Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzЗадержали выплаты работнику – как рассчитать проценты за задержку выплат Как трактовать компенсацию за задержку выплаты дохода работнику Не пропустите сроки регистрации чеков онлайн-ККТ за апрель для зачета НДС по ним Как предприятию продать квартиру физическому лицу

Зарубежный опыт законодательного регулирования аспектов социального партнерства

18.03.2014

 

Комментарий Алии ЮНУСОВОЙ, депутата Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, члена фракции Народно-демократической партии Узбекистана – одного из разработчиков проекта закона «О социальном партнерстве»:

 

– Анализ зарубежного опыта для разработки данного законопроекта показывает, что институт «социального партнерства» изначально сформировался как система взаимоотношений, возникающих между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства, по согласованию экономических интересов в социально-трудовой сфере и урегулированию социально-трудовых конфликтов.

 

Институционализация социального партнерства получила развитие после Второй Мировой войны и окончательно утвердилась лишь в 60-70 годах прошлого столетия. В результате, широкое распространение получила разработка и принятие законов, предусматривающих создание комиссий из числа представителей наемных работников, работодателей и государства, на которые возлагались задачи по организации консультаций и проведению переговоров между сторонами, содействию заключению соглашений. Сегодня наиболее развитая система социального партнерства существует в основном в европейских странах (Германии, Австрии, Швеции и другие).

 

Оглядываясь в историю, можно говорить о развитии в послевоенный период институтов гражданского общества, формировании и развитии демократических процедур принятия решений на уровне общества в целом, последующей глобализация общественных, социально-экономических отношений, сопровождаемых научно-техническим прогрессом, внесшем во второй половине ХХ века существенные изменения в социум, появлением институтов гражданского общества.

 

Важность налаживания сотрудничества с ключевым элементом гражданского общества – негосударственными некоммерческими организациями (ННО) предусматривается в ряде международных документов, подчеркивающих роль негосударственных некоммерческих организаций в управлении делами государства и общества, предписывающих налаживание взаимодействия с ними посредством диалога и консультаций, а также внедрение механизмов оказания тех или иных форм государственной поддержки. В частности, к таким документам относятся Резолюция Экономического и социального совета ООН от 1968 года (1297), «Белая книга по вопросам государственного управления в Европе» от 25 июля 2001 года, «Основополагающие принципы статуса неправительственных организаций в Европе» от 16 апреля 2003 года и другие.

 

Изучение зарубежного европейского (Франция, Бельгия, Италия, Германия, Великобритания), азиатского (Южная Корея и Япония), североамериканского (США и Канада) опыта показало, что в развитых демократических государствах отсутствует единый акт законодательства, регламентирующий вопросы взаимодействия государства с негосударственными некоммерческими организациями.

 

Одновременно с этим, в ряде центрально- и восточноевропейских стран и Канаде эти вопросы регулируются в рамках так называемых соглашений о партнерстве между «правительством и гражданским сектором». Они действуют в период работы конкретного правительства, рамочно определяющих субъекты, принципы, сферы социального партнерства, конкретные инструменты сотрудничества, в том числе вопросы финансирования, ответственности государства и гражданского сектора в решении актуальных вопросов общественного, социально-экономического, гуманитарного развития, определяют основные направления политики государства (правительства, парламента) относительно повышения роли гражданского общества, активизации участия граждан в политической жизни. Кроме этого, их целью является также создание механизмов сотрудничества, которые частично освободили бы государство от бремени оказания некоторых услуг населению, формирования и функционирования целостной системы согласования интересов государства и гражданского общества.

 

Со временем в целях придания взаимодействию гражданских институтов и государства стабильного характера, независящего от субъективности правительств и политической конъюнктуры, общественность таких стран все больше выступает с требованием законодательного урегулирования вопросов партнерства (заключаемые соглашения не рассматриваются как всеобъемлющее обязательство государства перед гражданским обществом).

 

В большинстве стран демократического выбора развития широко распространена практика финансирования ННО, имеющая целью обеспечение их институциональной независимости и самостоятельности, а также привлечения к решению актуальных социально-экономических вопросов.

 

При этом можно выделить 2 основных типа государственного финансирования ННО:

 

прямое финансирование – выделение средств из госбюджета, центрального или местного уровня, непосредственно организации;

 

косвенная поддержка – предоставление преференций или льгот, позволяющих ННО использовать свои средства на достижение уставных целей, а не на оплату других финансовых обязательств.

 

Резюмируя, могу сказать, что в большинстве демократических государств развитие сотрудничества между государством и ННО является приоритетом государственной политики, для этого созданы организационно-правовые механизмы партнерства, которые постоянно трансформируются и совершенствуются.

 

При доработке вышеуказанного законопроекта было использовано все то, о чем я рассказала, а также результаты более 200 связанных с этим вопросом мероприятий (конференций, круглых столов, семинаров и т.д.), проведенных во всех регионах страны (в том числе 20 – с участием международных представителей) и рабочих визитов депутатов и специалистов Узбекистана во Францию, Бельгию, Италию, Германию, Южную Корею, Японию и другие страны.

 

Считаю, что состоявшиеся обсуждения законопроекта по данной теме с широким участием депутатов, представителей министерств и ведомств, ННО, в том числе политических партий, и других институтов гражданского общества, зарубежных экспертов будут весьма полезны, подтвердят демократический выбор нашего государства и приоритет международного права, и сбалансированный и всеобъемлющий Закон будет принят.

 

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-24
  • USD:12705.00 (+0.00) сум
  • EUR:13543.53 (+0.00) сум
  • RUB:136.11 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах