Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак маркированный товар продавать поштучно и в розлив Штрафы за пренебрежение правилами пожарной безопасности увеличены более чем в 2 раза Как оформить дефекты основных средств Как учитывать получение дивидендов Как учитывать получение дивидендов

КАК ИЗБЕЖАТЬ СТОЛКНОВЕНИЙ

19.03.2010

КАК ИЗБЕЖАТЬ

СТОЛКНОВЕНИЙ

 

Таможенная оценка стоимости товаров является "лидером" среди вопросов, задаваемых редакции участниками внешнеэкономической деятельности. Причиной вызываемых ею многочисленных споров служит разное прочтение информации для оценки таможенниками и предпринимателями.

 

Основное требование Соглашения ВТО о таможенной оценке* к информации, представляемой импортером для подтверждения таможенной стоимости, - использование объективных и поддающихся количественному определению данных. При этом подробные положения для каждого метода определения таможенной стоимости разъяснены в Пояснительных примечаниях - приложении N 1 к этому документу.

В национальном законодательстве порядок использования представленной информации для каждого метода таможенной оценки регламентирован Инструкцией по определению таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Узбекистан. Ею установлено: заявляемая декларантом таможенная стоимость и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Информацию для определения таможенной стоимости методами 1-5 представляет декларант. Вопрос ее документального подтверждения определен перечнем документов, представляемых для таможенного оформления.

 

ДЛЯ РАСТАМОЖКИ

Основными документами для таможенного оформления товаров являются грузовая таможенная декларация и декларация таможенной стоимости по установленным формам ДТС-1 или ДТС-2, а также другие необходимые для таможенных целей документы, представляемые декларантом в установленном порядке. В их перечень** включены:

контракт (договор, соглашение);

сертификат о регистрации контракта (договора, соглашения) в МВЭСИТ в случаях, предусмотренных законодательством, и(или) контракт с отметкой о постановке на учет в уполномоченном банке;

паспорт импортной сделки (за исключением случаев поставки товара в счет уставного фонда для предприятий с участием иностранного капитала, а также осуществления поставки в рамках технической, гуманитарной помощи, на безвозмездной основе);

платежные документы (платежное поручение, квитанция, акт сверки и т.п.), подтверждающие уплату таможенных платежей. В случаях предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей вместо платежного документа представляется письмо-заключение территориального управления ГТК, подтверждающее обеспечение уплаты таможенных платежей залогом товара и транспортных средств, гарантией банка или внесением на депозитный счет таможенного органа причитающихся сумм;

транспортные и товаросопроводительные документы (инвойс);

сертификат соответствия, для отдельных видов товаров, определенных Кабинетом Министров;

сертификат происхождения товаров (в случаях, когда его необходимость зафиксирована в контракте, в национальных правилах страны ввоза или предусмотрена международными обязательствами Узбекистана);

лицензия (для товаров, подлежащих лицензированию);

в необходимых случаях - разрешения уполномоченных органов и фитосанитарный, карантинный (ветеринарный) сертификаты, сертификат качества.

 

ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ

Правилами заявления и контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Узбекистан установлено, что в необходимых случаях для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости декларант также должен представить следующие документы:

учредительные документы лица, перемещающего товар;

договор (контракт) и допсоглашения к нему (если они предусмотрены);

счет-фактуру (инвойс) и банковские платежные документы (если счет оплачен) или счет-проформу (для условно-стоимостных сделок), а также другие платежные и(или) бухгалтерские документы, подтверждающие стоимость товара;

транспортные и страховые документы, если они имеются, в зависимости от условий поставки;

счет за транспортировку или официально заверенную калькуляцию транспортных расходов в случаях, когда транспортные расходы не были включены в счет-фактуру;

таможенную декларацию страны отправления (если имеется);

упаковочные листы и др.

 

В ДОПОЛНЕНИЕ

Для отдельных видов сделок в качестве дополнительных сведений таможенный орган может затребовать:

контракты с третьими лицами, имеющие отношение к сделке;

счета за платежи третьим лицам в пользу продавца;

счета за комиссионные, брокерские услуги, имеющие отношение к сделке с оцениваемым товаром;

бухгалтерскую документацию;

лицензионные или авторские соглашения;

экспортные (импортные) лицензии;

складские квитанции;

заказы на поставку;

каталоги, спецификации, прейскуранты цен (прайс-листы) фирм-изготовителей;

калькуляцию фирмы-изготовителя на оцениваемый товар (если фирма согласна ее представить узбекскому покупателю);

другие документы, которые могут быть использованы для подтверждения сведений, заявленных в декларации таможенной стоимости.

 

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ДОСТОВЕРНОСТЬ?

Необходимо отметить, что законодательством не определены понятия достоверности и количественно определяемой информации. Международные и национальные правила утверждают формы различных документов и порядок их заполнения, а также указывают, где и какие подписи и печати должны быть проставлены. Таможенный орган может проверить правильность заполнения документов. Но он фактически не может установить, насколько достоверна вписанная в них информация.

Поэтому должностные лица таможенных органов оценивают доказательства исключительно по своему внутреннему убеждению. А потому решение вопроса о таможенной стоимости товара зависит исключительно от субъективного мнения чиновника, наделенного широкими полномочиями.

При рассмотрении проекта новой редакции Таможенного кодекса члены Экспертного совета Проекта ПРООН "Совершенствование системы таможенного администрирования в Республике Узбекистан" также указывали на то, что и в законопроекте отсутствуют критерии достоверности и достаточности доказательств, не раскрывается понятие "количественно определяемой информации" и не установлены критерии этого количества. При такой редакции, как было отмечено на заседании Экспертного совета, таможня фактически работает по принципу презумпции виновности декларанта - если декларант не в состоянии представить какой-либо документ, таможенный орган признает недостоверной декларируемую им таможенную стоимость. В этой связи было предложено определить конкретные критерии достоверности и(или) достаточности, которым должны соответствовать документы и сведения, представляемые декларантом.

 

P.S. Теперь остается только уповать на то, что в работе над новым Таможенным кодексом эти рекомендации будут учтены и в практике применения нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы определения таможенной оценки товаров, в перспективе произойдут позитивные изменения, позволяющие исключить досадные коллизии, создающие проблемы как для предпринимателей, так и для таможенных органов.

 

-------------------------------------------------------------

*) Соглашение по применению Статьи VII Генерального соглашения по таможенным тарифам и торговле 1994 года (Марракеш, 15 апреля 1994 года).

**) Перечень документов, представляемых таможенным органам при оформлении экспортно-импортных грузов (утвержден МВЭС, МФ и ГТК, зарегистрирован МЮ 8 апреля 1998 года N 428).

 

 

Гульнора АБДУНАЗАРОВА, корр. "НТВ"

 

Опубликовано в газете "НТВ" N 10 от 8 марта 2010 года

 

 

Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи. В теме действует премодерация комментариев.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь