? Мы слышали, что теперь введен новый порядок обращения организаций в госорганы. Какие сроки предусмотрены для такого рода обращений? Какая ответственность в этой сфере предусмотрена для госорганов?
Да, в отличие от ранее действовавшего Закона "Об обращениях граждан", Закон "Об обращениях физических и юридических лиц" от 11 декабря 2014 года № ЗРУ–381 регламентирует порядок обращения не только физических, но и юридических лиц в государственные органы, госучреждения, а также в органы самоуправления граждан.
Обращения могут быть в устной, письменной либо в электронной форме.
Обращение рассматривается в течение пятнадцати дней со дня поступления в госорган, который обязан разрешить вопрос по существу, а когда требуется дополнительное изучение и (или) проверка, запрос дополнительных документов – в срок до одного месяца.
В обращении юридического лица должны быть указаны полное наименование юридического лица, сведения о его местонахождении (почтовом адресе) и изложена суть обращения.
Письменное обращение должно быть закреплено подписью руководителя либо уполномоченного лица обращающегося – юридического лица.
Электронное обращение должно быть в форме электронного документа, подтвержденного электронной цифровой подписью и имеющего другие реквизиты электронного документа, позволяющие его идентифицировать.
Обращения, в которых не указаны полное наименование юридического лица, сведения о его местонахождении (почтовом адресе) либо указаны ложные сведения о них, а также не подтвержденные подписью (электронной цифровой подписью), считаются анонимными обращениями. Анонимные обращения, обращения, поданные через представителей физических и юридических лиц при отсутствии документов, подтверждающих их полномочия, а также обращения, не соответствующие другим требованиям, установленным законом, рассмотрению не подлежат. Подробнее здесь.
Запрещается преследование юридического лица, его представителя и членов семьи представителя юридического лица в связи с их обращениями в государственные органы в целях реализации или защиты своих прав, свобод и законных интересов, а также выражением своего мнения и критики в обращениях.
За преследование юридических лиц, их представителей, членов семей должностным лицом в связи с их обращением в госорган, госучреждение или органы самоуправления граждан, либо за выраженное мнение и содержащуюся в обращении критику, а равно за выступление с критикой в иной форме предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с частью второй статьи 144 в виде штрафа от 25 до 50 МРЗП или исправительных работ от 2 до 3 лет либо лишения свободы до 3 лет. Указанные санкции регламентируются от 11 декабря 2014 года № ЗРУ–381. С полным текстом данного документа с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства, вы можете ознакомиться, если вы являетесь пользователем электронной информационно-поисковой системы «Norma. Законодательство Республики Узбекистан». В случае если вы являетесь читателем нашего сайта, вы можете скачать текст документа здесь.
Ответы на обращения излагаются, по возможности, на языке обращения, должны содержать конкретные обоснования (по мере необходимости со ссылками на нормы актов законодательства), опровергающие или подтверждающие доводы по каждому вопросу, указанному в обращении.
Незаконный отказ в принятии и рассмотрении обращений физических и юридических лиц, нарушение без уважительных причин сроков их рассмотрения, не направление ответа в письменной либо в электронной форме, принятие противоречащего законодательству об обращениях физических и юридических лиц решения, не обеспечение восстановления нарушенных прав физических и юридических лиц, исполнения принятого в связи с обращением решения влечет административную ответственность в виде штрафа на должностных лиц от 1 до 3 МРЗП (ст.43 КоАП), либо уголовную ответственность в виде штрафа до 25 МРЗП или исправительными работами до 2 лет либо арестом до 6 месяцев. Подробнее см. здесь