Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzМожет ли иностранное юрлицо торговать на местных маркетплейсах без регистрации в Узбекистане Что делать, если при выставлении ЭСФ возникает ошибка «Покупатель не является вашим клиентом» Как учесть передачу материалов по договору займа Как предприятиям оптовой и розничной торговли работать с маркированными прохладительными напитками
  • www.norma.uz
  • Разное
  • О мерах по дальнейшему укреплению платежной дисциплины в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа, а также коренному совершенствованию системы исполнительного производства

О мерах по дальнейшему укреплению платежной дисциплины в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа, а также коренному совершенствованию системы исполнительного производства

29.05.2017

Указ

Президента Республики Узбекистан

 

О мерах по дальнейшему укреплению платежной дисциплины в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа, а также коренному совершенствованию системы исполнительного производства

 
Одними из важнейших условий эффективной реализации проводимых в стране масштабных реформ, направленных, прежде всего, на ускоренное развитие всех отраслей экономики, повышение инвестиционной привлекательности и деловой активности, расширение производства и сферы услуг являются модернизация и технологическое переоснащение топливно-энергетического комплекса, создание действенных механизмов безусловного соблюдения договорных обязательств в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа (далее – энергоресурсы), а также исполнения судебных актов и актов иных органов. 

Вместе с тем накопившиеся в данных сферах существенные недостатки и проблемы не способствуют кардинальному сокращению дебиторской задолженности за энергоресурсы и, как следствие, дальнейшему развитию электроэнергетической и газовой отраслей, повышению эффективности исполнительного производства. В их числе: 

первое, в результате не принятия достаточных мер поставщиками не обеспечивается должный уровень соблюдения договорных обязательств потребителями, большинство из которых систематически не осуществляет расчет за потребленные энергоресурсы; 

второе, затягивание сроков внедрения автоматизированных систем контроля и учета потребления энергоресурсов крайне негативно влияет на обеспечение достоверного учета объемов поставки, потребления и осуществления своевременных взаиморасчетов; 

третье, медленные темпы обновления изношенных линий электропередач, трансформаторных подстанций и пунктов, газопроводов и соответствующей инфраструктуры приводят к увеличению технологических потерь и систематическим перебоям с поставкой энергоресурсов, особенно на местах; 

четвертое, остается на низком уровне развитие современных систем электронных платежей, позволяющих в режиме онлайн отслеживать состояние задолженности за энергоресурсы; 

пятое, отсутствие должного ведомственного контроля со стороны АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз» за организацией работы контролеров приводит к чрезмерному росту дебиторской задолженности; 

шестое, подача в суды зачастую «шаблонных» заявлений о взыскании несуществующей задолженности без принятия практических мер по отключению должников от электрических и газовых сетей свидетельствует о формальном подходе поставщиков к организации работы по взысканию платежей за энергоресурсы; 

седьмое, имеющиеся серьезные упущения в организации деятельности Судебного департамента при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (далее – Судебный департамент) отрицательно сказываются на эффективности исполнительного производства, о чем также свидетельствуют показатели фактического взыскания, которые в 2016 году составили лишь 45 процентов; 

восьмое, низкий уровень межведомственного взаимодействия и внедрения в деятельность Судебного департамента современных информационно-коммуникационных технологий негативно отражается на обеспечении достоверности учета исполнительных документов, безусловного исполнения судебных актов и актов иных органов; 

девятое, в результате недостатков в работе по укреплению законности и исполнительской дисциплины в период 2016 года и I квартала 2017 года за совершенные правонарушения привлечены к уголовной ответственности 665 сотрудников АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз», 36 сотрудников Судебного департамента. 

Непринятие действенных мер по решению назревших проблем в сфере электро- и газоснабжения является сдерживающим фактором ускоренного развития всех отраслей экономики, модернизации и технологического переоснащения топливно-энергетического комплекса, повышения инвестиционной привлекательности и деловой активности, расширения производства и сферы услуг, создания новых рабочих мест, обеспечения энергетической безопасности страны. 

В соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, а также в целях дальнейшего совершенствования системы управления, механизмов контроля и учета, укрепления платежной дисциплины, усиления ответственности в сфере электро- и газоснабжения, коренного повышения эффективности исполнительного производства: 

1. Создать Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (далее – Бюро). 

2. Основными задачами Бюро определить: 

обеспечение безусловного исполнения судебных актов и актов иных органов, ведение достоверного учета исполнительных документов, взысканных средств, предупреждение фактов волокиты и злоупотреблений в исполнительном производстве; 

выявление, пресечение и предупреждение фактов хищений, незаконных подключений к электрическим, газотранспортным и газораспределительным сетям; 

обеспечение полноты и своевременности платежей за энергоресурсы, сокращения задолженности потребителей; 

проведение мониторинга за процессами внедрения современных автоматизированных систем контроля и учета потребления энергоресурсов, а также альтернативных источников энергии; 

участие в осуществлении учета сбыта и потребления энергоресурсов; 

принятие мер по повышению ответственности и правовой культуры потребителей энергоресурсов; 

проведение комплексного анализа, выявление системных проблем, выработку предложений по совершенствованию системы принудительного исполнения, обеспечения расчетов за энергоресурсы; 

ведение производства по делам об административных правонарушениях, осуществление дознания и оперативно-розыскной деятельности в порядке, установленном законодательством. 

3. Установить, что: 

задачи, функции и полномочия упраздняемого Судебного департамента, предусмотренные Законом Республики Узбекистан «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» и другими актами законодательства, передаются Бюро; 

принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов осуществляется государственными исполнителями Бюро; 

на должности государственных исполнителей Бюро назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное юридическое образование, в отдельных случаях – лица, имеющие высшее образование иной специальности, на другие должности Бюро – также лица, имеющие высшее или среднее специальное образование иной специальности (экономисты, финансисты, инженеры и другие); 

государственные органы, в том числе правоохранительные и контролирующие структуры, обязаны оказывать всестороннее содействие Бюро в выполнении возложенных на него задач и функций в соответствии с настоящим Указом. 

4. Предоставить Бюро и его территориальным подразделениям право при осуществлении задач в сфере поставки и потребления энергоресурсов: 

осуществлять проверки полноты и достоверности учета поставки, потребления и своевременности осуществления расчетов за энергоресурсы, в том числе хозяйствующими субъектами, без согласования с Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов;

выставлять обязательные для исполнения инкассовые поручения о бесспорном взыскании задолженности за поставленные энергоресурсы с банковских счетов потребителей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее ­­– потребители – юридические лица); 

направлять работодателям обязательные для исполнения требования об удержании с заработной платы работников – потребителей задолженности за поставленные энергоресурсы в сумме, не превышающей двух минимальных размеров заработной платы; 

истребовать от министерств, ведомств, других организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления контроля и мониторинга потребления, полноты и своевременности оплаты за энергоресурсы; 

направлять физическим и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о погашении задолженности за энергоресурсы; 

применять в установленном порядке к юридическим лицам финансовые санкции за нарушения в сфере поставки и потребления энергоресурсов; 

вносить в министерства, ведомства, другие организации, в том числе в органы самоуправления граждан, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений в сфере поставки и потребления энергоресурсов, а также о принятии мер общественного воздействия в отношении потребителей, систематически не осуществляющих расчеты за энергоресурсы; 

отключать потребителей от электрических и газовых сетей в случаях несвоевременного осуществления расчетов за энергоресурсы, неисполнения предписаний Бюро, а также при выявлении фактов хищений, незаконных подключений к электрическим, газотранспортным и газораспределительным сетям; 

подключать потребителей, ранее отключенных от электрических и газовых сетей, при осуществлении полного расчета и устранении нарушений правил пользования энергоресурсами; 

принимать в установленном законодательством порядке меры по привлечению виновных лиц к ответственности за правонарушения в сфере пользования энергоресурсами; 

проводить мониторинг состояния исправности приборов, системы контроля и учета потребления энергоресурсов. 

Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан принять комплекс мер по повышению эффективности надзора над безусловным соблюдением принципа неотвратимости ответственности за правонарушения в сфере поставки, потребления и осуществления взаиморасчетов за энергоресурсы, а также ответственности и правовой культуры потребителей энергоресурсов. 

5. Упразднить Судебный департамент с передачей в Бюро высвобождаемой 1 301 штатной единицы, финансируемой за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан. 

Министерству юстиции Республики Узбекистан в месячный срок обеспечить передачу на баланс Бюро зданий, средств и других материально-технических ценностей, находящихся на балансе и используемых Судебным департаментом. 

Установить, что Бюро является правопреемником упраздняемого Судебного департамента по его правам, обязательствам и договорам. 

6. Одобрить предложения Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, Министерства экономики, Министерства финансов Республики Узбекистан, АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз»: 

о сокращении 6 562 штатных единиц электромонтеров по работе с потребителями АО «Узбекэнерго» и 4 255 штатных единиц контролеров по учету и реализации природного газа АК «Узтрансгаз»; 

об образовании Фонда развития Бюро принудительного исполнения (далее – Фонд). 

Определить источниками формирования Фонда: 

10 процентов средств, поступающих от реализации энергоресурсов потребителям республики; 

8 процентов средств, поступающих от реализации имущества, изъятого уполномоченными органами и обращенного в доход государства, а также от взыскания налоговой задолженности (за исключением государственной пошлины) за счет реализации имущества должника; 

80 процентов средств исполнительского сбора, взыскиваемого государственными исполнителями; 

80 процентов сумм штрафов, налагаемых и взыскиваемых работниками Бюро; 

другие доходы, не запрещенные законодательством. 

Установить, что: 

содержание Бюро осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и Фонда; 

порядок расчета средств, предусмотренных в абзаце пятом настоящего пункта, определяется Министерством финансов, Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан, АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз»; 

эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт оборудования, линий электропередач, газовых сетей, приборов учета энергоресурсов, а также устранение неисправностей на соответствующей территории осуществляются непосредственно АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз». 

7. Определить, что в сфере поставки и потребления энергоресурсов: 

а) Бюро несет ответственность за: 

обеспечение полноты и своевременности поступления платежей за энергоресурсы, сокращение задолженности потребителей; 

выявление, пресечение и предупреждение фактов незаконного потребления энергоресурсов, а также расхождений между объемами потребления энергоресурсов непосредственно потребителями и объемами, поставленными в сети на границах соответствующих участков; 

внесение предложений по механизму устранения выявленных расхождений и принятие мер по привлечению к ответственности виновных лиц; 

б) АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз» несут ответственность за: 

обеспечение потребителей энергоресурсами в соответствии с заключенными договорами; 

достоверность отчетов и информации об объемах реализованных энергоресурсов, сведений о дебиторской и кредиторской задолженностях; 

осуществление эксплуатации и ремонтного обслуживания электро- и газораспределительных сетей и другой сопутствующей инфраструктуры, связанной с поставкой энергоресурсов непосредственно до границ раздела с потребителями; 

замену, установку и эксплуатационное обслуживание приборов учета потребления энергоресурсов, установленных потребителям, а также совместно с Бюро их опломбировку; 

выдачу технических условий, производство подключения новых потребителей к электрическим и газовым сетям в установленном порядке; 

отключение отдельных потребителей электрической энергии от сетей напряжением 6-10 кВ и выше по обязательному предписанию 
Бюро в установленном порядке. 

Установить, что АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз» ежемесячно предоставляют в Бюро сведения о наличии расхождений между объемами потребления энергоресурсов непосредственно потребителями и объемами, поставленными в сети на границах соответствующих участков, на основе которых Бюро совместно с предприятиями электро- и газоснабжения в установленном порядке принимаются меры по выявлению причин образования расхождений. 

8. Ввести с 1 июля 2017 года порядок, в соответствии с которым: 

потребители – физические лица обязаны до 10 числа каждого месяца осуществлять полный расчет за энергоресурсы, потребленные в предыдущем месяце; 

при наличии задолженности по истечении срока, указанного в абзаце втором настоящего пункта, потребители – физические лица подлежат обязательному отключению от электрических и газораспределительных сетей в установленном порядке; 

поставка энергоресурсов потребителям, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, осуществляется на основе 100-процентной предоплаты. В случае неосуществления предоплаты, к данным потребителям применяются меры, вплоть до полного отключения от электрических и газораспределительных сетей; 

при повторном подключении ранее отключенных от электрических и газовых сетей потребителей - физических лиц взимается плата в размере 2 минимальных размеров заработной платы, потребителей – юридических лиц – 10 минимальных размеров заработной платы с зачислением средств на счета организации, осуществившей повторное подключение; 

потребитель несет ответственность за надлежащую эксплуатацию и исправность приборов учета потребления энергоресурсов; 

реализация энергоресурсов отдельным категориям потребителей, производящих высоколиквидную и (или) экспортоориентированную продукцию, осуществляется по рыночным ценам, но не ниже экспортных, перечень которых ежегодно утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан. 

9. Кабинету Министров Республики Узбекистан: 

в двухмесячный срок по результатам критического изучения принять комплекс мер по совершенствованию порядка учета и контроля поставки и потребления тепловой энергии, вырабатываемой предприятиями АО «Узбекэнерго»; 

в срок до 1 августа 2017 года обеспечить урегулирование задолженностей за энергоресурсы, в том числе между предприятиями стратегических отраслей экономики, образовавшейся до 1 июля 2017 года; 

в трехмесячный срок внести предложения по реорганизации деятельности ГИ «Узгосэнергонадзор» и ГИ «Узгоснефтегазинспекция», в том числе с учетом положений настоящего Указа. 

10. Определить, что действующие работники Судебного департамента, а также электромонтеры по работе с потребителями АО «Узбекэнерго», контролеры по учету и реализации природного газа АК «Узтрансгаз», штатные единицы которых сокращаются в соответствии с настоящим Указом, осуществляют в период организации Бюро выполнение функциональных обязанностей с учетом сохранения за ними условий оплаты труда за счет средств вышеуказанных организаций до прекращения трудовых договоров в установленном порядке. 

11. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан в месячный срок разработать и внести: 

проект постановления Президента Республики Узбекистан «Об организации деятельности Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан»; 

проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Положения о Фонде развития Бюро принудительного исполнения». 

12. АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз»: 

с 1 июня 2017 года совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан обеспечить постоянный доступ Бюро к действующим программным продуктам по учету реализации энергоресурсов; 

в срок до 1 июля 2017 года предоставить в Бюро персональный список всех потребителей, имеющих задолженность за энергоресурсы, в разрезе районов (городов), в том числе акты сверки задолженности с потребителями – юридическими лицами, по состоянию на 1 июня 2017 года; 

в срок до 1 июля 2017 года совместно с Центральным банком Республики Узбекистан внедрить систему аккумулирования средств, поступающих от реализации энергоресурсов, на единых банковских расчетных счетах, обеспечивающих ведение достоверного учета поступлений и осуществление Бюро мониторинга за движением денежных средств; 

в срок до 1 августа 2017 года обеспечить оснащение помещений, в которых установлены приборы учета производства, транспортировки и распределения энергоресурсов, камерами видеонаблюдения, позволяющими Бюро осуществлять дистанционный контроль за несанкционированным вмешательством; 

в срок до 1 октября 2017 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию системы контроля и учета поставки и потребления энергоресурсов в местах их непосредственного распределения; 

в срок до 1 января 2018 года установить на точках учета производства, транспортировки и распределения энергоресурсов автоматизированную систему фиксации показаний приборов учета и их состояния с передачей данных в Бюро для осуществления мониторинга за объемами производства, транспортировки и распределения энергоресурсов, а также обеспечить их стабильную работу. 

13. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, Министерству жилищно-коммунального обслуживания, Государственному комитету Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Государственному налоговому комитету, АО «Узбекэнерго», АК «Узтрансгаз», ГИ «Узгосэнергонадзор», ГИ «Узгоснефтегазинспекция», ГИ «Саноатгеоконтехназорат», Бюро совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 января 2019 года произвести полную инвентаризацию жилого и нежилого фонда, предусматривающую: 

установление наличия кадастровых документов, проектной документации, договоров, схем подключения и иных необходимых документов, приборов учета, их исправности и соответствия нормативно-техническим требованиям, регистрации потребителя в биллинговой системе; 

выявление реального объема потребления энергоресурсов и его соответствия объемам, предусмотренным в договорах, а также произведенным платежам; 

подготовку единых электронных паспортов объектов жилого и нежилого фонда, содержащих сведения о владельцах, кадастровых данных, коммуникациях и строениях; 

внесение по итогам инвентаризации необходимых уточнений в соответствующие базы данных министерств и ведомств. 

Установить, что в ходе проведения инвентаризации министерства и ведомства, указанные в абзаце первом настоящего пункта, обеспечивают принятие необходимых мер и оказывают всестороннее содействие в устранении выявленных недостатков. 

14. Установить порядок, в соответствии с которым Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру и его территориальные подразделения в трехдневный срок после государственной регистрации прав на недвижимость направляют в предприятия электро-, газо-, водо- и теплоснабжения, автоматизированные телефонные станции информацию о собственнике недвижимого имущества. 

Государственному комитету по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Министерству жилищно-коммунального обслуживания, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, АО «Узбекэнерго», АК «Узтрансгаз» в трехмесячный срок унифицировать ведомственные базы данных собственников недвижимого имущества. 

Министерству жилищно-коммунального обслуживания, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз» в двухмесячный срок после унификации ведомственных баз данных обеспечить переоформление договоров с потребителями. 

15. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Министерством жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан, АО «Узбекэнерго», АК «Узтрансгаз», другими заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров: 

в двухмесячный срок проект постановления Кабинета Министров, предусматривающий создание Единой биллинговой системы жилищно-коммунального обслуживания, услуг электро- и газоснабжения, предоставляющей достоверную информацию о состоянии взаиморасчетов с потребителями и интегрированной с электронными платежными системами, а также внедрение единого индивидуального номера абонента; 

в срок до 1 октября 2017 года предложения по созданию Единой системы межведомственного электронного взаимодействия по вопросам взыскания задолженностей, ее поэтапной интеграции с базами данных соответствующих ведомств о задолженности физических, юридических лиц и их имущественном положении. 

16. Министерству экономики, Министерству финансов Республики Узбекистан, ГИ «Узгосэнергонадзор» и ГИ «Узгоснефтегазинспекция» совместно с Бюро с учетом изучения передового зарубежного опыта в двухмесячный срок утвердить порядок определения потерь при поставке, транспортировке, распределении и сбыте энергоресурсов. 

17. Республиканской комиссии по вопросам энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии (А.Н.Арипов) совместно со Счетной палатой Республики Узбекистан в двухмесячный срок обеспечить: 

критическое изучение реализации Программы мер по сокращению энергоемкости, внедрению энергосберегающих технологий в отраслях экономики и социальной сфере на 2015–2019 годы, утвержденной постановлением Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2015 года № ПП-2343;

внесение предложений об ответственности должностных лиц, виновных в непринятии мер по обеспечению своевременного и качественного исполнения предусмотренных в данной программе мероприятий; 

подготовку обновленной программы по внедрению энергосберегающих технологий в отраслях экономики и социальной сфере, обратив особое внимание на: 

широкое внедрение энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии, в том числе обязательное включение их в проекты жилищного строительства в городах и сельской местности; 

меры материального стимулирования физических и юридических лиц, использующих альтернативные источники энергии; 

повышение эффективности деятельности Международного института солнечной энергии; 

разработку комплексных мер по пропаганде среди населения бережного отношения к энергоресурсам, использования энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии. 

Кабинету Министров в месячный срок внести в установленном порядке в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проекты законов «Об альтернативных источниках энергии», «О газоснабжении» с учетом положений настоящего Указа. 

18. АО «Узбекэнерго», Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству экономики, Министерству финансов, Агентству «Узстандарт», Счетной палате, Генеральной прокуратуре совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям, АК «Узэлтехсаноат», другими заинтересованными министерствами и ведомствами: 

в месячный срок провести всестороннюю экспертизу реализуемых проектов по внедрению автоматизированных систем контроля и учета электрической энергии с учетом унификации их технических характеристик для интеграции в единую автоматизированную систему контроля и учета электрической энергии; 

согласовать с международными финансовыми институтами-донорами вопросы внесения изменений в технические характеристики реализуемых с их участием проектов по внедрению автоматизированных систем контроля и учета электрической энергии, а также возможности локализации производства единых по техническим параметрам современных электронных приборов учета потребления электрической энергии; 

по результатам согласования в двухнедельный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан план-график, предусматривающий полное внедрение автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии до 1 января 2019 года. 

19. НХК «Узбекнефтегаз», ГИ «Саноатгеоконтехназорат», Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству экономики, Министерству финансов, Агентству «Узстандарт», Счетной палате, Генеральной прокуратуре совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям, АК «Узэлтехсаноат», другими заинтересованными министерствам и ведомствами: 

в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Концепции внедрения современных энергоэффективных газоиспользующих приборов и оборудования, автоматизированной системы контроля и учета природного газа, предусматривающей конкретные источники финансирования, сроки, графики реализации проектов, а также локализацию производства единых по техническим параметрам современных электронных приборов учета потребления природного газа; 

в срок до 1 сентября 2017 года на основе разработанной Концепции внести проект решения Президента Республики Узбекистан об утверждении технического задания и предварительного технико-экономического расчета проекта по внедрению современных энергоэффективных газоиспользующих приборов и оборудования, автоматизированной системы контроля и учета природного газа, а также плана-графика, предусматривающего полное внедрение данной системы. 

20. Установить, что техническое задание на разработку проектов по внедрению автоматизированных систем контроля и учета энергоресурсов подлежит согласованию в Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан и Агентстве «Узстандарт» на предмет совместимости и интеграции в единые автоматизированные системы контроля и учета электрической энергии и природного газа. 

21. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз» в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по созданию системы передачи данных для функционирования автоматизированных систем контроля и учета энергоресурсов на базе единого центра обработки данных. 

22. АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз» совместно со Счетной палатой, Министерством финансов, Министерством экономики, Государственным комитетом по инвестициям, ГИ «Узгосэнергонадзор», ГИ «Саноатгеоконтехназорат», ГИ «Узгоснефтегазинспекция», Бюро, другими заинтересованными министерствами и ведомствами с привлечением иностранного подрядчика, имеющего международный опыт осуществления подобных работ, обеспечить проведение инвентаризации объектов электро- и газоснабжения на предмет определения их технического состояния и в срок до 1 марта 2018 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Государственной программы их модернизации. 

23. Генеральной прокуратуре совместно с Верховным судом и Министерством юстиции в срок до 1 октября 2017 года критически пересмотреть с учетом положений настоящего Указа и внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект обновленной редакции Закона Республики Узбекистан «Об исполнении судебных актов и актов иных органов». 

24. Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству экономики совместно с Генеральной прокуратурой, АО «Узбекэнерго», АК «Узтрансгаз», другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения о подготовке кадров высшего и среднего специального, профессионального образования в области электроэнергетики и газоснабжения с учетом задач, определенных настоящим Указом, предусмотрев, при необходимости, увеличение квоты приема и введение новых направлений образования и специальностей с 2018/2019 учебного года. 

25. Министерству народного образования, Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан принять комплекс мер, направленных на формирование у подрастающего поколения культуры бережного отношения и рационального использования энергоресурсов. 

26. Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Узбекскому агентству по печати и информации, Генеральной прокуратуре, Министерству финансов, Министерству экономики, АО «Узбекэнерго», АК «Узтрансгаз» совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами организовать широкое освещение в средствах массовой информации сути и значения настоящего Указа, в том числе значимости осуществления своевременной оплаты, принимаемых мер ответственности за правонарушения в сфере потребления энергоресурсов, преимуществ использования энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии. 

27. Министерству юстиции совместно с Генеральной прокуратурой, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан: 

проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности», предусматривающий повышение ответственности за нарушение правил пользования энергоресурсами; 

предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа. 

28. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., Государственного советника Президента Республики Узбекистан Муродова О.Б. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Абдуллаева И.Б. 


Президент Республики Узбекистан                                      Ш.МИРЗИЁЕВ 

Город Ташкент, 29 мая 2017 года. 


* * *
 

КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему укреплению платежной дисциплины в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа, а также коренному совершенствованию системы исполнительного производства»

 

Модернизация и технологическое переоснащение топливно-энергетического комплекса страны, создание действенных механизмов безусловного соблюдения договорных обязательств в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа являются одними из важнейших условий эффективной реализации проводимых в стране масштабных реформ, направленных, прежде всего, на ускоренное развитие всех отраслей экономики, в том числе предпринимательства, улучшение инвестиционного климата, расширение производства и сферы услуг. 

В последние годы особое внимание уделяется реализации практических мер по увеличению объемов производства электрической энергии и природного газа, полному и бесперебойному обеспечению потребностей населения и отраслей экономики в энергоресурсах, модернизации технологически и морально устаревшей инфраструктуры. 

В частности, в рамках Программы по дальнейшей модернизации и обновлению низковольтных электрических сетей на период 2017-2021 годы, утвержденной постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 ноября 2016 года, в целях улучшения энергоснабжения более 2,5 миллиона потребителей осуществляется работа по модернизации и обновлению 34 тысяч километров электросетей и 6,9 тысячи трансформаторов на общую сумму 835,9 миллиона долларов США. 

Вместе с тем анализ сложившегося в отрасли положения дел и состояния законности свидетельствует о том, что несмотря на наличие существенных проблем и недостатков, требующих своего разрешения, ответственными ведомствами не принимаются конкретные меры по их устранению. 

В частности, недостатки и упущения в организации деятельности компаний «Узбекэнерго» и «Узтрансгаз», а также проблемы, связанные с укреплением платежной дисциплины, предотвращением незаконного использования энергоресурсов и сокращением дебиторской задолженности, препятствуют последовательной реализации поставленных целей и задач по дальнейшему развитию сферы энергоснабжения. 

Непринятие действенных мер в отношении потребителей, не выполняющих договорные обязательства, затягивание процесса внедрения автоматизированной системы контроля и учета приводят к резкому росту дебиторской задолженности, хищениям и уклонению от оплаты за потребленные энергоресурсы. 

Так, в 2016 году количество правонарушений, связанных с самовольным подключением к электрическим и газовым сетям, повреждением приборов учета и искажением их показателей, увеличилось по сравнению с 2014 годом на 48 процентов. 

Несмотря на это, ответственными ведомствами не приняты должные меры реагирования по данным фактам. 

Невыполнение намеченных задач по техническому обновлению инфраструктуры отрасли, в том числе с использованием передового зарубежного опыта и возможностей современных информационно-коммуникационных технологий, является причиной постоянного увеличения технологических потерь, регулярных перебоев с поставками энергоресурсов и, как следствие, препятствует ускоренному развитию отраслей экономики. 

Электро- и газоснабжающими предприятиями не созданы необходимые условия для качественного оказания услуг потребителям и осуществления ими платежей, не в полной мере внедрены современные электронные платежные системы, а культура оказания услуг не отвечает современным требованиям. 

Об этом также свидетельствуют более 43 тысяч жалоб граждан по вопросам электро- и газоснабжения, поступивших в Народные приемные Президента Республики Узбекистан. 

Кроме того, существенные недостатки в организации деятельности Судебного департамента при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (далее – Судебный департамент) негативно сказываются на эффективности обеспечения защиты интересов граждан, общества и государства, своевременного взыскания задолженностей за электрическую энергию и природный газ. 

Значительное увеличение за последние годы объема работы в данной системе, задержки с внедрением информационно-коммуникационных технологий приводят к снижению уровня взысканий, необоснованному приостановлению и прекращению исполнительного производства. 

Об этом свидетельствует показатель фактического исполнения судебных актов и актов иных органов, который в 2016 году составил лишь 45 процентов. 

Наряду с этим, в указанных сферах не искоренены факты злоупотреблений. В результате в течение 2016 года и I квартала 2017 года были привлечены к уголовной ответственности 665 работников системы компаний «Узбекэнерго» и «Узтрансгаз» и 36 работников Судебного департамента. 

Вышеуказанные проблемы, упущения и недостатки требуют принятия безотлагательных мер по кардинальному совершенствованию системы взыскания платежей за энергоресурсы и исполнительного производства. 

В связи с изложенным, а также в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в Указе предусматривается реализация комплексных мер, направленных на дальнейшее совершенствование системы управления, механизмов контроля и учета, укрепление платежной дисциплины и усиление ответственности в сфере электро- и газоснабжения, а также повышение эффективности исполнительного производства. 

В частности, данным Указом: 

1. При Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан создано Бюро принудительного исполнения, ответственное за полноту и своевременность платежей за энергоресурсы, выявление, пресечение и предупреждение фактов хищений, незаконных подключений к электрическим и газораспределительным сетям, а также обеспечение безусловного исполнения судебных актов. 

При реализации задач в сфере поставки и потребления энергоресурсов Бюро принудительного исполнения наделяется следующими полномочиями: 

– осуществление проверок полноты и достоверности учета поставки и потребления энергоресурсов, своевременности платежей за них; 

– взыскание в бесспорном порядке задолженности за поставленные энергоресурсы с банковских счетов потребителей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; 

– направление работодателям требований об удержании с заработной платы потребителей задолженности за поставленные энергоресурсы, не превышающей двух минимальных размеров заработной платы; 

– применение в установленном порядке к юридическим лицам финансовых санкций за нарушения в сфере поставки и потребления энергоресурсов; 

– отключение потребителей от электрических и газовых сетей в случаях несвоевременного осуществления расчетов; 

– привлечение к ответственности виновных лиц за правонарушения в сфере пользования энергоресурсами. 

2. Упразднен Судебный департамент и сокращены штатные единицы электромонтеров по работе с потребителями АО «Узбекэнерго» и контролеров по учету и реализации природного газа АК «Узтрансгаз». 

Принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов возлагается на государственных исполнителей, осуществление полного и своевременного взыскания платежей за поставленные энергоресурсы – на государственных инспекторов Бюро принудительного исполнения. 

За компаниями «Узбекэнерго» и «Узтрансгаз» сохраняются задачи и функции по обеспечению потребителей энергоресурсами в соответствии с заключенными договорами и техническому обслуживанию электро- и газораспределительных сетей. 

3. Конкретизирован порядок взаиморасчетов, а также отключения потребителей от сетей при наличии задолженности за энергоресурсы, согласно которому с 1 июля 2017 года потребители – физические лица обязаны до 10 числа каждого месяца осуществлять полный расчет за энергоресурсы, потребленные в предыдущем месяце. 

Поставка энергоресурсов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям будет осуществляться на основе 100-процентной предоплаты. 

В случае несвоевременного осуществления оплаты потребители подлежат обязательному отключению от сетей. При этом за повторное подключение с физических лиц взимается плата в размере двух, а юридических лиц – десяти минимальных размеров заработной платы. 

Кроме того, в Указе предусматриваются комплексные меры, направленные на широкое внедрение автоматизированных систем контроля и учета потребления электрической энергии и природного газа и других современных информационно-коммуникационных технологий. 

В частности, создается Единая биллинговая система жилищно-коммунального обслуживания, услуг электро- и газоснабжения, предоставляющая достоверную информацию о состоянии взаиморасчетов с потребителями, интегрированная с электронными платежными системами. 

Данная система позволит потребителям получать в электронной форме данные о наличии задолженности и осуществлять платежи. 

Наряду с этим, также создается Единая система межведомственного электронного взаимодействия по вопросам взыскания задолженностей, которая повысит эффективность взыскания задолженности посредством использования баз данных об имущественном положении физических и юридических лиц. 

В рамках реализации Указа заинтересованными министерствами и ведомствами будет проведена инвентаризация потребителей энергоресурсов. При этом будет изучено наличие кадастровой и проектной документации, договоров, схем подключения к сетям, приборов учета и их исправность, а также приняты меры по оказанию практической помощи и обеспечению законности в данной сфере. 

Особое внимание уделяется формированию в обществе понимания значимости рационального потребления энергоресурсов, осуществления своевременных расчетов, атмосферы нетерпимого отношения к хищениям, а также усилению ответственности за нарушения правил пользования энергоресурсами. 

В этой связи на Генеральную прокуратуру возложены конкретные задачи по повышению эффективности надзора над безусловным соблюдением принципа неотвратимости ответственности за правонарушения в сфере поставки, потребления и осуществления взаиморасчетов за энергоресурсы. 

Эффективная реализация мер, предусмотренных Указом, будет способствовать модернизации электроэнергетической и газовой отраслей, бесперебойному обеспечению потребителей энергоресурсами, ускоренному развитию экономики страны, в том числе предпринимательства, повышению эффективности исполнения судебных решений, уровня жизни и благосостояния населения и укреплению законности в обществе.

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-23
  • USD:12711.00 (+0.00) сум
  • EUR:13538.49 (+0.00) сум
  • RUB:136.31 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах