Проект
О ЧАСТНЫХ БАНКОВСКИХ И ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТАХ
И ГАРАНТИЯХ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цель и основные задачи Закона
Целью настоящего Закона является регулирование отношений, связанных с осуществлением деятельности частных банковских и финансовых институтов, а также определение гарантий их деятельности.
Основными задачами настоящего Закона являются создание благоприятных условий для привлечения в банковско-финансовую сферу частного капитала, расширение конкуренции и повышение качества обслуживания клиентов на рынке банковских и других финансовых услуг.
Статья 2. Законодательство о частных банковских и финансовых институтах и гарантиях их деятельности
Законодательство о частных банковских и финансовых институтах и гарантиях их деятельности состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о частных банковских и финансовых институтах и гарантиях их деятельности, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Частные банковские и финансовые институты
Частные банковские и финансовые институты – банки и другие кредитные организации, страховые организации, а также иные юридические лица, предоставляющие исключительно финансовые услуги, в уставном фонде которых доля физических лиц –учредителей (участников) должна составлять не менее 50 процентов. Учредителями (участниками) частных банковских и финансовых институтов могут быть и юридические лица, в уставном фонде которых не имеется доля государства.
Частные банковские и финансовые институты являются коммерческими организациями и субъектами предпринимательства.
Государственные органы, политические партии, профессиональные союзы, общественные фонды, религиозные организации и другие негосударственные некоммерческие организации не могут быть учредителями (участниками) частных банковских и финансовых институтов. Должностные лица государственных органов не могут занимать оплачиваемую должность в частных банковских и финансовых институтах.
Статья 4. Имущественная основа деятельности частных банковских и финансовых институтов
Деятельность частных банковских и финансовых институтов может осуществляться на основе их собственного имущества и(или) привлеченного имущества в порядке, установленном законодательством.
Имущество, в том числе имущественные права, на основе и посредством которых частные банковские и финансовые институты осуществляют свою деятельность, может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и(или) прекращением прав и обязанностей, в порядке, предусмотренном законодательством.
Статья 5. Организация деятельности частных банковских и финансовых институтов
Организация деятельности частных банковских и финансовых институтов осуществляется в соответствии с законами Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности», «О страховой деятельности», «О лизинге» и другими актами законодательства.
Статья 6. Налогообложение деятельности частных банковских и финансовых институтов
Налогообложение деятельности частных банковских и финансовых институтов осуществляется в соответствии с законодательством.
Для частных банковских и финансовых институтов законодательством могут быть предусмотрены льготы по налогам и другим обязательным платежам.
II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧАСТНЫХ БАНКОВСКИХ И ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ
Статья 7. Права частных банковских и финансовых институтов
Частные банковские и финансовые институты вправе:
самостоятельно осуществлять свою деятельность, выбирать стратегию развития и программы участия на рынке банковских и финансовых услуг;
получать прибыль законным путем от своей деятельности в неограниченном размере и распоряжаться ею по своему усмотрению согласно учредительным документам;
оказывать услуги, не запрещенные законодательством;
участвовать в благотворительной деятельности;
осуществлять в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность.
Частные банковские и финансовые институты могут иметь и иные права, предусмотренные законодательством.
Статья 8. Обязанности частных банковских и финансовых институтов
Частные банковские и финансовые институты обязаны:
выполнять обязательства, вытекающие из законодательства или заключенных ими договоров;
вести бухгалтерский и иной учет в соответствии с законодательством;
в установленном порядке и сроки представлять в соответствующие государственные органы отчетность о своей деятельности;
соблюдать требования безопасности и охраны труда;
своевременно информировать соответствующие государственные органы об изменении почтового адреса (местонахождения) и иных реквизитов.
Частные банковские и финансовые институты могут нести и иные обязанности, в соответствии с законодательством.
Статья 9. Объединения частных банковских и финансовых институтов
Частные банковские и финансовые институты в целях координации деятельности, защиты своих прав и интересов могут объединяться в ассоциации (союзы) и иные объединения в соответствии с законодательством.
III. ГАРАНТИИ СВОБОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ ЧАСТНЫХ БАНКОВСКИХ И ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ
Статья 10. Гарантии прав и интересов частных банковских и финансовых институтов
Государство гарантирует частным банковским и финансовым институтам равные права и создает равные возможности для доступа к материально-техническим, финансовым, трудовым, информационным и другим ресурсам.
Государство гарантирует свободу экономической деятельности и правовую защиту частных банковских и финансовых институтов.
Дискриминация в отношении частных банковских и финансовых институтов не допускается.
Статья 11. Гарантии имущественных прав частных банковских и финансовых институтов
Право частной собственности учредителей (участников) частных банковских и финансовых институтов неприкосновенно и защищается государством.
Статья 12. Гарантии от национализации, конфискации и реквизиции
Имущество частных банковских и финансовых институтов не подлежит национализации и конфискации, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Имущество частных банковских и финансовых институтов не подлежит реквизиции, за исключением случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, с выплатой собственнику стоимости реквизируемого имущества. Решение о реквизиции принимается органами государственной власти на местах в порядке и на условиях, установленных законодательством.
Частные банковские и финансовые институты вправе обжаловать в судебном порядке решение о национализации, конфискации и реквизиции.
Статья 13. Гарантии невмешательства в деятельность частных банковских и финансовых институтов
Государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность частных банковских и финансовых институтов, осуществляемую в соответствии с законодательством.
При обнаружении государственными органами нарушений законодательства в деятельности частных банковских и финансовых институтов принимаются меры в рамках полномочий данных органов, которые непосредственно связаны с устранением конкретного нарушения.
Государственные органы и их должностные лица не могут использовать факт наличия нарушения в качестве основания для вмешательства, приостановления или ограничения иной законной деятельности частных банковских и финансовых институтов.
Государственным органам, в том числе органам государственной власти на местах и их должностным лицам, запрещается вмешиваться в деятельность частных банковских и финансовых институтов, включая назначение руководящих работников частных банковских и финансовых институтов, если иное не предусмотренно настоящей статьей.
Государственным органам, в том числе контролирующим и правоохранительным органам, запрещается вмешиваться в деятельность частных банковских и финансовых институтов по управлению предпринимательскими рисками, связанными с формированием кредитного портфеля и других активов частных банковских и финансовых институтов.
В случаях, предусмотренных законодательством, специально уполномоченные государственные органы в соответствующей сфере деятельности могут устанавливать квалификационные требования к кандидатурам на соответствующие должности частных банковских и финансовых институтов, а также устанавливать обязательные для исполнения частными банковскими финансовыми институтами экономические нормативы и предельные размеры осуществляемых инвестиций за счет привлеченных средств, предусмотренных законодательством.
Все неустранимые разногласия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением деятельности частных банковских и финансовых институтов, в том числе при проведении проверок их деятельности, толкуются в пользу частных банковских и финансовых институтов.
Статья 14. Гарантии самостоятельного установления тарифов на услуги
Тарифы за оказание банковских и финансовых услуг устанавливаются частными банковскими и финансовыми институтами самостоятельно, без разрешения, согласования и уведомления государственных органов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Статья 15. Гарантии свободы распоряжения прибылью
Прибыль частных банковских и финансовых институтов, остающаяся после покрытия всех издержек, уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, используется по их усмотрению в соответствии с учредительными документами частных банковских и финансовых институтов, за исключением случаев принудительного взыскания в судебном порядке.
Статья 16. Гарантии доступности информации
Акты законодательства, затрагивающие права и интересы частных банковских и финансовых институтов, должны быть им доступны.
Государственные органы обязаны предоставлять по запросам частных банковских и финансовых институтов интересующую их информацию в порядке, предусмотренном законодательством.
Статья 17. Защита банковской, коммерческой и иной охраняемой законом тайны
Информация, составляющая банковскую, коммерческую и иную охраняемую законом тайну частных банковских и финансовых институтов, защищается законодательством и обладатель такой информации принимает все меры по охране ее конфиденциальности.
Права и обязанности по защите сведений, содержащих банковскую, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, от незаконного использования возникают независимо от выполнения в отношении этих сведений каких-либо формальностей (её государственной регистрации, получения свидетельств и т.п.).
Лицо, правомерно получившее сведения, составляющие банковскую, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, вправе использовать эти сведения только в соответствии с законодательством.
Контролирующие и правоохранительные органы, а также их должностные лица, аудиторы (аудиторские организации) несут ответственность в соответствии с законодательством за разглашение сведений, составляющих банковскую, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставших им известными в связи с проверкой деятельности частных банковских и финансовых институтов.
Статья 18. Защита деловой репутации частных банковских и финансовых институтов
Частные банковские и финансовые институты вправе требовать опровержения порочащих их деловую репутацию сведений.
Если сведения, порочащие деловую репутацию частных банковских и финансовых институтов, распространены в средствах массовой информации, то данные сведения должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.
Частные банковские и финансовые институты, в отношении которых распространены сведения, порочащие его деловую репутацию, вправе, наряду с опровержением таких сведений, требовать возмещения убытков, причиненных их распространением.
IV. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ БАНКОВСКИХ И ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ
Статья 19. Государственное регулирование деятельности частных банковских и финансовых институтов
Государственное регулирование деятельности частных банковских и финансовых институтов осуществляется путем государственной регистрации частных банковских и финансовых институтов, лицензирования отдельных видов их деятельности и выдачи разрешений для осуществления отдельных видов операций частных банковских и финансовых институтов.
Государственная регистрация частных банковских и финансовых институтов осуществляется соответствующими государственными органами в порядке и в сроки, установленные законодательством.
Виды деятельности частных банковских и финансовых институтов, подлежащие лицензированию, а также порядок лицензирования отдельных видов деятельности частных банковских и финансовых институтов устанавливаются законодательством.
Перечень разрешительных процедур для осуществления отдельных видов операций частных банковских и финансовых институтов определяется законодательными актами.
Регистрирующие и лицензирующие органы не вправе устанавливать для частных банковских и финансовых институтов дополнительные требования, не предусмотренные законодательством.
Статья 20. Специально уполномоченные государственные органы по регулированию деятельности частных банковских и финансовых институтов
Специально уполномоченными государственными органами по регулированию и надзору за деятельностью частных банковских и финансовых институтов признаются государственные органы, на которые законодательством возложены функции регулирования деятельности организаций, предоставляющих банковские, страховые, лизинговые или иные финансовые услуги, в соответствии с законодательством.
На специально уполномоченные государственные органы по регулированию деятельности частных банковских и финансовых институтов законодательством могут быть возложены также функции по надзору за деятельностью частных банковских и финансовых институтов.
Порядок осуществления надзора за деятельностью частных банковских и финансовых институтов определяется законом.
Статья 21. Проверка деятельности частных банковских и финансовых институтов
Проверка финансово-хозяйственной деятельности частных банковских и финансовых институтов может осуществляться в плановом порядке не чаще одного раза в пять лет по решению специального уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов в соответствии с законодательством.
Проверки деятельности частных банковских и финансовых институтов, проводимые контролирующими органами, не могут превышать тридцати календарных дней и не должны создавать препятствия для полноценного функционирования частных банковских и финансовых институтов.
Частные банковские и финансовые институты имеют право не выполнять требования контролирующих и правоохранительных органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету проверки.
Результаты проверок сообщаются частным банковским и финансовых институтам в день окончания проверки.
Проверки деятельности частных банковских и финансовых институтов, проводимые со стороны специально уполномоченных государственных органов по регулированию деятельности частных банковских и финансовых институтов в соответствующей сфере деятельности, осуществляются в порядке, установленном законодательством.
Статья 22. Возмещение вреда, причененного частным банковским и финансовым институтам государственными органами и их работниками
Руководители, работники контролирующих и правоохранительных органов, а также привлекаемые ими лица к проведению проверок несут ответственность в соответствии с законодательством за незаконное осуществление ими проверок деятельности частных банковских и финансовых институтов, в том числе за незаконные решения, действия или бездействие.
Вред, причиненный частным банковским и финансовым институтам в результате незаконного осуществления проверок деятельности частных банковских и финансовых институтов, а также незаконных решений, действий или бездействия работников контролирующих и правоохранительных органов, в том числе привлекаемых ими к проведению проверок лиц, подлежит возмещению контролирующими или правоохранительными органами, причинившими вред, в полном объеме, включая упущенную выгоду.
Контролирующие и правоохранительные органы, возместившие причиненный вред частным банковским и финансовым институтам, имеют право регрессного требования в отношении работников контролирующих и правоохранительных органов, а также привлекаемых ими лиц к проведению проверок, по вине которых причинен вред частным банковским и финансовым институтам.
Убытки, включая упущенную выгоду, причиненные частным банковским и финансовым институтам в результате незаконных решений или иных действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством.
Статья 23. Обжалование решений контролирующих, правоохранительных и иных государственных органов или их должностных лиц
Частные банковские и финансовые институты имеют право обжаловать в суде в установленном законодательством порядке решения контролирующих, правоохранительных и иных государственных органов, а также действия (бездействие) их должностных и других привлекаемых ими к проведению проверок лиц.
При обращении частных банковских и финансовых институтов в суд об обжаловании решений контролирующих, правоохранительных и иных государственных органов, а также действий (бездействия) их должностных и других привлекаемых ими к проведению проверок лиц государственная пошлина не взимается.
V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 24. Разрешение споров
Разрешение споров, связанных с деятельностью частных банковских и финансовых институтов, производится в порядке, предусмотренном законодательством.
Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства о частных банковских и финансовых институтах и гарантиях их деятельности
Лица, виновные в нарушении законодательства о частных банковских и финансовых институтах и гарантиях их деятельности, несут ответственность в установленном законодательством порядке.
Статья 26. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Статья 27. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Узбекистан
Комментарии (1)
Добавить комментарийГость_И.Б. Азизов – адвокат :
О статье 14. «Гарантии самостоятельного установления тарифов на услуги» -Бессмыленная норма, так как вторая ее часть снимает посылку первой. Имеющиеся исчерпывающие случаи должны быть перечислены в данной норме.