На портале СОВАЗ размещен проект Указа Президента «О мерах по развитию и дальнейшему стимулированию сферы информационно-коммуникационных технологий и отечественного рынка программных продуктов».
В документе предлагается создать на период до 1.01.2030 г. свободную экономическую зону «Инновационный центр информационно-коммуникационных технологий» (далее – СЭЗ ИЦИКТ) на территории Университета Инха (адрес: г. Ташкент, М. Улугбекский р-н, ул. Зиёлилар, 13а).
«To do»-лист участников СЭЗ ИЦИКТ
СЭЗ ИЦИКТ призвана реализовать следующие задачи:
- создание необходимых технических и финансово-экономических условий для стимулирования производства программных продуктов и программно-аппаратных комплексов, прежде всего ориентированных на экспорт, и для обеспечения потребности развития приоритетных отраслей экономики и социальной сферы республики;
- привлечение инвестиций для реализации конкурентоспособных проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения на внутреннем и внешних рынках;
- формирование исследовательской инфраструктуры, привлекательной для постоянного притока в неё высококвалифицированных специалистов и поддержание благоприятной среды для развития их профессиональных навыков;
- поддержка реализации проектов и инновационных идей предпринимателей и одаренной молодежи в области ИКТ;
- расширение взаимодействия научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений и субъектов предпринимательства путем реализации совместных проектов.
Льготы для организаций и их работников
В течение срока функционирования СЭЗ ИЦИКТ на ее участников будет распространяться особый валютный и налоговый режимы. При этом статус участника СЭЗ ИЦИКТ будет предоставляться юридическим лицам со стороны ее административного совета.
Участники СЭЗ ИЦИКТ будут освобождены от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды, а также единого социального платежа.
Работники участников СЭЗ ИЦИКТ будут уплачивать налог на доходы физических лиц по ставке 7,5%. Ставка их страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд составит 4,5%. При этом в качестве условия применения льгот в проекте предлагается установить, что доходы должны получаться по контрактам, зарегистрированным дирекцией СЭЗ ИЦИКТ. Однако формулировка предлагаемого абзаца третьего пункта 4 может вызвать на практике споры. Во-первых, не ясно распространяется ли это условие на льготы по страховым взносам граждан во внебюджетный Пенсионный фонд. Во-вторых, непонятно о каких контрактах идет речь: трудовые договора или договора гражданско-правового характера между участниками СЭЗ ИЦИКТ и физлицами, оказывающими им услуги (например, фрилансерами).
По нашему мнению, данный пункт целесообразно перефразировать.
В свою очередь, особый валютный режим предполагает, что участники СЭЗ ИЦИКТ:
- получат право осуществлять в пределах своих поступлений от экспорта товаров (работ, услуг) расчеты и платежи в иностранной валюте на территории республики, включая выдачу заработной платы работникам в наличном или безналичном виде и выплату дивидендов;
- смогут осуществлять экспорт работ и услуг, связанных с производством и сопровождением (обслуживанием) программного обеспечения, за иностранную валюту через онлайновые магазины в сети Интернет без наличия экспортного контракта;
- будут освобождены от обязательной продажи валютной выручки, поступающей от экспорта товаров (работ, услуг) производимых (выполняемых, оказываемых) ими в рамках деятельности в СЭЗ ИЦИКТ.
Здесь, по нашему мнению, следует уточнить, что субъекты предпринимательства, не являющиеся участниками СЭЗ ИЦИКТ, также вправе принимать у них иностранную валюту в оплату товаров, работ и услуг.
Участников СЭЗ ИЦИКТ предлагается освободить до 1.01.2030 г. от таможенных платежей (кроме таможенных сборов) за ввозимые для собственных нужд оборудование, комплектующие части, детали, узлы, технологическую документацию, программное обеспечение, не производимые в Республике Узбекистан по перечням, утверждаемым Административным советом СЭЗ ИЦИКТ.
Проект может быть изменен, дополнен или отклонен.
Самир Латыпов,
наш эксперт.