Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке водопользования и водопотребления в Республике Узбекистан

02.04.2013

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 19.03.2013 г. N 82

 

 

I. Общие положения

II. Виды водопользования и водопотребления

III. Объекты водопользования и источники

водопотребления

IV. Лимиты водозабора и порядок его установления

V. Планирование водопользования и водопотребления

VI. Договоры о водопользовании и водопотреблении

VII. Порядок забора водных ресурсов, ведения учета

и отчетности при водопользовании и водопотреблении,

а также их мониторинга

VIII. Прекращение права водопользования или

водопотребления

IX. Ответственность за нарушение порядка

водопользования и водопотребления

X. Использование средств, поступающих от применения

штрафных санкций

 

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Настоящее Положение определяет порядок водопользования и водопотребления на территории Республики Узбекистан.

 

2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

 

водопользование - использование водных ресурсов юридическими и физическими лицами без изъятия их из водного объекта для собственных нужд;

 

водопользователь - юридическое или физическое лицо, использующее водные ресурсы без изъятия их из водного объекта для собственных нужд;

 

водопотребление - использование водных ресурсов юридическими и физическими лицами с изъятием их из водного объекта в установленном порядке для удовлетворения собственных нужд;

 

водопотребитель - юридическое или физическое лицо, получающее в установленном порядке водные ресурсы с изъятием их из водного объекта для удовлетворения собственных нужд;

 

ассоциация водопотребителей - негосударственная некоммерческая организация, создаваемая водопотребителями - юридическими лицами на добровольной основе для координации их деятельности в области водных отношений, а также представления и защиты их общих интересов;

 

водный объект - естественные (ручьи, саи, реки и др.) и искусственные (открытые и закрытые каналы, а также коллекторно-дренажные сети) водотоки, естественные (озера, моря, подземные водоносные горизонты) и искусственные (водохранилища, селехранилища, пруды и др.) водоемы, а также родники и иные объекты, в которых постоянно или временно сосредоточиваются воды и имеются характерные формы и признаки водного режима;

 

водные ресурсы - воды водных объектов, доступные или подлежащие к использованию.

 

3. Государственное управление в области использования вод осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, органами государственной власти на местах, а также специально уполномоченными органами государственного управления по регулированию использования вод непосредственно или через бассейновые (территориальные) управления и иными государственными органами.

 

4. Специально уполномоченными органами государственного управления по регулированию использования вод являются Министерство сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан (поверхностные воды), Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам (подземные воды) и Государственная инспекция по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан (термальные и минеральные воды) в пределах их компетенции.

 

5. Государственный контроль за использованием и охраной вод осуществляют органы государственной власти на местах, Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы, Государственная инспекция по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Министерство здравоохранения Республики Узбекистан, Министерство сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан в порядке, установленном законодательством.

 

6. Регулирование пользования трансграничными водными объектами (рек Амударьи, Сырдарьи, Зарафшан, Аральского моря и других трансграничных водных объектов), расположенными на территории Республики Узбекистан и других государств в бассейне Аральского моря, осуществляется в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан.

Водопользование и водопотребление, проведение водохозяйственных и водоохранных мероприятий на трансграничных водных объектах осуществляются в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан.

В той мере, в какой водопользование или водопотребление в части трансграничных водных объектов Республики Узбекистан не урегулировано международными договорами Республики Узбекистан, оно осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

 

 

II. ВИДЫ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

И ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ

 

7. В зависимости от способа забора воды из водного объекта, влияния на состояние вод и водных объектов водопользование подразделяется на общее и специальное водопользование.

Общим водопользованием является использование воды физическими лицами в целях удовлетворения собственных нужд и других потребностей без применения специальных сооружений и устройств, оказывающих влияние на состояние вод и водных объектов.

Специальным водопользованием является водопользование, осуществляемое юридическими и физическими лицами с применением специальных сооружений и устройств, оказывающих влияние на состояние вод и водных объектов. К специальному водопользованию в отдельных случаях может быть также отнесено водопользование без применения специальных сооружений и устройств, но оказывающее влияние на состояние вод и водных объектов.

Перечень видов общего и специального водопользования устанавливается Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы, Государственным комитетом Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам, Государственной инспекцией по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан в пределах их компетенции в соответствии с законодательством.

 

8. По целевому использованию водопотребление подразделяется на питьевое, коммунально-бытовое, лечебное, курортное, рекреационное, рыбохозяйственное, промышленное, энергетическое, сельскохозяйственное и другие.

 

9. В зависимости от количества забора воды из водного объекта водопотребление подразделяется на общее и специальное водопотребление.

Общим водопотреблением является водопотребление физическими лицами в целях удовлетворения их личных питьевых, бытовых, рекреационных, лечебных нужд, водопоя животных и других потребностей без применения специальных сооружений и устройств, оказывающих влияние на состояние вод и водных объектов. Индивидуальный забор юридическими и физическими лицами из подземных вод в объеме до 5 куб. м в сутки относится к общему водопотреблению.

Специальным водопотреблением является водопотребление, осуществляемое юридическими и физическими лицами с применением специальных сооружений и устройств, оказывающих влияние на состояние вод и водных объектов. К специальному водопотреблению в отдельных случаях может быть также отнесено водопотребление без применения специальных сооружений и устройств, но оказывающее влияние на состояние вод и водных объектов.

 

10. Водные ресурсы предоставляются для потребления при соблюдении установленных законодательством требований и условий.

 

 

III. ОБЪЕКТЫ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

И ИСТОЧНИКИ ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ

 

11. Водные объекты или их части могут быть объектами водопользования или источниками водопотребления и предоставляться в пользование или для водопотребления в установленном законодательством порядке.

 

12. Водные объекты могут состоять в обособленном или совместном пользовании.

Водным объектом обособленного пользования является водный объект, полностью или частично переданный в пользование юридическим или физическим лицам в установленном законодательством порядке.

Водным объектом совместного пользования является водный объект, не предоставленный в обособленное пользование.

 

13. Водные объекты предоставляются в постоянное или временное пользование. Постоянным признается пользование без заранее установленного срока. Временное пользование может быть краткосрочным - до трех лет и долгосрочным - до двадцати лет.

Сроки временного пользования водными объектами по ходатайству заинтересованных пользователей могут быть продлены государственными органами, принявшими решение о предоставлении водного объекта в обособленное пользование или выдавшими разрешение на специальное водопользование.

 

14. Водные объекты предоставляются водопользователям в пользование для удовлетворения сельскохозяйственных, питьевых, лечебных и бытовых нужд водопотребителей, курортных, рекреационных и других нужд населения, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных государственных или общественных надобностей при соблюдении предусмотренных законодательством требований и условий.

 

15. На водных объектах, предоставленных в обособленное пользование, общее водопользование и водопотребление допускается на условиях, установленных организациями, эксплуатирующими эти водные объекты, по согласованию с органами сельского и водного хозяйства, по охране природы, а при необходимости - может быть запрещено в соответствии с законодательством.

Изъятие водных объектов из обособленного пользования производится в порядке, установленным законодательством.

 

16. На водных объектах совместного пользования общее водопользование и водопотребление допускается на условиях, установленных органами государственной власти на местах, по согласованию с органами сельского и водного хозяйства, по охране природы, а при необходимости - может быть запрещено в соответствии с законодательством.

 

 

IV. ЛИМИТЫ ВОДОЗАБОРА

И ПОРЯДОК ЕГО УСТАНОВЛЕНИЯ

 

17. Объем водных ресурсов для установления лимитов водозаборов слагается из:

водных ресурсов трансграничных водных объектов (рек Амударьи, Сырдарьи, Зарафшан, их притоков, протекающих по территории нескольких республик) по лимитам, установленным протокольными решениями Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК), а также межправительственными решениями (из малых трансграничных рек);

поверхностного стока на территории Узбекистана с учетом поправок, вносимых исходя из фактической водности, а также за счет перерегулирования и переброски стоков;

отбора воды из эксплуатационных запасов подземных вод;

повторного использования возвратных вод, а также доступных коллекторно-дренажных вод.

 

18. Лимиты водозабора устанавливаются всем водопользователям и водопотребителям.

 

19. Лимиты водозабора устанавливаются в следующем порядке приоритетности:

питьевое, лечебное и коммунально-бытовое хозяйство;

промышленность;

сельское хозяйство;

санитарные и природоохранные попуски.

 

20. Лимиты водозабора, устанавливаемые для нужд озеленения, спортивных и оздоровительных объектов, по приоритетности приравниваются к коммунальным нуждам.

