Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Закон Республики Узбекистан

03.10.2012

Проект

 

О ЧАСТНЫХ БАНКОВСКИХ И ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТАХ

И ГАРАНТИЯХ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

               

                       

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Цель и основные задачи Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений, связанных с осуществлением деятельности частных банковских и финансовых институтов, а также определение гарантий их деятельности.

Основными задачами настоящего Закона являются создание благоприятных условий для привлечения в банковско-финансовую сферу частного капитала, расширение конкуренции и повышение качества обслуживания клиентов на рынке банковских и других финансовых услуг.

 

Статья 2. Законодательство о частных банковских и финансовых   институтах и гарантиях их деятельности

Законодательство о частных банковских  и финансовых институтах и гарантиях их деятельности состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о частных банковских  и финансовых институтах и гарантиях их деятельности, то применяются правила международного договора.

 

Статья 3. Частные банковские и финансовые институты

Частные банковские и финансовые институты – банки и другие кредитные организации, страховые организации, а также иные юридические лица, предоставляющие исключительно финансовые услуги, в уставном фонде которых доля физических лиц –учредителей (участников) должна составлять не менее 50 процентов. Учредителями (участниками) частных банковских и финансовых институтов могут быть и юридические лица, в уставном фонде которых не имеется доля государства.

Частные банковские и финансовые институты являются коммерческими организациями и субъектами предпринимательства.

Государственные органы, политические партии, профессиональные союзы, общественные фонды, религиозные организации и другие негосударственные некоммерческие организации не могут быть учредителями (участниками) частных банковских и финансовых институтов. Должностные лица государственных органов не могут занимать оплачиваемую должность в частных банковских  и финансовых институтах.

 

Статья 4. Имущественная основа деятельности частных банковских и финансовых институтов

Деятельность частных банковских и финансовых институтов может осуществляться на основе их собственного имущества и(или) привлеченного имущества в порядке, установленном законодательством.

Имущество, в том числе имущественные права, на основе и посредством которых частные банковские и финансовые институты осуществляют свою деятельность, может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и(или) прекращением прав и обязанностей, в порядке, предусмотренном законодательством.

 

Статья 5. Организация деятельности частных банковских и  финансовых институтов

Организация деятельности частных банковских и финансовых институтов осуществляется в соответствии с законами Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности», «О страховой деятельности», «О лизинге» и другими актами законодательства.

 

Статья 6. Налогообложение деятельности частных банковских и финансовых институтов

Налогообложение деятельности частных банковских и финансовых институтов осуществляется в соответствии с законодательством.

Для частных банковских и финансовых институтов законодательством могут быть предусмотрены льготы по налогам и другим обязательным платежам.

 

II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧАСТНЫХ БАНКОВСКИХ И ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ

 

Статья 7. Права частных банковских и финансовых институтов

Частные банковские и финансовые институты вправе:

самостоятельно осуществлять свою деятельность, выбирать стратегию развития и программы участия на рынке банковских и финансовых услуг;

получать прибыль законным путем от своей деятельности в неограниченном размере и распоряжаться ею по своему усмотрению согласно учредительным документам;

оказывать услуги, не запрещенные законодательством;

участвовать в благотворительной деятельности;

осуществлять в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность.

Частные банковские и финансовые институты могут иметь и иные права, предусмотренные законодательством.

 

Статья 8. Обязанности частных банковских и финансовых институтов

Частные банковские и финансовые институты обязаны:

выполнять обязательства, вытекающие из законодательства или заключенных ими договоров;

вести бухгалтерский и иной учет в соответствии с законодательством;

в установленном порядке и сроки представлять в соответствующие государственные органы отчетность о своей деятельности;

соблюдать требования безопасности и охраны труда;

своевременно информировать соответствующие государственные органы об изменении почтового адреса (местонахождения) и иных реквизитов.

Частные банковские и финансовые институты могут нести и иные обязанности, в соответствии с законодательством.

 

Статья 9. Объединения частных банковских и финансовых институтов

Частные банковские и финансовые институты в целях координации деятельности, защиты своих прав и интересов могут объединяться в ассоциации (союзы) и иные объединения в соответствии с законодательством.

 

III. ГАРАНТИИ СВОБОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ ЧАСТНЫХ БАНКОВСКИХ И ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ

 

Статья 10. Гарантии прав и интересов частных банковских и финансовых институтов

Государство гарантирует частным банковским и финансовым институтам равные права и создает равные возможности для доступа к материально-техническим, финансовым, трудовым, информационным и другим ресурсам.

Государство гарантирует свободу экономической деятельности и правовую защиту частных банковских и финансовых институтов.

Дискриминация в отношении частных банковских и финансовых институтов не допускается.

 

Статья 11. Гарантии имущественных прав частных банковских и финансовых институтов

Право частной собственности учредителей (участников) частных банковских и финансовых институтов неприкосновенно и защищается государством.

 

Статья 12. Гарантии от национализации, конфискации и реквизиции

Имущество частных банковских и финансовых институтов не подлежит национализации и конфискации, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Имущество частных банковских и финансовых институтов не подлежит реквизиции, за исключением случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, с выплатой собственнику стоимости реквизируемого имущества. Решение о реквизиции принимается органами государственной власти на местах в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Частные банковские и финансовые институты вправе обжаловать в судебном порядке решение о национализации, конфискации и реквизиции.

 

Статья 13. Гарантии невмешательства в деятельность частных банковских и финансовых институтов

Государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность частных банковских и финансовых институтов, осуществляемую в соответствии с законодательством.

При обнаружении государственными органами нарушений законодательства в деятельности частных банковских и финансовых институтов принимаются меры в рамках полномочий данных органов, которые непосредственно связаны с устранением конкретного нарушения.

Государственные органы и их должностные лица не могут использовать факт наличия нарушения в качестве основания для вмешательства, приостановления или ограничения иной законной деятельности частных банковских и финансовых институтов.

Государственным органам, в том числе органам государственной власти на местах и их должностным лицам, запрещается вмешиваться в деятельность частных банковских и финансовых институтов, включая назначение руководящих работников частных банковских и финансовых институтов, если иное не предусмотренно настоящей статьей.

Государственным органам, в том числе контролирующим и правоохранительным органам, запрещается вмешиваться в деятельность частных банковских и финансовых институтов по управлению предпринимательскими рисками, связанными с формированием кредитного портфеля и других активов частных банковских и финансовых институтов.

В случаях, предусмотренных законодательством, специально уполномоченные государственные органы в соответствующей сфере деятельности могут устанавливать квалификационные требования к кандидатурам на соответствующие должности частных банковских и финансовых институтов, а также устанавливать обязательные для исполнения частными банковскими финансовыми институтами экономические нормативы и предельные размеры осуществляемых инвестиций за счет привлеченных средств, предусмотренных законодательством.

Все неустранимые разногласия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением деятельности частных банковских и финансовых институтов, в том числе при проведении проверок их деятельности, толкуются в пользу частных банковских и финансовых институтов.

 

Статья 14. Гарантии  самостоятельного установления тарифов на услуги

Тарифы за оказание банковских и финансовых услуг устанавливаются частными банковскими и финансовыми институтами самостоятельно, без разрешения, согласования и уведомления государственных органов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

 

Статья 15. Гарантии свободы распоряжения прибылью

Прибыль частных банковских и финансовых институтов, остающаяся после покрытия всех издержек, уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, используется по их усмотрению в соответствии с учредительными документами частных банковских и финансовых институтов, за исключением случаев принудительного взыскания в судебном порядке.

 

Статья 16. Гарантии доступности информации

Акты законодательства, затрагивающие права и интересы частных банковских и финансовых институтов, должны быть им доступны.

Государственные органы обязаны предоставлять по запросам частных банковских и финансовых институтов интересующую их информацию в порядке, предусмотренном законодательством.

 

Статья 17. Защита банковской, коммерческой и иной охраняемой законом тайны

Информация, составляющая банковскую, коммерческую и иную охраняемую законом тайну частных банковских и финансовых институтов, защищается законодательством и обладатель такой информации принимает все меры по охране ее конфиденциальности.

Права и обязанности по защите сведений, содержащих банковскую, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, от незаконного использования возникают независимо от выполнения в отношении этих сведений каких-либо формальностей (её государственной регистрации, получения свидетельств и т.п.).

Лицо, правомерно получившее сведения, составляющие банковскую, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, вправе использовать эти сведения только в соответствии с законодательством.

Контролирующие и правоохранительные органы, а также их должностные лица, аудиторы (аудиторские организации) несут ответственность в соответствии с законодательством за разглашение сведений, составляющих банковскую, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставших им известными в связи с проверкой деятельности частных банковских и финансовых институтов.

 

Статья 18. Защита деловой репутации частных банковских и финансовых институтов

Частные банковские и финансовые институты вправе требовать опровержения порочащих их деловую репутацию сведений.

Если сведения, порочащие деловую репутацию частных банковских и финансовых институтов, распространены в средствах массовой информации, то данные сведения должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.

Частные банковские и финансовые институты, в отношении которых распространены сведения, порочащие его деловую репутацию, вправе, наряду с опровержением таких сведений, требовать возмещения убытков, причиненных их распространением.

 

IV. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ БАНКОВСКИХ И ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ

 

Статья 19. Государственное регулирование деятельности частных банковских и финансовых институтов

Государственное регулирование деятельности частных банковских и финансовых институтов осуществляется путем государственной регистрации частных банковских и финансовых институтов, лицензирования отдельных видов их деятельности и выдачи разрешений для осуществления отдельных видов операций частных банковских и финансовых институтов.

Государственная регистрация частных банковских и финансовых институтов осуществляется соответствующими государственными органами в порядке и в сроки, установленные законодательством.

Виды деятельности частных банковских и финансовых институтов, подлежащие лицензированию, а также порядок лицензирования отдельных видов деятельности частных банковских и финансовых институтов устанавливаются законодательством.

Перечень разрешительных процедур для осуществления отдельных видов операций частных банковских и финансовых институтов определяется законодательными актами.

Регистрирующие и лицензирующие органы не вправе устанавливать для частных банковских и финансовых институтов дополнительные требования, не предусмотренные законодательством.

 

Статья 20. Специально уполномоченные государственные органы по регулированию деятельности частных банковских и финансовых институтов

Специально уполномоченными государственными органами по регулированию и надзору за деятельностью частных банковских и финансовых институтов признаются государственные органы, на которые законодательством возложены функции регулирования деятельности организаций, предоставляющих банковские, страховые, лизинговые или иные финансовые услуги, в соответствии с законодательством.

На специально уполномоченные государственные органы по регулированию  деятельности частных банковских и финансовых институтов законодательством могут быть возложены также функции по надзору за деятельностью частных банковских и финансовых институтов.

Порядок осуществления надзора за деятельностью частных банковских и финансовых институтов определяется законом.

 

Статья 21. Проверка деятельности частных банковских и финансовых институтов

Проверка финансово-хозяйственной деятельности частных банковских и финансовых институтов может осуществляться в плановом порядке не чаще одного раза в пять лет по решению специального уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов в соответствии с законодательством.

Проверки деятельности частных банковских и финансовых институтов, проводимые контролирующими органами, не могут превышать тридцати календарных дней и не должны создавать препятствия для полноценного функционирования частных банковских и финансовых институтов.

Частные банковские и финансовые институты имеют право не выполнять требования контролирующих и правоохранительных органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету проверки.

Результаты проверок сообщаются частным банковским и финансовых институтам в день окончания проверки.

Проверки деятельности частных банковских и финансовых институтов, проводимые со стороны специально уполномоченных государственных органов по регулированию деятельности частных банковских и финансовых институтов в соответствующей сфере деятельности, осуществляются в порядке, установленном законодательством.

 

Статья 22. Возмещение вреда, причененного частным банковским и финансовым институтам государственными органами и их работниками

Руководители, работники контролирующих и правоохранительных органов, а также привлекаемые ими лица к проведению проверок несут ответственность в соответствии с законодательством за незаконное осуществление ими проверок деятельности частных банковских и финансовых институтов, в том числе за незаконные решения, действия или бездействие.

Вред, причиненный частным банковским и финансовым институтам в результате незаконного осуществления проверок деятельности частных банковских и финансовых институтов, а также незаконных решений, действий или бездействия работников контролирующих и правоохранительных органов, в том числе привлекаемых ими к проведению проверок лиц, подлежит возмещению контролирующими или правоохранительными органами, причинившими вред, в полном объеме, включая упущенную выгоду.

Контролирующие и правоохранительные органы, возместившие причиненный вред частным банковским и финансовым институтам, имеют право регрессного требования в отношении работников контролирующих и правоохранительных органов, а также привлекаемых ими лиц к проведению проверок, по вине которых причинен вред частным банковским и финансовым институтам.

Убытки, включая упущенную выгоду, причиненные частным банковским и финансовым институтам в результате незаконных решений или иных действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством.

 

Статья 23. Обжалование решений контролирующих, правоохранительных и иных государственных органов или их должностных лиц

Частные банковские и финансовые институты имеют право обжаловать в суде в установленном законодательством порядке решения контролирующих, правоохранительных и иных государственных органов, а также действия (бездействие) их должностных и других привлекаемых ими к проведению проверок лиц.

При обращении частных банковских и финансовых институтов в суд об обжаловании решений контролирующих, правоохранительных и иных государственных органов, а также действий (бездействия) их должностных и других привлекаемых ими к проведению проверок лиц государственная пошлина не взимается.

 

V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 24. Разрешение споров

Разрешение споров, связанных с деятельностью частных банковских и финансовых институтов, производится в порядке, предусмотренном законодательством.

 

Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства о частных банковских  и финансовых институтах и гарантиях их деятельности

Лица, виновные в нарушении законодательства о частных банковских  и финансовых институтах и гарантиях их деятельности, несут ответственность в установленном законодательством порядке.

 

Статья 26. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 

Статья 27. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Президент

Республики Узбекистан


Комментарии (1)

Добавить комментарий

Гость_И.Б. Азизов – адвокат :

2012-10-11 09:09:09

О статье 14. «Гарантии  самостоятельного установления тарифов на услуги» -Бессмыленная норма, так как вторая ее часть снимает посылку первой. Имеющиеся исчерпывающие случаи должны быть перечислены в данной норме.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-11-29
  • USD:3176.16 (+18.66) сум
  • EUR:3450.86 (+0.97) сум
  • RUB:49.15 (+0.65) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 694