного имущества.

 

Статья 26.  Учредительный документ государственного предприятия

 

Учредительным документом государственного предприятия является устав, утвержденный учредителем.

 

Устав государственного предприятия должен содержать следующие сведения:

 

фирменное наименование, местонахождение (почтовый адрес);

 

предмет и цели деятельности;

 

порядок управления деятельностью государственного предприятия;

 

размер уставного фонда, порядок и источники его формирования;

 

порядок увеличения и уменьшения уставного фонда;

 

условия распоряжения государственным имуществом;

 

порядок распределения дохода (прибыли) и возмещения убытков;

 

порядок образования резервного и иных фондов;

 

права, обязанности и ответственность руководителя;

 

порядок составления, проверки и утверждения годовых отчетов;

 

порядок реорганизации и ликвидации государственного предприятия.

 

Устав государственного предприятия может содержать другие положения, не противоречащие законодательству.

 

Изменения в устав государственного предприятия вносятся по решению учредителя и подлежат государственной регистрации.

 

Уставом государственного предприятия может быть установлено требование на совершение исполнительным органом отдельных сделок исключительно по решению наблюдательного совета предприятия.

 

Статья 27.  Ответственность по обязательствам государственного предприятия

 

Государственное предприятие несет ответственность по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. В случае недостаточности указанных средств, учредитель государственного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам государственного предприятия.

 

Государственное предприятие не несет ответственности по обязательствам учредителя.

 

Ответственность по обязательствам филиала и представительства государственного предприятия несет государственное предприятие.

 

Статья 28.  Органы управления и контроля государственного предприятия

 

Органами управления государственного предприятия являются:

 

учредитель;

 

наблюдательный совет, если его создание предусмотрено уставом государственного предприятия либо решением учредителя;

 

исполнительный орган.

 

Полномочия органов управления государственным предприятием определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан и его уставом.

 

Органами контроля государственного предприятия является ревизионная комиссия, создание которой может быть предусмотрено уставом предприятия либо решением учредителя.

 

Статья 29.  Права и обязанности учредителя государственного предприятия

 

Учредитель имеет право:

 

определять цели, предмет, виды деятельности государственного предприятия;

 

вносить изменения и дополнения в устав учрежденного им государственного предприятия;

 

освобождать от занимаемой должности руководителя государственного предприятия в соответствии с трудовым договором в порядке, установленном трудовым законодательством;

 

принимать решение о реорганизации или ликвидации государственного предприятия, назначать ликвидационную комиссию и утверждать ликвидационные балансы;

 

обращаться в суд с иском о признании сделки с имуществом государственного предприятия недействительной;

 

изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество государственного предприятия и распорядиться им;

 

при необходимости, вносить в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по приватизации государственного предприятия;

 

предъявлять иск о возмещении нанесенного государственному предприятию ущерба;

 

принимать решения о совершении руководителем государственного предприятия крупной сделки и сделки, в которой имеется заинтересованность;

 

передавать наблюдательному совету отдельные полномочия учредителя, если это предусмотрено уставом государственного предприятия.

 

Учредитель обязан:

 

назначить руководителя государственного предприятия, заключить с ним трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством;

 

в течение трех месяцев с момента государственной регистрации государственного предприятия сформировать его уставный фонд путем передачи ему в оперативное управление объектов государственного имущества;

 

ежегодно утверждать бизнес-план государственного предприятия, ежеквартально заслушивать отчет исполнительного органа о ходе его выполнения;

 

согласовывать с уполномоченным государственным органом по управлению государственным имуществом решение о выдаче исполнительному органу государственного предприятия разрешения на распоряжение имуществом, рыночная стоимость которого превышает тысячекратный размер минимальной заработной платы;

 

осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью,
а также за отчуждением переданного государственному предприятию государственного имущества.

 

Статья 30.  Распоряжение имуществом государственного предприятия

 

Распоряжение имуществом государственного предприятия в следующих случаях осуществляется исполнительным органом государственного предприятия, по согласованию с учредителем:

 

реализация основных средств, сдача их в аренду или внесение их в залог, за исключением случаев, установленных законодательством;

 

внесение имущества в качестве вклада в уставный фонд хозяйственного общества;

 

приобретение акций (долей) хозяйственных обществ, за счет имущества и/или средств государственного предприятия;

 

реализация принадлежащих государственному предприятию акций (долей) в хозяйственных обществах;

 

иное распоряжение имуществом, не соответствующее целям деятельности государственного предприятия.

 

Реализации объектов недвижимости государственного предприятия осуществляется в порядке приватизации.

 

На имущество государственного предприятия за исключением денежных средств не может быть наложен арест, направлено взыскание в пользу третьих лиц без соответствующего согласия учредителя.

 

Статья 31.  Права руководителя государственного предприятия

 

Руководитель государственного предприятия является единоличным исполнительным органом государственного предприятия, организует выполнение поставленных перед государственным предприятием задач, осуществляет руководство за текущей деятельностью государственного предприятия, и действует от имени государственного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы.

 

К компетенции руководителя государственного предприятия относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции учредителя или компетенции наблюдательного совета.

 

Руководитель имеет право:

 

совершат сделки от имени государственного предприятия;

 

осуществлять прием на работу работников, заключать (изменять и прекращать) с ними трудовые договоры;

 

издавать приказы, выдавать доверенности.

 

Статья 32.  Обязанности руководителя государственного предприятия

 

Руководитель государственного предприятия обязан выполнять свои обязанности в соответствии с законами, уставом и с общими стандартами управления и действовать в интересах государственного предприятия. В частности, он обязан:

 

информировать наблюдательный совет или учредителя о возможных конфликтах интересов;

 

осуществлять свои действия на основании согласия наблюдательного совета или учредителя, если это предусмотрено настоящим Законом или уставом государственного предприятия;

 

обеспечить ведение в установленном порядке бухгалтерских документов;

 

обеспечивать сохранность имущества закрепленного за государственным предприятием.

 

Статья 33.  Ответственность руководителя государственного предприятия

 

Руководитель государственного предприятия принимает решения по собственному усмотрению, исходя из целей и принципов, установленных настоящим Законом, в пределах предоставленных им законодательством полномочий.

 

Руководитель государственного предприятия несет ответственность за сохранность, целостность, целевое, рациональное и эффективное управление предприятием.

 

Статья 34.  Наблюдательный совет и ревизионная комиссия государственного предприятия

 

В целях осуществления общего руководства за деятельностью и для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью исполнительного органа в государственном предприятии могут быть созданы наблюдательный совет и ревизионная комиссия.

 

Количество членов наблюдательного совета определяется уставом, но не может быть менее трех человек.

 

В государственных предприятиях создание наблюдательного совета и ревизионной комиссии является обязательным, если штатная численность работников составляет свыше 100 человек или балансовая стоимость активов свыше сто пятьдесят тысячекратного размера минимальной заработной платы.

 

Члены наблюдательного совета назначаются по решению учредителя на один календарный год с возможностью ежегодного продления его полномочий.

 

Порядок деятельности ревизионной комиссии государственного предприятия определяется положением, утверждаемым учредителем.

 

По требованию ревизионной комиссии государственного предприятия лица, занимающие должности в органах управления государственного предприятия, обязаны представлять ей документы о финансово-хозяйственной деятельности.

 

Члены ревизионной комиссии государственного предприятия не могут одновременно являться членами наблюдательного совета, а также занимать иные должности в органах управления государственного предприятия.

 

Статья 35.  Прибыль государственного предприятия

 

Чистой прибылью государственного предприятия является прибыль, остающаяся у государственного предприятия после уплаты всех налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды и распределяемая по решению учредителя.

 

Статья 36.  Приватизация, реорганизация и ликвидация государственного предприятия

 

Учредитель государственного предприятия вправе вносить предложения распорядителю государственного имущества о приватизации, реорганизации  государственного предприятия или принимать решение о его добровольной ликвидации государственного предприятия в следующих случаях:

 

цели создания государственного предприятия достигнуты;

 

цели создания государственного предприятия не могут быть достигнуты в силу причин, независящих от государственного предприятия и учредителя;

 

существование государственного предприятия противоречит принципам, установленным настоящим Законом;

 

отсутствие должного финансирования деятельности государственного предприятия;

 

в иных случаях, установленных уставом государственного предприятия.

 

Государственное предприятие подлежит приватизации, реорганизации или добровольной ликвидации, если цели и задачи, возложенные на государственное предприятие, могут быть достигнуты организациями частной формы собственности.

 

Решение о добровольной ликвидации и реорганизации государственного предприятия, признаваемого объектом государственного имущества стратегического значения или объектом государственного имущества специального назначения, принимается по решению распорядителя государственного имущества.

 

Государственное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению учредителя с согласия уполномоченного государственного органа по управлению государственным имуществом или его территориального органа в порядке, предусмотренном законодательством.

 

 

ГЛАВА 7.  Государственные учреждения

 

Статья 37.  Создание государственных учреждений

 

Государственное учреждение создается по решению распорядителя государственного имущества, республиканских органов государственного управления и органов государственной власти на местах.

 

Государственное учреждение стратегического значения или специального назначения создаётся по решению распорядителя государственного имущества.

 

В решении о создании государственного учреждения устанавливаются цели, конкретные сроки создания и источник финансирования деятельности учреждения.

 

Типовой устав государственного учреждения, порядок его создания и формирования органов управления и контроля, порядок приватизации и ликвидации государственного учреждения устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

Государственное учреждение, имеет самостоятельный баланс, банковские счета, в том числе валютные, эмблему, штампы и бланки, печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан, с указанием его фирменного наименования на государственном языке. Фирменное наименование государственного учреждения должно содержать слова «давлат муассасаси».

 

Статья 38.  Цель создания государственного учреждения

 

Целью создания государственного учреждения является осуществление управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, в том числе выполнение задач государства, включая предоставление услуг в сфере образования, культуры, спорта, здравоохранения, охраны окружающей среды, а также в иных сферах социального значения, создания и поддержания инфраструктуры экономики, гарантирования общественного порядка и безопасности государства.

 

Решение о создании государственного учреждения может быть принято, исключительно исходя из целей и принципов, установленных настоящим Законом, а также индивидуальных целей, определенных учредителем в рамках настоящего Закона.

 

Статья 39.  Ответственность по обязательствам государственного учреждения

 

Государственное учреждение несет ответственность по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. В случае недостаточности указанных средств, учредитель государственного учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам государственного учреждения.

 

Государственное учреждение не несет ответственности по обязательствам учредителя.

 

Статья 40.  Органы управления государственным учреждением

 

Органами управления государственного учреждения являются:

 

учредитель;

 

исполнительный орган.

 

Уставом государственного учреждения может быть предусмотрено создание наблюдательного совета.

 

Полномочия органов управления государственного учреждения определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

Статья 41.  Приватизация, реорганизация и ликвидация государственного учреждения

 

Учредитель государственного учреждения вправе вносить предложения о приватизации, реорганизации государственного учреждения или принять решение о добровольной ликвидации в следующих случаях:

 

цели создания государственного учреждения достигнуты;

 

цели создания государственного учреждения не могут быть достигнуты в силу причин, независящих от государственного учреждения и учредителя;

 

существование государственного учреждения противоречит принципам, установленным настоящим Законом;

 

отсутствие должного финансирования деятельности государственного учреждения;

 

в иных случаях, установленных уставом государственного учреждения.

 

Государственное учреждение подлежит приватизации, реорганизации или добровольной ликвидации, если цели и задачи государства, возложенные на государственное учреждение, могут быть достигнуты организациями частной формы собственности.

 

Решение о добровольной ликвидации и реорганизации государственного учреждения, признаваемого объектом государственного имущества стратегического значения или объектом государственного имущества специального назначения, принимается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

 

ГЛАВА 8.  Государственные доли

 

Статья 42.  Долевое участие государства в хозяйственных обществах

 

Распорядитель государственного имущества вправе создавать хозяйственное общество, в том числе путем преобразования государственного предприятия и государственного учреждения, исключительно в форме акционерного общества либо общества с ограниченной ответственностью.

 

Если размер уставного фонда хозяйственного общества соответствует минимальным требованиям, установленным законодательством, хозяйственное общество создается в форме акционерного общества.

 

Государство в качестве участника (акционера) хозяйственного общества имеет равные с другими участниками (акционерами) права и обязательства. В случаях, предусмотренных законодательством, может быть введено специальное право участия государства в управлении отдельными приватизируемыми акционерными обществами ("золотая акция").

 

Хозяйственным обществам с государственной долей в уставном фонде не могут быть переданы полномочия государства, включая по лицензированию, сертификации и выдаче иных документов разрешительного характера.

 

Права государства в качестве акционера (участника) в хозяйственном обществе с государственной долей могут быть переданы соответствующим министерствам и ведомствам в зависимости от основной сферы деятельности хозяйственного общества на основании решения распорядителя имущества.

 

Порядок взаимоотношения республиканских органов государственного управления в вопросе управления государственной долей, предусматривающего образование исполнительного органа и наблюдательного совета, и организации их деятельности, устанавливается уполномоченным государственным органом по управлению государственным имуществом.

 

Статья 43.  Увеличение размера доли государства в уставном фонде хозяйственного общества

 

Субъект управления государственным имуществом обязан инициировать увеличение государственной доли в уставном фонде хозяйственного общества в процентном отношении за счет дополнительного вклада со стороны государства, если это необходимо для достижения целей управления государственным имуществом.

 

Если в решении распорядителя государственного имущества определен размер, подлежащий сохранению государственной доли, то часть доли, превышающая определенного размера подлежащего к сохранению, подлежит приватизации.

 

Статья 44.  Сохранение размера доли государства в уставном фонде хозяйственного общества при увеличении его уставного фонда

 

Субъект управления государственным имуществом обязан обеспечить сохранение в процентном соотношении размера государственной доли в уставном фонде хозяйственного общества, за исключением случаев, когда источники для сохранения размера государственной доли не определены.

 

Если по результатам уменьшения размера государственной доли, цели управления государственным имуществом не могут быть достигнуты, министерство или ведомство, представляющее корпоративные интересы государства в хозяйственном обществе, вносит предложение в Кабинет Министров Республики Узбекистан о приватизации государственной доли.

 

Статья 45.  Представители государства в хозяйственных обществах с государственной долей

 

Представителями государства в хозяйственном обществе с государственной долей признаются доверительный управляющий, осуществляющий деятельность по управлению государственной долей, физическое лицо, являющееся членом наблюдательного совета по государственной доле, участвующее на общем собрании акционеров (участников) хозяйственного общества с правом голоса от имени государства, в том числе по «золотой акции».

 

Представитель государства в хозяйственном обществе действует на основании письменной доверенности либо договора, а в случае членства в наблюдательном совете – решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества по его избранию, если иное не установлено законодательством.

 

Представитель государства в хозяйственном обществе обязан преследовать исключительно интересы общества и государства.

 

Порядок участия представителя государства в управлении хозяйственным обществом устанавливается уполномоченным государственным органом по управлению государственным имуществом.

 

 

ГЛАВА 9.  Распоряжение государственным имуществом

 

Статья 46.  Приватизация объектов государственного имущества

 

Объекты государственного имущества подлежит приватизации полностью, если:

 

возложенные на государственные предприятия, государственные учреждения и хозяйственные общества с государственной долей задачи государства в сфере управления государственным имуществом могут быть достигнуты субъектами предпринимательской деятельности, функционирующими исключительно на основе частного капитала;

 

цель государства от владения и пользования государственным имуществом достигнута, или достижение цели представляется невозможным.

 

Приватизация объектов государственного имущества осуществляется в порядке, установленном законодательством.

 

Статья 47.  Предоставление объектов государственного имущества в безвозмездное пользование и аренду

 

Объекты государственного имущества могут быть предоставлены в безвозмездное пользование юридическим лицам и физическим лицам по решению распорядителя государственного имущества на основании договора.

 

Объекты государственного имущества могут быть предоставлены в аренду и доверительное управление юридическим лицам и физическим лицам на основании договора.

 

Проведение оценки является необязательным при предоставлении объекта государственного имущества в безвозмездное пользование, аренду и доверительное управление.

 

Юридические лица и физические лица вправе использовать объекты государственного имущества, предоставленные им в безвозмездное пользование или аренду исключительно для целей, определенных в соответствующем решении о предоставлении объекта государственного имущества или в договоре.

 

Юридические лица и физические лица несут ответственность за сохранность, целостность, целевое использование объекта государственного имущества в течение всего срока безвозмездного пользования, аренды и доверительного управления.

 

Порядок предоставления в безвозмездное пользование, аренду и доверительное управление объектов государственного имущества, в том числе находящегося за рубежом, определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

Статья 48.  Передача объектов государственного имущества и имущественных прав в уставный фонд хозяйственных обществ

 

Объект государственного имущества и имущественные права на него (владение и пользование) могут быть внесены в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных обществ.

 

Внесение объектов государственного имущества и имущественных прав на них (владение и пользование) в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных обществ осуществляется по рыночной стоимости.

 

Срок, на который вносятся имущественные права на объекты государственного имущества (владение и пользование) в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных обществ, определяется уставом хозяйственного общества.

 

Статья 49.  Прекращение имущественных прав государства

 

Основанием прекращения имущественных прав государства являются:

 

приватизация государственного имущества, в том числе передача государственного имущества в уставный фонд юридического лица, а также безвозмездная передача прав собственности на государственное имущество негосударственным организациям и физическим лицам;

 

ликвидация государственного предприятия, государственного учреждения и хозяйственного общества с государственной долей в уставном фонде;

 

списание государственного имущества;

 

снос, потеря и уничтожение государственного имущества;

 

соответствующее решение суда;

 

иное отчуждение имущества в соответствии с законодательством.

 

 

ГЛАВА 10.  Учет и обеспечение сохранности государственного имущества

 

Статья 50.  Учет государственного имущества

 

Учет государственного имущества осуществляется уполномоченным государственным органом по управлению государственным имуществом в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

 

Учет прав на государственные пакеты акций ведётся Центральным депозитарием ценных бумаг на счетах соответствующих министерств и ведомств в порядке, установленном законодательством.

 

Государственные органы и другие организации ведут внутренний учет закрепленного за ними государственного имущества, с проведением не реже одного раза в год инвентаризации государственного имущества.

 

Результаты проведенной инвентаризации государственного имущества для обобщения и хранения представляются уполномоченному государственному органу по управлению государственным имуществом в течение 30 дней после окончания года в форме заключения инвентаризационной комиссии, заверенного руководителем организации, с приложением перечня имущества.

 

Для целей управления государственным имуществом при учете долевого участия государства, осуществляется классификация хозяйственных обществ в зависимости от степени влияния государства на принимаемые в хозяйственном обществе решения.

 

Статья 51.  Единый государственный реестр государственного имущества

 

Единый государственный реестр государственного имущества ведется уполномоченным государственным органом по управлению государственным имуществом.

 

Единый государственный реестр государственного имущества разделяется
на следующие категории:

 

государственные предприятия и государственные учреждения;

 

объекты недвижимости, включая имущественные комплексы;

 

государственные доли;

 

объекты государственного имущества за рубежом;

 

другие объекты, определенные Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

Единый реестр государственного имущества служит для информационных целей и не может быть использован для определения момента возникновения
или завершения права на государственное имущество. Единый государственный реестр должен содержать следующую информацию по каждому объекту:

 

данные, необходимые для идентификации объекта;

 

наименование собственника или органа, на которые возложены полномочия по управлению, а в случае предоставления права оперативного управления и хозяйственного ведения, наименования владельца этого права;

 

номинальная (учетная) стоимость объекта.

 

Форма и порядок введения Единого реестра государственного имущества устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

Статья 52.  Доступ к сведениям, содержащимся в Едином реестре государственного имущества

 

Информация, содержащаяся в Едином реестре государственного имущества, является общедоступной. Общая информация о количестве и виде государственного имущества публикуется на вэб-сайте уполномоченного государственного органа по управлению государственным имуществом, если иное не предусмотрено законодательством.

 

Статья 53.  Сохранность государственного имущества

 

Государственные органы и другие организации являются ответственными за обеспечение сохранности закрепленных за ними государственного имущества.

 

Финансирование расходов, связанных с обеспечением сохранности государственного имущества, осуществляется государственными органами и другими организациями, за которыми данное имущество закреплено в рамках сметы расходов, предусмотренной для данной цели.

 

Статья 54.  Мониторинг целевого использования государственного имущества

 

Мониторинг целевого использования государственного имущества и выполнение обязанностей по обеспечению его сохранности осуществляется субъектом управления объектами государственного имущества.

 

Информация об управляемых объектах государственного имущества представляется уполномоченным государственным органом по управлению государственным имуществом в Счетную палату Республики Узбекистан и другие государственные органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством.

 

 

ГЛАВА 11.  Заключительные положения

 

Статья 55.  Разрешение споров

 

Споры в сфере управления государственным имуществом разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством.

 

Статья 56.  Ответственность за нарушение законодательства об управлении государственным имуществом

 

Лица, виновные в нарушении законодательства об управлении государственным имуществом, несут ответственность в установленном законодательством порядке.

 

Статья 57.  Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

 

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

 

привести решения Правительства в соответствие с настоящим Законом;

 

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 

Статья 58.  Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

        

 Президент

Республики Узбекистан


 

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Ташкент – не сельская местность
Я проживаю в г. Ташкенте с родителями, своего жилья не имею. Могу ли я принять участие в программе доступного жилья, если женюсь и решу жить отдельно от родителей?
09.12.16
Просмотры: 154