Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств
  • www.norma.uz
  • Проекты НПА
  • Обращать взыскание на имущество налогоплательщиков будут в режиме онлайн

Обращать взыскание на имущество налогоплательщиков будут в режиме онлайн

26.05.2017

 

В этом обзоре – пояснения депутатов Олий Мажлиса Алии Юнусовой и Шухрата Мамаджанова по законопроекту, направленному на внедрение системы электронного судопроизводства при взыскании налоговой задолженности.

 

 

Законопроект разработан во исполнение п. 18 Программы комплексных мер по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата в Республике Узбекистан (утв. УП–4848 от 5.10.2016 г.)[1].

 

Основной целью законопроекта является дальнейшее расширение использования современных ИКТ в деятельности органов государственной налоговой службы и хозяйственных судов, совершенствование администрирования, обеспечивающего минимизацию затрат на сбор налогов и других обязательных платежей, широкое внедрение дистанционного (камерального) контроля и повышение правовой грамотности налогоплательщиков, упрощение механизма и повышение оперативности  документооборота между судом и участниками процесса.

 

Сегодня в Узбекистане проведение заседаний хозяйственных судов в режиме видеоконференцсвязи и направление исполнительных документов в электронной форме через информационную систему стало логическим продолжением системной и последовательной работы по внедрению ИКТ. В свою очередь, органами государственной налоговой службы широко внедряются ИКТ в процесс налогового администрирования, в т.ч. при контактах с налогоплательщиками.

 

Для справки: На сегодняшний день свыше 332 тыс. юридических и 625 тыс. физических лиц имеют «персональные кабинеты налогоплательщика», через которые за 2016 г. было осуществлено свыше 3,7 млн. обращений.

 

Для расширения внедрения современных информационных технологий в деятельность органов государственной налоговой службы и хозяйственных судов намечается принятие мер по направлению налогоплательщику требования о погашении налоговой задолженности и формированию хозяйственного дела в электронной форме.

 

Заметим, количество дел, рассматриваемых хозяйственными судами, неуклонно растет. Так, если в 2000 г. судами рассмотрено 33 347 дел, то в 2005 г. – 122 286, в 2010 году – 293 128, в 2015 г. – 348 192, а в 2016 году – уже 336 033.

 

При этом значительную часть дел, рассматриваемых хозяйственными судами, составляют дела об обращении взыскания налоговой задолженности на имущество налогоплательщиков. Национальная статистика свидетельствует, что из рассмотренных в период 2010–2016 гг. хозяйственными судами 2 130 800 дел, 924 089 дел (43,3 %) составляют дела вышеназванной категории.

 

Для формирования на бумажном носителе одного хозяйственного дела об обращении взыскания по налоговой задолженности на имущество налогоплательщика органами государственной налоговой службы расходуется в среднем 7 805 сумов, а судом – 2 706 сумов.

 

Так, в течение 2010–2016 гг. для обращения в хозяйственный суд и формирование хозяйственных дел по данной категории расход бюджетных средств составил 8,2 млрд. cyмов: у органов государственной налоговой службы – 6,28 млрд. сумов (в т.ч. почтовые расходы), а у хозяйственных судов – 1,96 млрд. сумов.

 

В связи с этим на первом этапе в качестве «пилотного» варианта планируется формировать в электронной форме только дела об обращении взыскания налоговой задолженности на имущество налогоплательщиков. Такие дела, как правило, являются бесспорными, состоят из небольшого количества документов, которые в основном предъявляются налоговыми органами. Следует отметить, что на сегодняшний день между хозяйственными судами и органами государственной налоговой службы интегрирован электронный документооборот – «Е-ijro varaqa».

 

Говоря об изученном зарубежном опыте, можно отметить, что:

  • возможность формирования дела в электронной форме закреплена в законодательстве Республики Корея и Малайзии;
  • в процессуальных законодательных актах стран СНГ (Беларусь, Казахстан, Россия) отсутствует возможность формирования дела в электронной форме.

 

Если говорить о содержании законопроекта, то предлагается внести изменения ст. 8 ХПК, ст.ст. 5 и 6 Закона «О государственной налоговой службе» и ст.ст. 54, 56, 57, 58, 60, 64, 65 и 70 НК. Кроме того, ХПК дополняется новой статьей 1341, а НК – новой статьей 221.

 

В целях либерализации налогового законодательства ст.70 НК приводится в новой редакции, предусматривающей:

  • определение цели камерального контроля;
  • меры, направленные на расширение возможностей для изучения и анализа достоверности представленной в налоговой отчетности информации;
  • уточнение по предоставлению требования, направляемого налогоплательщику органами государственной налоговой службы в ходе выявления нарушений при проведении камерального контроля;
  • предоставление подтверждающих документов, для обоснования выявленных в ходе камерального контроля расхождений.

 

Для расширения внедрения современных информационных технологий в деятельность органов государственной налоговой службы проектом предлагается направление налогоплательщику требований по итогам камерального контроля, в том числе в электронном виде.

 

Финансирование расходов, связанных с принятием представленного законопроекта, будет осуществляться в пределах ежегодных плановых бюджетных ассигнований и согласно утвержденной смете за счет средств специального фонда ГНК и Фонда развития судов и органов юстиции.

 

Кроме этого, для создания возможности формирования дела в электронной форме необходимо разработать программное обеспечение, а также потребуется установление в залах судебных заседаний хозяйственных судов современных компьютеров, сканеров и др.

 

Согласно подсчетам стоимость разработки программного обеспечения, оргтехники и пуско-наладочных работ составит 410 млн. сумов. В то время как расход бюджетных средств за 2010–2016 гг. для обращения в хозяйственный суд и формирования дела об обращении взыскания по налоговой задолженности на имущество налогоплательщика составил 8,2 млрд. сумов.

 

Как показывают предварительные расчеты и оценки специалистов, принятие Закона обеспечит минимизацию затрат на сбор налогов и других обязательных платежей, позволит сократить финансовые и временные затраты участников процесса, а также экономию времени налоговых органов, судей и налогоплательщиков. А предлагаемые дополнения на первоначальном этапе позволят ежегодно формировать в электронной форме более 90% дел, рассматриваемых с участием органов государственной налоговой службы. Существенным является также то, что повысится результативность рассмотрения по внесенным органами налоговой службы исковым заявлениям и принятия по ним судебных решений примерно на 8–9% или в среднем на 600 млрд. сумов в год.

 

Слушал и записал

Маъруф УСМАНОВ.



[1] Согласован с министерствами финансов, экономики, юстиции, по развитию информационных технологий и коммуникаций, Центральным банком.

 

 


Комментарии (1)

Добавить комментарий

Гость_Андрей Михайлович :

2017-05-26 14:56:00

Случай произошедший со мной лично.В апреле текущего года мне приходит повестка в суд Учтепинского района г.Ташкента.Явился, в суде мне говорят что районная налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании ЯКОБЫ имеющейся задолженности по налогу на имущество за 2016г.Знаю точно что за 2016г. налог мною оплачен (имеются извещение с расчетом суммы налога и квитанция об уплате налога),более того в феврале мною был уплачен налог на имущество физ.лиц за 2017г. (это несмотря на то что срок оплаты наступит в октябре 2017г.).В суде мне говорят принесите справку с районной ГНИ что задолженности нет и мы закроем дело.Возникает вопрос какое дело и с чего оно возникло?Прижожу , в районную ГНИ (вижу знакомые лица нескольких человек которых я видел в суде) мне говорят что вам нужно еще доплатить за 2017г. девять тысяч сумов иначе справку не выдадим.Пытаюсь объяснить работникам ГНИ, во - первых сумму налога на имущество за 2017г. исчислял инспектор ГНИ (это установлено нормой НК), во-вторых заработную плату за апрель-сентябрь 2017г. мне не выплатили (из каких же еще средств уплачивается налог на имущество лицом не являющимся пенсионером, студентом или предпринимателем ?). Бесполезно справку ГНИ не выдали пока не доплатил 9000 сум.В суде пытаюсь объяснить что в порядке исполнительного производства в принудительном порядке взыскивается сумма которая не уплачивается в добровольном порядке.БЕСПОЛЕЗНО.Еще заплатил госпошлину. Спрашивается (?) кто мне вернет время на решение проблемы искусственно созданной работником ГНИ.Причем на словах в ГНИ сказали ошибочка вышла.Почему налогоплательщик должен платить за ошибки ГНИ.Представляю что будет если ввести электронный документооборот , налогоплательщику практически невозможно будет доказать факт отсутствия задолженности.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_