Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак скорректировать зачет НДС на основании статьи 270 Налогового кодекса Как сформировать прочие затраты производственного характера Как разработать график документооборота по экспортной сделке

ЭЛЕКТРОННУЮ ОТЧЕТНОСТЬ, ДОСТУПНУЮ ВСЕМ

15.03.2012

  

Налоговые и таможенные вести, N 12 от 15 марта 2012 года

 

12 марта в Торгово-промышленной палате прошло заседание экспертного совета ТПП по вопросам совершенствования системы электронной отчетности, предоставляемой субъектами предпринимательства. В нем приняли участие представители Законодательной палаты Олий Мажлиса, министерств, ведомств, крупных и малых предприятий, Ассоциации бухгалтеров и аудиторов, ИКТ-компаний.

 

Председатель ТПП А.Шайхов отметил, что Указом Президента "О дополнительных мерах по формированию максимально благоприятной среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства" (от 24.08.2011 г. N УП-4354) предусмотрен поэтапный перевод до конца 2014 года всех субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства на электронную систему сдачи налоговой и финансовой отчетности. Цель сегодняшней встречи - активизировать внедрение и применение систем электронного документооборота с использованием электронной цифровой подписи, ознакомить с достижениями и обменяться опытом в этой области, найти решения существующих в ней проблем.

Государственным налоговым комитетом, Госкомстатом, УзАСИ проделана большая работа по внедрению электронных форм отчетности. Сотрудники десятков тысяч предприятий и организаций оценили преимущества дистанционной сдачи отчетов. Анализ наработанной практики должен способствовать выработке рекомендаций по переходу более 500 тысяч хозяйствующих субъектов на ИКТ-формы.

Заместитель председателя комитета Законодательной палаты по вопросам информации и коммуникационных технологий И.Абдуллаев отметил, что в стране создана отвечающая международным стандартам достаточная и сбалансированная законодательная база динамичного, последовательного и свободного развития информационно-цифровой сферы, в том числе электронной отчетности и документооборота. Приняты законы "Об электронной цифровой подписи", "Об электронном документообороте", "Об электронной коммерции", "Об электронных платежах". Однако есть проблемы правоприменения, инерция исполнительных структур, специалисты не всех предприятий и организаций понимают преимущества электронной отчетности. Изучая практику внедрения электронной отчетности и применения ЭЦП в министерствах, ведомствах и регионах страны, Комитет выявил ряд недостатков и упущений в этой сфере.

Представители Государственного налогового комитета и действующего при ГНК Научно-информационного центра новых технологий З.Худайберганова, Х.Шакиров и Т.Исаева рассказали о поэтапном переводе оказываемых хозсубъектам государственных услуг на интерактивные безбумажные технологии, создании благоприятных условий для представления налоговой и финансовой отчетности в электронном виде. Продолжается работа по совершенствованию нормативно-правовой базы и порядка представления в налоговые органы документов по телекоммуникационным каналам или на других носителях информации; расширению пропускной способности каналов корпоративной сети передачи данных; обеспечению бесперебойной работы системы приема и обработки электронных документов, созданию технических возможностей и дополнительных удобств субъектам предпринимательства для их представления.

Начальник отдела разработки и внедрения программных средств Государственного комитета по статистике Д.Сайфулин сообщил, что с февраля прошлого года действует система электронного резервирования фирменных наименований для хозяйствующих субъектов, начался прием статотчетов в электронной форме. Сегодня можно сдавать дистанционно 22 формы. В 2012-2013 годах предусматривается перевести в электронный формат всю месячную и квартальную отчетность, а в 2014-м - годовую.

С интересом участники встречи выслушали представителей Центра развития и внедрения компьютерных и информационных технологий "Uzinfocom" А.Назарова и Центра "Unicon.uz" Э.Исакова, рассказавших об интерактивных государственных услугах и о практике предоставления ключей ЭЦП.

Последовавшее затем обсуждение позволило выявить ряд проблем, сдерживающих переход на электронные формы отчетности. Представители бизнес-сообщества указали на неудобства, возникающие при заполнении форм налоговой и финансовой отчетности в режиме on-line. Многие налогоплательщики плохо владеют информационно-коммуникационными технологиями, при этом иногда им трудно получить необходимую консультационно-техническую помощь. Наряду с примерами грамотного и уважительного отношения к налогоплательщикам, представители бизнес-сообщества рассказали и об обратных случаях. Так, имеют место случаи отказа в приеме традиционных отчетов на бумажных бланках, тем самым налогоплательщики ставятся  под угрозу финансовых и иных санкций. На это представитель ГНК подтвердил, что подобные действия неправомерны, так как никто не отменял статьи 44 и 45 Налогового кодекса, предусматривающие сдачу отчетов как на бумажных, так и на электронных носителях. Налогоплательщикам рекомендуют обращаться с жалобами на подобные действия к руководителям инспекций, а также в ГНК по "телефону доверия" 244-98-98.

Ускоренному переводу всех субъектов малого и частного бизнеса на электронные формы отчетности препятствует ряд проблем. В их числе - сложности с  отправкой электронных отчетов в последние дни отчетного периода; недостаточная распространенность хорошо зарекомендовавшего себя программного продукта EREPORTS V3.0, в том числе из-за отсутствия инструкции по его применению; длительность процедуры заполнения электронных отчетов по налогам и финансам в режиме on-line; отсутствие у пользователей большинства бухгалтерских программ возможности отправить по Интернету электронную отчетность, полученную из используемой ими бухгалтерской программы.

 

 

 

НАША СПРАВКА

 

На сегодняшний день в Узбекистане выдано более 206 тысяч ключей и сертификатов электронной цифровой подписи, зарегистрировано 9 центров регистрации ключей ЭЦП. 118 органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах подключены к защищенной электронной почте Е-Хат и системе электронного документооборота Е-Hujjat. Производством программных продуктов занимаются 235 предприятий и организаций. Агентство по интеллектуальной собственности зарегистрировало 299 программных продуктов.

 

 

 

По мнению производителей бухгалтерского программного обеспечения, созданию более благоприятных условий  способствовало бы размещение на сайте ГНК необходимых технических форматов формирования и отправки электронных форм отчетности. Это позволит интегрировать различные автоматизированные системы бухгалтерского учета с национальной системой представления налоговой и финансовой отчетности в виде электронного документа. Тогда отправлять электронный отчет будет намного проще и быстрее: не нужно будет заполнять десятки форм отчетности в режиме on-line, бухгалтерская программа сама их сформирует и отправит по Интернету. В Узбекистане имеется положительный опыт сотрудничества ГНК с разработчиками бухгалтерской программы "БЭМ", которым предоставлена необходимая техническая информация. Представители бизнес-сообщества предложили распространить этот положительный опыт на всех производителей программных продуктов для бухгалтеров.

 

 

 

Языком документа

 

Статья 44. Составление налоговой отчетности. Налоговая отчетность составляется на бумажном носителе и(или) в виде электронного документа с соблюдением требований к электронному документу...

 

Статья 45. Порядок представления налоговой отчетности. ... Налогоплательщики вправе представлять налоговую отчетность по своему усмотрению:

явочным порядком;

по почте заказным письмом;

по телекоммуникационным каналам в виде электронного документа...

 

Налоговый кодекс Республики Узбекистан.

 

 

 

С этим предложением согласился и представитель ГНК. Он сообщил, что обеспечение интегрированности автоматизированных программ бухучета с системой представления налоговой и финансовой отчетности в виде электронного документа предусмотрено Постановлением Кабинета Министров "О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию информационного обслуживания налогоплательщиков органами государственной налоговой службы" (от 2.05.2011 г. N 125). После согласования соответствующего документа с Министерством финансов информация о форматах представления электронной отчетности будет предоставлена всем желающим.

По итогам развернувшейся на встрече дискуссии на основе замечаний и предложений, высказанных представителями министерств, ведомств, бизнес-сообщества и специалистами было рекомендовано:

экспертному совету ТПП продолжить обсуждение технических и организационных вопросов внедрения электронной отчетности со специалистами различных ведомств, налоговых органов, предпринимателями;

шире пропагандировать использование off-line программ отправки отчетности, внедренных ГНК и Госкомстатом;

обеспечить равные конкурентные условия производителям программных продуктов, автоматизирующих учет, формирование отчетности и документооборот путем открытости и прозрачности всей информации о приеме/передаче электронной налоговой отчетности;

предоставить всем производителям программных продуктов для бухгалтеров, используемых субъектами предпринимательства,  необходимую техническую информацию для обеспечения возможности отправки электронной отчетности по Интернету из самих программных продуктов.

 

По сообщению пресс-службы ТПП.

 

 


Комментарии (28)

Добавить комментарий

Гость_expert :

2012-03-16 09:40:42

То,что начался диалог с налоговиками уже хорошо.Думаю, что им рассказали о недопустимости  требования сдачи только электронной отчетности,ведь не у всех есть возможности использовать компьютерные технологии. Надо определить  переходный  периода для полного ее внедрения, может даже организовать при НГИ пункты-электронной загрузки отчетности? Так будет правильно,  т.к. не у всех есть стабильный Интернет, да и заполнять в режиме он-лайн не просто.В таком случае надо говорить и об  уровне культуры обслуживания и компетентности  в  НГИ в период сдачи отчетов, все в этот период нервничают, но бухгалтера и организации за несвоевременную сдачу наказываются материально,а сотрудники НГИ?
Думаю, что надо сотрудничать аналогично философии банков: не банк для клиента, а клиент для банка...

Ошибка: Xbb_Tags_Simple не найден.

Гость_ :

2012-03-16 11:55:36

Пищу от имени бухгалтеров с большим стажем работы. Непонятна позиция гостя эксперта, который для начала  по-видимому является лишь теоретиком, и явно не бухгалтером. Он далеко не представляет процедуру сдачи отчетов в ГНИ. В каждой районной налоговой инспекции во время сдачи годового отчета за 2011 год был увеличен штат инспекторов и программистов, которые не только проводили консультации и обучание по сдачи электронной отчетности, но и практически помогали каждому бухгалтеру сдать отчет в срок. Другое дело, что ряд бухгалтеров, имеющих маломальский опыт работы с компьютером, понадеялись на свои силы и сами отправили отчеты. Они не попытались изучить тонкости отправки отчетов. А то что касается отсутствия компьютеров, либо выхода в Интернет, то это проблема руководства организации. Сейчас интернет не роскошь. Даже каждый школьник с телефона имеет выход в интернет.
И еще хотелось бы добавить, что очень удобная форма сдачи отчетов в Народный банк по ИНПС.

Гость_глав бух :

2012-03-16 12:04:16

Что-то мне не понятно мнение Experta, по поводу не банк для клиента, а клиент для банка. Можно подробнее узнать, что хотел выразить этой философией эксперт.
И еще, что за предложение по поводу организации при ГНИ пунктов-электронной загрузки отчетности? А Expert сдавал годовой отчет за 2011 год? Я работаю бухгалтером в трех фирмах, которые сдают отчеты в трех разных районах. В каждом районе я смогла сдать отчеты благодаря помощи инспекторов, которые специально занимались отправкой отчетов в электронной форме.

Гость_Maruf :

2012-03-16 16:06:51

Скорее всего комментатору-эксперту или его команде  по отчету  повезло меньше, чем Гостю_ и Гостю_глав бух.
  Вероятно, что он не в столице, технически оснащен поскромнее, практики  поменьше, но банковское обслуживание получше?

Гость_naus :

2012-03-16 16:49:45

Мой бухгалтер уже 10 лет пользуется 1С, к ней привык и на другую программу переходить не хочет. В ней формируются все необходимые отчеты, а ему потом приходится все это ручками вбивать в персональном кабинете на сайте налоговиков, затраты времени - колоссальные! Почему же не дать возможность отправлять отчеты прямо из 1с, кому от этого будет хуже?

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_