Вправе ли работодатель запретить курить в рабочее время?
Законом "Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции"1 на рабочих местах курить запрещено. Для этого должны быть специально отведенные места и (или) помещения.
Означает ли это, что работодателю следует обустроить их или он вправе вообще запретить курить во время работы?
Отношения между сотрудниками и работодателем регулируются трудовым законодательством. Так, в течение рабочего дня (смены) работнику должно предоставляться время для отдыха и питания, не включаемое в рабочее время.
В какое время и какой продолжительностью должны предоставляться перерывы, устанавливается в правилах внутреннего трудового распорядка, графиках сменности или по соглашению между работником и работодателем.
Если работодатель в локальном нормативном акте запретит курить в рабочее время, то это не будет нарушением норм закона, и перерывы для курения ими не предусмотрены.
Однако прежде чем включать этот пункт в трудовой распорядок, работодателю стоит задуматься над другим аспектом этого вопроса. Каждый сотрудник прежде всего человек, и ему необходимо несколько минут отдохнуть от работы, встать из-за рабочего места, пройтись. Да и общение людей в курилке объединяет их на почве общих интересов и симпатий. Люди обмениваются информацией, делятся проблемами, дают и выслушивают советы, обсуждают рабочие моменты. Получается, что такое общение – неотъемлемая часть социальной жизни компании, объединяет и сближает сотрудников.
Итак, закон запрещает курить на рабочем месте. Но чтобы сохранить нормальную обстановку в коллективе, работодатель может обязать курильщиков выходить в специально отведенные для них места. А как их организовать – в следующей публикации.
Елена ЕРМОХИНА,
наш эксперт-юрист.
Публикации по теме:
Продажа сигарет несовершеннолетним – вне закона
1 От 5.10.2011 г. № ЗРУ-302.