Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

О пятом пленарном заседании сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

07.04.2011

 

 

25-26 марта с.г. в г. Ташкенте состоялось пятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. На нем присутствовали приглашенные члены Кабинета Министров, руководители министерств и ведомств, представители средств массовой информации. Заседание вел Председатель Сената Олий Мажлиса И. Собиров.

 

Свою работу сенаторы начали с рассмотрения главного вопроса повестки дня - Закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 78, 80, 93, 96 и 98)". Сенаторы отметили, что данный Закон разработан и принят в соответствии с законодательными инициативами, изложенными в докладе Президента Ислама Каримова на совместном заседании палат Олий Мажлиса 12 ноября 2010 года "Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране", являющимися, по сути, началом нового этапа демократического развития нашего государства, строительства правового гражданского общества. Изменения и дополнения в Конституцию Республики Узбекистан вносятся в целях дальнейшей демократизации системы государственной власти и управления, обеспечения более сбалансированного распределения полномочий между тремя субъектами государственной власти: Президентом - главой государства, законодательной и исполнительной властью, а также усиления роли и влияния парламента, политических партий в осуществлении социально-экономических, общественно-политических реформ, обновлении и модернизации страны.

 

В соответствии с Законом в статью 98 Конституции вводится новый, отвечающий демократическим принципам конституционный порядок выдвижения и утверждения кандидатуры Премьер-министра. Теперь она будет выдвигаться политической партией, набравшей наибольшее количество депутатских мест в Законодательной палате Олий Мажлиса, что приведет к усилению роли парламента, а также политических партий в демократическом обновлении и модернизации страны.

Также в правовую систему нашей страны вводится институт вотума недоверия, при котором в случае возникновения устойчивых противоречий между Премьер-министром и Законодательной палатой при получении не менее двух третей голосов от общего числа соответственно депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса парламент может вынести вотум недоверия Премьер-министру. В этом случае Президент страны принимает решение об освобождении Премьер-министра от должности. Принятие вотума недоверия ведет к отставке всего правительства.

Важное значение в деле углубления демократических реформ будут иметь изменения и дополнения, вносимые в пункт 15 части первой статьи 78 Конституции, предусматривающие наделение палат Олий Мажлиса полномочием по заслушиванию и обсуждению отчетов Премьер-министра по актуальным вопросам социально-экономического развития страны. Это положение Основного Закона значительно расширяет возможности парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной ветви власти, становится важным фактором повышения эффективности деятельности представительных органов власти при решении актуальных социально-экономических задач в центре и на местах.

 

Изменениями и дополнениями, внесенными в Конституцию, установлен порядок, в соответствии с которым указы Президента о назначении и освобождении от должности председателя Счетной палаты утверждаются Сенатом, исключена норма, в соответствии с которой Президент мог принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции Кабинета Министров.

 

После всестороннего обсуждения Закон одобрен сенаторами.

Затем сенаторы рассмотрели и одобрили Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан "О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 78, 80, 93, 96 и 98)".

Сенаторы рассмотрели и одобрили Закон "Об информационно-библиотечной деятельности". Отмечалось, что данный Закон направлен на обеспечение дальнейшей демократизации информационной сферы, широкого доступа населения к информационно-библиотечным ресурсам, свободы выбора информации в соответствии со своими потребностями, создания возможности, в том числе с использованием современных информационных технологий, для творческого развития духовно богатой и гармонично развитой личности.

 

Сенаторами одобрен Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан", направленный на дальнейшую демократизацию судебно-правовой системы, совершенствование механизмов правового воздействия и повышения качества отправления правосудия, расширение функций, а также усиление авторитета судов. Так, расширяются полномочия межрайонного, районного (городского) суда по гражданским делам при рассмотрении гражданских дел и дел об административных правонарушениях, отнесенных Законом к его компетенции (статья 37 Закона Республики Узбекистан "О судах").

 

Суды по гражданским делам наделяются правом рассмотрения дел об административных правонарушениях, в том числе административных правонарушениях, посягающих на правосудие (статья 245-4 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности), выносить определение о привлечении к административной ответственности лиц, нарушивших порядок в судебном заседании либо проявивших иное неуважение к суду.

 

Изменения и дополнения, вносимые Законом в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Узбекистан, способствуют упрощению судебных процедур, расширяют сферу выдачи судебного приказа и по заявленным требованиям на основании документов, подтверждающих задолженность по оплате коммунальных услуг, услуг связи и др.

 

Дальнейшей либерализации уголовного, уголовно-процессуального законодательства будет также способствовать одобренный Сенатом Закон "О внесении изменений в статьи 245 и 246 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан".

 

В Законе регламентируется порядок исчисления сроков содержания под стражей обвиняемых, этапированных из зарубежных стран в следственные изоляторы республики. В соответствии с данным Законом время, в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу о выдаче его Республике Узбекистан, будет включаться в установленный Законом срок содержания под стражей при расследовании преступлений. В настоящее время содержание таких обвиняемых под стражей, в том числе на территории иностранного государства, учитывалось только при назначении судом уголовного наказания по правилам зачета предварительного заключения.

 

Сенаторы рассмотрели Закон "О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Узбекистан "О радиационной безопасности", инициированный депутатами Законодательной палаты.

 

Закон исходя из положений международных конвенций, к которым присоединилась наша страна, а также требований постановления Президента от 27 августа 2010 года "О мерах по дальнейшему повышению эффективности системы организации и проведения геологоразведочных работ" направлен на законодательное обеспечение комплексных природоохранных мероприятий по усилению защиты жизни, здоровья граждан и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения. В часть четвертую статьи 8 данного Закона вносится дополнение, предусматривающее право осуществления общественного контроля в области обеспечения радиационной безопасности как негосударственными некоммерческими организациями, так и органами самоуправления граждан.

 

Сенаторы рассмотрели и одобрили Закон "О внесении изменений в статью 4 Закона Республики Узбекистан "О разгосударствлении и приватизации", направленный на повышение эффективности деятельности и развитие автотранспортной системы страны, рациональное использование имеющегося автотранспортного фонда.

 

Сенаторы также рассмотрели и одобрили Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Вносимые Законом изменения и дополнения, в частности, предусматривают облегчение процедуры заключения договора обязательного страхования и защиты прав потребителей страховых услуг, а также меры, направленные на обеспечение реализации принципа гарантированности возмещения вреда жизни, здоровью и(или) имуществу потерпевшего в случае, когда вред нанесен лицом, завладевшим транспортным средством противоправным путем, и другие меры.

 

Сенаторы рассмотрели и одобрили законы о ратификации ряда международных соглашений Республики Узбекистан. В частности, одобрен Закон "О присоединении Республики Узбекистан к Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 года)".

 

В ходе обсуждения, в частности, отмечалось, что присоединение к Гаагской конвенции позволит удостоверять подлинность официального документа, выданного за рубежом, одним действием - проставлением уполномоченными органами на документе апостиля (стандартного сертификата).

 

Предметом оживленного обсуждения стал вопрос о деятельности Сената в 2010 году, а также отчет о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана) в 2010 году. Было, в частности, отмечено, что омбудсманом в отчетный период во взаимодействии с комитетами палат парламента и национальными институтами по правам человека проведена значительная работа по совершенствованию механизма обеспечения парламентского контроля над деятельностью должностных лиц органов государственной власти и управления, по соблюдению прав и законных интересов граждан, формированию культуры прав человека в обществе. Сенаторы одобрили отчет о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) в 2010 году.

 

Заслушав отчет о деятельности Счетной палаты Республики Узбекистан за 2010 год, Сенат отметил, что деятельность Счетной палаты осуществлялась исходя из важнейших приоритетов устойчивого экономического развития, определенных Президентом Исламом Каримовым на заседании Кабинета Министров 29 января 2010 года. В отчетном году Счетной палатой проведено 88 контрольных мероприятий в различных министерствах и ведомствах. Осуществлялся контроль за формированием и исполнением Государственного бюджета Республики Узбекистан как на республиканском, так и на местном уровнях. На примере ряда бюджетополучателей в центре и на местах проверены законность, целевая направленность и эффективность использования бюджетных средств. С выездом в регионы проведено изучение результатов принятых мер по увеличению доходной базы и оптимизации расходов местных бюджетов, осуществлены проверки целевого использования средств, выделенных на строительство, реконструкцию, текущий ремонт и оснащение школ и профессиональных колледжей, а также по вопросам развития сферы услуг и сервиса, производства экспортоориентированных и импортозамещаемых товаров, создания рабочих мест в рамках Программы локализации производства.

 

В ходе обсуждения отчета сенаторы критически оценили существующие недостатки по соблюдению требований норм финансово-бюджетного и иного законодательства, обеспечению эффективности использования рядом министерств и ведомств бюджетных средств, особенно при исполнении местных бюджетов, а также отметили наличие ряда проблем в обеспечении на местах устранения выявленных финансовых правонарушений и полного взыскания в установленном порядке причиненного ущерба. По обсужденному вопросу сенаторы высказали свои предложения и рекомендации, направленные на усиление и повышение эффективности контрольных мероприятий Счетной палаты, подчеркнули необходимость принятия действенных мер по сокращению финансовых правонарушений и их предотвращению в будущем.

 

По итогам обсуждения отчета Сенат Олий Мажлиса принял соответствующее решение.

 

* * *

 

 

26 марта Сенат рассмотрел и одобрил Закон "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности". Законом значительно усилены меры ответственности за такие правонарушения, как управление транспортом в состоянии опьянения, допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения, или лиц, не имеющих права управления транспортными средствами, повреждение дорог, нарушение сигналов светофора, создание аварийной ситуации или выезд на полосу встречного движения и др.

 

В соответствии со статьей 80 Конституции сенаторы заслушали отчет Генерального прокурора Р.Кадырова о деятельности органов прокуратуры Республики Узбекистан в 2010 году. В ходе обсуждения отчета Сенат отметил, что органами прокуратуры за отчетный период проделана определенная работа по укреплению законности, защите прав и свобод граждан, предупреждению преступности и профилактике правонарушений. Особое внимание уделено надзору за исполнением законов Республики Узбекистан, указов и постановлений Президента, постановлений Кабинета Министров, защите прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, а также реализации постановления Сената Олий Мажлиса об отчете Генерального прокурора о деятельности органов прокуратуры Республики Узбекистан в 2009 году. Во исполнение задач, поставленных перед органами прокуратуры, было проведено 28 363 проверки исполнения законов, по результатам которых принято более 350 тысяч актов прокурорского реагирования, восстановлены нарушенные права 43 247 граждан.

 

Осуществляется системный надзор за реализацией решений палат Олий Мажлиса об утверждении Антикризисной программы на 2009-2012 годы, Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2010 год, за соблюдением органами государственной власти на местах и территориальными органами министерств, государственных комитетов, ведомств законодательства в соответствующих сферах.

 

Особое внимание уделялось правовой защите субъектов предпринимательства, дехканских, фермерских хозяйств и недопущению фактов незаконного вмешательства в их деятельность, искоренению нарушений в сфере землепользования.

 

Во взаимодействии с комиссиями по делам несовершеннолетних осуществлялся надзор за соблюдением законодательства о защите прав несовершеннолетних и укреплением законности в этой сфере. Проведенные в этом направлении мероприятия способствовали снижению уровня преступности среди несовершеннолетних на 3,9% по сравнению с предыдущим годом.

 

По итогам обсуждения отчета Сенат Олий Мажлиса принял соответствующее решение, содержащее рекомендации по дальнейшему совершенствованию деятельности органов прокуратуры Республики Узбекистан в деле обеспечения законности в стране.

 

Сенаторы также заслушали отчет председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы Н.Умарова о деятельности Госкомприроды в 2010 году. Органами Госкомприроды осуществляется системный контроль за выполнением мероприятий Программы действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 2008-2012 годы. В ходе обсуждения отчета участниками заседания была подчеркнута необходимость дальнейшего развития потенциала и использования достижений научно-технического прогресса в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, внедрения в практику экологически чистых и ресурсосберегающих технологий, безусловного выполнения государственных программ, принятых в этой области.

 

Затем сенаторы заслушали информацию министра юстиции Республики Узбекистан Р.Мухитдинова о состоянии исполнения законов органами государственного управления, правоохранительными и контролирующими структурами в 2010 году. При этом они особо отметили важность проводимой министерством работы по обеспечению проведения единой государственной политики в области законотворчества и правоприменительной практики. Государственными структурами приняты комплексные и целенаправленные меры по устранению недостатков, выявленных по итогам проведенных министерством мониторингов. Реализован комплекс организационно-правовых мер, направленных на совершенствование законодательных основ и методического обеспечения правотворческого процесса, повышение уровня профессиональной подготовки работников юридических служб и усиление их ответственности за качество правового обеспечения деятельности государственных органов. Приняты меры по созданию дополнительных условий для доведения правовой информации до населения с использованием современных коммуникационных средств, информационно-коммуникационных технологий. С 1 января 2010 года обеспечен широкий доступ к Национальной базе данных законодательства посредством сети Интернет.

 

Сенаторы отметили необходимость усиления внимания дальнейшему повышению эффективности работы органов государственного управления, правоохранительных органов и контролирующих структур по обеспечению безусловного исполнения требований закона, являющегося важнейшим условием последовательного осуществления реформ в сфере государственного, общественного строительства.

 

Далее сенаторы рассмотрели вопросы о внесении изменений в составы Конституционного и Верховного судов Республики Узбекистан и другие вопросы, относящиеся к компетенции Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

 

В ходе двухдневного заседания Сената было рассмотрено более 20 вопросов, в том числе 11 законов, реализация которых станет важным фактором в дальнейшей демократизации государственного строительства и управления, углублении социально-экономических реформ, реформировании и либерализации судебно-правовой системы, охраны окружающей среды и развитии внешнеполитической деятельности страны.

 

По сообщениям пресс-службы

Сената Олий Мажлиса

Республики Узбекистан.

 

Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи. В теме действует премодерация комментариев.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 1468