Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак маркированный товар продавать поштучно и в розлив Штрафы за пренебрежение правилами пожарной безопасности увеличены более чем в 2 раза Как оформить дефекты основных средств Как учитывать получение дивидендов Как учитывать получение дивидендов

ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (часть I)

03.05.2010

ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ


 
Как мы уже сообщали, в рамках совместного проекта Центрального банка и Программы развития ООН в Узбекистане "Поддержка развития сектора микрофинансирования", проекта Германского общества по техническому сотрудничеству (ГТЦ) и Национальной ассоциации микрофинансовых организаций и кредитных союзов (НАМОиКС) в конце марта в столичном Бизнес-центре "Пойтахт" состоялся тематический тренинг для представителей микрофинансовых организаций по вопросам налогообложения их деятельности.
 
Реформирование налоговой сферы, разработка и принятие в 2008 году нового Налогового кодекса (НК) внесли существенные изменения в налогообложение физических и юридических лиц. Нововведения коснулись практически всех налогов, налоговых льгот, обязательных отчислений. Проведена работа по устранению неясностей и исключению неоднозначной интерпретации статей Налогового кодекса. Поэтому предметное освещение всех аспектов налогообложения динамично развивающейся сферы микрофинансирования, безусловно, сегодня весьма актуально.
 
 

ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
 

Эта тема стала прелюдией к серии семинарских занятий, проведенных начальником сектора ГНУ Ташкента Зоей Тучковой. Тренер семинара проинформировала участников о том, что после принятия нового Налогового кодекса осуществлялся двухгодичный мониторинг, в процессе которого рассматривались предложения и замечания по совершенствованию документа. Итогом этой работы стало внесение поправок не в один десяток статей. Так, Закон от 30 декабря 2009 года N ЗРУ-241 внес поправки в 134 статьи НК. В частности, были внесены изменения и дополнения в глоссарий, определенный статьей 22. К примеру, "основной вид деятельности" теперь определяется как "деятельность юридического лица, по которой доля выручки в общем объеме реализации является преобладающей по итогам отчетного периода". Это дополнение важно для плательщиков единого налогового платежа в целях налогообложения прочих доходов, поскольку по ним должна применяться ставка, предусмотренная для основного вида деятельности. В случае его изменения в отчетный период, соответственно, должно меняться и налогообложение прочих доходов.
В своей презентации Зоя Тучкова кратко охарактеризовала основные элементы налогообложения (субъекты, объекты, налогооблагаемая база, ставка, налоговый период, льготы, порядок исчисления, сроки уплаты, срок исковой давности), общегосударственные и местные налоги, особые налоговые режимы (единый налоговый платеж, единый земельный налог, фиксированный налог).
 

 
ВИДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
 

При освещении этой темы семинара представителю налоговой службы было задано немало вопросов, связанных с налоговым контролем, проведением налоговых проверок. Но прежде начальник сектора Ташкентского ГНУ напомнила, что налоговый контроль, согласно статье 67 НК, включает в себя следующие компоненты: учет - налогоплательщиков, объектов налогообложения, поступлений налогов и платежей; камеральный контроль; хронометраж поступления наличной выручки; применение ККМ; маркировка подакцизных товаров; контроль за поступлением средств от имущества, обращенного в доход государства; за уполномоченными органами и налоговые проверки.
Учитывая интерес аудитории, Зоя Тучкова достаточно подробно разъяснила порядок проведения налоговых проверок, которые подразделяются на плановые, внеплановые и встречные.
 
При плановой проверке, изучая бухгалтерские, финансовые, статистические, банковские документы хозяйствующих субъектов, проверяющие осуществляют контроль за соблюдением налогового и валютного законодательства. Плановая проверка микрофинансовой организации (МФО) как микрофирмы осуществляется не чаще одного раза в 4 года. Вновь созданные МФО освобождены от нее в первые 2 года с момента их госрегистрации.
Срок проверки не должен превышать 30 календарных дней, и проводится она в указанный приказом органа государственной налоговой службы период. К примеру, план-график проверок предусматривает ее проведение с 1 по 30 апреля. Если должностное лицо начало ее позже, дней через 15, то все равно завершиться проверка должна 30 апреля.
В исключительных случаях по решению уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов срок может быть продлен. Это оформляется дополнительным приказом налогового органа, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего приказа, фамилия, имя, отчество должностных лиц, ранее привлеченных к проведению проверки.
           
 
      
Указом Президента "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства" (от 14 июня 2005 года N УП-3619) с 1 июля 2005 года применение финансовых санкций предусмотрено в судебном порядке, за исключением начисления пени за просрочку уплаты налогов и сборов, а также случаев признания субъектом предпринимательства вины в совершенном правонарушении и добровольной уплаты финансовых санкций.
         
            
Внеплановая проверка осуществляется при: ликвидации юридического лица; необходимости ее проведения, вытекающей из решений Президента или правительства РУз; поступлении в налоговый орган информации о нарушении налогоплательщиком или налоговым агентом налогового законодательства. Она может проводиться и в форме краткосрочной проверки, которая не связана с контролем финансово-хозяйственной деятельности хозсубъекта и осуществляется в течение одного рабочего дня (8 часов). Продление срока краткосрочной проверки не допускается (статья 89 НК).
 
Встречная проверка заключается в сопоставлении находящихся у разных налогоплательщиков документов, связанных между собой единством операций. Она проводится у третьих лиц в случае, если при проведении плановой проверки у налогового органа возникает необходимость в дополнительной информации для определения правильности отражения в учете операций, проведенных налогоплательщиком с указанными лицами. С 2006 года эти проверки осуществляются без выезда на место.
 
Внимание! При возбуждении уголовного дела правоохранительным органам представляются документы, касающиеся только этого дела. При этом нелишне будет оставлять копии оригиналов документов и обязательно требовать копию акта об их изъятии.
 
Также Зоя Тучкова обратила внимание участников тренинга на следующие моменты. Перед началом плановой проверки, а при краткосрочной проверке, касающейся наличной выручки, - до ее завершения, должностное лицо налогового органа должно соблюсти ряд формальностей. Во-первых, оно обязано ознакомить налогоплательщика с целью проверки. Во-вторых, предъявить свое служебное удостоверение, а также специальное удостоверение о допуске к проведению проверок. В-третьих, заполнить Книгу регистрации проверок. В четвертых, обязательно вручить налогоплательщику (под расписку о получении) копию выписки из координационного плана осуществления проверок деятельности хозяйствующих субъектов или решения уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов о проведении внеплановой или встречной проверки*. А также копии приказа налогового органа о назначении соответствующей налоговой проверки и программе ее проведения.


 
ФИНАНСОВЫЕ САНКЦИИ
 

Статья 51 Конституции установила гражданам Узбекистана обязанность уплачивать установленные законом налоги, напомнила собравшимся З.Тучкова. Контроль за ее исполнением производится путем постановки на учет в налоговых органах. В случае уклонения налогоплательщика, включая нерезидента Республики Узбекистан, от этой процедуры (за исключением налогоплательщиков, государственная регистрация которых осуществляется с одновременной постановкой их на учет в налоговых и статистических органах) применяются штрафные санкции. К примеру, если незарегистрированная деятельность осуществлялась не более 30 дней - в 50-кратном МРЗП, но не менее 10 процентов от полученной при этом чистой выручки. А если более 30 дней, то в 100-кратном размере "минималки", но не менее 50 процентов полученной налогоплательщиком чистой выручки.
Тренер перечислила правонарушения, за которые применяются денежные взыскания - штрафы и пени. Так, сокрытие выручки влечет штраф, равный сумме сокрытой (заниженной) выручки.
Отсутствие бухучета влечет наложение на юридическое лицо штрафа, составляющего 1 процент с суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) в период, за который невозможно определить сумму налогов и других обязательных платежей, но не более 50 МРЗП. Однако его уплата не освобождает от обязанности восстановить бухгалтерский учет.
Деятельность без лицензии чревата штрафом в размере чистой прибыли, полученной от ее осуществления за период работы без лицензии или иных разрешительных документов, но не менее 50 "минималок".
Работа без ККМ и расчетного терминала грозит наложением штрафа от 30 до 50 минимальных размеров заработной платы. Совершение в течение года повторного нарушения обеспечит финансовые санкции в размере от 75 до 100 МРЗП.
 
Внимание! При нарушении программы фискальной памяти ККМ, а также отказ от приема платежей по пластиковым карточкам влечет наложение штрафа в 100 минимальных размеров заработной платы. При повторении такой ситуации в течение года сумма штрафа удваивается.
 
Тренер также обратила внимание слушателей на то, что нарушение сроков уплаты налогов и других обязательных платежей влечет начисление пени в размере 0,05 процента за каждый день просрочки. При этом взыскание пени не освобождает налогоплательщика от исполнения налоговых обязательств.
Чтобы лучше усвоить материал, участники под руководством тренера проанализировали финансовую и налоговую отчетность, стараясь обнаружить в ней ошибки и нарушения налогового законодательства. На проведенном при презентации практикуме их ознакомили с порядком оформления исковых заявлений налоговых органов в суды и особенностями хозяйственного и гражданского судопроизводства.
 

Гульнора АБДУНАЗАРОВА,
корр. "НТВ".

 

Продолжение следует.
 
-----------------------------------------------------------
*) За исключением случая ликвидации юридического лица.
 
 

Публикация осуществлена в рамках совместного Проекта ЦБ
и ПРООН "Поддержка развития сектора микрофинансирования"
 

Опубликовано в газете "НТВ " N 15-16 (819-820) от 15 апреля 2010 года. 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи. В теме действует премодерация комментариев.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь