Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Зарубежный опыт законодательного регулирования аспектов социального партнерства

18.03.2014

 

Комментарий Алии ЮНУСОВОЙ, депутата Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, члена фракции Народно-демократической партии Узбекистана – одного из разработчиков проекта закона «О социальном партнерстве»:

 

– Анализ зарубежного опыта для разработки данного законопроекта показывает, что институт «социального партнерства» изначально сформировался как система взаимоотношений, возникающих между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства, по согласованию экономических интересов в социально-трудовой сфере и урегулированию социально-трудовых конфликтов.

 

Институционализация социального партнерства получила развитие после Второй Мировой войны и окончательно утвердилась лишь в 60-70 годах прошлого столетия. В результате, широкое распространение получила разработка и принятие законов, предусматривающих создание комиссий из числа представителей наемных работников, работодателей и государства, на которые возлагались задачи по организации консультаций и проведению переговоров между сторонами, содействию заключению соглашений. Сегодня наиболее развитая система социального партнерства существует в основном в европейских странах (Германии, Австрии, Швеции и другие).

 

Оглядываясь в историю, можно говорить о развитии в послевоенный период институтов гражданского общества, формировании и развитии демократических процедур принятия решений на уровне общества в целом, последующей глобализация общественных, социально-экономических отношений, сопровождаемых научно-техническим прогрессом, внесшем во второй половине ХХ века существенные изменения в социум, появлением институтов гражданского общества.

 

Важность налаживания сотрудничества с ключевым элементом гражданского общества – негосударственными некоммерческими организациями (ННО) предусматривается в ряде международных документов, подчеркивающих роль негосударственных некоммерческих организаций в управлении делами государства и общества, предписывающих налаживание взаимодействия с ними посредством диалога и консультаций, а также внедрение механизмов оказания тех или иных форм государственной поддержки. В частности, к таким документам относятся Резолюция Экономического и социального совета ООН от 1968 года (1297), «Белая книга по вопросам государственного управления в Европе» от 25 июля 2001 года, «Основополагающие принципы статуса неправительственных организаций в Европе» от 16 апреля 2003 года и другие.

 

Изучение зарубежного европейского (Франция, Бельгия, Италия, Германия, Великобритания), азиатского (Южная Корея и Япония), североамериканского (США и Канада) опыта показало, что в развитых демократических государствах отсутствует единый акт законодательства, регламентирующий вопросы взаимодействия государства с негосударственными некоммерческими организациями.

 

Одновременно с этим, в ряде центрально- и восточноевропейских стран и Канаде эти вопросы регулируются в рамках так называемых соглашений о партнерстве между «правительством и гражданским сектором». Они действуют в период работы конкретного правительства, рамочно определяющих субъекты, принципы, сферы социального партнерства, конкретные инструменты сотрудничества, в том числе вопросы финансирования, ответственности государства и гражданского сектора в решении актуальных вопросов общественного, социально-экономического, гуманитарного развития, определяют основные направления политики государства (правительства, парламента) относительно повышения роли гражданского общества, активизации участия граждан в политической жизни. Кроме этого, их целью является также создание механизмов сотрудничества, которые частично освободили бы государство от бремени оказания некоторых услуг населению, формирования и функционирования целостной системы согласования интересов государства и гражданского общества.

 

Со временем в целях придания взаимодействию гражданских институтов и государства стабильного характера, независящего от субъективности правительств и политической конъюнктуры, общественность таких стран все больше выступает с требованием законодательного урегулирования вопросов партнерства (заключаемые соглашения не рассматриваются как всеобъемлющее обязательство государства перед гражданским обществом).

 

В большинстве стран демократического выбора развития широко распространена практика финансирования ННО, имеющая целью обеспечение их институциональной независимости и самостоятельности, а также привлечения к решению актуальных социально-экономических вопросов.

 

При этом можно выделить 2 основных типа государственного финансирования ННО:

 

прямое финансирование – выделение средств из госбюджета, центрального или местного уровня, непосредственно организации;

 

косвенная поддержка – предоставление преференций или льгот, позволяющих ННО использовать свои средства на достижение уставных целей, а не на оплату других финансовых обязательств.

 

Резюмируя, могу сказать, что в большинстве демократических государств развитие сотрудничества между государством и ННО является приоритетом государственной политики, для этого созданы организационно-правовые механизмы партнерства, которые постоянно трансформируются и совершенствуются.

 

При доработке вышеуказанного законопроекта было использовано все то, о чем я рассказала, а также результаты более 200 связанных с этим вопросом мероприятий (конференций, круглых столов, семинаров и т.д.), проведенных во всех регионах страны (в том числе 20 – с участием международных представителей) и рабочих визитов депутатов и специалистов Узбекистана во Францию, Бельгию, Италию, Германию, Южную Корею, Японию и другие страны.

 

Считаю, что состоявшиеся обсуждения законопроекта по данной теме с широким участием депутатов, представителей министерств и ведомств, ННО, в том числе политических партий, и других институтов гражданского общества, зарубежных экспертов будут весьма полезны, подтвердят демократический выбор нашего государства и приоритет международного права, и сбалансированный и всеобъемлющий Закон будет принят.

 

Курс валют

2016-11-29
  • USD:3176.16 (+18.66) сум
  • EUR:3450.86 (+0.97) сум
  • RUB:49.15 (+0.65) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 825