Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств Как оформить дефекты основных средств

ПЛАСТИКОВАЯ КАРТОЧКА = ДЕНЬГАМ

09.04.2010

ПЛАСТИКОВАЯ КАРТОЧКА = ДЕНЬГАМ

ВСЕ БОЛЬШЕ ДЖИЗАКЦЕВ ЧАСТЬ СВОЕЙ ЗАРПЛАТЫ

ПЕРЕВОДЯТ НА ПЛАСТИКОВЫЕ КАРТЫ

Когда в Джизаке и всей области стали внедрять пластиковые карты, представители банков в один голос говорили, что это очень удобная форма оплаты за товары и услуги, которая давно практикуется во многих странах мира. Не подумайте, что этой публикацией я выступаю против внедрения современных электронных средств в торговлю и сервис. Напротив, автор обеими руками голосует за все, в том числе и это, прогрессивные новшества. Я бы даже предложил всю зарплату переводить на пластиковые карты. Но…

 Да, идея замечательная, пластиковые карты очень удобны при расчетах за товары и услуги. Однако на деле их оказалось намного больше, чем возможностей произвести ими оплату. И как тут согласиться с утверждением, что пластиковые карты - те же деньги?

За опровержением далеко ходить не надо. Достаточно заглянуть на самый крупный рынок областного центра - Зеленый базар, который ежедневно посещают тысячи покупателей. На почти двух гектарах его территории расположено огромное количество точек торговли, сервиса и общественного питания. Но лишь малая толика их имеет в своем арсенале терминалы.

Впрочем, и ими обольщаться не стоит. Половина их в тот момент, когда вы заглянете в оснащенные ими точки, может не работать. Причин будет несколько: нет света, терминал "переполнен" и его надо поменять в банке. Отключения электроэнергии действительно случаются. Правда, появились аппараты, работающие на аккумуляторах, но они не выдают чека при покупке или оказании услуг. Вот и приходится потом гадать: сколько же фактически снял с вашей карты торговец или работник сервиса?

Также сложно отовариться по пластиковой карте в воскресенье или праздник. Ответ у работников сервиса прост: в выходные и праздники банки не работают и платежи через них не проходят.

А что же делать большой армии потребителей, имеющих на руках пластиковые карты? Ведь большинство их именно в нерабочие дни стараются заполнить на неделю холодильник, приобрести обновки, произвести коммунальные платежи, так как с понедельника по пятницу заняты на работе. И если нам говорят, что в электронном кошельке лежат такие же деньги, то почему их ограничивают в приеме? Ведь никакой продавец, работник АЗС или ресторана не откажется от приема наличных банкнот только потому, что по календарю праздник.

- Некоторые работники точек торговли и сервиса делают это порой умышленно, - рассказывает начальник отдела ГНИ Пахтакорского района Хосилбек Абдурасулов. - Причин тому немало. Ведь получив электронную оплату, коммерсант потом должен приобретать товар по перечислению. Однако в нашей области нет крупных баз, способных насытить потребительский рынок. Значит, надо ехать в столицу, где есть такие оптовые предприятия. Но далеко не все они работают с клиентами по перечислению. Выход видится один. Нужно создавать крупные базы на местах, оснастить терминалами все торговые точки и службы сервиса. И тогда торговля пойдет без нареканий. Может быть, следует увеличить льготы хозяйствующим субъектам, которые работают по перечислению.

Все это лишь малая толика проблем "пластиковых" оплат. Далеко не во всех торговых точках покупатель может приобрести по карточке мясо и сельхозпродукты. В некоторых торговых и сервисных точках появились объявления: "При покупке товара за пластиковую карту предъявляйте паспорт или удостоверение личности". Или, например, в химчистке предупреждают о том, что услуга при оплате карточкой будет стоить дороже…

Приятель недавно рассказал почти анекдотичную историю. К нему в гости приехал из другого региона нашей республики старый друг. Погостив пару дней, стал собираться обратно. Мой приятель, провожая его по всем законам восточного гостеприимства, решил купить ему обратный билет. Подойдя к кассе железнодорожного вокзала, он предъявил паспорт друга и пластиковую карту для оплаты проезда. Кассир, уже было начавшая оформлять билет на поезд, узнав, что владелец карты приобретает его для другого, наотрез отказалась выдавать документ, опять-таки ссылаясь на пресловутый приказ. Самое поразительное было потом. Провожающие собрали наличку и купили все же билет приятелю. При этом кассир уже не требовал никакого паспорта...

- Когда вывешивается объявление о необходимости предъявить паспорт или повышении тарифов за услуги или товар, то необходимо указывать документ, служащий основанием для подобных действий, - говорит помощник прокурора области Клара Якубова. - В случаях, описанных вами, также необходимо делать ссылку на постановление или приказ. Как я понимаю, этого сделано не было.

Сомнения потребителей в правомочности таких требований может вызывать и тот факт, что в точке напротив магазина, где требуют паспорт, ничего не просят, а, наоборот, вежливо обслуживают и благодарят за покупку. Думается, что подобная "самодеятельность" появляется потому, что нет четкого регламента, расписывающего порядок расчета пластиковыми карточками. А пока они только внедряются в нашу жизнь, очевидно, надо потребовать, чтобы на видном месте возле кассы магазина висела памятка потребителя, разъясняющая его права и обязанности при использовании электронного кошелька.

 

Ренат СИБГАТУЛЛИН,

журналист.

г.Джизак.

 

От редакции: Вопрос о совершении сделок с использованием пластиковых карточек законодательством, в принципе, урегулирован. Так, в соответствии с пунктом 7 Положения о порядке выпуска банковских карт коммерческими банками и их обращения в Республике Узбекистан личные банковские карты могут использовать члены семьи, друзья лишь на основании доверенности ее владельца. А при наличии доверенности необходимо предъявление документа, удостоверяющего личность, - паспорта или удостоверения. И продавец имеет право требовать предъявления паспорта владельца карточки, если это предусмотрено договором с банком, осуществляющим проведение расчетов (пункт 39).

Однако на практике это действительно усложняет пользование пластиковыми карточками. Потому что члены семьи чаще ходят в магазин и приобретают продукты питания и другие товары повседневного спроса. Подробнее читайте в публикации "Ваш паспорт, карточка" ("Норма" N 2-3 (235-236) от 18 января 2010 года).

Кроме того, согласно пункту 5 указанного нормативно-правового акта, участники системы платежей обязаны обеспечивать меры безопасности для предупреждения случаев противоправного использования банковских карт.

Что касается тарифов, то пунктом 12 Положения о порядке оснащения и применения платежных терминалов при осуществлении денежных расчетов с населением установлено: "При осуществлении платежей посредством банковских пластиковых карточек необоснованное повышение цен на товары (работы, услуги) не допускается".

 

Опубликовано в газете «Норма» № 13 от 30 марта 2010 года

Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи. В теме действует премодерация комментариев.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь