Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzДва мнения о порядке выплаты компенсации за задержку выплаты дохода работникам Как уведомления по итогам автокамерала отличать от «неавтокамеральных» Как рассчитать НДФЛ и взносы на ИНПС за апрель 2024 года Как работать с резервом по сомнительным долгам

Граждан обяжут отправлять жалобы только «по адресу»

15.08.2017

 

Депутаты разъяснили суть поправок, предлагаемых в Закон «Об обращениях физических и юридических лиц».

 

Для справки: Рассматриваемый законопроект разработан во исполнение п. 66 Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год диалога с народом и интересов человека» (прил. № 8 к УП–4947 от 7.02.2017 г.)[1].

 

В настоящее время порядок рассмотрения обращений физических и юридических лиц в госорганах регулируется принятым в 2014 году Законом «Об обращениях физических и юридических лиц» (далее – Закон). Однако Закон, регулируя общие вопросы, недостаточно раскрывает правовой механизм работы с обращениями.

 

Во-первых, предмет регулирования Закона ограничен. Он применяется к обращениям только в государственные органы и государственные учреждения. Между тем изучение депутатами Законодательной палаты и членами Сената Олий Мажлиса реального положения дел на местах, показало волнующие людей проблемы, связанные, не только с деятельностью государственных органов, но и организаций, которые не входят в систему государственных органов (органы хозяйственного управления, рынки, профсоюзы и т.д.).

 

Кроме того, согласно ст. 35 Конституции, каждый имеет право обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами не только в государственные органы, но и к народным представителям. Необходимо отметить, что в 2016 году в Законодательную палату Олий Мажлиса поступило 6 047 обращений, в т.ч. 943 (15,5%) обращения по деятельности органов государственного и хозяйственного управления, 378 (6%) по вопросам выделения кредитов и деятельности банков, 581 (10%) по вопросам занятости, 275 (4,5%) – обращения по вопросам газификации электроэнергии, питьевой воды и т.д.

 

Во-вторых, нормы Закона носят общий характер и не раскрывают механизм приема и рассмотрения обращений, в.т.ч. повторных обращений, принятия решений по результатам рассмотрения обращений, контроля и мониторинга их исполнения.

 

В-третьих, Закон не предусматривает современные методы работы с обращениями. Отсутствуют нормы, направленные на широкое использование интерактивных методов при принятии и рассмотрении обращений, в т.ч. обращений по «телефонам доверия», при приеме граждан с использованием видеоконференцсвязи и выездом на места. Более того, Закон не отражает новый демократический институт в сфере работы с обращениями – «народные приемные» и «виртуальные приемные».

 

Указанные недостатки в национальном законодательстве не позволяют в полной мере урегулировать общественные отношения в сфере рассмотрения обращений физических и юридических лиц.

 

Что же конкретно предлагается?

 

Проект новой редакции закона «Об обращениях физических и юридических лиц» состоит из 6-ти глав и 38-ми статей.

 

В Главе 1 указаны: цель и сфера применения Закона, состав законодательства об обращениях, основные понятия и принципы рассмотрения обращений, их формы, требования, предъявляемые к обращениям, порядок участия СМИ в работе с обращениями, порядок организации приема физических лиц и представителей юридических лиц. Так, ст. 1 проекта предусматривает, что действие Закона помимо государственных органов и их должностных лиц, распространится также на организации, созданные государством или с его участием, финансируемые из государственного бюджета, оказывающие государственные услуги либо осуществляющие государственные функции.

 

В Главе 2 регламентируются: система, основные задачи, права и обязанности Народных приемных и Виртуальных приемных Президента, а также вопросы предоставления Виртуальной приемной Президента онлайн-консультаций и др.

 

Глава 3 закрепляет такие гарантии, как осуществление права на обращения, недопустимость дискриминации при использовании права на обращения, соблюдение прав, свобод и законных интересов при обращении, обязательное принятие и рассмотрение обращений, неразглашение сведений, ставших известными в связи с обращениями, безопасность физических и юридических лиц в связи с их обращениями.

 

Глава 4 направлена на урегулирование процессуальных вопросов в ходе рассмотрения обращений. Предусматриваются порядок и сроки подачи обращений, делопроизводство по обращениям, порядок рассмотрения обращений и др. Внедряется такое процессуальное действие, как «прекращение рассмотрения обращений». В частности, рассмотрение обращений прекращается:

  • если в повторных обращениях не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, а в материалах предыдущего обращения имеются исчерпывающие материалы проверок и обращающемуся в установленном порядке давались ответы;
  • если физическое или юридическое лицо отозвало в установленном порядке свое обращение или ходатайствовало о прекращении его рассмотрения;
  • при отсутствии возможности рассмотрения обращения без участия обращающегося, которого невозможно вызвать в связи с несвоевременным информированием об изменениях места жительства, местонахождения (почтового адреса), адреса электронной почты или других реквизитов;
  • в случае неявки обращающегося, вызванного государственным органом, другой организацией или должностным лицом, в связи с невозможностью рассмотрения обращения без его участия;
  • если после смерти обращающегося физического лица рассмотрение обращения не допускает правопреемства.

 

Кроме того, вводится новый институт «разъяснение ответа на обращение и его исправление». Так, государственный орган, другая организация и должностное лицо, рассмотревшие обращения, по ходатайству физического или юридического лица обязаны разъяснить ответ на обращение, не изменяя его содержания, а также по своей инициативе или по ходатайству физического или юридического лица исправить допущенные описки и арифметические ошибки, не затрагивая существа ответа на обращение.

 

В Главе 5 закреплены права и обязанности физических и юридических лиц, государственных органов, других организаций, должностных лиц при рассмотрении обращений. В отличие от действующего законодательства в проекте устанавливаются не только права обращающегося, но и его обязанности. В частности, при рассмотрении обращений физические и юридические лица обязаны:

  • соблюдать требования законодательства об обращениях физических и юридических лиц;
  • не направлять обращения в адрес государственного органа, другой организации или должностного лица заведомо зная о том, что направляемое обращение не входит в сферу их компетенции;
  • излагать ясно и четко суть своих обращений;
  • не использовать в обращениях слова и формулировки безнравственного характера, а также порочащих честь, достоинство или деловую репутацию других лиц;
  • своевременно информировать государственный орган, другую организацию или должностное лицо, рассматривающие обращение, об изменениях места жительства, местонахождения (почтового адреса), адреса электронной почты или других реквизитов.

 

Кроме того, вносятся нормы, предусматривающие контроль за рассмотрением обращений. Так, устанавливается, что обращения, по которым даны промежуточные ответы, или не рассмотренные полностью, с контроля не снимаются.

 

Мы считаем, что в целом принятие такого Закона поспособствует совершенствованию порядка принятия и рассмотрения обращений, а также внедрению современных методов работы с обращениями физических и юридических лиц.

 

Аксавли Тумишова, Алия Юнусова,

депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса,

члены фракции НДПУ.

 


[1] Согласован в палатах парламента, Генеральной прокуратуре, министерствах юстиции, внутренних дел, по развитию информационных технологий и коммуникаций.

 

 

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-25
  • USD:12689.97 (+0.00) сум
  • EUR:13557.96 (+0.00) сум
  • RUB:137.20 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах