Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств Как оформить дефекты основных средств

Методика расчета налога на доходы физических лиц за июль 2011 года

29.07.2011

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ

 

Экспертная группа “НТВ”

и ИПС “Norma”

 

 

Минимальный размер заработной платы (МРЗП)* за январь-июль составляет 348 145 сумов (49 735 + 49 735 + 49 735 + 49 735 + 49 735 + 49 735 + 49 735).

 

 

Размер налогооблагаемого дохода

 

Сумма налога

До (5 x 348 145) = 1 740 725 сумов

 

10%** от суммы дохода

 

От 1 740 726 до (10 х 348 145) = 3 481 450 сумов

 

174 072,5 + 16% с суммы, превышающей 1 740 725 сумов

 

От 3 481 451 сума и выше

 

452 588,5 + 22% с суммы, превышающей 3 481 450 сумов

 

 

 

СИТУАЦИЯ 1. Расчет налога на доходы физических лиц, не превышающие 5 МРЗП в месяц.

 

Оплата труда физического лица ежемесячно составляет 200 000 сумов. Его доход за январь-июль равен 1 400 000 сумов (200 000 + 200 000 + 200 000 + 200 000 + 200 000 + 200 000 + 200 000). Он не превышает 1 740 725 сумов и облагается по ставке 10%. Соответственно, сумма налога за январь-июль равна:

1 400 000 х 10% = 140 000 сумов.

 

Так как в январе-июне было удержано 120 000 сумов налога, то за июль его сумма составит 20 000 сумов (140 000 - 120 000).

 

Сумма обязательных взносов на индивидуальный накопительный пенсионный счет (ИНПС) в размере 1% от начисленной заработной платы*** за январь-июль составит:

1 400 000 х 1% = 14 000 сумов.

 

Обязательные взносы на ИНПС граждан вычитаются из начисленного налога на доходы физических лиц****. В январе-июне они составили 12 000 сумов, следовательно, за июль отчисления составят 2 000 сумов (14 000 - 12 000). В бюджет за июль перечисляется:

20 000 - 2 000 = 18 000 сумов налога.

 

Отчисление обязательных страховых взносов производится со всей заработной платы работника за июль - 200 000 сумов. Их сумма составит:

200 000 х 4,5% = 9 000 сумов*****.

 

После удержания налогов и обязательных отчислений физическому лицу выплачивается:

200 000 - 20 000 - 9 000 = 171 000 сумов.

 

 

СИТУАЦИЯ 2. Расчет налога на доходы физических лиц, не превышающие 10 МРЗП в месяц.

 

Ежемесячная оплата труда физического лица составляет 300 000 сумов. Его доход за январь-июль равен 2 100 000 сумов (300 000 + 300 000 + 300 000 + 300 000 + 300 000 + 300 000 + 300 000).

 

Следует рассчитать сумму дохода физического лица в виде оплаты труда, облагаемого по ставке 16%, и начислить налог:

(2 100 000 - 1 740 725) х 16% = 359 275 х 16% = 57 484 сума.

 

Из шкалы ставок видно, что налог с доходов до 5 МРЗП в месяц составляет 174 072,5 сума. НДФЛ с доходов физлица за январь-июль равен:

174 072,5 + 57 484 = 231 556,5 сума.

 

Так как в январе-июне было удержано 198 477 сумов налога, то за июль его сумма составит 33 079,5 сума (231 556,5 - 198 477).

 

Взносы на ИНПС за январь-июль составят:

2 100 000 х 1% = 21 000 сумов.

 

В январе-июне направлено на ИНПС 18 000 сумов, следовательно, за июль отчисления составят 3 000 сумов (21 000 - 18 000). В бюджет за июль перечисляется:

33 079,5 - 3 000 = 30 079,5 сума налога.

 

 

СИТУАЦИЯ 3. Расчет налога на доходы физических лиц, превышающие 10 МРЗП в месяц.

 

Оплата труда физического лица ежемесячно составляет 500 000 сумов. Его доход за январь-июль равен 3 500 000 сумов (500 000 + 500 000 + 500 000 + 500 000 + 500 000 + 500 000 + 500 000).

 

Рассчитаем сумму дохода, облагаемого по ставке 22%, и начислим на нее налог:

(3 500 000 - 3 481 450) х 22% = 18 550 х 22% = 4 081 сум.

 

Из шкалы ставок видно, что налог с доходов до 5 и до 10 МРЗП в месяц составляет 452 588,5 сума. Налог с доходов физлица за январь-июль равен:

452 588,5 + 4 081 = 456 669,5 сума.

 

Так как в январе-июне было удержано 391 431 сум налога, то за июль он составит 65 238,5 сума (456 669,5 - 391 431).

 

Сумма обязательных отчислений на ИНПС за январь-июль равна:

3 500 000 х 1% = 35 000 сумов.

 

В январе-июне направлено на ИНПС 30 000 сумов, следовательно, за июль взносы составят 5 000 сумов (35 000 - 30 000). В бюджет за июль перечисляется:

65 238,5 - 5 000 = 60 238,5 сума налога.

 

 

СИТУАЦИЯ 4. Расчет налога на доходы физических лиц с применением льгот.

 

Работник имеет льготу, предоставляемую частью второй статьи 180 Налогового кодекса (далее - НК) (например, военнослужащие и призванные на учебные и поверочные сборы военнообязанные, проходившие службу в составе ограниченного контингента войск, временно находившихся в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия). Его ежемесячная оплата труда составляет 500 000 сумов. Доход за январь-июль равен 3 500 000 сумов (500 000 + 500 000 + 500 000 + 500 000 + 500 000 + 500 000 + 500 000).

 

Согласно части второй статьи 180 НК, из совокупного дохода граждан, имеющих право на льготу, ежемесячно исключается сумма, равная 4 МРЗП. Соответственно, не облагаемый налогом доход за январь-июль составит:

348 145 х 4 = 1 392 580 сумов.

 

А налогооблагаемый доход будет равен:

3 500 000 - 1 392 580 = 2 107 420 сумам.

 

Далее рассчитаем сумму дохода, облагаемого по ставке 16%, и начислим на нее налог:

(2 107 420 - 1 740 725) х 16% = 366 695 х 16% = 58 671,2 сума.

 

Сложив налоги с доходов до 5 МРЗП и превышающих этот размер, получим сумму, удерживаемую с доходов физлица за январь-июль:

174 072,5 + 58 671,2 = 232 743,7 сума.

 

Так как в январе-июне было удержано 199 494,6 сума налога, то за июль его сумма составит 33 249,1 сума (232 743,7 - 199 494,6).

 

Обязательные взносы на ИНПС за январь-июль составят:

2 107 420 х 1% = 21 074,2 сума

 

В январе-июне направлено на ИНПС 18 063,6 сума, следовательно, за июль взносы составят 3 010,6 сума (21 074,2 - 18 063,6). В бюджет за июль перечисляется:

33 249,1 - 3 010,6 = 30 238,5 сума налога.

 

 

СИТУАЦИЯ 5. Расчет налога на доходы физических лиц с применением льгот на получение материальной помощи.

 

Работнику в январе выдано 400 000 сумов материальной помощи. Его ежемесячная оплата труда составляет 350 000 сумов. Совокупный доход за январь-июль равен 2 850 000 сумов (350 000 + 400 000 + 350 000 + 350 000 + 350 000 + 350 000 + 350 000 + 350 000).

 

Согласно пункту 1 статьи 179 НК, сумма материальной помощи, оказываемой в течение года, до 12 МРЗП не облагается налогом на доходы физических лиц, то есть 596 820 сумов (49 735 х 12). Так как 400 000 сумов матпомощи не превышают льготного размера, то всю ее сумму исключаем из дохода. Соответственно, налогооблагаемый доход равен:

2 850 000 - 400 000 = 2 450 000 сумов.

 

Рассчитываем сумму дохода, облагаемого по ставке 16%, и начисляем на нее налог:

(2 450 000 - 1 740 725) х 16% = 709 275 х 16% = 113 484 сума.

 

НДФЛ за январь-июль равен:

174 072,5 + 113 484 = 287 556,5 сума.

 

Так как в январе-июне было удержано 246 477 сумов налога, то за июль его сумма составит 41 079,5 сума (287 556,5 - 246 477).

 

Сумма обязательных взносов на ИНПС за январь-июль составит:

2 450 000 х 1% = 24 500 сумов.

 

В январе-июне на ИНПС направлено 21 000 сумов, следовательно, за июль взносы составят 3 500 сумов (24 500 - 21 000). В бюджет за июль перечисляется:

41 079,5 - 3 500 = 37 579,5 сума налога.

 

 

СИТУАЦИЯ 6. Расчет налога на доходы физических лиц с применением льгот при получении ценного подарка.

 

Работнику в январе подарили бытовую технику стоимостью 300 000 сумов. Его ежемесячная оплата труда составляет 400 000 сумов. Совокупный доход за январь-июль равен 3 100 000 сумов (400 000 + 300 000 + 400 000 + 400 000 + 400 000 + 400 000 + 400 000 + 400 000).

 

Согласно пункту 14 статьи 179 НК, стоимость подарков, полученных от юридических лиц в течение года, в сумме до 6 МРЗП, исчисленной исходя из МРЗП, установленного на конец налогового периода, не подлежит налогообложению. Размер налоговой льготы составит 298 410 сумов (49 735 х 6).

 

Налогооблагаемый доход будет равен:

3 100 000 - 298 410 = 2 801 590 сумам.

 

Рассчитаем сумму дохода, облагаемого по ставке 16%, и начислим на нее налог:

(2 801 590 - 1 740 725) х 16% = 1 060 865 х 16% = 169 738,4 сума.

 

НДФЛ с доходов за январь-июль составляет:

174 072,5 + 169 738,4 = 343 810,9 сума.

 

Так как в январе-июне было удержано 294 731,4 сума налога, то за июль его сумма составит 49 079,5 сума (343 810,9 - 294 731,4).

 

Обязательные взносы на ИНПС за январь-июль составят:

2 801 590 х 1% = 28 015,9 сума.

 

В январе-июне на ИНПС направлено 24 015,9 сума, следовательно, за июль взносы составят 4 000 сумов (28 015,9 - 24 015,9). В бюджет за июль перечисляется:

49 079,5 - 4 000 = 45 079,5 сума налога.

 

 

СИТУАЦИЯ 7. Расчет налога на доходы физических лиц, получающих компенсационные выплаты.

 

Ежемесячная оплата труда работника составляет 400 000 сумов. Ему ежемесячно выплачивается 250 000 сумов компенсации за использование для служебных поездок личного автомобиля марки "Нексия" объемом двигателя 1,5 литра мощностью 75 лошадиных сил.

 

Согласно пункту 8 части второй статьи 171 НК, не рассматриваются в качестве дохода физических лиц производимые юридическим лицом расходы в виде компенсационных выплат работнику за использование личного автомобиля для служебных поездок в пределах норм, предусмотренных законодательством. Пунктом 4 приложения N 3 к постановлению Кабинета Министров "Об упорядочении использования служебного легкового автотранспорта в организациях, финансируемых из бюджета" (от 2 апреля 1999 года N 154) месячный предельный размер компенсации для автомобилей мощностью от 70 до 100 лошадиных сил кратен 3,5 МРЗП.

 

Определим предусмотренную законодательством сумму компенсации за январь-июль:

49 735 х 3,5 = 174 072,5 сума в месяц.

 

Сверхнормативные компенсационные выплаты ежемесячно составляют 75 927,5 сума (250 000 - 174 072,5).

 

Совокупный налогооблагаемый доход работника за январь-июль равняется:

400 000 + 75 927,5 + 400 000 + 75 927,5 + 400 000 + 75 927,5 + 400 000 + 75 927,5 + 400 000 + 75 927,5 + 400 000 + 75 927,5 + 400 000 + 75 927,5 = 3 331 492,5 сума.

 

Рассчитаем сумму дохода, облагаемого по ставке 16%, и начислим на нее налог:

(3 331 492,5 - 1 740 725) х 16% = 1 590 767,5 х 16% = 254 522,8 сума.

 

Согласно шкале ставок, налог с доходов до 5 МРЗП в месяц составляет 174 072,5 сума. С доходов физического лица за январь-июль удерживается:

174 072,5 + 254 522,8 = 428 595,3 сума НДФЛ.

 

Так как в январе-июне было удержано 367 367,4 сума налога, то за июль его сумма составит 61 227,9 сума (428 595,3 - 367 367,4).

 

Обязательные взносы на ИНПС за январь-июль составят:

3 331 492,5 х 1% = 33 314,93 сума.

 

В январе-июне направлено на ИНПС 28 555,65 сума, следовательно, за июль отчисления составят 4 759,28 сума (33 314,93 - 28 555,65). В бюджет перечисляется:

61 227,9 - 4 759,28 = 56 468,62 сума налога.

 

 

СИТУАЦИЯ 8. Расчет налога на доходы физических лиц с применением нескольких льгот (при получении материальной помощи и ценного подарка работником, имеющим право на льготу в виде ежемесячного исключения суммы дохода, равной 4 МРЗП).

 

Работнику в январе выдано 500 000 сумов матпомощи, вручен подарок стоимостью 350 000 сумов. Ежемесячная оплата его труда составляет 450 000 сумов. Совокупный доход работника за январь-июль равен 4 000 000 сумов (450 000 + 500 000 + 350 000 + 450 000 + 450 000 + 450 000 + 450 000 + 450 000 + 450 000).

 

Сумма матпомощи, оказываемой в течение года, до 12 МРЗП (49 735 х 12 = 596 820 сумов) (пункт 1 статьи 179 НК) и стоимость подарков, полученных от юридических лиц в течение отчетного года, до 6 МРЗП (49 735 х 6 = 298 410 сумов) (пункт 14 статьи 179 НК) не облагаются НДФЛ.

 

Так как 500 000 сумов не превышают льготного размера материальной помощи, то всю сумму исключаем из дохода.

 

Определяем стоимость подарка, превышающую льготный размер:

350 000 - 298 410 = 51 590 сумов.

 

Из совокупного дохода граждан, имеющих право на льготу, ежемесячно исключается сумма, равная 4 МРЗП (часть вторая статьи 180 НК). Следовательно, не облагаемый налогом доход работника в виде оплаты труда за январь-июль составляет:

348 145 х 4 = 1 392 580 сумов.

 

А совокупный налогооблагаемый доход за этот период равен:

(450 000 + 450 000 + 51 590 + 450 000 + 450 000+ 450 000 + 450 000 + 450 000) - 1 392 580 = 1 809 010 сумам.

 

Вычислим налог с доходов за январь-июль.

 

Рассчитаем сумму дохода, облагаемого по ставке 16%, и начислим на нее налог:

(1 809 010 - 1 740 725) х 16% = 68 285 х 16% = 10 925,6 сума.

 

Налог с доходов до 5 МРЗП в месяц составляет 174 072,5 сума. С доходов за январь-июль удерживается:

174 072,5 + 10 925,6 = 184 998,1 сума НДФЛ.

 

Так как в январе-июне было удержано 159 749 сумов налога, то за июль его сумма составит 25 249,1 сума (184 998,1 - 159 749).

 

Обязательные взносы на ИНПС за январь-июль составят:

1 809 010 х 1% = 18 090,1 сума.

 

В январе-июне направлено на ИНПС 15 579,5 сума, следовательно, за июль отчисления составят 2 510,6 сума (18 090,1 - 15 579,5). В бюджет перечисляется:

25 249,1 - 2 510,6 = 22 738,5 сума налога.

 

 

СИТУАЦИЯ 9. Расчет налога с дохода работника при оплате за обучение своих детей в вузе.

 

Ежемесячная оплата труда работника, дочь которого учится в институте, составляет 500 000 сумов. По его заявлению предприятие оплатило в январе половину стоимости обучения в 2010-2011 учебном году с последующим удержанием уплаченных 1 500 000 сумов из доходов физического лица в размере, не превышающем общей суммы удержаний - 50% месячной заработной платы, начиная с января, до полного погашения. По расчетам решено ежемесячно удерживать по 190 000 сумов.

 

Согласно пункту 31 статьи 179 НК, суммы заработной платы и другие доходы граждан, подлежащие налогообложению, направляемые на оплату за обучение (свое или обучение своих детей в возрасте до 26 лет) в вузах Узбекистана, не подлежат налогообложению.

 

В июле в счет погашения оплаты за обучение с доходов работника удержано 190 000 сумов, которые не облагаются НДФЛ.

 

Облагаемые доходы за январь-июль составляют 2 170 000 сумов (310 000 + 310 000 + 310 000 + 310 000 + 310 000 + 310 000 + 310 000).

 

Рассчитаем сумму дохода физического лица в виде оплаты труда, облагаемого по ставке 16%, и начислим налог:

(2 170 000 - 1 740 725) х 16% = 429 275 х 16% = 68 684 сума.

 

НДФЛ с доходов физлица за январь-июль составит:

174 072,5 + 68 684 = 242 756,5 сума.

 

Так как в январе-июне было удержано 208 077 сумов налога, то за июль его сумма равна 34 679,5 сума (242 756,5 - 208 077).

 

Обязательные взносы на ИНПС за январь-июль составят:

2 170 000 х 1% = 21 700 сумов.

 

В январе-июне на ИНПС направлено 18 600 сумов, следовательно, за июль взносы составят 3 100 сумов (21 700 - 18 600). В бюджет за июль перечисляется:

34 679,5 - 3 100 = 31 579,5 сума налога.

 

Отчисление обязательных страховых взносов производится со всей заработной платы работника за июль - 500 000 сумов:

500 000 х 4,5% = 22 500 сумов5.

 

После вычета налогов, страховых отчислений и удержаний в счет оплаты за обучение физическому лицу выплачивается:

500 000 - 190 000 - 34 679,5 - 22 500 = 252 920,5 сума.

 

 

СИТУАЦИЯ 10. Расчет налога с дохода вновь принятого работника, ранее работавшего на другом предприятии.

 

В мае принят на работу новый работник. В мае-июле ему начислена зарплата по 450 000 сумов в месяц. Он не смог представить в бухгалтерию справку с прежнего места основной работы и ИНН. В случае изменения в течение года места основной работы (службы, учебы) физическое лицо обязано представить в бухгалтерию по новому месту справку о выплаченных ему в текущем году доходах и удержанных с них суммах налога на доходы физических лиц до начисления первой заработной платы (часть шестая статьи 186 НК). В случае непредставления ее или идентификационного номера налогоплательщика НДФЛ удерживается по максимальной ставке. При последующем представлении документов производится перерасчет налога с учетом доходов, полученных по прежнему основному месту работы.

 

На этом основании в мае-июле с дохода в 1 350 000 сумов (450 000 + 450 000 + 450 000) вновь принятого работника был удержан налог по максимальной ставке:

1 350 000 х 22% = 297 000 сумов налога.

 

Так как в мае-июне было удержано 198 000 сумов налога, то за июль его сумма составит 99 000 сумов (297 000 - 198 000).

 

Обязательные взносы на ИНПС за май-июль равняются:

1 350 000 х 1% = 13 500 сумам.

 

В мае-июне направлено на ИНПС 9 000 сумов, следовательно, за июль взносы составят 4 500 сумов (13 500 - 9 000). В бюджет перечисляется:

99 000 - 4 500 = 94 500 сумов.

 

 

СИТУАЦИЯ 11. Расчет налога с дохода работника, принятого на работу по совместительству.

 

Совместителю ежемесячно начисляется заработная плата 240 000 сумов. Его доход по неосновному месту работы в январе-июле равен 1 680 000 сумов (240 000 + 240 000 + 240 000 + 240 000 + 240 000 + 240 000 + 240 000). Он имеет льготу в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 180 НК. Работник не подавал заявления в бухгалтерию предприятия об удержании НДФЛ по максимальной ставке. Согласно части девятой статьи 186 НК, исчисление налога на доходы физических лиц у источника выплаты не по месту основной работы или от других юридических лиц производится с суммы совокупного дохода без применения льготы, предусмотренной статьей 180 НК.

 

Поскольку доход в 1 680 000 сумов не превышает 1 740 725 сумов, то он облагается по минимальной ставке и налог с доходов за январь-июль равен:

1 680 000 х 10% = 168 000 сумов.

 

Так как в январе-июне было удержано 144 000 сумов налога, то за июль его сумма составит 24 000 сумов (168 000 - 144 000).

 

Обязательные взносы на ИНПС за январь-июль равняются:

1 680 000 х 1% = 16 800 сумам.

 

В январе-июне направлено на ИНПС 14 400 сумов, следовательно, за июль взносы составят 2 400 сумов (16 800 - 14 400). В бюджет перечисляется:

24 000 - 2 400 = 21 600 сумов налога.

 

 

СИТУАЦИЯ 12. Расчет налога с дохода вновь принятого работника, ранее не работавшего.

 

В апреле на работу приняли работника, ранее не работавшего. Ему установлена оплата труда в 600 000 сумов в месяц. До апреля текущего года он не работал вообще (не имеется трудовой книжки) или с начала года (согласно последней записи об увольнении в трудовой книжке).

 

Доход работника в виде оплаты труда в апреле-июле составил 2 400 000 сумов (600 000 + 600 000 + 600 000 + 600 000).

 

Рассчитаем сумму дохода, облагаемого по ставке 16%, и начислим на нее налог:

(2 400 000 - 1 740 725) х 16% = 659 275 х 16% = 105 484 сума.

 

Согласно шкале ставок, налог с доходов до 5 МРЗП в месяц составляет 174 072,5 сума.

 

Вычислим сумму налога, удерживаемую с доходов физического лица за январь-июль:

174 072,5 + 105 484 = 279 556,5 сума.

 

Так как в апреле-июне было удержано 198 477 сумов налога, то за июль его сумма составит 81 079,5 сума (279 556,5 - 198 477).

 

Сумма обязательных взносов на ИНПС за апрель-июль составит:

2 400 000 х 1% = 24 000 сумов.

 

В апреле-июне направлено на ИНПС 18 000 сумов, следовательно, за июль взносы составят 6 000 сумов (24 000 - 18 000). В бюджет перечисляется:

81 079,5 - 6 000 = 75 079,5 сума налога.

 

----------------------------------------------

*) Согласно Указу Президента "О повышении размеров заработной платы, пенсий, стипендий и социальных пособий" от 15 ноября 2010 года N УП-4253, минимальный размер заработной платы с 1 декабря 2010 года равен 49 735 сумам в месяц.

**) С 1 января 2011 года действуют ставки налога на доходы физических лиц: минимальная - в размере 10%, средняя - 16%, максимальная - 22% (приложение N 8 к постановлению Президента "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2011 год" от 24 декабря 2010 года N ПП-1449, далее - Постановление N ПП-1449).

***) В соответствии с Постановлением N ПП-1449 (приложение N 8) ставка обязательных ежемесячных взносов на ИНПС граждан в 2011 году сохранена в размере 1% от налогооблагаемой суммы начисленной заработной платы (доходов) работника (установлена пунктом 2 постановления Кабинета Министров "О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан "О накопительном пенсионном обеспечении граждан" от 21 декабря 2004 года N 595).

****) Пункт 3 Положения о порядке начисления и уплаты работодателями обязательных взносов на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан (утверждено постановлением МФ, ГНК и правления ЦБ, зарегистрированным МЮ 6 октября 2005 года N 1515).

*****) Ставка обязательных страховых взносов граждан от заработной платы во внебюджетный Пенсионный фонд на 2011 год установлена в размере 4,5% от суммы начисленной заработной платы (доходов) работника, с которой производятся взносы (пункт 3 Постановления N ПП-1449).