Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств
  • www.norma.uz
  • Разное
  • О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан

О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан

22.02.2017

Указ

Президента Республики Узбекистан

 

О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан

 

Одним из приоритетов дальнейшего развития страны является последовательная демократизация судебной системы, обеспечение неукоснительного соблюдения конституционных норм о независимости судебной власти.

 

За истекшие годы проведена значительная работа по становлению суда как независимой и самостоятельной ветви власти, превращению его из репрессивного органа в прошлом в подлинно независимый институт государства, призванный надежно охранять и защищать права и свободы человека.

 

Вместе с тем необходимо дальнейшее совершенствование порядка отбора кандидатов и назначения на должности судей. Высшая квалификационная комиссия по отбору и рекомендации на должности судей не имеет четкого правового статуса, осуществляет деятельность на общественных началах и наделена ограниченными полномочиями.

 

Кроме того, наличие двух высших органов судебной власти — Верховного суда и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан приводит к дублированию функций управления судебной системой, не обеспечивает единую судебную практику.

 

Вхождение судей военных судов в состав Вооруженных Сил Республики Узбекистан, порядок материально-технического и финансового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции органами юстиции не соответствуют принципу независимости судебной власти.

 

Действующая структура и штатная численность системы судов не обеспечивают рационального распределения служебной нагрузки, что требует их совершенствования и оптимизации с учетом современных требований.

 

Необходимость обеспечения надежной судебной защиты прав, свобод, законных интересов граждан и субъектов предпринимательства, реализации конституционной нормы по осуществлению административного судопроизводства, а также повышения правовой культуры населения обуславливают создание системы административных судов.

 

В целях дальнейшего обеспечения подлинной независимости, повышения эффективности деятельности и авторитета судебной власти, совершенствования структуры судов и системы отбора и назначения на должности судей:

 

1. Образовать Высший судейский совет Республики Узбекистан (далее — Совет), являющийся органом судейского сообщества и оказывающий содействие в обеспечении соблюдения конституционного принципа независимости судебной власти в Республике Узбекистан.

 

2. Упразднить Высшую квалификационную комиссию по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан с передачей высвобождаемой 21 штатной единицы ее исполнительного аппарата в Совет.

 

3. Определить основными задачами Совета:

 

формирование судейского корпуса на основе конкурсного отбора кандидатов на должности судей, назначения судей из числа наиболее квалифицированных и ответственных специалистов, а также дачи рекомендации для выдвижения на руководящие судейские должности;

 

принятие мер по предотвращению нарушения неприкосновенности судей и вмешательства в их деятельность по отправлению правосудия;

 

организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации судей, осуществление оценки эффективности их деятельности, а также инициирование вопроса о поощрении судей;

 

осуществление взаимодействия со средствами массовой информации, налаживание диалога с населением, рассмотрение обращений физических и юридических лиц по вопросам соблюдения судьями правил этического поведения;

 

подготовку предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства в судебно-правовой сфере, обеспечению подлинной независимости судебной власти и единой судебной практики, повышению уровня доступа к правосудию и качества его отправления;

 

рассмотрение вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности судей, а также о даче заключения на привлечение их к уголовной и административной ответственности.

 

4. Установить, что:

 

председатели, заместители председателей, судьи Конституционного суда и Верховного суда Республики Узбекистан избираются Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан;

 

председатели и заместители председателей Военного суда Республики Узбекистан, судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Узбекистан по представлению Совета;

судьи военных судов, судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районных (городских) и межрайонных судов назначаются на должность и освобождаются от должности Советом по согласованию с Президентом Республики Узбекистан.

 

5. Одобрить предложение Верховного суда Республики Узбекистан о преобразовании Исследовательского центра по демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечению независимости судебной системы при Верховном суде в Исследовательский центр изучения проблем правосудия при Высшем судейском совете Республики Узбекистан с предельной численностью 21 штатная единица управленческого персонала.

 

6. Установить порядок формирования состава Совета, согласно которому:

 

председатель Совета назначается Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан;

 

одиннадцать членов утверждаются Президентом Республики Узбекистан из числа судей по представлению председателя Совета, за которыми сохраняется статус судьи на период пребывания в должности члена Совета;

 

девять членов утверждаются Президентом Республики Узбекистан из числа представителей правоохранительных органов, институтов гражданского общества и высококвалифицированных специалистов в области права.

 

7. Распространить на членов Совета, работающих на постоянной основе, гарантии, условия оплаты труда и льготы, установленные для судей.

 

8. Одобрить предложения Верховного суда, Высшего хозяйственного суда и Министерства обороны Республики Узбекистан, предусматривающие с 1 июня 2017 года:

 

объединение Верховного суда и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, создание единого высшего органа судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства — Верховного суда Республики Узбекистан;

 

образование административных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районных (городских) административных судов, которым подведомственно рассмотрение административных споров, вытекающих из публично-правовых отношений, а также дел об административных правонарушениях;

 

сокращение штатной численности Военного суда Республики Узбекистан, окружных и территориальных военных судов на 159 единиц и упразднение взвода охраны Военного суда Республики Узбекистан;

 

перевод штатной численности Военной коллегии Верховного суда Республики Узбекистан, Военного суда Республики Узбекистан, окружных и территориальных военных судов из состава Вооруженных Сил Республики Узбекистан в систему Верховного суда Республики Узбекистан без сохранения за судьями и работниками военных судов правового статуса военнослужащих, в том числе прав, льгот и преимуществ, установленных для военнослужащих;

 

образование судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Узбекистан с упразднением Военной коллегии Верховного суда Республики Узбекистан;

 

преобразование хозяйственных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в экономические суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;

 

создание 71 межрайонного, районного (городского) экономического суда, которым подведомственно рассмотрение дел в первой инстанции;

 

введение в структуры судов должностей старшего помощника, помощника судьи в пределах общей установленной штатной численности с упразднением действующей должности секретаря судебного заседания, установив для них 10—12 и 8 разряды оплаты труда по Единой тарифной сетке соответственно.

 

Установить, что действующие судьи хозяйственных судов продолжают осуществлять свою деятельность в качестве судей Верховного суда и соответствующих экономических судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента до окончания срока их полномочий.

 

9. Для укомплектования вновь создаваемых судов выделить дополнительно 560 штатных единиц управленческого персонала, в том числе судей — 318 единиц, финансируемых за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан.

 

Установить предельную штатную численность управленческого персонала:

 

Верховного суда Республики Узбекистан в количестве 168 единиц, из них судьи — 67 единиц;

 

судов по гражданским делам Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в количестве 313 единиц, из них судьи — 108 единиц, межрайонных, районных (городских) судов по гражданским делам в количестве 654 единицы, из них судьи — 252 единицы;

 

административных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в количестве 128 единиц, из них судьи — 58 единиц, районных (городских) административных судов в количестве 408 единиц, из них судьи — 204 единицы;

 

судов по уголовным делам Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в количестве 326 единиц, из них судьи — 115 единиц, районных (городских) судов по уголовным делам в количестве 898 единиц, из них судьи — 321 единица;

 

Военного суда Республики Узбекистан, территориальных военных судов в количестве 28 единиц, из них судьи — 10 единиц;

 

экономических судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в количестве 117 единиц, из них судьи — 59 единиц, межрайонных, районных (городских) экономических судов в количестве 433 единицы, из них судьи — 181 единица.

10. Образовать Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан (далее — Департамент при Верховном суде) путем:

 

передачи 51 штатной единицы управленческого персонала подразделений по материально-техническому и финансовому обеспечению судов Департамента по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан;

 

введения 17 штатных единиц управленческого персонала за счет экономии государственных бюджетных средств в связи с утратой статуса военнослужащего судьями военных судов Республики Узбекистан.

 

Установить предельную численность Департамента при Верховном суде в количестве 68 штатных единиц, в том числе в центральном аппарате — 12 единиц, в территориальных отделах — 56 единиц.

 

11. Основными задачами Департамента при Верховном суде определить:

 

организацию работы по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов, а также подготовку предложений по ее совершенствованию;

 

обеспечение эффективного освоения средств, выделенных на строительство и ремонт зданий судов, принятие мер по созданию надлежащих условий для деятельности судов;

 

разработку предложений по улучшению условий труда, материального и социального обеспечения судей и работников аппарата судов.

 

12. Утвердить:

 

структуру, штатное расписание Высшего судейского совета Республики Узбекистан, а также разряды оплаты труда членов и работников исполнительного аппарата Высшего судейского совета Республики Узбекистан по Единой тарифной сетке согласно приложениям №№ 1—3;

 

структуру Верховного суда Республики Узбекистан согласно приложению № 4;

 

структуру центрального аппарата Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан, типовую структуру его территориальных отделов согласно приложениям №№ 5—6;

 

организационно-штатную структуру системы военных судов Республики Узбекистан, структуру Военного суда Республики Узбекистан согласно приложениям №№ 7—8;

 

типовые структуры административных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а также районных (городских) административных судов согласно приложениям №№ 9—10;

 

типовые структуры судов по гражданским делам Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а также межрайонных, районных (городских) судов по гражданским делам согласно приложениям №№ 11—12;

 

типовые структуры судов по уголовным делам Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а также районных (городских) судов по уголовным делам согласно приложениям №№ 13—14;

 

типовые структуры экономических судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, межрайонных, районных (городских) экономических судов, зоны юрисдикции межрайонных, районных (городских) экономических судов согласно приложениям №№ 15—17.

 

Предоставить председателю Верховного суда Республики Узбекистан право по согласованию с Советом вносить, при необходимости, изменения в структуры соответствующих судов в пределах установленной общей численности управленческого персонала. 

 

13. Министерству обороны Республики Узбекистан в трехмесячный срок:

 

принять решение по вопросу увольнения с действительной военной службы всего личного состава военных судов Республики Узбекистан в соответствии с законодательством в связи с пересмотром структур военных судов;

 

обеспечить передачу в установленном порядке Верховному суду Республики Узбекистан зданий, служебных жилых помещений, транспортных средств, мебели, компьютерной техники и иного имущества, используемых Военной коллегией Верховного суда Республики Узбекистан, Военным судом Республики Узбекистан, окружными и территориальными военными судами.

 

14. Верховному суду Республики Узбекистан обеспечить:

 

в месячный срок совместно с Министерством юстиции разработку и внесение проектов Закона «О Высшем судейском совете Республики Узбекистан», постановлений Президента Республики Узбекистан об утверждении Положения об Исследовательском центре изучения проблем правосудия при Высшем судейском совете Республики Узбекистан, его структуры, а также Положения о Департаменте по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан;

 

в трехмесячный срок совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан на основе глубокого изучения передового зарубежного опыта внесение предложения о создании единой системы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации судейских и других юридических кадров;

 

совместно с Советом укомплектование Верховного суда Республики Узбекистан, вновь создаваемых судов высококвалифицированными кадрами, в первую очередь из числа судей и работников судов, должности которых сокращаются в соответствии с настоящим Указом;

 

размещение, обустройство, оснащение мебелью, компьютерной техникой и средствами связи вновь создаваемых судов, а также Департамента при Верховном суде и его территориальных отделов;

 

в двухмесячный срок совместно с Генеральной прокуратурой и Министерством юстиции разработку и внесение предложений об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа, в том числе по пересмотру компетенции судов по гражданским и уголовным делам, вновь создаваемых экономических судов в связи с образованием административных судов, а также по совершенствованию полномочий апелляционной и кассационной инстанций судов по вынесению окончательного решения без направления дела на новое рассмотрение в случае изменения или отмены решения нижестоящего суда.

 

15. Кабинету Министров Республики Узбекистан, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Верховным судом Республики Узбекистан в месячный срок обеспечить размещение вновь создаваемых судов.

 

16. Министерству финансов Республики Узбекистан:

 

обеспечить совместно с Верховным судом, Министерством юстиции и Министерством обороны Республики Узбекистан утверждение и регистрацию смет расходов и штатных расписаний соответствующих судов, а также внесение изменений и дополнений в смету расходов Министерства обороны Республики Узбекистан, имея в виду уменьшение денежных средств, выделяемых на содержание военных судов;

 

совместно с наблюдательным советом Фонда развития судов и органов юстиции обеспечить выделение из Фонда финансовых средств, необходимых для содержания вспомогательного персонала, размещения, обустройства, оснащения мебелью, компьютерной техникой и средствами связи вновь создаваемых судов, а также Департамента при Верховном суде и его территориальных отделов;

 

выделить в 2017 году, а начиная с 2018 года предусматривать в параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан необходимые бюджетные средства на финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа.

 

17. Кабинету Министров Республики Узбекистан, хокимияту г. Ташкента совместно с Верховным судом Республики Узбекистан в трехмесячный срок внести предложения по размещению Верховного суда Республики Узбекистан в административном здании, отвечающем задачам и требованиям настоящего Указа.

 

18. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Верховным судом Республики Узбекистан в трехмесячный срок провести критическое изучение состояния использования современных технологий в деятельности судов и внести соответствующий проект решения правительства об утверждении Программы практических мер по дальнейшему совершенствованию информационных систем и ресурсов судов, направленных на повышение эффективности деятельности судебной системы и уровня доступа населения к правосудию.

 

19. Возложить на Комиссию по реализации приоритетных направлений обеспечения верховенства закона и дальнейшего реформирования судебно-правовой системы, образованную Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № УП–4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан», организацию эффективного, качественного и своевременного исполнения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.

 

Президент Республики Узбекистан                                                                                               Ш. МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

21 февраля 2017 года.