Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Об изменениях в практике упрощенного налогообложения

16.03.2010

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРАКТИКЕ

УПРОЩЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Законом "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан" от 30 декабря 2009 года N ЗРУ-241 внесены изменения в статьи НК, регулирующие порядок налогообложения предприятий, применяющих упрощенный порядок налогообложения.

ЕДИНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ ДОРОС ДО "5"

Без изменений остался порядок исчисления и уплаты единого земельного налога, а вот ставка его увеличена с 3,5% (в 2009 г.) до 5% (в 2010-м), согласно постановлению Президента "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2010 год" (от 22 декабря 2009 года N ПП-1245, далее - Постановление N ПП-1245). При этом определено, что рыбоводческие хозяйства, относящиеся в соответствии с установленными критериями к плательщикам единого земельного налога, уплачивают его исходя из средней нормативной стоимости орошаемых земель в районе.

ФИКСИРОВАННЫЙ НАЛОГ

ЗАФИКСИРОВАЛИ НА МЕСЯЦ

Внесены изменения в порядок уплаты фиксированного налога:

в статьях 372 и 375 НК определено, что сумма фиксированного налога уплачивается за месяц независимо от количества дней, проработанных налогоплательщиком в данном периоде;

определен срок, в течение которого информация о временном приостановлении или возобновлении деятельности индивидуального предпринимателя должна быть предоставлена регистрирующим органом в налоговую инспекцию, - не позднее окончания следующего рабочего дня после получения соответствующего заявления от предпринимателя.

ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЕЖ

Плательщики известны

В статью 350 "Налогоплательщики" внесено 2 изменения, которыми в нее включены плательщики:

1) индивидуальные предприниматели, на которых возложено ведение дел простого товарищества при осуществлении совместной деятельности по договору простого товарищества (они и ранее были плательщиками ЕНП, но на основании статьи 382 НК);

2) микрофирмы и малые предприятия, производящие жженый кирпич на основе современных энергосберегающих технологий с использованием специальных печей. Но право уплачивать ЕНП они смогут реализовать только с 2012 года, поскольку постановлением Президента "О дополнительных мерах по стимулированию увеличения производства и улучшению качества стеновых материалов" (от 19 июня 2009 года N ПП-1134) до его начала они освобождены от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений в целевые фонды (за исключением единого социального платежа).

 

ЛЬГОТА НЕ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛОВ

В статью 354 "Специальные положения" НК внесено уточнение: от уплаты в бюджет арендной платы за земельные участки, полученные в аренду по решениям Кабинета Министров Республики Узбекистан, Совета Министров Республики Каракалпакстан и органов государственной власти на местах (за исключением земельных участков, используемых в деятельности, по которым уплачиваются общеустановленные налоги), освобождаются только юридические лица - плательщики единого налогового платежа. Индивидуальные же предприниматели арендную плату за земельные участки, выделенные им для осуществления предпринимательской деятельности, платят в установленном порядке.

 

ОБЪЕКТЫ НОВЫЕ И НЕ ОЧЕНЬ

Статья 355 "Объект налогообложения" уточнена и дополнена.

Уточнен порядок определения валовой выручки строительными, строительно-монтажными, ремонтно-строительными, пусконаладочными, проектно-изыскательскими и научно-исследовательскими организациями по договорам, которые предусматривают обязанность заказчика обеспечить вышеназванные работы материалами. В таких случаях право собственности на эти материалы сохраняется за заказчиком. Поэтому выручка от реализации работ, выполненных собственными силами, строительно-монтажными, ремонтно-строительными и другими перечисленными в статье организациями определяется по стоимости выполненных и подтвержденных работ без включения в нее стоимости материалов заказчика.

Другое дополнение в статью 355 касается юридических лиц, осуществляющих реализацию товаров по ценам ниже себестоимости или цены приобретения товаров, а также безвозмездную передачу товаров. В целях налогообложения выручка должна определяться по их себестоимости или цене приобретения. На товары, по которым предусмотрено государственное регулирование цен (тарифов), выручка от реализации определяется исходя из установленных цен (тарифов).

Однако данная норма не распространяется на безвозмездную передачу товаров в экологические, оздоровительные и благотворительные фонды, учреждения культуры, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, физической культуры и спорта, образовательные учреждения.

При применении вышеуказанных положений надо учитывать, что, согласно пункту 6 постановления Президента "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2009 год" (от 29 декабря 2008 года N ПП-1024), для предприятий, экспортирующих товары собственного производства за свободно конвертируемую валюту по ценам ниже себестоимости, выручка от их реализации для целей налогообложения определяется исходя из фактической цены реализации экспортных товаров.

В доходы, не облагаемые единым налоговым платежом, по аналогии с налогом на прибыль, включена гуманитарная помощь и исключены доходы акционера - юридического лица, полученные в виде стоимости дополнительных акций или увеличения номинальной стоимости акций при направлении нераспределенной прибыли прошлых лет на увеличение уставного фонда (уставного капитала), так как с 1 января 2010 года в целях налогообложения они включены в состав дивидендов (см. подробнее в N 5 от 1 февраля 2010 года об изменениях в налогообложении прибыли).

 

ПЕРИОД, ТРЕБУЮЩИЙ ОТЧЕТА

В статью 359 "Налоговый период. Отчетный период" внесена поправка, согласно которой отчетным периодом является:

для микрофирм и малых предприятий - квартал;

для налогоплательщиков, не относящихся к микрофирмам и малым предприятиям, - месяц.

Новая редакция вызвана необходимостью привести 359-ю в соответствие со статьей 360 НК: отчетный период должен совпадать со сроком представления расчетов.

 

ЕНП РАЗДАЕТ АВАНСЫ

С 1 января 2010 года Постановлением N ПП-1245 введен порядок, согласно которому предприятия оптовой торговли обязаны уплачивать авансовые платежи по единому налоговому платежу в размере 5 процентов от суммы выручки, поступающей от каждой проведенной торговой операции.

Порядок их уплаты определен Положением о порядке уплаты единого налогового платежа предприятиями оптовой торговли с учетом авансовых платежей (приложение к постановлению МФ, ГНК и правления ЦБ, зарегистрированному МЮ 14 января 2010 года N 2065, далее - Положение N 2065). Он не распространяется на:

оптовые аптечные организации;

специализированные оптовые базы-конторы и их территориальные базы, входящие в систему Ассоциации предприятий оптовой торговли.

Основная роль в организации сбора авансовых платежей по ЕНП возложена на налоговые органы. Именно они должны определить их плательщиков, уведомить о них коммерческие банки и контролировать поступление авансовых платежей. Положением N 2065 предусмотрено, что налоговые органы обязаны:

собрать информацию о предприятиях оптовой торговли по состоянию на 31 декабря 2009 года и до 29 января 2010 года направить ее в коммерческие банки, в которых открыты их депозитные счета;

уведомлять банки в трехдневный срок со дня получения информации от лицензирующего органа о предприятиях - плательщиках ЕНП, а также о вновь созданных предприятиях, получивших лицензии на оптовую торговлю после 1 января 2010 года.

Налоговые органы обязаны также уведомить в эти же сроки налогоплательщиков о том, что на них распространяется действие Положения N 2065.

При прекращении действия или аннулировании лицензии на право осуществления оптовой торговли они должны в однодневный срок со дня получения соответствующей информации уведомить об этом коммерческие банки.

Уточненная информация о плательщиках авансового платежа с ЕНП должна обновляться ежегодно и в трехдневный срок после истечения срока представления налоговой отчетности за налоговый период представляться коммерческим банкам.

В настоящее время налоговые органы направляют уведомление всем предприятиям, имеющим лицензии на право осуществления оптовой торговли. Но при этом следует иметь в виду, что не все обладатели лицензии на осуществление оптовой торговли являются плательщиками авансовых платежей по ЕНП. Таковыми, в частности, не являются действующие предприятия - плательщики общеустановленных налогов, получившие лицензию и осуществляющие деятельность в сфере оптовой торговли (не являющиеся по итогам отчетного года плательщиками ЕНП).

 

ПЛАТЕЛЬЩИКИ АВАНСОВЫХ

ПЛАТЕЖЕЙ ПО ЕНП

Нормативно-правовыми документами в качестве плательщиков авансовых платежей по ЕНП определены предприятия оптовой торговли, то есть зарегистрированные таковыми (имеют код оптовой торговли), получившие в установленном порядке лицензию на занятие оптовой торговлей и фактически осуществляющие эту деятельность. Но в целях налогообложения в числе плательщиков указанного налога могут оказаться и другие предприятия. Например, предприятия, прошедшие регистрацию как производственные и уплачивавшие общеустановленные налоги, но оказавшиеся по итогам предыдущего отчетного периода торговыми, потому что доля выручки от торговой деятельности в общем объеме реализации стала преобладающей. Они в 2010 году должны перейти на уплату единого налогового платежа и, соответственно, по оптовой торговле уплачивать авансовые платежи по ЕНП.

Плательщиками авансового платежа по единому налоговому платежу являются:

1) предприятия оптовой торговли - плательщики ЕНП, то есть предприятия, являющиеся по коду ОКОНХ предприятиями оптовой торговли (71100-71150), имеющие лицензию на оптовую торговлю и осуществляющие данную деятельность;

2) предприятия - плательщики ЕНП, осуществляющие несколько видов деятельности, у которых оптовая торговля по итогам года является основным видом;

3) вновь созданные предприятия - плательщики ЕНП, получившие лицензию на право осуществления оптовой торговли после 1 января 2010 года. Они будут уплачивать авансовый платеж по ЕНП в течение 2010 года, по результатам которого будет определяться их статус налогоплательщика на 2011 год. Если вновь созданные предприятия - плательщики общеустановленных налогов, получившие лицензию на право оптовой торговли, уплачивали авансовые платежи по ЕНП, но при этом не уведомили налоговый орган об уплате ЕНП и представили расчеты за первый отчетный период по общеустановленным налогам, то суммы ЕНП должны быть зачтены в счет погашения задолженности по другим видам налогов и обязательных платежей или возвращены налогоплательщику в установленном порядке. И в этом случае налоговый орган обязан в трехдневный срок с даты представления отчетности уведомить банк о том, что данный налогоплательщик не является плательщиком ЕНП.

Действующие предприятия - плательщики общеустановленных налогов, имеющие лицензию на право осуществления деятельности по оптовой торговле, не являются плательщиками авансового платежа по единому налоговому платежу. Они должны уплачивать общеустановленные налоги, в том числе и по торговой деятельности. Результаты 2010 года будут учтены при определении их налогового статуса на 2011 год.

На спецсчета должны поступать все денежные средства предприятий - плательщиков авансовых платежей по ЕНП, включая поступления от торговых и иных операций.

Плательщики авансовых платежей по ЕНП должны уведомить своих клиентов об изменении своих платежных реквизитов (в следующем году они могут снова измениться, если изменится налоговый статус предприятий).

 

НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ

В качестве налоговых агентов по авансовым платежам по ЕНП выступают коммерческие банки. Им отводятся функции по:

открытию специальных счетов в течение 3 дней с даты получения уведомления налогового органа. Счета подразделяются на два вида: 22624 "Целевые средства юридических лиц, реализующих отдельные виды подакцизных товаров" - для предприятий оптовой торговли, реализующих отдельные виды подакцизных товаров в соответствии с Временным положением о системе учета производства и реализации отдельных видов подакцизных товаров (утверждено постановлением МЭ, МФ, ГНК и правления ЦБ, зарегистрированным МЮ 26 июля 2004 года N 1390, далее - Временное положение N 1390), и счет 22626 "Целевые средства предприятий и организаций" - для предприятий оптовой торговли, реализующих другие товары;

распределению и перечислению средств, поступивших на эти счета в пропорции:

5% - в качестве авансовых платежей по единому налоговому платежу на счет 23407 "Доходы Республиканского бюджета по единому налоговому платежу";

95% - на депозитные счета налогоплательщика, за исключением средств, поступающих от реализации отдельных видов подакцизных товаров в соответствии с Временным положением N 1390;

закрытию специальных счетов в течение 3 дней с даты получения соответствующего уведомления налогового органа.

Банки должны перечислять авансовые платежи по ЕНП в день поступления денег на спецсчета, соответственно, на основные счета налогоплательщиков они поступят в эти же сроки.

 

УЧЕТ АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Сумма уплаченных авансовых платежей засчитывается в счет уплаты причитающейся суммы единого налогового платежа по расчету ЕНП. В бухгалтерском учете она отражается по счету 4410 "Авансовые платежи в бюджет (по видам)". Начисление и зачет авансового платежа по ЕНП отразится записями:

 

Бухгалтерский учет расчетов по единому налоговому платежу

 

 

дебет

кредит

Отражаются авансовые платежи по единому налоговому платежу у предприятий оптовой торговли (5%)

 

4410 "Авансовые платежи по налогам и другим обязательным платежам в бюджет"

 

5111 "Специальный счет по оптовым операциям",

5530 "Прочие специальные счета"

 

Отражен зачет авансовых платежей по налогу при окончательном расчете

 

6410 "Задолженность по платежам в бюджет (по видам)"

 

4410 "Авансовые платежи по налогам и другим обязательным платежам в бюджет"

 

 

Материал подготовлен специалистами

 группы "Norma Ekspert".

 

Опубликовано в Газете "НТВ" N 7 от 15 февраля 2010 года.

 

Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи. В теме действует премодерация комментариев.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 1463