Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzМожет ли иностранное юрлицо торговать на местных маркетплейсах без регистрации в Узбекистане Что делать, если при выставлении ЭСФ возникает ошибка «Покупатель не является вашим клиентом» Как учесть передачу материалов по договору займа Как предприятиям оптовой и розничной торговли работать с маркированными прохладительными напитками

Закон Республики Узбекистан

13.04.2016

О парламентском контроле


Принят Законодательной палатой 10 марта 2016 года

 

Одобрен Сенатом 31 марта 2016 года

 


Статья 1. Цель настоящего Закона

 

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области организации и осуществления парламентского контроля.

 

Статья 2. Законодательство о парламентском контроле

 

Законодательство о парламентском контроле состоит из Конституции Республики Узбекистан, настоящего Закона и иных законодательных актов.

 

Статья 3. Субъекты парламентского контроля

 

Субъектами парламентского контроля являются:

Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан (далее – Законодательная палата);

Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан (далее – Сенат);

комитеты, комиссии Законодательной палаты, Сената;

фракции политических партий, депутатские группы в Законодательной палате (далее – фракции, депутатские группы);

депутаты Законодательной палаты;

члены Сената;

Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбеки­стан по правам человека (омбудсман).

 

Статья 4. Объект парламентского контроля

 

Объектом парламентского контроля является деятельность органов государственной власти и управления и их должностных лиц по исполнению Конституции и
законов Республики Узбекистан, решений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан (далее – палаты Олий Мажлиса) и их органов, государственных программ, а также по реализации возложенных на них задач и функций.

Объектом парламентского контроля не может быть деятельность, связанная с рассмотрением конкретных дел и материалов, находящихся в производстве органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознания и следствия, судов, а также материалов исполнительного производства и нотариального дело­производства.

 

Статья 5. Формы парламентского контроля

 

Формами парламентского контроля являются:

принятие Государственного бюджета Республики Узбекистан, бюджетов государственных целевых фондов и основных направлений налоговой и бюджетной политики на очередной год (далее – Государственный бюджет), а также рассмотрение хода исполнения Государственного бюджета;

рассмотрение ежегодного доклада Кабинета Министров Республики Узбекистан (далее – Кабинет Министров) по важнейшим вопросам социально-экономической жизни страны;

заслушивание отчета Премьер-министра Республики Узбекистан (далее – Премьер-министр) по отдельным актуальным вопросам социально-экономического развития страны;

заслушивание на заседаниях Законодательной палаты, Сената информации членов правительства по вопросам их деятельности;

заслушивание отчета Счетной палаты Республики Узбекистан (далее – Счетная палата);

заслушивание отчета Генерального прокурора Республики Узбекистан;

заслушивание отчета председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы;

заслушивание отчета председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан;

парламентский запрос;

запрос депутата Законодательной палаты, члена Сената;

заслушивание комитетами Законодательной палаты, Сената сообщений руководителей органов государственной власти и управления;

изучение комитетами Законодательной палаты, Сената состояния исполнения законодательных актов, правоприменительной практики и осуществление ими мониторинга за принятием подзаконных актов;

парламентское расследование.

Парламентский контроль может осуществляться и в иных формах в соответствии с законом.

 

Статья 6. Принятие Государственного бюджета

 

Проект Государственного бюджета вносится Кабинетом Министров в палаты Олий Мажлиса не позднее 15 октября текущего года с заключением Счетной палаты.

Проект Государственного бюджета предварительно обсуждается во фракциях, депутатских группах, комитетах Законодательной палаты, которые вырабатывают мнения и предложения по проекту Государственного бюджета.

В ходе предварительного обсуждения проекта Государственного бюджета фракции, депутатские группы и комитеты Законодательной палаты могут истребовать от соответствующих органов дополнительную информацию, связанную с параметрами проекта Государственного бюджета.

Комитет Законодательной палаты по бюджету и экономическим реформам обобщает поступившие от фракций, депутатских групп, комитетов Законодательной палаты мнения и предложения по проекту Государственного бюджета и готовит заключение по вопросу его рассмотрения Законодательной палатой.

Законодательная палата рассматривает проект Государственного бюджета, как правило, в трех чтениях.

Мнения и предложения фракций, депутатских групп, комитетов Законодательной палаты по проекту Государственного бюджета подлежат обязательному и всестороннему обсуждению на заседании Законодательной палаты.

При рассмотрении Законодательной палатой проекта Государственного бюджета он может быть направлен в Кабинет Министров на доработку с учетом поступивших замечаний и предложений фракций, депутатских групп, комитетов Законодательной палаты.

Кабинет Министров дорабатывает проект Государственного бюджета и вносит его на повторное рассмотрение Законодательной палаты.

Решение по проекту Государственного бюджета должно быть принято Законодательной палатой не позднее 15 ноября текущего года.

Принятый Законодательной палатой Государственный бюджет направляется на рассмотрение в Сенат.

Государственный бюджет, поступивший в Сенат, предварительно рассматривается Комитетом Сената по вопросам бюджета и экономических реформ.

Решение по Государственному бюджету должно быть принято Сенатом не позднее 15 декабря текущего года.

 

Статья 7. Рассмотрение хода исполнения Государственного бюджета

 

Законодательная палата осуществляет контроль за исполнением Государственного бюджета. Министерство финансов Республики Узбекистан ежеквартально направляет в Законодательную палату информацию и необходимые материалы о ходе исполнения Государственного бюджета.

Законодательная палата рассматривает ход исполнения Государственного бюджета за каждый квартал. При его рассмотрении заслушивается отчет Кабинета Министров, мнения и предложения фракций, депутатских групп, заключение ответственного комитета, проводится обсуждение и принимается соответствующее постановление.

Кабинет Министров не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом, представляет в Законодательную палату годовой отчет об исполнении Государственного бюджета вместе с заключением Счетной палаты.

Законодательная палата рассматривает представленный Кабинетом Министров годовой отчет об исполнении Государственного бюджета на основе его предварительного обсуждения во фракциях, депутатских группах и комитетах Законодательной палаты.

В ходе предварительного обсуждения вопроса о ходе исполнения Государственного бюджета фракции, депутатские группы и комитеты Законодательной палаты могут истребовать дополнительную информацию от соответствующих органов относительно исполнения доходной части Государственного бюджета, о состоянии освоения выделенных средств, а также сведения об их целевом расходовании и эффективном использовании. При этом фракции, депутат­ские группы могут инициировать изучение соответствующими комитетами Законодательной палаты на местах вопросов целевого расходования и эффективного использования бюджетных средств.

После обсуждения во фракциях, депутатских группах и комитетах Законодательной палаты годовой отчет об исполнении Государственного бюджета рассматривается на заседании Законодательной палаты и утверждается постановлением Законодательной палаты.

 

Статья 8. Рассмотрение ежегодного доклада Кабинета Министров по важнейшим вопросам социально-экономической жизни страны

 

Ежегодный доклад Кабинета Министров об итогах социально-экономического развития за истекший год и основных приоритетах, предусмотренных на очередной год, представляется Премьер-министром в палаты Олий Мажлиса.

Фракции, депутатские группы, комитеты палат Олий Мажлиса предварительно рассматривают ежегодный доклад Кабинета Министров и вырабатывают мнения и предложения, которые подлежат обязательному и всестороннему обсуждению на заседании Законодательной палаты, Сената.

По итогам рассмотрения ежегодного доклада Кабинета Министров Законодательная палата, Сенат принимает постановление, в котором могут содержаться предложения, направленные на повышение эффективности деятельно­сти правительства по решению важнейших вопросов социально-экономического развития страны.

Принятое по итогам рассмотрения ежегодного доклада Кабинета Министров постановление Законодательной палаты, Сената направляется в Кабинет Министров.

 

Статья 9. Заслушивание отчета Премьер-министра по отдельным актуальным вопросам социально-экономического развития страны

 

Законодательная палата, Сенат при необходимости могут на своих заседаниях заслушать отчет Премьер-­министра по отдельным актуальным вопросам социально-экономического развития страны.

Отчет Премьер-министра по отдельным актуальным во­просам социально-экономического развития страны за­слушивается в порядке парламентского запроса в соответствии с законом.

Фракции, депутатские группы, комитеты палат Олий Мажлиса предварительно рассматривают отчет Премьер-министра и вырабатывают мнения и предложения, которые подлежат обязательному и всестороннему обсуждению на заседании Законодательной палаты, Сената.

По итогам заслушивания отчета Премьер-министра Законодательная палата, Сенат принимает постановление, в котором могут содержаться предложения, направленные на повышение эффективности деятельности правительства по отдельным актуальным вопросам социально-экономического развития страны.

Принятое по итогам заслушивания отчета Премьер-­министра постановление Законодательной палаты, Сената направляется в Кабинет Министров.

 

Статья 10. Заслушивание на заседаниях Законодательной палаты, Сената информации членов правительства по вопросам их деятельности

 

Законодательная палата, Сенат при необходимости могут на своих заседаниях заслушать информацию членов правительства по вопросам их деятельности.

Вопрос о заслушивании информации членов правительства по вопросам их деятельности рассматривается Законодательной палатой по инициативе фракций, депутатских групп, а Сенатом – по инициативе комитетов.

О заслушивании информации членов правительства по вопросам их деятельности Законодательная палата, Сенат принимает постановление, которое заблаговременно направляется в Кабинет Министров.

По итогам заслушивания информации членов правительства Законодательная палата, Сенат принимает постановление, в котором могут содержаться предложения, направленные на повышение эффективности деятельности членов правительства, а также дана оценка их работы.

Принятое по итогам заслушивания информации членов правительства постановление Законодательной палаты, Сената направляется в Кабинет Министров.

 

Статья 11. Заслушивание отчета Счетной палаты

 

Законодательная палата ежегодно, не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом, на своем заседании заслушивает отчет Счетной палаты.

Отчет Счетной палаты предварительно рассматривается фракциями, депутатскими группами, а также Комитетом Законодательной палаты по бюджету и экономическим реформам.

По итогам заслушивания отчета Счетной палаты Законодательная палата принимает постановление, которое направляется в Счетную палату и Сенат в течение десяти дней со дня его принятия.

Сенат ежегодно на своем заседании заслушивает отчет Счетной палаты после поступления в Сенат постановления Законодательной палаты по данному вопросу.

Отчет Счетной палаты предварительно рассматривается Комитетом Сената по вопросам бюджета и экономических реформ.

По итогам заслушивания отчета Счетной палаты Сенат принимает постановление, которое направляется в Счетную палату и Законодательную палату в течение десяти дней со дня его принятия.

 

Статья 12. Заслушивание отчета председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы

 

Ежегодный отчет председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы, представленный в Сенат в установленном законодательством порядке, рассматривается на очередном заседании Сената.

Отчет председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы предварительно рассматривается Комитетом Сената по аграрным, водохозяйственным вопросам и экологии.

По итогам заслушивания отчета председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы Сенат принимает постановление, которое направляется в Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы.

 

Статья 13. Заслушивание отчета председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан

 

Ежегодный отчет председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан, представленный в Сенат в установленном законодательством порядке, рассматривается на очередном заседании Сената.

Отчет председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан предварительно рассматривается Комитетом Сената по вопросам бюджета и экономических реформ.

По итогам заслушивания отчета председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан Сенат принимает постановление, которое направляется в Центральный банк Республики Узбекистан.

 

Статья 14. Парламентский запрос

 

Законодательная палата, Сенат вправе направить парламентский запрос должностным лицам органов государственной власти и управления с требованием дать обоснованное разъяснение или изложить свою позицию по вопросам исполнения законов, государственных программ в различных сферах и другим важнейшим вопросам, входящим в их ведение.

Предложение о направлении парламентского запроса вносится на рассмотрение Законодательной палаты комитетами, фракциями, депутатскими группами, а также депутатами Законодательной палаты в количестве не менее одной пятой от их общего числа, на рассмотрение Сената – комитетами, а также членами Сената в количестве не менее одной пятой от их общего числа.

Устный ответ на парламентский запрос должностные лица органов государственной власти и управления дают соответственно на заседании Законодательной палаты, Сената в установленный палатами срок.

Письменный ответ на парламентский запрос должностные лица органов государственной власти и управления должны направить не позднее десяти дней со дня получения запроса, если не установлен иной срок.

Письменный ответ на парламентский запрос оглашается председательствующим на заседании Законодательной палаты, Сената. Копии письменного ответа заблаговременно до его оглашения на заседании соответствующей палаты направляются депутатам Законодательной палаты, членам Сената.

Ответ на парламентский запрос может быть обсужден соответственно на заседании Законодательной палаты, Сената. По итогам обсуждения парламентского запроса Законодательная палата, Сенат принимает постановление.

 

Статья 15. Запрос депутата Законодательной палаты, члена Сената

 

Депутат Законодательной палаты вправе направить долж­ностным лицам органов государственной власти и
управления запрос с требованием дать обоснованное разъяснение или изложить свою позицию, как правило, по вопросам, связанным с обеспечением прав и законных интересов избирателей соответствующего избирательного
округа или Экологического движения Узбекистана, а член Сената – по вопросам, связанным с интересами соответствующих регионов.

На запрос депутата Законодательной палаты, члена Сената должностные лица органов государственной власти и управления направляют письменный ответ не позднее десяти дней со дня получения запроса, если не установлен иной срок.

 

Статья 16. Заслушивание комитетами Законодательной палаты, Сената сообщений руководителей органов государственной власти и управления

 

Комитеты Законодательной палаты, Сената в соответствии с планами работ, постановлениями Законодательной палаты, Сената и их кенгашей могут на своих заседаниях заслушивать сообщения руководителей органов государственной власти и управления о соблюдении ими законов, выполнении постановлений Законодательной палаты, Сената, их кенгашей и решений их комитетов.

По итогам заслушивания сообщений руководителей органов государственной власти и управления комитеты Законодательной палаты, Сената принимают решения, которые направляются в соответствующий орган государственной власти и управления.

 

Статья 17. Изучение комитетами Законодательной палаты, Сената состояния исполнения законодательных актов, правоприменительной практики и осуществление ими мониторинга за принятием подзаконных актов

 

Комитеты Законодательной палаты, Сената в соответствии со своими планами работ периодически с выездом на места изучают состояние исполнения органами государственной власти и управления законов, постановлений Законодательной палаты и Сената, правоприменительную практику. В ходе изучения комитеты Законодательной палаты, Сената, а также депутаты Законодательной палаты, члены Сената могут запрашивать от государственных органов и других организаций, должностных лиц документы, экспертные заключения, статистические и иные данные.

По итогам изучения состояния исполнения законодательных актов, правоприменительной практики комитеты Законодательной палаты, Сената могут на своих заседаниях за­слушивать сообщения руководителей органов государственной власти и управления, а также принять решения о внесении результатов изучения на рассмотрение Законодательной палаты, Сената.

Комитеты Законодательной палаты, Сената осуществляют мониторинг за своевременным принятием подзаконных актов во исполнение вновь принятых законов. Итоги осуществления мониторинга могут быть рассмотрены на заседаниях комитетов Законодательной палаты, Сената.

 

Статья 18. Парламентское расследование

 

В целях изучения конкретных фактов или событий, посягающих на наиболее важные интересы общества и государства, способных оказать негативное воздействие на основы безопасности, устойчивое развитие страны совместным решением палат Олий Мажлиса могут проводиться парламентские расследования.

Для проведения парламентского расследования Законодательная палата и Сенат образуют комиссию из числа депутатов Законодательной палаты и членов Сената.

При проведении парламентского расследования комиссия вправе:

привлекать к ее работе представителей органов государственной власти и управления, специалистов, экспертов и ученых;

запрашивать необходимые сведения у органов государственной власти и управления, других организаций, а также граждан;

приглашать должностных лиц органов государственной власти и управления, других организаций, а также граждан для дачи разъяснений.

Комиссия может иметь и иные права в соответствии с решением палат Олий Мажлиса.

Комиссия в определенный палатами Олий Мажлиса срок информирует их о выполненной работе.

 

Статья 19. Осуществление парламентского контроля за деятельностью органов прокуратуры

 

В целях осуществления парламентского контроля за деятельностью органов прокуратуры, повышения эффективности их работы по обеспечению верховенства закона и законности в стране, защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства палатами Олий Мажлиса создается Комиссия Сената по контролю за деятельностью органов прокуратуры.

Порядок организации деятельности Комиссии Сената по контролю за деятельностью органов прокуратуры определяется совместным решением палат Олий Мажлиса.

Генеральный прокурор Республики Узбекистан ежегодно представляет в Сенат отчет, который рассматривается на очередном заседании Сената.

Отчет Генерального прокурора Республики Узбекистан предварительно рассматривается Комитетом Сената по законодательству и судебно-правовым вопросам совместно с Комиссией Сената по контролю за деятельностью органов прокуратуры.

По итогам заслушивания отчета Генерального прокурора Республики Узбекистан Сенат принимает постановление, которое направляется в Генеральную прокуратуру Республики Узбекистан.

 

Статья 20. Осуществление парламентского контроля Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсманом)

 

Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбеки­стан по правам человека (омбудсман) осуществляет парламентский контроль в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмане)».

 

Статья 21. Результаты парламентского контроля

 

По результатам парламентского контроля субъекты парламентского контроля в пределах своих полномочий могут:

внести на рассмотрение Президента Республики Узбекистан предложение об отставке члена правительства;

внести в соответствующие органы государственной власти и управления предложения и рекомендации по принятию мер, направленных на повышение эффективности исполнения законодательных актов, государственных программ, реализации возложенных на них задач и функций;

возвращать в установленном порядке органам государственной власти и управления внесенные ими доклады, отчеты, сообщения и иные материалы на доработку с указанием замечаний и предложений по ним;

направить материалы парламентского контроля в уполномоченные государственные органы для рассмотрения в соответствии с их полномочиями;

обращаться к соответствующим органам государственной власти и управления и должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаруженных нарушений прав и охраняемых законом интересов граждан или иных нарушений законодательства;

внести в соответствующие органы государственной власти и управления предложения и рекомендации о привлечении к ответственности должностных лиц, освобождении их от должности;

инициировать разработку проекта нового акта законодательства или пересмотр действующих актов законодательства;

обнародовать результаты парламентского контроля.

 

Статья 22. Рассмотрение и исполнение решений, принятых по результатам парламентского контроля

 

Органы государственной власти и управления в пределах своих полномочий:

обеспечивают рассмотрение и исполнение решений, принятых субъектами парламентского контроля;

разрабатывают необходимые мероприятия и (или) принимают решения, направленные на реализацию предложений и рекомендаций, разработанных по результатам парламентского контроля;

сообщают субъектам парламентского контроля о результатах рассмотрения предложений и рекомендаций и принятых по ним мерах;

принимают меры ответственности в отношении должностных лиц органов государственной власти и управления, допустивших нарушения законодательства.

 

Статья 23. Обязанности субъектов парламентского контроля

 

При осуществлении парламентского контроля субъекты парламентского контроля обязаны:

знакомить органы государственной власти и управления и их должностных лиц с необходимыми документами, связанными с проведением парламентского контроля;

не вмешиваться в деятельность органов государственной власти и управления, других организаций и их должностных лиц, осуществляемую в пределах их полномочий;

не создавать препятствия для функционирования органов государственной власти и управления, других организаций;

соблюдать требования законодательства о защите сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.

Субъекты парламентского контроля могут нести и иные обязанности в соответствии с законом.

 

Статья 24. Обязанности должностных лиц органов государственной власти и управления

 

Должностные лица органов государственной власти и управления при осуществлении парламентского контроля субъектами парламентского контроля обязаны:

создавать необходимые условия для осуществления парламентского контроля;

выполнять законные требования субъектов парламент­ского контроля, а также не препятствовать их деятельности;

представлять субъектам парламентского контроля документы и сведения, необходимые для осуществления парламентского контроля, а также обеспечить их достоверность и объективность.

Должностные лица органов государственной власти и управления обязаны рассмотреть решения субъектов парламентского контроля, принятые по результатам парламент­ского контроля, и в установленный срок уведомить их о результатах рассмотрения и принятых мерах.

Должностные лица органов государственной власти и управления могут нести и иные обязанности в соответствии с законом.

 

Статья 25. Открытость и гласность рассмотрения результатов парламентского контроля

 

Заседания Законодательной палаты, Сената и их органов по рассмотрению результатов парламентского контроля проводятся открыто и гласно. На них могут приглашаться представители органов государственной власти и
управления, негосударственных некоммерческих организаций, научных учреждений, специалисты и ученые, представители средств массовой информации.

В случае необходимости Законодательная палата, Сенат и их органы могут принять решение о проведении за­крытого заседания.

Результаты парламентского контроля могут быть опубликованы в средствах массовой информации и на официальных веб-сайтах Законодательной палаты, Сената.

 

Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства о парламентском контроле

 

Лица, виновные в нарушении законодательства о парламентском контроле, несут ответственность в установленном порядке.

 

Статья 27. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

 

Кабинету Министров:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 

Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Президент Республики Узбекистан И. Каримов

город Ташкент, 11 апреля 2016 года

№ ЗРУ–403

 

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-23
  • USD:12711.00 (+0.00) сум
  • EUR:13538.49 (+0.00) сум
  • RUB:136.31 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах