Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

Правосудие в Узбекистане станет более либеральным и эффективным

27.03.2017

 

В этом обзоре – комментарии членов фракции УзЛиДеП в Законодательной палате Олий Мажлиса к законопроекту «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О судах».

 

Прежде всего следует отметить, что проект разработан Верховным судом Республики Узбекистан во исполнение Указов Президента Республики Узбекистан от 21.10.2016 г. № УП–4850 «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан», от 7.02.2017 г. № УП–4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан», а также от 21.02.2017 г. № УП–4966 «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан». 

 

Предусматривается внесение изменений и дополнений в Закон «О судах» (далее – Закон) по следующим направлениям: 

 

I. Реформирование системы судов.

 

Напомним, в соответствии с Указом с 1 июня 2017 года установлено: 

 

  • объединение Верховного суда и Высшего хозяйственного суда, создание единого высшего органа судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства – Верховного суда; 

 

  • образование административных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районных (городских) административных судов, которым подведомственно рассмотрение административных споров, вытекающих из публично-правовых отношений, а также дел об административных правонарушениях; 

 

  • сокращение штатной численности Военного суда, окружных и территориальных военных судов на 159 единиц и упразднение взвода охраны Военного суда; 

 

  • перевод штатной численности Военной коллегии Верховного суда, Военного суда, окружных и территориальных военных судов из состава Вооруженных Сил в систему Верховного суда Республики Узбекистан без сохранения за судьями и работниками военных судов правового статуса военнослужащих, в том числе прав, льгот и преимуществ, установленных для военнослужащих;

 

  • образование судебной коллегии по административным делам Верховного суда с упразднением Военной коллегии Верховного суда;

 

  • преобразование хозяйственных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в экономические суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;

 

  • создание 71-го межрайонного, районного (городского) экономического суда, которым подведомственно рассмотрение дел в первой инстанции.

 

Также, согласно приложению № 4 данного Указа, утверждена структура Верховного суда Республики Узбекистан, согласно которой Первый заместитель председателя Верховного суда одновременно считается председателем коллегии по уголовным делам, остальные заместители председателя одновременно считаются председателями коллегий по гражданским, административным, экономическим делам.

 

Кроме этого, председателю Верховного суда предоставлено право по согласованию с Советом вносить, при необходимости, изменения в структуры соответствующих судов в пределах установленной общей численности управленческого персонала.

 

В связи с этим в Законе «О судах» вносятся изменения и дополнения в статью 1 (закрепляет систему судов), статью 12 (предусматривает право законодательной инициативы органов судебной власти); статьи 13 и 14 (регламентируют полномочия и структуру Верховного суда), статьи 15, 17 и 26 (определяют полномочия председателя Верховного суда), статью 27 (определяет полномочия первого заместителя, заместителей председателя Верховного суда), главу 2 (статьи 29-35) (устанавливает состав и полномочия Верховного суда Республики Каракалпакстан, областных судов, Ташкентских городских судов), главу 3 (статьи 36-41) (закрепляет состав и полномочия межрайонных, районных (городских) судов, военных судов и их полномочия), статью 61 (устанавливает требования к кандидатам в судьи), статьи 64 и 65 (регламентирует порядок присяги судьи и его обязанности), статьи 77 и 78 (затрагивает аппараты, структуру и штаты судов), статьи 80 и 81 (посвящены печатному органу суда и научно-консультативному совету).

 

Вместе с этим исключаются статья 28, в которой предусмотрены полномочия председателей судебных коллегий, и главы 5-6 (статьи 43-59), посвященные Хозяйственным судам Республики Узбекистан.

 

II. Организация деятельности Высшего судейского совета.

 

Напомним, Указом предусмотрено:

 

  • образование Высшего судейского совета (далее – Совет), являющегося органом судейского сообщества и оказывающего содействие в обеспечении соблюдения конституционного принципа независимости судебной власти;

 

  • упразднение Высшей квалификационной комиссии по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте с передачей высвобождаемой 21 штатной единицы ее исполнительного аппарата в Совет.

 

Также определены основные задачи Совета:

 

  • формирование судейского корпуса на основе конкурсного отбора кандидатов на должности судей, назначения судей из числа наиболее квалифицированных и ответственных специалистов, а также дачи рекомендации для выдвижения на руководящие судейские должности;

 

  • принятие мер по предотвращению нарушения неприкосновенности судей и вмешательства в их деятельность по отправлению правосудия;

 

  • организация профессиональной подготовки, повышения квалификации судей, осуществление оценки эффективности их деятельности, а также инициирование вопроса о поощрении судей;

 

  • осуществление взаимодействия со средствами массовой информации, налаживание диалога с населением, рассмотрение обращений физических и юридических лиц по вопросам соблюдения судьями правил этического поведения;

 

  • подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства в судебно-правовой сфере, обеспечению подлинной независимости судебной власти и единой судебной практики, повышению уровня доступа к правосудию и качества его отправления;

 

  • рассмотрение вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности судей, а также о даче заключения на привлечение их к уголовной и административной ответственности.

 

Также, Совету предоставлено право назначать и освобождать от должности по согласованию с Президентом всех судей за исключением председателей и заместителей председателей Конституционного и Верховного суда, судей, председателей и заместителей председателей Военного суда, судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.

 

В связи с этим вносятся соответствующие изменения и дополнения в статью 11 (регламентирует организационное обеспечение деятельности судов), статью 12 (регулирует законодательную инициативу), статью 15 (устанавливает круг лиц, которым позволено присутствовать на заседаниях Пленума Верховного суда Республики Узбекистан) и статью 21 (закрепляет порядок внесения вопросов, не связанных с разрешением конкретных судебных дел), статью 63 (определяет порядок избрания и назначения судей), статью 70 (касается неприкосновенности судей), статьи 71 и 72 (регулируют приостановление или досрочное прекращение полномочий судьи), статью 74 (регулирует деятельность квалификационных коллегий судей).

 

III. Независимое материальное обеспечение судов.

 

Напомним, в соответствии с Указом образован Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном суде (далее – Департамент при Верховном суде), и его основными задачами определены:

 

организация работы по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов, а также подготовка предложений по ее совершенствованию;  

 

обеспечение эффективного освоения средств, выделенных на строительство и ремонт зданий судов, принятие мер по созданию надлежащих условий для деятельности судов;  

 

разработка предложений по улучшению условий труда, материального и социального обеспечения судей и работников аппарата судов. 

 

В связи с этим вносятся соответствующие изменения и дополнения в статьи 11 и 79 Закона (о финансировании и материально-техническом обеспечении судебной деятельности), статью 78 Закона (закрепляет структуры и штаты судов).

 

IV. Пожизненность и независимость судей

 

Напомним, в соответствии с Указами Президента Республики Узбекистан от 21.10.2016 г. № УП–4850 «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан», от 7.02.2017 г. № УП–4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» предусмотрено:

 

  • установление первоначального пятилетнего, очередного десятилетнего срока и последующего бессрочного пребывания в должности судьи; 

 

  • совершенствование механизма привлечения судей к дисциплинарной ответственности с конкретизацией ее оснований и исключение полномочия председателей судов по возбуждению дисциплинарного производства в отношении судей;

 

  • установление предельного возраста нахождения в должности судьи.

 

Поэтому из статьи 34 Закона исключаются полномочия председателей Верховного суда Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда по возбуждению дисциплинарного производства в отношении судей, а также вводятся статьи 63-1, 63-2 и 66-1, устанавливающие срок полномочий судьи и его исчисление, срок полномочий председателей судов, а также предельный срок пребывания в должности судьи. Вместе с тем вносится дополнение в статью 72 Закона, устанавливающую досрочное прекращение полномочий судьи.

 

V. Символы и свидетельства полномочий.

 

Кроме этого, статья 83 Закона, предусматривающая символы государственной власти в судах, приводится в соответствие со статьей 4 Закона «О государственном гербе Республики Узбекистан».

 

Также, в статью 85 Закона вносятся поправки, устанавливающие, что удостоверения Председателю, заместителям председателя, судьям Верховного суда выдаются Президентом, а судьям судов Республики Каракалпакстан, областных и судов города Ташкента, военных, межрайонных, районных и городских судов, удостоверения выдаются Председателем Верховного суда.

 

Позиция нашей Фракции в том, что вносимые изменения и дополнения послужат обеспечению подлинной независимости судебной власти, повышению эффективности правосудия, дальнейшему совершенствованию структуры судов и процесса отбора кандидатов в судьи.

 

Сохибжон Исмоилов,

Полянте Свешников,

 депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса.

 


В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_