Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzМожет ли иностранное юрлицо торговать на местных маркетплейсах без регистрации в Узбекистане Что делать, если при выставлении ЭСФ возникает ошибка «Покупатель не является вашим клиентом» Как учесть передачу материалов по договору займа Как предприятиям оптовой и розничной торговли работать с маркированными прохладительными напитками

Что поменяется в Конституции

27.03.2017

 

В парламенте идет обсуждение законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан».

 

Значительная часть обращений, поступающих в Виртуальную приемную Президента, касается несовершенства и неоправданного параллелизма судебной системы, доступа к правосудию, неисполнения судебных решений.

 

Именно поэтому во исполнение пунктов 4, 6 и 8 Указа Президента от 21.02.2017 года № УП–4966, а также Указа Президента от 21.10.2016 г. № УП–4850 Верховным судом совместно с другими ответственными министерствами и ведомствами разработан проект закона, предусматривающий внесение необходимых изменений и дополнений в основной закон государства.

 

Напомним, согласно статье 80 Конституции к полномочиям Сената Олий Мажлиса относится избрание по представлению Президента страны Конституционного суда, Верховного суда, а также Высшего хозяйственного суда.

 

По статье 93 основного закона глава государства представляет верхней палате парламента кандидатуры на должности председателя и судей Конституционного суда, председателя и судей Верховного суда, председателя и судей Высшего хозяйственного суда, назначает и освобождает от должности судей областных, межрайонных, районных, городских, военных и хозяйственных судов.

 

Одновременно с этим, изучение накопленного опыта функционирования судебной системы позволило сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования сферы правосудия. Так, Высшая квалификационная комиссия по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан не имеет определенного правового статуса в системе конституционных государственных органов, осуществляет деятельность на общественных началах и наделена ограниченными полномочиями.

 

Кроме того, наличие двух высших органов судебной власти, в частности Верховного суда и Высшего хозяйственного суда, приводит к дублированию функций управления судебной системой, которое не обеспечивает единую судебную практику. Действующая структура и штатная численность системы судов не обеспечивают рационального распределения служебной нагрузки, что требует их совершенствования и оптимизации с учетом тенденций в правовой сфере и современных требований.

Отсутствует реализация конституционной нормы по осуществлению административного судопроизводства. Т.е. нет единого суда, рассматривающего вопросы судебной защиты прав, свобод, законных интересов граждан и субъектов предпринимательства в отношении действий (бездействий) и решений госорганов, а также должностных лиц.

 

Для разрешения указанных проблем и недостатков предлагается:

1. Образовать Высший судейский совет, оказывающий содействие в обеспечении соблюдения конституционного принципа независимости судебной власти. При этом предлагается указать, что деятельность настоящего Совета определяется отдельным законом (Законом «О Высшем судейском совете Республики Узбекистан»). В связи с этим предлагается внести соответствующие изменения и дополнения в статьи 81, 111 основного закона Узбекистана;

2. Установить порядок назначения и освобождения от должности председателей и заместителей председателей Военного суда, судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента Президентом по представлению Совета, а судей военных судов, судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районных (городских) и межрайонных судов Советом по согласованию с главой государства. Также предлагается ввести в систему судов административные суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районные (городские) административные суды, которым подведомственно рассмотрение административных споров, вытекающих из публично-правовых отношений, а также дел об административных правонарушениях. Исходя из этого предлагается внести соответствующие изменения и дополнения в статьи 80, 93, 107 и 110 Конституции;

3. Объединить Верховный и Высший хозяйственный суды в Верховный суд Республики Узбекистан – единый высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства. В связи с этим предлагается внести поправки в статьи 83, 93, 107 и 111 основного закона;

4. Дополнить статью 112 Конституции отсылочной нормой по вопросу установления конкретных сроков полномочий судей (будет указано в Законе «О судах»), поскольку Указом определен порядок назначения (избрания) судей на первоначальный пятилетний и очередной десятилетний сроки, в последующем на бессрочный период пребывания в должности.

 

По мнению членов нашей фракции, принятие данного Закона несомненно послужит:

 

  • дальнейшему обеспечению подлинной независимости судебной власти;

 

  • повышению эффективности деятельности и авторитета, а также самостоятельности судебной власти;

 

  • совершенствованию структуры судов и системы отбора и назначения на должности судей;

 

  • обеспечению надежной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц.

 

Алия ЮНУСОВА,

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,

член фракции НДПУ.



В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-23
  • USD:12711.00 (+0.00) сум
  • EUR:13538.49 (+0.00) сум
  • RUB:136.31 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах