Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак маркированный товар продавать поштучно и в розлив Штрафы за пренебрежение правилами пожарной безопасности увеличены более чем в 2 раза Как оформить дефекты основных средств Как учитывать получение дивидендов Как учитывать получение дивидендов

НЕ ЗНАКИ СУДЬБЫ, НО

28.04.2010

Редакционная почта подтверждает рост интереса читателей к охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности. Косвенно это свидетельствует о переориентации все большей части бизнеса с "купи-продай" на "создай и реализуй, не потеряв". Учитывая это, наши эксперты в сотрудничестве со специалистами Государственного патентного ведомства подготовили серию материалов по вопросам, интересующим, думается, не только авторов писем в газету, но и широкий круг других наших читателей. Сегодняшнюю публикацию мы посвящаем товарным знакам.

 

 

В ПРОПИСКЕ НУЖДАЕТСЯ…

 

Совместное предприятие маркирует производимые им товары оригинальным обозначением и реализует их в Узбекистане. Однако в качестве товарного знака оно зарегистрировано лишь в Российской Федерации. Достаточно ли этого, чтобы обеспечить его охрану на территории Узбекистана и предотвратить недобросовестное использование в республике?

 

- К сожалению, нет. Дело в том, что одним из принципов правовой охраны объектов интеллектуальной собственности является принцип территориального действия. Согласно ему, товарный знак, изобретение и другие объекты, зарегистрированные как таковые на территории какой-либо страны, обладают правовой охраной лишь в данном государстве.

Так, например, свидетельство на товарный знак или патент на изобретение, выданные в Узбекистане, действуют лишь на территории республики и не имеют юридической силы в других государствах. То же самое касается и объектов, получивших правовую охрану за рубежом. Зарегистрировав свой товарный знак в Российской Федерации или любом другом государстве, его владелец приобретает полный объем прав, предусмотренных законодательством данной страны. Однако все они недействительны на территории Узбекистана.

Единственным способом обеспечить в республике охрану используемого знака и защиту прав на него является регистрация обозначения в качестве товарного знака в соответствии с положениями действующего национального законодательства. Владельцы товарных знаков, зарегистрированных за рубежом, могут зарегистрировать их в Узбекистане двумя путями. Первый путь - это регистрация знака по так называемой "национальной процедуре", включающей подачу заявки в Государственное патентное ведомство (далее - Патентное ведомство) и все последующие шаги в соответствии с Законом "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (от 30 августа 2001 года N 267-II, далее - Закон) и иными актами национального законодательства. Второй путь - регистрация знака по "международной процедуре", осуществляемой в соответствии с Протоколом к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков (Мадрид, 28 июня 1989 года), вступившим в силу для Узбекистана с 27 декабря 2006 года. Достоинством этой процедуры является то, что, подав одну заявку в Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной cобственности (ВОИС), заявитель получает возможность одновременно зарегистрировать товарный знак в нескольких выбранных им государствах - участниках соглашения*.

 

----------------------------------------------

*) Более подробно о процедуре регистрации товарного знака в соответствии с Протоколом к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков  будет рассказано в одной из последующих публикаций.

 

* * *

 

 

 

СРОК НЕИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОГРАНИЧЕН

 

Наша фирма уже более 3 лет является владельцем товарного знака, однако по независящим от нас причинам производство товара, который будет им маркироваться, еще только налаживается. Подскажите, пожалуйста, может ли повлечь за собой какие-либо последствия факт неиспользования товарного знака? Ведь, если мы не ошибаемся, владелец знака вправе сам решать, использовать знак или нет.

 

- С одной стороны, вы, конечно, совершенно правы. Являясь владельцем товарного знака, лицо обладает всеми исключительными правами в отношении него и может пользоваться и распоряжаться знаком по своему усмотрению, в том числе передавать свои права другому лицу, просто предоставлять право пользоваться им или даже отказаться от товарного знака. Однако вопрос неиспользования товарного знака имеет некоторые нюансы, о которых его владельцу необходимо знать.

Наиболее важным моментом является то, что при неиспользовании товарного знака непрерывно в течение любых 5 лет с даты регистрации действие свидетельства на него может быть прекращено досрочно. Данная норма закреплена в части третьей статьи 25 Закона. Согласно ей, по заявлению любого заинтересованного лица суд может принять решение о досрочном прекращении действия свидетельства на товарный знак полностью или частично в случае  его неиспользования непрерывно в течение любых 5 лет с даты регистрации.

Как видите, действующее законодательство никак не ограничивает права владельца и не ставит перед ним требования начинать немедленно использовать товарный знак. Оно предоставляет достаточный срок, в течение которого владелец может наладить свое производство, приобрести необходимое оборудование, то есть осуществить все те действия, которые необходимы для выпуска товаров или оказания услуг, в отношении которых будет использоваться знак. Кстати, подобная норма присутствует в законодательстве многих стран. Так, например, в Российской Федерации срок неиспользования, по истечении которого правовая охрана может быть прекращена досрочно, составляет любые 3 года после регистрации товарного знака.

Значение данной нормы достаточно велико. Именно она призвана стимулировать интенсивное использование товарных знаков в гражданском обороте и позволяет избежать наличия огромного числа "мертвых" знаков, которые, будучи зарегистрированы, никак не работают, а зачастую препятствуют другим предпринимателям осуществлять свою деятельность, используя похожее (сходное до степени смешения) обозначение. В судебной практике нашей республики имеется целый ряд судебных дел, по результатам рассмотрения которых свидетельство на тот или иной товарный знак прекращало свое действие из-за его неиспользования владельцем.

Конечно, каждая ситуация имеет свои нюансы, и порой использованию товарного знака могут препятствовать объективные факторы. Учитывая это, вышеуказанная статья Закона предусматривает, что при решении вопроса о досрочном прекращении действия свидетельства на товарный знак по рассматриваемым обстоятельствам могут учитываться представленные владельцем знака доказательства его неиспользования по независящим от него причинам. В подобных случаях суд может принять во внимание доказательства, подтверждающие, что владелец действительно намеревался в ближайшее время приступить к производству: сертификаты, лицензии, разработка ТУ, договоры на закупку оборудования. При этом следует учесть, что нельзя только собираться производить товар в течение 5 лет - вам могут не поверить. Если знак не использовался по уважительной причине, то достаточным использованием также может быть признано его применение в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Республике Узбекистан (статья 27 Закона).

Необходимо отметить, что, как правило, товарный знак регистрируется для нескольких или даже целого ряда товаров. В этом случае факт его неиспользования (или использования) доказывается для каждого вида товаров отдельно. Например, если товарный знак зарегистрирован для товаров "крупы" и "кондитерские изделия", а используется он лишь на кондитерских изделиях, то действие свидетельства будет прекращено частично, сохраняя свою силу в отношении товаров, для которых знак использовался.

Обобщая вышесказанное, можно лишь посоветовать владельцам товарных знаков активно использовать их в своей деятельности, реализуя в полной мере все права, предоставленные законодательством, и способствуя тем самым укреплению своих позиций на рынке.

 

Светлана СИЛИВАНОВА,

юрист-эксперт ООО "Norma Hamkor".

 

 

 

Опубликовано в газете «Норма» N 14 от 6 апреля 2010 года

Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи. В теме действует премодерация комментариев.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь