Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
  • www.norma.uz
  • Полезная информация
  • Совместное постановление Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан об отчете Премьер-министра

Совместное постановление Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан об отчете Премьер-министра

21.07.2011

Совместное постановление Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан "Об отчете Премьер-министра Республики Узбекистан Ш.Мирзиеева «О программе мер реализуемых Правительством по дальнейшему углублению демократических рыночных реформ и либерализации экономики, а также ходе реализации Государственной программы «Год малого бизнеса и частного предпринимательства»

 

В соответствии с пунктом 15 статьи 78 Конституции Республики Узбекистан Законодательной палатой, Сенатом Олий Мажлиса заслушан отчет Премьер-министра Республики Узбекистан Ш.Мирзиеева о программе мер по дальнейшему углублению демократических рыночных реформ и либерализации экономики, реализуемой правительством в соответствии с Концепцией дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, изложенной в докладе Президента Республики Узбекистан И.Каримова на совместном заседании палат парламента в ноябре 2010 года. Рассмотрен также ход реализации Государственной программы «Год малого бизнеса и частного предпринимательства». Было отмечено, что Концепция определила новый этап в реформировании и модернизации страны, последовательной демократизации государственной власти и управления, реализации конституционного принципа разделения ветвей власти, а также дальнейшего углубления рыночных реформ и либерализации экономики.

Заслушивание отчета Премьер-министра явилось конкретным шагом
по реализации принятого в соответствии с Концепцией в апреле 2011 года Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 78, 80, 93, 96 и 98)», что само по себе стало важным фактором усиления роли, полномочий законодательной власти по осуществлению парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти в центре и на местах по безусловному соблюдению ими требований законодательства, исполнению важнейших государственных программ социально-экономического развития.

 

Как было отмечено в докладе, большое внимание правительством было уделено укреплению правовой базы рыночных реформ. Во исполнение утвержденной Президентом Республики Узбекистан Программы мер по реализации Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране в сфере дальнейшего углубления демократических рыночных реформ и либерализации экономики, Правительством в первом полугодии 2011 года разработаны и внесены в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проекты законов «Об обмене кредитной информацией», «О конкуренции», «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности» и ряд других законопроектов.

 

В соответствии с утвержденной Президентом Республики Узбекистан Государственной программой «Год малого бизнеса и частного предпринимательства» (далее – Государственная программа), Кабинетом Министров принят ряд нормативно-правовых актов, осуществлен комплекс организационно-правовых мер, направленных на создание благоприятной деловой среды, упрощение процедур организации и ведения предпринимательской деятельности. Реализовывались меры по расширению участия субъектов малого бизнеса в системе государственных закупок, и их доступа к высоколиквидной продукции, существенному упрощению порядка сертификации продукции предприятий-экспортеров и ввозимого технологического оборудования, кардинальному сокращению налоговых проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства.

 

В результате реализованных мер в первом полугодии текущего года было образовано свыше 22,8 тысяч предприятий малого бизнеса, субъектами частного предпринимательства создано 331,2 тысячи рабочих мест. Объем промышленного производства предприятий малого бизнеса увеличился на 20,4 процента, объемы экспорта и реализации собственной продукции через биржевые торги – в 1,5 раза.

 

Вместе с тем, заслушав отчет Премьер-министра Республики Узбекистан, Олий Мажлис отмечает, что проводимая Правительством работа по дальнейшему продвижению по пути рыночных экономических реформ и модернизации страны все еще не отвечает требованиям, поставленным в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества, а Государственная программа «Год малого бизнеса и частного предпринимательства», утвержденная на текущий год, реализуется с серьезными отставаниями от намеченных сроков.

 

Это, прежде всего, касается требования, отраженного в докладе Президента Республики Узбекистан И.Каримова в части настоятельной необходимости поднять всю работу, проводимую по реформированию экономики, на новый уровень и, в первую очередь, по дальнейшему углублению, совершенствованию и либерализации системы управления экономикой, укреплению права частной собственности, созданию системы надежных гарантий ее защиты.

Важно снять все препоны на пути развития частной собственности, являющейся основой рыночной экономики, обеспечить принятие законодательных актов, которые устранили бы излишние бюрократические барьеры, обеспечили открытость экономики, содействовали расширению масштабов частной собственности, увеличению роли и доли малого бизнеса и частного предпринимательства в экономике страны.

Актуальным, требующим своего решения, является вопрос стимулирования привлечения частных инвесторов во все отрасли экономики, занятие частной собственностью ведущей роли в сфере реальной экономики, в первую очередь, – в промышленности и ее ведущих отраслях.

 

Нетерпимыми, требующими полного искоренения, являются факты незаконного вмешательства государственных и контролирующих органов в финансово-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства.

 

В ходе заседания отмечено, что реализация принятой Антикризисной программы на 2009–2012 годы позволила Узбекистану эффективно противостоять негативным последствиям мирового финансово-экономического кризиса, а также обеспечить устойчиво высокие темпы экономического развития. Вместе с тем положение дел в мировой экономике, имеющие место такие негативные процессы, как рост во многих странах государственного долга, увеличивающийся дефицит бюджета, что вызывает в свою очередь существенное сокращение государственных расходов, накачивание мирового финансового рынка неподкрепленной денежной массой, – не может не вызывать у нас серьезной озабоченности, имея в виду, что эти процессы в обязательном порядке затрагивают и экономику Узбекистана.

 

В этом плане вызывает озабоченность отставание структурных преобразований в экономике, в обеспечении опережающего развития высокотехнологичных производств, состояние внедрения инновационных технологий.

 

Самого серьезного внимания требуют вопросы диверсификации экономики. Недопустимым является отставание в освоении выделенных средств и реализации ряда инвестиционных проектов по важнейшим направлениям модернизации, технического и технологического обновления производств, включенных в Инвестиционную программу. Это, прежде всего, проекты, связанные со строительством газодожимной компрессорной станции на Навоийской ТЭС, сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций в регионах республики, реконструкцией ВЛ 500 кВ «Сырдарьинская ТЭС – ПС «Лочин», а также производством бытовой техники предприятиями ассоциации «Узэлтехсаноат» и др.

 

Серьезные вопросы вызывают качество производимых отечественными предприятиями товаров, прежде всего, потребительских товаров, их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Крайне недостаточно ведется работа по изучению спроса населения на потребительские товары. Порядка 10 процентов производимой промышленной продукции сегодня оседает на складах предприятий. Наибольший удельный вес остатков готовой продукции имеет место по мебели производства ХК «Файз», хлопчатобумажным тканям, плодоовощным консервам и др.

 

Продолжает иметь место импорт многих видов товаров, прежде всего потребительских, выпуск которых можно обеспечить на отечественных предприятиях. В их числе кондиционеры, холодильники, химические нити, парфюмерно-косметические и моющие средства, детские игрушки, осветительное оборудование, маргарин, сливочное масло и др.

 

Не может не вызывать серьезную озабоченность положение дел с ростом дебиторской и кредиторской задолженности в ряде отраслей и предприятий, своевременностью возврата полученных кредитов. Наибольшая кредиторская и дебиторская задолженность сложилась по предприятиям НХК «Узбекнефтегаз», ГАК «Узбекэнерго», ГАК «Узкимесаноат», на чью долю приходится 93,1% всей дебиторской и 81,8% кредиторской задолженности.

 

Несмотря на общее сокращение убыточных предприятий, количество экономически несостоятельных предприятий остается высоким. Наиболее высокая доля их приходится на коммунальные предприятия, предприятия, входящие в состав ГАК «Узавтойул», ГАК «Узбекэнерго», ГАК «Узкимесаноат». Тяжелое финансовое положение сохраняется на ГАО «ТАПОиЧ», по которому начата процедура банкротства.

 

Олий Мажлис отмечает, что за последние годы принято в общей сложности более 400 законов, направленных на дальнейшее реформирование, либерализацию и модернизацию экономики. В то же время кардинального изменения требует правоприменительная практика, как в подходах по реализации принятых законов, так и контроля за их исполнением, что свидетельствует, в первую очередь, о недостаточности в том числе со стороны депутатского корпуса внимания вопросам контроля за реализацией принятых законов и нормативно-правовых актов.

В первом полугодии т.г. по итогам проверок, проведенных органами юстиции, отменено 169 противозаконных решений органов государственного управления, приняты меры по привлечению к дисциплинарной ответственности 742 должностных лица, 45 из которых освобождены от занимаемой должности, а более 100 – привлечены к административной ответственности.

В целях последовательной реализации задач, определенных Концепцией, Государственной программой, в сфере углубления рыночных реформ, развития малого бизнеса и частного предпринимательства в стране Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан постановляют:

1. Принять к сведению отчет Премьер-министра Республики Узбекистан Ш.Мирзиеева «О программе мер реализуемых Правительством по дальнейшему углублению демократических рыночных реформ и либерализации экономики, а также ходе реализации Государственной программы «Год малого бизнеса и частного предпринимательства».

2. Рекомендовать Кабинету Министров Республики Узбекистан:

обсудить итоги рассмотрения Законодательной палатой, Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан отчета Премьер-министра Республики Узбекистан на заседании Кабинета Министров, посвященного итогам социально-экономического развития за первое полугодие 2011 года, определив комплекс адресных мер, направленных на реализацию высказанных в ходе обсуждения предложений и замечаний, положений настоящего Постановления;

обеспечить системный жесткий контроль за исполнением органами государственного, хозяйственного управления задач, определенных в разделе VI Концепции и Государственной программе, повышение персональной ответственности руководителей министерств и ведомств, органов государственного управления на местах за их безусловную реализацию;

разработать в установленном порядке и внести в Законодательную палату предложения об установлении соответствующих мер ответственности за нарушение должностными лицами требований законодательства в сфере осуществления экономических реформ, обеспечить реализацию предусмотренных законом мер по обеспечению законности в правоприменительной практике органов государственной власти и управления, противодействию проявлениям бюрократизма, формализма, коррупции в их деятельности;

организовать своевременную качественную разработку и внесение
в III квартале с.г. в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан законопроектов «О семейном предпринимательстве», «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» (в новой редакции), «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях», новой редакции Таможенного кодекса Республики Узбекистан;

организовать широкое обсуждение и общественную экспертизу законопроектов, подготовленных в рамках реализации положений Концепции и имеющих большую общественную значимость, в том числе путем широкого привлечения к этой работе коммерческих и предпринимательских структур, общественных и негосударственных некоммерческих организаций;

принять меры по дальнейшему укреплению и расширению экспортного потенциала, опережающему развитию наукоемких, высокотехнологичных экспортоориентированных промышленных производств, обеспечивающих глубокую переработку местного сырья и выпуск конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью;

внести во II-м полугодии 2011 года дополнительные предложения по сокращению перечня лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур, осуществляемых органами государственного управления, усилению мер ответственности должностных лиц, допускающих безответственность в реализации принятых решений, создание излишних бюрократических барьеров и препон для деятельности субъектов предпринимательства;

принять действенные меры по обеспечению трудоустройства выпускников профессиональных колледжей текущего года в соответствии с полученными ими специальностями, в том числе за счет создания дополнительных рабочих мест в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства, обеспечив безусловное исполнение трехсторонних договоров, заключенных между дирекциями профессиональных колледжей, учащимися и предприятиями;

обеспечить мониторинг и ежемесячное критическое рассмотрение хода выполнения Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2011 год в территориях, а также трудоустройства выпускников профессиональных колледжей.

3. Считать необходимым Министерству экономики, Министерству финансов, Государственному налоговому комитету, Торгово-промышленной палате совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами ускорить внесение предложений по совершенствованию законодательства, предусматривающих меры по предоставлению субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства дополнительных льгот и преференций для осуществления предпринимательской деятельности; упрощению взаимоотношений предпринимателей с налоговыми и контролирующими органами; устранению излишних процедур по оформлению внешнеторговых операций для малых предприятий.

 

4. Министерству юстиции Республики Узбекистан:

обеспечить тщательную и всестороннюю экспертизу разрабатываемых проектов нормативно-правовых актов, направленных на решение приоритетных задач дальнейшего углубления рыночных реформ, развитие малого бизнеса, частного предпринимательства, исключение дублирования и противоречий между актами законодательства, принимаемыми в этой сфере;

совместно с Госкомдемонополизации усилить работу, направленную на недопущение фактов неправомерных действий органов государственного управления в отношении субъектов предпринимательства, в том числе путем обеспечения в установленном порядке отмены подзаконных актов министерств и ведомств, решений хокимов областей, противоречащих действующему законодательству и ущемляющих права и интересы субъектов предпринимательства; подготовку предложений о персональной ответственности должностных лиц, допустивших правонарушения в этой сфере;

обеспечить жесткий контроль за соблюдением исполнения законов в деятельности органов государственного управления, контролирующих и правоохранительных структур, недопущением искажений, произвольного, неправильного толкования и применения норм законодательства.

 

5. Центральному банку Республики Узбекистан совместно с коммерческими банками принять меры по:

дальнейшему повышению устойчивости и укреплению банковской системы, увеличению совокупного капитала коммерческих банков в 2011–2015 годах в 2,1 раза в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 26 ноября 2010 года N ПП–1438 «О приоритетных направлениях дальнейшего реформирования и повышения устойчивости финансово-банковской системы республики в 2011–2015 годах и достижения высоких международных рейтинговых показателей»;

обеспечению в полном объеме обоснованной потребности субъектов малого бизнеса в кредитных ресурсах, в первую очередь для создания новых, модернизации и технологического обновления действующих производств;

дальнейшему повышению качества обслуживания субъектов предпринимательства на рынке банковских и других финансовых услуг, недопущению случаев бюрократизма, волокиты при обслуживании субъектов предпринимательства, в первую очередь субъектов малого бизнеса;

установлению жесткого контроля над деятельностью коммерческих банков по соблюдению законодательства, деловой и профессиональной этики в работе с клиентами.

 

6. Рекомендовать Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента,министерствам и ведомствам:

обеспечить усиление персональной ответственности руководителей органов исполнительной власти на местах, в части своевременного и безусловного выполнения задач, предусмотренных в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества, Государственной программе в части дальнейшей либерализации экономики, развития малого бизнеса и частного предпринимательства;

применять к должностным лицам строгие меры наказания за любое незаконное вмешательство в финансово-хозяйственную деятельность субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, рассматривая данные факты как противодействие государственной политике по углублению экономических реформ;

взять под особый контроль решение вопросов своевременного предоставления в регионах земельных участков и неиспользуемых производственных площадей с готовыми инженерно-коммуникационными сетями для создания новых современных малых производств;

обеспечить эффективную связь, последовательное углубление отношений социального партнерства с гражданскими институтами, прежде всего, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями, в решении важнейших вопросов социально-экономического развития регионов, углубления рыночных реформ, развития малого бизнеса и частного предпринимательства, усиления социальной поддержки населения на местах;

принять дополнительные меры по обеспечению достоверности отчетных данных о созданных рабочих местах и занятости населения.

 

7. Комитетам Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан:

реализовать меры по обеспечению действенности и результативности проводимого контроля за исполнением принимаемых законов и нормативно-правовых актов, добиться активного участия комитетов, депутатов и сенаторов в работе по разъяснению на местах сути и важности осуществляемых мер по дальнейшему углублению демократических рыночных реформ и либерализации экономики;

обеспечить глубокий критический анализ и проработку вносимых проектов законов с учетом потребностей хода социально-экономических, общественно-политических реформ в стране, накопленного отечественного
и международного опыта;

в ходе организации и проведения контрольно-аналитических мероприятий особое внимание уделять глубокому изучению вопросов, выносимых на парламентские слушания, выработке конкретных и обоснованных предложений, направленных на решение выявленных проблем в сфере социально-экономического развития, обеспечить широкое участие в этой работе негосударственных некоммерческих организаций, других институтов гражданского общества.

 

8. Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан:

организовать с выездом в регионы проведение комитетами Сената парламентских слушаний, посвященных рассмотрению хода выполнения настоящего совместного постановления, в том числе министерствами труда и социального обеспечения населения, экономики, финансов, юстиции, а также Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан и другими органами государственной власти и управления;

в ходе заслушивания отчетов председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан, уделить особое внимание выполнению коммерческими банками задач по дальнейшей демократизации и либерализации экономики, развитию малого бизнеса и частного предпринимательства, определенных настоящим Постановлением.

 

9. Рекомендовать Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан, областным, районным и городским Кенгашам народных депутатов:

обсудить на очередных заседаниях и сессиях итоги рассмотрения Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан отчета Премьер-министра Республики Узбекистан Ш.Мирзиеева «О программе мер реализуемых Правительством по дальнейшему углублению демократических рыночных реформ и либерализации экономики, а также ходе реализации Государственной программы «Год малого бизнеса и частного предпринимательства»;

обеспечить действенный контроль за ходом реализации органами государственного и хозяйственного управления на местах положений Концепции, направленных на дальнейшее углубление демократических рыночных реформ и либерализацию экономики, а также территориальных программ «Год малого бизнеса и частного предпринимательства».

 

10. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

Спикер Законодательной палаты  Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Д.Ташмухамедова

Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

И.Собиров

г.Ташкент,

15 июля 2011 года.

Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи. В теме действует премодерация комментариев.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Курс валют

2016-12-06
  • USD:3189.93 (+13.77) сум
  • EUR:3434.89 (--15.97) сум
  • RUB:49.72 (+0.57) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 1453