Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro

Закон Республики Узбекистан

08.09.2017

 

О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней

 

Принят Законодательной палатой 15 августа 2017 года

Одобрен Сенатом 24 августа 2017 года

 

Глава  1.  Общие положения

 

Статья  1.  Цель настоящего Закона

 

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней.

 

Статья  2.    Законодательство о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней

 

Законодательство о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбеки­стан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о распро­странении правовой информации и обеспечении доступа к ней, то применяются правила международного договора.

 

Статья  3.  Основные понятия

 

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

правовая информация  – тексты нормативно-правовых актов, официальных толкований к ним, разъяснений о порядке применения нормативно-правовых актов, решений Конституционного суда Республики Узбекистан, постановлений Пленума Верховного суда Республики Узбекистан по вопросам применения законодательства, а также материалы обобщения судебной практики;

доступ к правовой информации  – возможность свободного получения правовой информации и ее использования;

распространение правовой информации – действия, направленные на ознакомление неопределенного круга лиц с правовой информацией.

 

Статья  4. Основные принципы распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней

 

Основными принципами распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней являются гласность, открытость, своевременность распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней, свобода поиска и получения правовой информации.

 

Статья  5.  Гарантии доступа к правовой информации

 

Государством гарантируется доступ к правовой информации.

Граждане обладают правом беспрепятственно искать, получать и распространять правовую информацию.

Государственные органы, другие организации и ­должностные лица обязаны в установленном порядке обеспечивать каждому доступ к правовой информации.

Доступ к правовой информации ограничивается в случае, если данная информация отнесена в установленном порядке к сведениям, составляющим государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.

 

Глава  2. Органы и организации, осуществляющие распространение и обеспечивающие доступ к правовой информации

 

Статья  6.    Полномочия Кабинета Министров   Республики Узбекистан в области   распространения правовой

информации и обеспечения доступа к ней

 

Кабинет Министров Республики Узбекистан в пределах своих полномочий:

распространяет в установленном порядке правовую информацию, в том числе путем рассылки, опубликования нормативно-правовых актов, размещения их на ­своем официальном веб-сайте;

направляет в Министерство юстиции Республики ­Узбекистан тексты постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан и при необходимости информационно-аналитические материалы по ним для офи­циального опубликования и доведения до исполнителей;

обеспечивает разработку и реализацию необходимых мероприятий, направленных на своевременное распространение правовой информации и обеспечение доступа к ней;

осуществляет контроль за исполнением законодательства о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней;

утверждает перечень государственных органов и организаций для обязательной рассылки нормативно-правовых актов;

осуществляет международное сотрудничество в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

 

Статья  7.     Полномочия министерств, государственных комитетов и ведомств в области распространения

правовой информации и обеспечения доступа к ней

 

Министерства, государственные комитеты и ведомства в пределах своих полномочий:

распространяют в установленном порядке правовую информацию, в том числе путем рассылки, опубликования нормативно-правовых актов, размещения их на своих официальных веб-сайтах;

направляют в Министерство юстиции Республики Узбекистан тексты принятых ими нормативно-правовых актов и при необходимости информационно-аналитические мате­риалы по ним для рассылки и официального опубликования;

обеспечивают своевременное доведение до своих структурных и территориальных подразделений текстов нормативно-правовых актов, поступивших в центральный аппарат;

осуществляют контроль за исполнением законодательства
о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней в своих структурных и территориальных подразделениях;

организуют необходимую работу по разъяснению сути и значения норм, содержащихся в текстах нормативно-правовых актов, направленную на повышение правового сознания, правовой культуры в обществе и укрепление законности;

формируют фонды правовой информации по сфере своей деятельности;

ведут в установленном порядке систематизированный учет
нормативно-правовых актов;

по запросам физических и юридических лиц предоставляют им правовую информацию по сфере своей деятельности;

в установленном порядке дают разъяснения о порядке применения нормативно-правовых актов.

Министерства, государственные комитеты и ведомства могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

 

Статья  8.   Полномочия Министерства юстиции Республики Узбекистан в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней

 

Министерство юстиции Республики Узбекистан является специально уполномоченным государственным органом в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней.

Министерство юстиции Республики Узбекистан в пределах своих полномочий:

получает от государственных органов и организаций тексты принятых ими нормативно-правовых актов и при необходимости  информационно-аналитические материалы по ним (пояснительная записка с изложением концепции нормативно-правового акта, сопоставительная таблица с разъяснением изменений и дополнений и др.) на бумажном носителе и в электронной форме;

обеспечивает рассылку текстов нормативно-правовых ­актов и при необходимости соответствующих информационно-аналитических материалов до всех государственных органов и организаций в электронной форме по перечню, определяемому Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

осуществляет официальное опубликование нормативно-правовых актов;

утверждает порядок ведения систематизированного учета нормативно-правовых актов;

осуществляет государственный учет нормативно-правовых актов и работу по систематизации законодательства;

ведет контрольные экземпляры законов Республики ­Узбекистан и постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постанов­лений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан, нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств, органов государственной власти на местах;

формирует фонд нормативно-правовых актов;

формирует и ведет Национальную базу данных законодательства Республики Узбекистан, обеспечивает в установленном порядке доступ к ней физических и юридических лиц;

организует работу Межведомственного совета по координации работы государственных органов по правовой пропаганде и просвещению;

осуществляет координацию, методическое руководство и контроль за деятельностью государственных органов и организаций в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней;

организует системный мониторинг за соблюдением требований законодательства о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней;

проводит системный анализ состояния распространения правовой информации и готовит предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в данной сфере;

организует правовую пропаганду в обществе с привлечением государственных органов, органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации и других институтов гражданского общества;

утверждает типовой план мероприятий по доведению нормативно-правовых актов до исполнителей и разъяснению их сути и значения среди населения;

осуществляет международное сотрудничество в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней.

Министерство юстиции Республики Узбекистан и его территориальные органы ежегодно представляют соответственно в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных ­депутатов областей и города Ташкента информацию о ­состоянии правовой пропаганды и просвещения.

Министерство юстиции Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

 

Статья  9.  Полномочия органов государственной    власти на местах в области распространения                    правовой информации и обеспечения доступа к ней

 

Органы государственной власти на местах в пределах своих полномочий:

распространяют в установленном порядке правовую информацию, в том числе путем рассылки, опубликования нормативно-правовых актов, размещения их на своих официальных веб-сайтах;

направляют в Министерство юстиции Республики Узбекистан через его территориальные органы тексты решений, имеющие нормативно-правовой характер, принятых ими и при необходимости информационно-аналитические мате­риалы по ним для их рассылки;

обеспечивают своевременное доведение до своих структурных и территориальных подразделений и органов самоуправления граждан текстов нормативно-правовых актов, поступивших в органы государственной власти на местах;

организуют необходимую работу по разъяснению сути и значения норм, содержащихся в текстах нормативно-правовых актов, направленную на повышение правового сознания, правовой культуры в обществе и укрепление законности;

формируют фонды правовой информации;

в установленном порядке ведут систематизированный учет
нормативно-правовых актов;

предоставляют правовую информацию физическим и юридическим лицам по их запросам;

в установленном порядке дают разъяснения о порядке применения нормативно-правовых актов.

Органы государственной власти на местах могут осу­ществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

 

Статья  10. Участие информационно-библиотечных учреждений в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней

 

Информационно-библиотечные учреждения:

формируют фонды правовой информации по направлению своей деятельности;

обеспечивают доступ пользователей информационно-библиотечных ресурсов к фонду правовой информации;

предоставляют правовую информацию по запросам пользователей информационно-библиотечных ресурсов.

Информационно-библиотечные учреждения могут участвовать в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней и в иных формах в соответствии с законодательством.

 

Статья  11. Участие образовательных учреждений в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней

 

Общеобразовательные, средние специальные, профессио­нальные и высшие образовательные учреждения, а также ­образовательные учреждения по повышению квалификации и переподготовке кадров (далее – образовательные учреждения) обеспечиваются правовой информацией соответственно Министерством народного образования, Центром среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования и Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, а также другими министерствами, государственными комитетами и ведомствами, в структуре которых они находятся.

Образовательные учреждения:

формируют фонды правовой информации по направлению своей деятельности;

обеспечивают доступ обучающихся к фонду правовой информации;

предоставляют правовую информацию по запросам обучающихся.

Образовательные учреждения могут участвовать в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней и в иных формах в соответствии с законодательством.

 

Статья  12. Участие органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих                     организаций и граждан в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней

 

Органы самоуправления граждан:

участвуют в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней;

участвуют в повышении правовой культуры населения;

формируют фонды правовой информации по своей деятельности;

обеспечивают доступ граждан к фонду правовой информации.

Органы самоуправления граждан могут участвовать
в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней и в иных формах в соответствии с законодательством.

Негосударственные некоммерческие организации и граждане могут участвовать в распространении правовой информации путем оказания содействия и необходимой помощи органам и организациям, осуществляющим распространение и обеспечивающим доступ к правовой информации.

Органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и граждане могут осуществлять общественный контроль за исполнением законодательства
о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней.

 

Глава   3.  Порядок распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней

 

Статья  13. Способы распространения правовой информации

 

Способами распространения правовой информации являются:

рассылка текстов нормативно-правовых актов;

официальное опубликование нормативно-правовых актов;

неофициальное опубликование нормативно-правовых ­актов;

осуществление правовой пропаганды;

предоставление правовой информации физическим и юридическим лицам по их запросам.

 

Статья  14. Распространение текстов нормативно-правовых актов путем рассылки

 

Тексты нормативно-правовых актов в течение одного дня со дня их подписания и при необходимости информационно-аналитические материалы по ним (пояснительная записка с изложением концепции нормативно-правового акта, сопоставительная таблица с разъяснением изменений и дополнений и др.) на бумажном носителе и в электронной форме направляются принявшими их органами в следующем порядке:

законы Республики Узбекистан, указы, постановления и распоряжения Президента Республики Узбекистан – в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинет Министров Республики Узбекистан и Министерство юстиции Республики Узбекистан;

постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбеки­стан – в аппарат Президента Республики Узбекистан, Кабинет Министров Республики Узбекистан и Министерство юстиции Республики Узбекистан;

постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан – в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, аппарат Президента Республики Узбекистан и Министерство юстиции Республики Узбекистан;

нормативно-правовые акты министерств, государственных комитетов и ведомств – в Министерство юстиции Республики Узбекистан.

Рассылка нормативно-правовых актов и при необходимости информационно-аналитических материалов по ним в другие государственные органы и организации осуществляется Министерством юстиции Республики Узбекистан путем направления их текстов в день поступления в Министерство юстиции Республики Узбекистан в электронной форме по перечню, определяемому Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Нормативно-правовые акты министерств, государственных комитетов и ведомств направляются в другие государственные органы в течение одного дня со дня их государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.

Рассылка решений органов государственной власти на местах осуществляется этими органами путем направления их текстов и при необходимости информационно-аналитических материалов по ним в течение одного дня в структурные и территориальные подразделения данных органов, территориальные подразделения государственных органов
и организаций, органы самоуправления граждан, а также территориальные органы юстиции для их последующей передачи в Министерство юстиции Республики Узбекистан.

 

Статья 15.  Распространение нормативно-правовых актов путем официального опубликования

 

Официальными источниками опубликования нормативно-правовых актов являются издания, предусмотренные в статье 29 Закона Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах».

Официальные источники опубликования нормативно-правовых актов издаются в сроки, установленные законодательством, и распространяются путем открытой подписки.

Публикуемые в официальных источниках нормативно-правовые акты располагаются последовательно в хронологи­ческом порядке.

Тексты ведомственных нормативно-правовых актов  располагаются в «Собрании законодательства Республики Узбекистан» последовательно в хронологическом порядке в соответствии с их номером и датой государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.

При опубликовании части нормативно-правового акта в официальных источниках опубликования после наименования нормативно-правового акта располагается надпись «Извлечение».

Текст нормативно-правового акта, публикуемый в офи­циальных источниках опубликования нормативно-правовых ­актов, должен соответствовать тексту нормативно-правового акта, официально направленному органом, принявшим ­данный акт.

Тексты нормативно-правовых актов большого объема могут быть опубликованы в виде приложения к официальным источникам опубликования нормативно-правовых актов.

 

Статья  16. Распространение нормативно-правовых актов путем неофициального опубликования 

 

Опубликование нормативно-правовых актов в источниках, не предусмотренных в статье 29 Закона Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах», является неофициальным опубликованием.

Неофициальное опубликование нормативно-правовых актов может осуществляться физическими и юридическими лицами путем опубликования текстов нормативно-правовых актов в периодических изданиях, на веб-сайтах, в электронных справочных системах законодательства, а также публикации брошюр, сборников и комментариев к нормативно-правовым актам.

При издании кодексов, сборников актов законодательства, а также при реализации электронных справочных систем законодательства они должны быть приведены в контрольное состояние на дату их издания (реализации).

В неофициальных изданиях, в том числе в электронных справочных системах законодательства, могут публиковаться неофициальные переводы нормативно-правовых актов на другие языки. Неофициальные переводы нормативно-правовых актов должны иметь отметку о неофициальном переводе.

 

Статья  17. Распространение нормативно-правовых актов и обеспечение  доступа к ним путем размещения нормативно-правовых актов в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан

 

Официальное опубликование нормативно-правовых актов
в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан осуществляется в течение одного дня с момента их поступления в Министерство юстиции Республики Узбекистан в разделе «Официальное опубликование нормативно-правовых актов».

Конституционный суд Республики Узбекистан и Верховный суд Республики Узбекистан направляют в Министерство юстиции Республики Узбекистан решения Конституционного суда Республики Узбекистан, постановления пленумов Верховного суда Республики Узбекистан о даче разъяснений по вопросам применения законодательства в течение одного дня со дня их подписания.

Тексты международных договоров Республики Узбекистан и тексты нормативных документов в области технического регулирования, размещенные в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан, имеют справочный характер и обновляются по мере поступления и обработки документа, но не позднее трех дней после их офи­циального опубликования.

Доступ пользователей к Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан осуществляется бесплатно.

 

Статья  18. Размещение правовой информации на официальных веб-сайтах  государственных органов

 

Электронные версии текстов нормативно-правовых актов подлежат обязательному размещению на официальных веб-сайтах принявших их органов в установленном порядке.

Правовая информация на официальных веб-сайтах государственных органов должна размещаться на государственном языке. Официальный веб-сайт может иметь версии на других языках.

Правовая информация, размещенная на официальных веб-сайтах государственных органов, должна быть достоверной и иметь равнозначную силу с информацией, публикуемой в средствах массовой информации.

 

Статья  19. Распространение нормативно-правовых актов путем правовой пропаганды

 

Распространение нормативно-правовых актов путем правовой пропаганды осуществляется всеми государственными органами и организациями, а также органами хозяйственного управления.

Негосударственные некоммерческие организации также могут осуществлять правовую пропаганду.

Органы, принимающие и (или) разрабатывающие нормативно-правовые акты, в недельный срок после их принятия должны разработать и утвердить план мероприятий по правовой пропаганде на основании типового плана мероприятий, утверждаемого Министерством юстиции Республики ­Узбекистан.

Правовая пропаганда осуществляется следующими способами:

проведение конференций, встреч, семинаров, круглых столов и бесед;

посредством средств массовой информации, в том числе организаций теле- и радиопередач, размещений статей и информационно-правовых материалов в печатных и электронных средствах массовой информации;

распространение комментариев, брошюр, плакатов, буклетов и флаеров;

через социальные рекламы (видеоролики, инфографики и др.) и другими видами пропаганды, не запрещенной законодательством.

Координация работы государственных органов и организаций в области правовой пропаганды осуществляется Межведомственным советом по координации работы государственных органов по правовой пропаганде и просвещению и его территориальными комиссиями.

 

Статья 20.  Предоставление правовой информации физическим и юридическим лицам            по их запросам

 

Физические и юридические лица имеют право обращаться с запросом в государственные органы и организации о предоставлении правовой информации, касающейся их деятельности.

Запрос о предоставлении правовой информации подлежит рассмотрению в срок не более пятнадцати дней со дня его поступления.

При запросе правовой информации, опубликованной в официальных изданиях или размещенной на официальных веб-сайтах, в ответе на запрос государственные органы и организации могут дать ссылку с указанием названия, даты выхода и номера официального издания, в котором опубликована запрашиваемая информация, или электронного адреса официального веб-сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.

Предоставление правовой информации в электронном виде осуществляется бесплатно. За предоставление правовой информации на бумажном носителе может взиматься плата по соглашению сторон.

Отказ в удовлетворении запроса о предоставлении правовой информации должен быть мотивированным.

 

Глава 4.  Заключительные положения

 

Статья 21.   Разъяснение порядка применения нормативно-правовых актов

 

По запросу физических и юридических лиц государственные органы и организации разъясняют порядок применения нормативно-правовых актов по вопросам, связанным с их ­деятельностью.

Разъяснения о порядке применения нормативно-правовых актов, подготовленные государственными органами и организациями, имеют обязательную силу для структурных и территориальных подразделений этих органов и организаций.

Пленум Верховного суда Республики Узбекистан при ­необходимости дает разъяснения по вопросам применения законодательства.

Разъяснения Пленума Верховного суда Республики Узбекистан, а также государственных органов и организаций о порядке применения нормативно-правовых актов публикуются в средствах массовой информации, в том числе на офи­циальных веб-сайтах соответствующих органов и организаций.

Негосударственные некоммерческие организации, научно-исследовательские организации в пределах своих полномочий могут подготавливать и распространять разъяснения о порядке применения нормативно-правовых актов рекомендательного характера.

 

Статья 22.  Обязательность ведения систематизированного учета нормативно-правовых актов в государственных органах

 

В государственных органах в обязательном порядке ведется систематизированный учет нормативно-правовых актов, регламентирующих их деятельность.

Порядок ведения систематизированного учета нормативно-правовых актов в органах государственного управления и органах государственной власти на местах определяется Министерством юстиции Республики Узбекистан.

Ведение систематизированного учета нормативно-правовых актов осуществляется работником юридической службы. В случаях отсутствия работника юридической службы данная обязанность руководителем государственного органа возлагается на другое лицо.

 

Статья  23.  Устранение недостатков, допущенных при опубликовании нормативно-правовых актов

 

В случае, если при опубликовании нормативно-правового акта в официальных изданиях в его тексте были допущены ошибки, опечатки, иные неточности, то в ближайшем номере издания публикуются соответствующие поправки.

В случае, если в неофициальных изданиях были допущены ошибки, опечатки, иные неточности в сравнении с официальным источником опубликования нормативно-правовых актов, издателем в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня их выявления, публикуются соответствующие поправки в республиканских периодических изданиях (газеты, журналы и т. п.) или в следующем номере (выпуске) неофициального издания.

В случае, если в электронных базах данных законодательства были допущены ошибки, опечатки, иные неточности, то они должны быть устранены незамедлительно.

 

Статья  24.  Разрешение споров

 

Споры в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней разрешаются в порядке, установленном законодательством.

 

Статья  25.  Ответственность за нарушение законодательства о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней

 

Лица, виновные в нарушении законодательства о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней, несут ответственность в установленном порядке.

 

Статья  26.  Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона

 

Министерству юстиции Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

 

Статья  27. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

 

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с на­с­тоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 

Статья  28.  Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Часть первая статьи 17 настоящего Закона вводится в действие с 25 сентября 2017 года.

 

Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев

 

город Ташкент, 7 сентября 2017 года

 

№ ЗРУ–443