Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Закон Республики Узбекистан

25.06.2014

 

Проект

 

см. на узбекском языке

 

Об инвестиционной деятельности

(новая редакция)

 

 

Статья 1. Основные задачи настоящего Закона

 

Основными задачами настоящего Закона являются определение правовых и экономических основ инвестиционной деятельности на территории Республики Узбекистан, а также установление гарантий равной защиты прав и интересов субъектов инвестиционной деятельности, независимо от форм собственности.

 

Статья 2. Законодательство об инвестиционной деятельности

 

Законодательство об инвестиционной деятельности состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

 

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об инвестиционной деятельности, то применяются правила международного договора.

 

Статья 3. Основные понятия

 

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

 

инвестиции – все виды материальных и нематериальных благ и прав на них, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности, не запрещенных законодательством, в целях получения экономических, социальных и других выгод;

 

инвестиционная деятельность – совокупность действий субъектов инвестиционной деятельности, связанная с осуществлением инвестиций;

 

инвестиционное обязательство – относительное правоотношение, складывающееся в процессе осуществления регулируемой государством инвестиционной  деятельности, в силу которого инвестор обязуется передать в целевое распоряжение заказчика инвестиции, а заказчик за вознаграждение обязуется принять инвестиции, обеспечить их вложение;

 

субъект инвестиционной деятельности – юридическое или физическое лицо (инвестор, проектная организация, заказчик, подрядная организация и др.), участвующее в принятии решений, размещении, организации и осуществлении инвестиций;

 

инвестор – субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий инвестирование собственных средств и привлечение инвестиционных ресурсов в объекты инвестиционной деятельности;

 

инвестиционный проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий и работ, выполняемых в пределах установленных сроков, в целях осуществления инвестиций;

 

инвестиции в модернизацию - вложение средств в интенсификацию процесса экономического воспроизводства, которое достигается благодаря совершенствованию техники и производственных технологий, росту дифференциации труда и развитию рационального управления производством;

 

реинвестиции – любые доходы от инвестиций, включая прибыль, проценты, дивиденды, роялти и другие формы доходов от инвестиций, вкладываемые инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности, не запрещенных законодательством.

 

Статья 4. Виды инвестиций по объекту назначения

 

Инвестиции по объекту назначения подразделяются на капитальные, инновационные и социальные.

 

К капитальным инвестициям относятся инвестиции, вкладываемые в создание и воспроизводство основных фондов путем осуществления инвестиций в новое строительство, модернизацию, реконструкцию, техническое перевооружение, а также в развитие иных форм материального производства.

 

К инновационным инвестициям относятся инвестиции, вкладываемые в разработку и освоение нового или усовершенствованного продукта (товара, работ, услуг), производственного процесса, нового маркетингового метода или организационного метода в осуществлении предпринимательской деятельности.

 

К социальным инвестициям относятся инвестиции, вкладываемые в развитие человеческого потенциала, навыков и производственного опыта, а также в развитие иных форм нематериальных благ.

 

 

Статья 5. Формы осуществления инвестиций

 

Инвесторы могут осуществлять инвестиции путем:

 

создания юридических лиц или долевого участия в их уставных фондах (капиталах), в том числе путем приобретения имущества и акций;

 

приобретения ценных бумаг, включая долговые обязательства, эмитированные резидентами Республики Узбекистан;

 

приобретения концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу либо использование природных ресурсов;

 

приобретения права собственности в соответствии с законодательством, включая права собственности на объекты, интеллектуальной собственности, торговли и сферы обслуживания, на жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены, а также права владения и пользования землей (в том числе на основе аренды) и другими природными ресурсами.

 

Инвесторы могут осуществлять инвестиции и в иных формах, не противоречащих законодательству.

 

Изменение форм, в которые первоначально или повторно вкладываются инвестиции, не приводит к изменению их квалификации в качестве инвестиций.

 

 

Статья 6. Осуществление инвестиций при реализации  инвестиционного проекта

 

Осуществление инвестиций при реализации инвестиционного проекта включает следующие этапы:

 

разработка предпроектной и проектной документации;

 

проведение экспертизы предпроектной и проектной документации в уполномоченных органах;

 

оценка финансовой и экономической эффективности инвестиционного проекта;

 

принятие решения о необходимости реализации инвестиционного проекта;

 

определение источников финансирования;

 

размещение инвестиций с учетом соответствия инвестиционного проекта стратегии деятельности инвестора;

 

выбор исполнителя заказа;

 

обеспечение реализации проекта в соответствии с утвержденной документацией;

 

оформление документов, предусматривающих завершение соответствующих работ, услуг.

 

Необходимость и последовательность осуществления указанных этапов определяется инвестором исходя из специфики проекта.

 

 

Статья 7. Инвестиционные ресурсы

 

К инвестиционным ресурсам относятся:

 

денежные и иные финансовые средства, включая кредиты, паи и другие ценные бумаги;

 

движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и права на них;

 

объекты интеллектуальной собственности, в том числе совокупность технических, технологических, коммерческих и других знаний, составленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного вида производства, ноу-хау;

 

права владения и пользования землей и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, а также вытекающие из права собственности вещные права;

 

иные ценности в соответствии с законодательством.

 

 

Статья 8. Объекты инвестиционной деятельности

 

Объектами инвестиционной деятельности являются объекты предпринимательской и других видов деятельности, не запрещенных законодательством, преимущественно в целях получения экономических, социальных и других выгод.

 

Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечают установленным законодательством санитарно-гигиеническим, радиационным, экологическим, архитектурно-градостроительным и другим требованиям, нарушают права и охраняемые законом интересы юридических
и физических лиц.

 

 

Статья 9. Субъекты инвестиционной деятельности

 

 Субъектами инвестиционной деятельности могут быть:

 

граждане (физические лица), юридические лица Республики Узбекистан;

 

органы государственной власти на местах и органы государственного управления;

 

иностранные государства, административные или территориальные органы иностранных государств, международные организации и иностранные юридические лица и граждане, а также лица без гражданства;

 

участники социальных и других отношений.

 

Инвесторы могут выступать в роли заказчиков (вкладчиков), кредиторов, покупателей, а также выполнять функции исполнителя заказа в соответствии с законодательством.

 

Субъекты инвестиционной деятельности выступают в роли исполнителя заказа инвестора на основе заключенного с инвестором договора.

 

 

Статья 10. Права инвестора

 

Инвестор имеет право:

 

независимо от форм собственности и вида деятельности на осуществление инвестиционной деятельности;

 

осуществлять вложение инвестиций в любые объекты, кроме тех, инвестирование которых ограничено или запрещено настоящим Законом либо другими актами законодательства;

 

самостоятельно определять цель, направление, вид и объем инвестирования, для осуществления которого привлекает на договорной основе субъектов инвестиционной деятельности, как правило, путем проведения конкурсных (тендерных) торгов; 

 

владеть, пользоваться, распоряжаться объектами и результатами инвестиционной деятельности, а также реинвестирования;

 

приобретать необходимое ему имущество у юридических и физических лиц по ценам и на условиях, определяемых по договоренности сторон, без ограничений объема и номенклатуры, если иное не установлено законодательством;

 

использовать имущество и любые имущественные права, принадлежащие ему на правах собственности, в качестве обеспечения по всем видам принятых им обязательств;

 

привлекать денежные средства в виде кредитов и займов под свою гарантию;

 

получать компенсацию, адекватную причиненному убытку, в случае реквизиции его инвестиций и иных активов;

 

на возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, в установленном законодательством порядке;

 

открывать банковские счета в национальной валюте и (или) иностранной валюте в банках;

 

принимать меры по снижению рисков (в том числе страхование, гарантии и др.), связанные с реализацией инвестиционного проекта и не противоречащие законодательству.

 

Инвестор имеет и иные права, предусмотренные законодательством.

 

Инвестирование в объекты инвестиционной деятельности, которое не влечет за собой приобретения установленного законодательством права собственности, не исключает права последующего участия инвестора во владении, оперативном управлении или прибыли (доходах) от эксплуатации этих объектов.

 

По решению инвестора право владения, пользования, распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности может быть передано другим юридическим и физическим лицам в порядке, установленном законодательством. Взаимоотношения сторон при передаче прав регулируются на основе заключаемых ими договоров.

 

Статья 11. Обязанности инвестора

 

Инвестор обязан:

 

соблюдать законодательство Республики Узбекистан;

 

отвечать по договорным обязательствам, принятым им в связи с инвестированием;

 

нести ответственность за риски и их последствия, связанные с реализацией либо отказом от реализации инвестиционного проекта;

 

получить заключение экспертизы инвестиционных проектов в части соблюдения санитарно-гигиенических, радиационных, экологических, архитектурно-градостроительных и иных требований;

 

уплачивать налоги и другие обязательные платежи;

 

возмещать убытки, причиненные субъекту инвестиционной деятельности неисполнением или ненадлежащим исполнением договора;

 

выполнять требования органов государственной власти на местах и органов государственного управления, предъявляемые в пределах их компетенции.

 

Инвестор может нести и другие инвестиционные обязательства в рамках законодательства.

 

 

Статья 12. Права субъекта инвестиционной деятельности

 

Субъект инвестиционной деятельности вправе:

 

инициировать, организовывать и быть участником конкурсных (тендерных) торгов;

 

заключать договоры с другими субъектами инвестиционной деятельности на исполнение их заказов;

 

владеть, пользоваться и распоряжаться инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных договором и в соответствии с законодательством;

 

привлекать к исполнению своего обязательства перед инвестором других лиц, если иное не установлено законодательством или договором;

 

в установленном порядке самостоятельно распоряжаться достигнутой экономией в результате снижения фактической стоимости объекта инвестиционной деятельности, если иное не установлено законодательством или договором.

 

 

Статья 13. Обязанности субъекта инвестиционной деятельности

 

Субъект инвестиционной деятельности обязан:

 

соблюдать требования законодательства;

 

своевременно и надлежаще исполнять договоры;

 

возмещать убытки, причиненные инвестору неисполнением или ненадлежащим исполнением договора;

 

выполнять требования государственных органов, предъявляемые в пределах их компетенции;

 

использовать средства по целевому назначению;

 

нести ответственность за реализацию инвестиционного проекта в рамках заключенного с ними договора;

 

нести и другие обязанности, предусмотренные законодательством.

 

Для осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, субъект инвестиционной деятельности обязан получить лицензию в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

 

Статья 14. Взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности

 

Заключение договора, выбор партнеров и гарантов, определение обязательств, а также другие условия взаимоотношений субъектов инвестиционной деятельности регулируется законодательством.

 

Статья 15. Ценообразование в инвестиционной деятельности

 

Стоимость продукции (работ, услуг) в процессе инвестиционной деятельности определяется по результатам конкурсных (тендерных), биржевых торгов, а в предусмотренных законодательством случаях по прямым договорам.

 

В случаях доминирующего положения субъекта инвестиционной деятельности на рынке цены регулируются уполномоченным государственным органом в соответствии с законодательными актами.

 

 

Статья 16. Государственное регулирование инвестиционной  деятельности

 

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется с учетом приоритетов социально-экономического развития страны, на основе:

 

совершенствования законодательной базы инвестиционной деятельности;

 

применения налоговой системы, дифференцирующей налогоплательщиков и объекты налогообложения, ставки налогов и льготы по ним;

 

предоставления права ускоренной амортизации основных фондов;

 

установления норм, правил и стандартов;

 

применения антимонопольного регулирования и мер по поддержке конкуренции;

 

проведения кредитной политики и политики ценообразования;

 

определения условий владения и пользования землей и другими природными ресурсами;

 

установления механизмов экспертизы инвестиционных проектов;

 

мониторинга реализации инвестиционных проектов, включенных в республиканские и региональные инвестиционные программы Республики Узбекистан.

 

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется и в других формах, предусмотренных законодательством.

 

 

Статья 17. Стимулирование инвестиционной деятельности

 

Государство стимулирует инвестиционную деятельность путем:

 

создания благоприятного инвестиционного климата для осуществления инвестиционной деятельности;

 

защиты прав и законных интересов инвесторов;

 

предоставления налоговых и таможенных льгот, а так же преференций на сроки, определяемые в каждом отдельном случае, в зависимости от вида деятельности и объемов инвестиций;

 

создания свободных экономических зон;

 

заключения международных договоров.

 

 

Статья 18. Источники финансирования инвестиционной деятельности

 

Инвестиционная деятельность осуществляется за счет:

 

средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;

 

средств государственных целевых и внебюджетных фондов;

 

кредитов/займов, грантов и других средств международных финансовых организаций;

 

собственных средств хозяйствующих субъектов, включая прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и средства накопительных целевых фондов организаций;

 

средств субъектов инвестиционной деятельности, привлекаемых от инвесторов, от продажи ценных бумаг и инвестиционных фондов;

 

привлеченных средств в виде облигационных займов, банковских кредитов, лизинга и иных видов заемных средств;

 

собственных средств физических лиц;

 

грантовых средств, благотворительных пожертвований юридических и физических лиц.

 

 

Статья 19. Централизованные и нецентрализованные инвестиции

 

Централизованными инвестициями являются инвестиции, осуществляемые в рамках государственной инвестиционной деятельности путем:

 

прямого финансирования за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, государственных целевых и внебюджетных фондов;

 

привлечения иностранных инвестиций и кредитов/займов под гарантию Республики Узбекистан.

 

Управление централизованными инвестициями включает определение объектов для целей государственных инвестиций, условия инвестирования и решение связанных с ними других вопросов.

 

Управление централизованными инвестициями осуществляется органами государственного управления в пределах их компетенции.

 

Централизованные инвестиции выделяются преимущественно на реализацию государственных целевых программ в приоритетных направлениях экономики республики, а также на реализацию международных договоров.

 

Решения об использовании средств Государственного бюджета Республики Узбекистан для софинансирования инвестиционных проектов и (или) инвестиционных программ, осуществляемых совместно с международными финансовыми организациями, принимаются на основе договоров, заключенных с Республикой Узбекистан.

 

Нецентрализованными инвестициями являются:

 

собственные средства организаций;

 

кредиты банков, в том числе, полученные от иностранных банков (без гарантии Республики Узбекистан);

 

прямые иностранные инвестиции;

 

средства физических лиц;

 

другие источники, не противоречащие законодательству.

 

 

Статья 20. Принятие решений по осуществлению инвестиций

 

Решения по осуществлению централизованных инвестиций принимаются государственными органами на основе прогнозов социально-экономического развития, целевых научно-технических и комплексных государственных программ и технико-экономических обоснований, определяющих целесообразность этих инвестиций.

 

Проекты целевых комплексных государственных программ общегосударственного значения разрабатываются и утверждаются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

Олий Мажлис Республики Узбекистан утверждает объемы инвестиций, финансируемых из государственного бюджета.

 

Решения по осуществлению нецентрализованных инвестиций принимаются инвестором исходя из его инвестиционной политики, потребности, наличия ресурсов и источников финансирования.

 

 

Статья 21. Размещение инвестиций

 

Размещение централизованных инвестиций осуществляется на основании решений Президента и Кабинета Министров Республики Узбекистан.

 

Централизованные инвестиции направляются преимущественно на:

 

реализацию государственных целевых программ в приоритетных направлениях экономики республики;

 

реализацию международных договоров.

 

Размещение нецентрализованных инвестиций осуществляется по инициативе инвестора на основании заключенного контракта.

 

Размещение инвестиций осуществляется с учетом существующей инфраструктуры, рентабельности инвестиционных проектов.

 

 

Статья 22. Инвестиционная программа Республики Узбекистан

 

Инвестиционная программа Республики Узбекистан – документ, включающий инвестиционные проекты, осуществляемые в приоритетных направлениях социально-экономического развития страны, утверждаемый Президентом Республики Узбекистан.

 

Статья 23. Экспертиза инвестиционных проектов

 

Инвестиционные проекты, финансируемые за счет бюджетных и внебюджетных средств, а также с привлечением иностранных инвестиций под гарантию Республики Узбекистан, подлежат обязательной экспертизе в уполномоченных органах. Порядок проведения экспертизы устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

Инвестиционные проекты, финансируемые за счет других источников, подлежат государственной экспертизе в части выполнения санитарно-гигиенических, радиационных, экологических, архитектурно-градостроительных и иных требований в порядке, установленном законодательством.

 

Инвестиционные проекты малого предпринимательства, финансируемые за счет кредитных ресурсов банков, подлежат экспертизе коммерческим банком о целесообразности осуществления данного инвестиционного проекта.

 

Инвестиционные проекты, реализуемые в рамках международных договоров Республики Узбекистан, подлежат экспертизе в порядке, установленном законодательством.

 

Статья 24. Инвестиционные фонды

 

В целях осуществления инвестиционной деятельности могут создаваться соответствующие инвестиционные фонды.

 

Статья 25. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности

 

Государство гарантирует права субъектов инвестиционной деятельности.

 

Государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемую в соответствии с законодательством.

 

Если государственные органы и их должностные лица обнаружат нарушения законодательства в деятельности субъектов инвестиционной деятельности, они могут принять те меры, на которые они уполномочены и которые непосредственно связаны с устранением конкретного нарушения. Государственные органы и их должностные лица не могут использовать факт наличия нарушения в качестве основания для вмешательства или ограничения иной законной деятельности субъектов инвестиционной деятельности.

 

Правила данной статьи не распространяются на принятие, дополнение либо отмену актов законодательства, которые непосредственно связаны с обеспечением национальной безопасности Республики Узбекистан, определяемых в соответствии с общепринятыми принципами международного права.

 

 

Статья 26. Защита инвестиций

 

Государство гарантирует защиту инвестиций.

 

Инвестиции и иные активы инвесторов в Республике Узбекистан не подлежат национализации.

 

Инвестиции и иные активы инвесторов не подлежат реквизиции, за исключением случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при других обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.

 

Решение о реквизиции инвестиций принимается Кабинетом Министров Республики Узбекистан при соблюдении требований, по которым реквизиция:

 

ограничивается минимальным размером инвестиций или иных активов, необходимых для решения задач, вытекающих из случаев, указанных в части третьей настоящей статьи;

 

осуществляется не на дискриминационной основе и в установленном законодательством порядке;

 

сопровождается выплатой компенсации, адекватной причиненному убытку. Государство выступает гарантом своевременного осуществления указанных компенсационных выплат.

 

Инвестор вправе оспаривать в судебном порядке решения о реквизиции инвестиций.

 

Страхование инвестиций и рисков инвесторов осуществляется на добровольной основе.

 

 

Статья 27. Гарантии использования средств

 

Прибыль (доход) субъекта инвестиционной деятельности, полученная в результате инвестиционной деятельности, может быть после уплаты налогов и других обязательных платежей реинвестирована или использована любым иным способом по его усмотрению.

 

Стоимость приобретенного субъектом инвестиционной деятельности имущества, в случаях его изъятия (реквизиции), возмещается (компенсируется) ему в соответствии с законодательством.

 

Ограничение использования либо принудительное снятие средств со счетов субъекта инвестиционной деятельности может быть осуществлено в порядке, установленном законом.

 

 

Статья 28. Дополнительные гарантии и меры защиты инвестиций

 

Дополнительные гарантии и меры защиты инвестиций могут включать предоставление гарантий правительством, оказание содействия в финансировании инвестиционных проектов, создание специального налогового и платежного режима, проведение государственного мониторинга реализации проектов и иные меры в соответствии с законодательством.

 

Дополнительные гарантии и меры защиты инвестиций предоставляются субъектам инвестиционной деятельности соответствующими актами законодательства.

 

 

Статья 29. Свободный доступ к открытой информации

 

Акты законодательства, имеющие общеобязательный характер, затрагивающие каким-либо образом интересы субъектов инвестиционной деятельности, должны быть им доступны.

 

Органы государственного управления и органы государственной власти на местах обязаны предоставлять по запросам субъектов инвестиционной деятельности информацию, необходимую для реализации инвестиционной деятельности, в порядке, предусмотренном законодательством.

 

 

Статья 30.  Ограничение, приостановление или прекращение  инвестиционной деятельности

 

Ограничение, приостановление или прекращение инвестиционной деятельности может производиться по решению инвестора, уполномоченного государственного органа или суда.

 

Решение об ограничении, приостановлении или прекращении инвестиционной деятельности может быть принято в случаях:

 

объявления или признания в установленном законом порядке инвестора банкротом;

 

возникновения чрезвычайных ситуаций;

 

выявления в процессе инвестиционной деятельности обстоятельств, которые могут привести к нарушению установленных законодательством санитарно-гигиенических, радиационных, экологических, архитектурно-градостроительных и других требований, прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц.

 

Ограничение, приостановление (за исключением случаев ограничения, приостановления инвестиционной деятельности на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения) или прекращение инвестиционной деятельности, влекущее за собой приостановление или прекращение деятельности субъекта предпринимательства, осуществляется в судебном порядке.

 

 

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства об инвестиционной деятельности

 

Лица, виновные в нарушении законодательства об инвестиционной деятельности, несут ответственность в установленном порядке.

 

В случае нарушения законодательства об инвестиционной деятельности субъект инвестиционной деятельности имеет право на возмещение причиненных ему убытков, включая упущенную выгоду, в порядке, установленном законодательством.

 

 

Статья 32. Разрешение споров

 

Споры, возникающие в ходе инвестиционной деятельности, разрешаются в порядке, установленном законодательством.

 

Президент Республики Узбекистан

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 1545