 

21. Лимиты водозабора на территории Республики Узбекистан устанавливаются уполномоченными на то организациями и являются обязательными для всех водопользователей и водопотребителей.

 

22. Лимиты водозабора устанавливаются органами сельского и водного хозяйства, за исключением фермерских и дехканских хозяйств и других водопотребителей, обслуживаемых ассоциациями водопотребителей, а также предприятий и организаций коммунального и бытового хозяйства, обслуживаемых их соответствующими эксплуатационными организациями.

 

23. Лимиты водозабора устанавливаются органами сельского и водного хозяйства по водным источникам (реки, коллекторно-дренажные воды, а также другие поверхностные воды), бассейновым ирригационным системам, магистральным каналам (системам), ирригационным системам, отраслям экономики, территориям, по водопользователям и водопотребителям.

Лимиты водозабора из подземных вод устанавливаются органами сельского и водного хозяйства по согласованию с органами по геологии и минеральным ресурсам и по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе (в части термальных и минеральных вод).

 

24. Лимиты водозабора устанавливаются:

Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан - бассейновым управлениям ирригационных систем, управлениям магистральных каналов (систем) межобластного и трансграничного значения, отдельным предприятиям и организациям, эксплуатирующим крупные и особо важные водные, энергетические и коммунально-бытовые объекты, по источникам, территориям и отраслям экономики;

бассейновыми управлениями ирригационных систем - управлениям ирригационных систем, а также другим водопользователям и водопотребителям - из водных объектов областного (Республики Каракалпакстан) или межрайонного значения по источникам, территориям и отраслям экономики;

управлениями ирригационных систем - ассоциациям водопотребителей, а также другим водопользователям и водопотребителям - из водных объектов районного значения по источникам, территориям и отраслям экономики;

ассоциациями водопотребителей - фермерским и дехканским хозяйствам, органам самоуправления граждан и другим водопотребителям, находящимся в зоне их обслуживания.

Лимит водозабора из подземных вод для несельскохозяйственных нужд устанавливается при оформлении разрешения на специальное водопользование или водопотребление на период срока действия разрешения.

 

25. Лимит водозабора водопользователям и водопотребителям из системы коммунального водоснабжения устанавливается соответствующими обслуживающими их эксплуатационными организациями в порядке, определяемом Агентством "Узкоммунхизмат".

 

26. Лимиты водозабора устанавливаются с учетом прогноза и фактической водности источников два раза в год - для нужд сельского хозяйства и один раз в год - для других нужд и являются обязательными для водопользователей и водопотребителей.

 

27. Планирование использования вод и установление лимитов водозабора должны обеспечивать научно обоснованное распределение вод между водопользователями и водопотребителями с учетом первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, условий охраны и предупреждения их вредного воздействия.

При этом учитываются данные государственного водного кадастра, водохозяйственные балансы, схемы комплексного использования и охраны вод.

 

28. Водопользователям и водопотребителям лимиты водозаборов устанавливаются при предоставлении ими в установленном порядке:

разрешения на специальное водопользование или водопотребление;

планов водопользования или водопотребления, утвержденных в установленном порядке (за исключением водопользователей и водопотребителей системы водопроводно-коммунального водоснабжения).

 

29. Места забора воды водопользователей и водопотребителей должны иметь паспорт, зарегистрированный в обслуживающей эксплуатационной организации. Места водозаборов подлежат оснащению средствами учета воды (гидропост), которые проходят аттестацию в установленном порядке.

Учет воды, забираемой фермерскими и дехканскими хозяйствами, а также населением, при сельскохозяйственном водопотреблении до оснащения соответствующих их мест водозабора средствами учета может быть проведен объемным, расчетным и другими способами, с учетом фактических площадей орошения, количества поливов, режима орошения сельскохозяйственных культур, продолжительности водозабора и др.

Порядок регистрации паспортов мест забора воды водопользователей и водопотребителей, а также аттестации средств учета воды (гидропостов) устанавливается:

 

а) Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан:

из искусственных водных объектов, находящихся на балансах эксплуатационных водохозяйственных организаций Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан и иных предприятий;

из естественных водных объектов - по согласованию с Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы, а также Государственным комитетом Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам (в части подземных вод);

из термальных и минеральных вод - по согласованию с Государственной инспекцией Республики Узбекистан по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан;

 

б) Агентством "Узкоммунхизмат" - из системы коммунального водоснабжения.

 

30. Лимиты водозабора для сельскохозяйственных нужд устанавливаются:

Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан ежегодно в срок до 15 сентября - на осенне-зимний период (с 1 октября по 31 марта) и до 15 марта - на период вегетации (с 1 апреля по 30 сентября);

управлениями бассейновых ирригационных систем ежегодно в срок до 20 сентября - на осенне-зимний период и до 20 марта - на период вегетации;

управлениями ирригационной системы ежегодно в срок до 25 сентября - на осенне-зимний период и до 25 марта - на период вегетации;

ассоциациями водопотребителей ежегодно в срок до 1 октября - на осенне-зимний период и до 1 апреля - на период вегетации.

Лимиты водозабора несельскохозяйственным водопользователям и водопотребителям устанавливаются один раз в год - до 1 октября ежегодно.

Лимиты водозабора несельскохозяйственным водопользователям и водопотребителям из подземных вод устанавливаются один раз на период срока действия специального разрешения.

 

31. Лимиты водозабора утверждаются:

приказом Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан на основе рекомендации Совета по рациональному использованию земельных и водных ресурсов, развитию ирригации и повышению плодородия почв;

приказом управления бассейновых ирригационных систем - на основе рекомендации Водохозяйственного совета управления;

приказом управления ирригационной системы - на основе рекомендации Водной комиссии управления;

протоколом общего собрания ассоциаций водопотребителей - по согласованию с районным отделом сельского и водного хозяйства.

 

32. Лимиты водозабора водопользователям и водопотребителям из системы коммунального водоснабжения для нужд коммунально-бытового хозяйства утверждаются приказами соответствующих обслуживающих их эксплуатационных организаций в порядке, устанавливаемом Агентством "Узкоммунхизмат".

 

33. Для получения лимитов водозабора для сельскохозяйственных нужд водопользователи и водопотребители за месяц до начала осенне-зимнего и вегетационного периодов, а для несельскохозяйственных нужд - ежегодно до 1 сентября, должны письменно обратиться в соответствующую обслуживающую их эксплуатационную организацию, с предоставлением необходимых документов по перечню согласно пункту 28 настоящего Положения.

 

34. Лимиты водозабора должны отражать общий объем разрешенного водозабора по источникам (река, сай, родник, водоем, ирригационная система, магистральный канал (система) и др.), с декадной их разбивкой по конкретным местам водозабора.

 

35. При установлении лимитов водозабора должна соблюдаться приоритетность отрасли и равная процентная обеспеченность всех водопользователей и водопотребителей отдельно по источникам и ирригационным системам, с учетом ожидаемой водности.

 

36. Лимиты водозабора, за исключением случаев понижения водности источников, не могут быть изменены без согласия водопользователей и водопотребителей.

В случаях понижения или повышения водности источников лимиты водозаборов могут быть в оперативном порядке откорректированы с разрешения вышестоящей уполномоченной организации, без изменения параметров плана водопользования или водопотребления.

 

37. В двухмесячный срок по окончании установленного периода водопользования и водопотребления уполномоченными организациями, с учетом фактической водности источников, утверждаются окончательные лимиты водозаборов за прошедший период.

 

 

V. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

И ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ

 

38. Водопользование и водопотребление осуществляются на основе планов водопользования и водопотребления с учетом ежегодной фактической водообеспеченности. Планы водопользования и водопотребления составляются в соответствии с утвержденными нормативными документами в пределах выделенных лимитов водозабора самими водопользователями и водопотребителями.

Планирование водопользования и водопотребления на коллекторно-дренажной сети осуществляется с учетом мелиоративного состояния земель и качества коллекторно-дренажной воды.

 

39. Планы водопотребления фермерских и дехканских хозяйств, органов самоуправления граждан и других водопотребителей утверждаются обслуживающими их ассоциациями водопотребителей. Ассоциации водопотребителей обобщают планы водопотребления и составляют планы водопользования ассоциаций.

Планы водопользования ассоциаций водопотребителей, а также других водопользователей и водопотребителей обобщаются управлениями ирригационных систем и бассейновыми управлениями ирригационных систем.

 

40. Составленные и обобщенные планы водопользования и водопотребления утверждаются:

по ассоциациям водопотребителей - управлением ирригационной системы по согласованию с районным отделом сельского и водного хозяйства;

по ирригационной системы - бассейновым управлением ирригационных систем по согласованию с соответствующими территориальными органами Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан;

по бассейновой ирригационной системе, по крупным и особо важным водохозяйственным объектам - Главным управлением водного хозяйства Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.

 

41. Планы водопользования и водопотребления для нужд коммунально-бытовых хозяйств составляются и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Агентством "Узкоммунхизмат".

 

42. Планы водопользования и водопотребления являются неотъемлемой частью договора о водопользовании и водопотреблении.

 

 

VI. ДОГОВОРЫ О ВОДОПОЛЬЗОВАНИИ

И ВОДОПОТРЕБЛЕНИИ

 

43. Водные отношения между ассоциацией водопотребителей и ее членами, находящимися в зоне ее обслуживания, а также другими органами сельского и водного хозяйства и иными юридическими и физическими лицами регулируются на договорной основе.

 

44. Услуги водопользователей по доставке воды, а также другие оказанные водохозяйственные услуги оплачиваются на договорной основе.

Условия и случаи взимания платы за оказанные услуги по доставке воды эксплуатационными водохозяйственными организациями Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

45. Типовые формы договоров о водопользовании и водопотреблении утверждаются Министерством сельского и водного хозяйства (за исключением случаев водопользования и водопотребления из системы коммунального водоснабжения) по согласованию с Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы (при водозаборе из естественных водных объектов), Государственным комитетом Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам (при водозаборе из подземных вод), Государственной инспекцией по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан (при водозаборе из термальных и минеральных вод) и Министерством юстиции Республики Узбекистан.

Типовые формы договоров о водопользовании и водопотреблении из системы коммунального водоснабжения утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Агентством "Узкоммунхизмат".

 

46. Юридические и физические лица заключают договоры о водопользовании и водопотреблении с соответствующими обслуживающими их эксплуатационными организациями.

 

47. Обязательным требованием при заключении договора о водопользовании или водопотреблении является наличие:

утвержденного плана водопользования или водопотребления на основании лимитов водозабора (за исключением граждан при коммунально-бытовом водопотреблении);

разрешения на специальное водопользование или водопотребление.

 

48. Заключенные в установленном порядке договоры о водопользовании и водопотреблении подлежат учету:

в Главном управлении водного хозяйства Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан - договоры, заключенные с отдельными организациями, эксплуатирующими водные объекты межобластного и трансграничного значения, а также крупные и особо важные объекты;

в бассейновых управлениях ирригационных систем - договоры, заключенные с эксплуатационными организациями, входящими в состав бассейнового управления;

в районных отделах сельского и водного хозяйства - договоры, заключенные ассоциациями водопотребителей с фермерскими и дехканскими хозяйствами, органами самоуправления граждан и другими водопотребителями и водопользователями, находящимися в зоне их обслуживания.

Перечень договоров, подлежащих учету в Главном управлении водного хозяйства Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, бассейновых управлениях ирригационных систем, в районных отделах сельского и водного хозяйства, утверждается Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.

Реестр договоров о водопользовании и водопотреблении передается Республиканской водной инспекции "Узсувназорат" Министерства сельского и водного хозяйства и территориальным ее структурным подразделениям (при водопользовании и водопотреблении из искусственных водных объектов) и соответствующим органам Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы (при водопользовании и водопотреблении из естественных водных объектов) для обеспечения контроля в установленном порядке.

Договоры о водопользовании и водопотреблении, заключенные эксплуатационными организациями системы коммунального водоснабжения с водопользователями и водопотребителями, подлежат учету в порядке, устанавливаемом Агентством "Узкоммунхизмат".

 

49. Права и обязанности сторон определяются договором согласно требованиям Закона Республики Узбекистан "О воде и водопользовании" и иными актами законодательства.

 

 

VII. ПОРЯДОК ЗАБОРА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ,

ВЕДЕНИЯ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ПРИ ВОДОПОЛЬЗОВАНИИ

И ВОДОПОТРЕБЛЕНИИ, А ТАКЖЕ ИХ МОНИТОРИНГА

 

50. Забор водных ресурсов для водопользования и водопотребления осуществляется только при наличии договора о водопользовании и водопотреблении, поставленного в установленном порядке на учет, по согласованию с обслуживающей эксплуатационной организацией.

 

51. Забор воды из водных объектов осуществляется только по письменным заявкам водопользователей и водопотребителей (за исключением случаев забора воды из системы коммунального водоснабжения, а также подземных водоемов) по их готовности к водопользованию и водопотреблению, на основании плана водопользования и водопотребления, в пределах установленного лимита водозабора.

Заявки на забор водных ресурсов водопользователями и водопотребителями подаются обслуживающей эксплуатационной организации или его уполномоченному лицу за десять дней до начала водозабора, в установленной форме, с указанием конкретных мест и сроков (начало и конец) забора, а также количества водных ресурсов, с указанием цели их использования или потребления.

Заявленное количество водных ресурсов для забора из источника не должно превышать утвержденного лимита водозабора.

В случае необходимости снижения объема или остановки забора водных ресурсов водопользователи и водопотребители должны письменно (в аварийных случаях - по телефону) сообщить об этом соответствующей обслуживающей эксплуатационной организации или его уполномоченному лицу.

 

52. Места забора водных ресурсов должны быть оснащены соответствующими средствами их регулирования и учета. Средства регулирования и учета должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии. Оснащение мест водозабора средствами регулирования и учета водных ресурсов производится водопользователями и водопотребителями по принадлежности.

 

53. Водопользователи и водопотребители обязаны принимать комплексные меры, направленные на экономное и рациональное использование выделенных водных ресурсов, а также охрану вод.

 

54. В целях обеспечения государственного учета вод и их использования, ведения Государственного водного кадастра и составления водохозяйственных балансов устанавливается ведение систематического учета и отчетности при водопользовании и водопотреблении и их мониторинга в соответствии с порядком, устанавливаемым Министерством сельского и водного хозяйства, по согласованию с Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы, Государственным комитетом Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам (подземные воды) и Государственной инспекцией Республики Узбекистан по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан (термальные и минеральные воды) в пределах их компетенции.

Порядок забора, учета и отчетности водных ресурсов при водопользовании и водопотреблении из системы коммунального водоснабжения устанавливается Агентством "Узкоммунхизмат".

 

55. Все специальные водопользователи и водопотребители обязаны вести учет и отчетность, представлять информацию о водопользовании и водопотреблении, а также о водоотведении согласно порядку, устанавливаемому Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, а в случае забора воды из системы коммунального водоснабжения - согласно порядку, устанавливаемому Агентством "Узкоммунхизмат".

 

 

VIII. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ИЛИ ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ

 

56. Право водопользования или водопотребления прекращается в случаях:

минования надобности в водопользовании, водопотреблении или отказа от них;

истечения срока водопользования или водопотребления;

ликвидации предприятия, учреждения, организации, фермерского хозяйства, ликвидации (прекращения деятельности) дехканского хозяйства;

передачи водохозяйственных сооружений другим водопользователям;

возникновения необходимости изъятия водных объектов из обособленного пользования.

Право водопользования или водопотребления (кроме права пользования водами для питьевых и бытовых нужд) может быть прекращено также в случаях:

нарушения правил водопользования или водопотребления и охраны вод (водопользование и водопотребление без заключения соответствующего договора, забор водных ресурсов без подачи заявки и разрешения на водозабор, забор воды из незарегистрированных мест, использование технически непригодных средств управления и учета воды, повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации, систематический срыв ведения учета водозабора и отчетности по водопользованию и водопотреблению, сброс сточных вод в водные объекты сверх установленной нормы и низкого качества и др.);

нецелевого водопользования или водопотребления (использование воды в целях, не указанных в договорах на водопользование и водопотребление, сброс поливной воды в коллекторно-дренажные сети, несоблюдение агротехнических приемов рационального использования водных ресурсов и др.);

сверхлимитного водозабора (забор воды сверх установленного лимита водозабора в договоре по водопотреблению);

при неуплате за оказанные услуги по доставке воды и другие оказанные водохозяйственные услуги, предусмотренные в договоре по водопользованию и водопотреблению.

 

57. Право водопользования или водопотребления прекращается путем:

аннулирования разрешения на специальное водопользование или водопотребление, а также расторжения договора на водопользование и водопотребление;

изъятия водных объектов, предоставленных в обособленное пользование.

Прекращение специального водопользования или водопотребления осуществляется в установленном законодательством порядке по решению органа, выдавшего разрешение на него.

 

58. При нарушении порядка водопользования и водопотребления обслуживающими эксплуатационными организациями могут быть приняты в отношении водопользователей и водопотребителей меры, предусмотренные договором.

Надзор за соблюдением порядка водопользования и водопотребления из естественных водных объектов осуществляют органы Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы.

Надзор за соблюдением порядка водопользования и водопотребления из искусственных водных объектов осуществляет Республиканская водная инспекция "Узсувназорат".

 

 

IX. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ПОРЯДКА ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

И ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ

 

59. За нарушение порядка водопользования и водопотребления граждане и должностные лица привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности.

 

60. В отношении водопользователей и водопотребителей при нарушении ими порядка водозабора для сельскохозяйственных, рыбохозяйственных, промышленных, энергетических и коммунально-бытовых нужд применяются следующие штрафные санкции:

за сверхлимитный водозабор водопотребителями - 10% от установленного размера минимальной заработной платы за каждую тысячу кубометров сверхлимитно забранной воды;

за забор воды из неразрешенных мест водозаборов, а также самовольный захват воды водопользователями и водопотребителями - 20% от установленного размера минимальной заработной платы за каждую тысячу кубометров забранной воды.

При повторном нарушении порядка водопользования и водопотребления в течение одного года штрафные санкции, указанные в настоящем пункте, применяются в десятикратном размере.

Штрафные санкции за сверхлимитный водозабор для сельскохозяйственных водопотребителей применяется два раза в год (по итогам осенне-зимнего и вегетационного периодов), а для остальных водопотребителей - один раз по итогам календарного года.

В договорах о водопользовании и водопотреблении помимо штрафных санкций, указанных в настоящем пункте, могут быть предусмотрены и другие дополнительные меры ответственности.

 

61. Штрафные санкции, указанные в пункте 60 настоящего Положения, применяются в установленном порядке:

Республиканской водной инспекцией "Узсувназорат" Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан и ее подразделениями на местах - при водозаборе из искусственных водных объектов;

Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы и его территориальными органами - при водозаборе из естественных водных объектов.

 

62. За нарушения установленного порядка водопользования и водопотребления в коммунально-бытовом хозяйстве принимаются меры в соответствии с законодательством.

 

63. В отношении водопользователей и водопотребителей - субъектов предпринимательства штрафные санкции, указанные в пункте 60 настоящего Положения, применяются судом, за исключением случаев признания ими вины и добровольной уплаты штрафных санкций.

В остальных случаях применение штрафных санкций осуществляется органами, указанными в пункте 61 настоящего Положения, в порядке, установленном Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан и Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы.

 

64. Ликвидация места самовольного водозабора и приведение его в первоначальное состояние осуществляются самим нарушителем или за счет его средств.

 

65. Предприятия, учреждения, организации, сельскохозяйственные кооперативы (ширкаты), фермерские и дехканские хозяйства и граждане обязаны возместить убытки, причиненные нарушением водного законодательства, в порядке, установленном законодательством.

 

 

X. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ, ПОСТУПАЮЩИХ

ОТ ПРИМЕНЕНИЯ ШТРАФНЫХ САНКЦИЙ

 

66. Денежные средства, поступающие от применения штрафных санкций, указанных в пункте 60 настоящего Положения, распределяются между Государственным бюджетом, специальным счетом Республиканской водной инспекции "Узсувназорат" и Фондом охраны природы Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы в установленном законодательством порядке.

 

67. Средства, поступающие на специальные счета Республиканской водной инспекции "Узсувназорат", используются по согласованию с Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан в следующем порядке:

60 процентов - на реабилитацию технического состояния оросительной сети и оснащение мест водозаборов ассоциаций водопотребителей средствами управления и учета воды, развитие их материально-технической базы и подготовки, а также повышения квалификации кадров, материальное стимулирование водопотребителей за экономное и рациональное использование водных ресурсов;

15 процентов - на стимулирование работников эксплуатационных организаций водного хозяйства и ассоциаций водопотребителей за рациональное управление водными ресурсами;

25 процентов - на стимулирование работников Республиканской водной инспекции "Узсувназорат" и ее структурных подразделений, укрепление их материально-технической базы и привлечение специалистов на договорной основе.

Порядок использования указанных средств устанавливается Министерством сельского и водного хозяйства по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.

 

 

"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

25 марта 2013 года, N 12, ст. 155

 

Курс валют

2016-11-29
  • USD:3176.16 (+18.66) сум
  • EUR:3450.86 (+0.97) сум
  • RUB:49.15 (+0.65) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 629