Утверждены новые Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма в коммерческих банках (рег. № 2886 от 23.05.2017 г.).
Для справки: в настоящее время действуют Правила рег. № 2528 от 21.11.2013 г. Далее приводится сравнительный анализ двух редакций документа.
Правила дополнены рядом норм о приостановлении операций, замораживании денежных средств или иного имущества лиц, включенных в перечень участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения.
Подробнее об указанных механизмах можно прочитать здесь.
Ряд новшеств касается надлежащей проверки клиентов. В частности, банки будут обязаны осуществлять ее также в случаях:
- размены, замены и (или) обмена на другую иностранную валюту (конверсии) физлицами наличной иностранной валюты на сумму, равную или превышающую 100 МРЗП (ранее – 25 МРЗП);
- получения у клиентов на инкассо и (или) для экспертизы наличной иностранной валюты на сумму, равную или превышающую 100 МРЗП;
- осуществления физлицами операций с использованием пластиковых карт (снятие наличных средств, оплата товаров и услуг) через терминалы, находящиеся в коммерческом банке (за исключением оплаты коммунальных услуг, услуг связи, платежей в бюджет, внебюджетные фонды и других обязательных платежей) на сумму, равную или превышающую 300 МРЗП;
- получения клиентами из банковской кассы наличной иностранной валюты по пластиковым картам, эмитированным другими банками, на сумму, равную или превышающую 100 МРЗП.
Кроме того, в отдельных случаях банки вправе применять усиленные меры по надлежащей проверке клиентов, включающие:
- сбор и фиксирование дополнительной подтвержденной информации о клиенте, доступной в открытых источниках и базах данных;
- получение от клиента информации об источниках денежных средств или иного имущества по осуществляемым им операциям;
- изучение целей запланированных или проведенных данным клиентом операций;
- ведение постоянного мониторинга за осуществляемыми операциями данного клиента.
Скорректированы также критерии и признаки сомнительных и подозрительных операций. К сомнительным операциям дополнительно отнесены:
- необоснованное и (или) досрочное прекращение деловых отношений по инициативе клиента, сопровождаемое снятием или переводом всех средств в другие коммерческие банки;
- немедленное прекращение деловых отношений по инициативе клиента после обоснованного применения коммерческим банком мер, предусмотренных Правилами (подразумевается надлежащая проверка клиентов, меры по выявлению сомнительных и подозрительных операций, определение и оценка уровня риска и т.д.);
- снятие со счета физлица наличных денег в сумме, равной или превышающей 500 МРЗП на день осуществления операции;
- обращение клиента за снятием наличных денег, ранее поступивших на его счет, в течение периода, не превышающего 3 банковских дней с момента поступления, в размере, равном или превышающем 100 МРЗП.
Подозрение у банков должны вызывать в т.ч следующие операции:
- перечисление денежных средств за пределы Узбекистана на счет получателя, открытого в банке, зарегистрированном в оффшорной зоне, отличающейся от места регистрации получателя;
- снятие наличности или осуществление оплаты за товары (услуги) на сумму, равную или превышающую 100 МРЗП, совершенные в течение 30 дней, с использованием банковской пластиковой карты в зонах ведения активных боевых действий или контролируемых террористическими организациями, либо в районах, непосредственно граничащих с ними;
- операция, связанная с использованием денежных средств или иного имущества, к которым предоставлен доступ, включая попытку ее проведения.
Центральный банк будет вести дистанционный мониторинг соблюдения правил внутреннего контроля по представленным ему отчетам коммерческих банков.
Документ вступит в силу через 3 месяца после опубликования в Собрании законодательства № 22 (781) от 29.05.2017 г. Тогда же действующая редакция Правил утратит силу.
С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».
Олег Заманов,
наш эксперт.