ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Кабинета Министров
от 2 декабря 2014 года № 328
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок оценки воздействия разрабатываемых проектов и принятых нормативно-правовых актов на предпринимательскую деятельность путем их обсуждения на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан (далее — Единый портал).
2. В настоящем Положении используются следующие понятия:
график — план-график реализации всех этапов разработки, обсуждения и внесения (принятия) нормативно-правового акта, с установленными конкретными сроками их осуществления, утверждаемый разработчиками;
нормативно-правовой акт — законы Республики Узбекистан, указы, постановления и распоряжения Президента Республики Узбекистан, постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан, приказы и постановления министерств, государственных комитетов и ведомств, а также решения органов государственной власти на местах;
обсуждение нормативно-правового акта — размещение соответствующего проекта или принятого нормативно-правового акта и иной необходимой информации на Едином портале, а также обобщение и рассмотрение представленных предложений участников обсуждения для проведения оценки воздействия разрабатываемых проектов и принятых нормативно-правовых актов на предпринимательскую деятельность;
разработчики — органы государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах, осуществившие разработку соответствующего проекта или принятого нормативно-правового акта;
участники обсуждения — юридические и физические лица, представившие предложения по разработанным проектам или принятым нормативно-правовым актам, размещенным на Едином портале.
3. Целями оценки воздействия разрабатываемых проектов и принятых нормативно-правовых актов на предпринимательскую деятельность являются:
определение возможных (возникших) положительных и отрицательных последствий принятия нормативно-правового акта на основе анализа проблемы, цели ее регулирования и возможных способов решения;
выявление в разрабатываемом проекте и принятом нормативно-правовом акте положений, создающих условия для коррупции, совершения других правонарушений в системе государственной власти и управления, вводящих или способствующих введению избыточных административных и иных ограничений для субъектов предпринимательства;
выявление положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов у субъектов предпринимательства.
4. Обсуждению и оценке воздействия на предпринимательскую деятельность подлежат разрабатываемые проекты нормативно-правовых актов, предусматривающие:
а) введение новых ограничений, новых видов разрешительных процедур, лицензий либо распространение имеющихся ограничений, разрешительных процедур и лицензионных видов деятельности на более широкий круг субъектов предпринимательства;
б) введение дополнительных требований или условий для получения документов разрешительного характера либо лицензий;
в) введение требований (условий), которые могут повлечь значительные расходы у субъектов предпринимательства;
г) увеличение требований к минимальному размеру уставного капитала субъектов предпринимательства — юридических лиц;
д) влияние на права и законные интересы 30 и более процентов субъектов предпринимательства в соответствующей сфере;
е) сокращение (уменьшение) предоставленных прав либо установление дополнительных обязанностей субъектов предпринимательства;
ж) установление новых мер ответственности субъектов предпринимательской деятельности;
з) установление льгот по налогам и другим обязательным платежам, иных льгот, гарантий и преференций для субъектов предпринимательства, а также предоставление субъектам предпринимательства новых прав.
5. Оценка принятых нормативно-правовых актов может быть осуществлена в целях дальнейшего совершенствования регулируемых ими соответствующих направлений и вопросов, исключения возможных сдерживающих факторов развития предпринимательской деятельности, а также упрощения и сокращения разрешительных процедур для осуществления предпринимательской деятельности, по:
инициативе соответствующих разработчиков принятого нормативно-правового акта;
предложениям объединений субъектов предпринимательства;
предложениям государственных и иных уполномоченных органов по соответствующим направлениям и вопросам, отнесенным к их компетенции, а также по мотивированному коллективному обращению субъектов предпринимательства по регулируемым ими вопросам;
соответствующим поручениям палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан.
6. Оценке воздействия на предпринимательскую деятельность не подлежат проекты нормативно-правовых актов:
содержащие государственные секреты и иную охраняемую законом тайну;
принимаемые в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций или устранения их последствий;
направленные на реализацию программ социально-экономического развития;
по приведению положений действующего законодательства в соответствие с вновь принятыми нормативно-правовыми актами;
не соответствующие критериям, указанным в пункте 4 настоящего Положения.
7. Инициирование процесса обсуждения разрабатываемого проекта или принятого нормативно-правового акта с целью оценки его воздействия на осуществление предпринимательской деятельности, а также обобщение и рассмотрение предложений участников обсуждений осуществляются соответствующими разработчиками, на основании утвержденного ими графика, в соответствии со схемами согласно:
приложению 1 к настоящему Положению — по разрабатываемым проектам нормативно-правовых актов;
приложению 2 к настоящему Положению — по принятым нормативно-правовым актам.
II. Уведомление об обсуждении нормативно-
правового акта
8. Обсуждение разрабатываемого проекта нормативно-правового акта проводится до начала процедуры его согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами — в обязательном порядке, а принятого нормативно-правового акта — не ранее, чем через год после его вступления в силу.
9. Для проведения обсуждения разрабатываемого проекта или принятого нормативно-правового акта разработчик размещает на Едином портале уведомление о проведении обсуждения, график, проект или принятый нормативно-правовой акт, в отношении которого проводится оценка воздействия, а также опросный лист участников обсуждения.
Опросный лист участников обсуждения размещается по типовым формам согласно:
приложению 3 к настоящему Положению — для проекта нормативно-правового акта;
приложению 4 к настоящему Положению — для принятого нормативно-правового акта.
10. Уведомление о проведении обсуждения должно содержать:
а) для разрабатываемых проектов нормативно-правовых актов:
обоснование необходимости принятия проекта;
вид, наименование и планируемый срок вступления в силу проекта;
сведения о разработчике;
срок, в течение которого разработчиком принимаются предложения по проекту нормативно-правового акта, который не может составлять менее 15 дней со дня размещения уведомления на Едином портале;
б) для принятых нормативно-правовых актов:
описание проблемы (вопроса), на решение или изучение которой направлена оценка нормативно-правового акта;
сведения о разработчике;
срок, в течение которого разработчиком принимаются предложения по нормативно-правовому акту, который не может составлять менее 15 дней со дня размещения уведомления на Едином портале.
В уведомление также может включаться иная информация, относящаяся, по мнению разработчика, к сведениям о проекте и принятом нормативно-правовом акте.
III. Проведение обсуждений и обобщение предложений
11. Предложения по обсуждаемому проекту и принятому нормативно-правовому акту представляются участниками обсуждения путем заполнения соответствующих опросных листов, размещенных на Едином портале в соответствии с пунктом 9 настоящего Положения.
12. Участники обсуждения могут также излагать свои обоснованные предложения в произвольной форме по вопросам, не предусмотренным в опросных листах.
13. Предложения участников обсуждения, не относящиеся к предмету обсуждения, необоснованные и неясно изложенные, а также представленные после срока, указанного в уведомлении, разработчиками не рассматриваются.
14. Разработчики осуществляют обобщение поступивших предложений участников обсуждения и размещают на Едином портале соответствующую информацию об их принятии, либо мотивированные причины — в случае отклонения.
15. Поступившие предложения, независимо от принятия или отклонения их разработчиками, должны оставаться размещенными на Едином портале и быть доступными для неограниченного ознакомления, включая министерств и ведомств, осуществляющих согласование проекта нормативно-правового акта.
IV. Учет результатов проведенных обсуждений
16. Учет предложений участников обсуждений по проекту нормативно-правового акта осуществляется разработчиками путем его доработки в соответствии с принятыми предложениями и в сроки, установленные графиком. При этом срок доработки проекта не должен превышать 30 дней после окончания обсуждения.
17. Разработчики повторно, в порядке информации размещают, доработанный проект нормативно-правового акта на Едином портале.
При этом повторно размещенный на Едином портале проект должен сопровождаться соответствующей информацией со ссылками на пункты, доработанные или включенные в проект по итогам обсуждения, а также на представивших их участников обсуждений.
18. Доработанный проект нормативно-правового акта одновременно с повторным размещением его на Едином портале направляется для согласования в установленном порядке в заинтересованные министерства и ведомства.
19. Учет предложений участников обсуждений по принятым нормативно-правовым актам осуществляется путем разработки соответствующего проекта нормативно-правового акта, в том числе по внесению изменений и дополнений в обсуждаемый нормативно-правовой акт.
Разработка проекта нормативно-правового акта осуществляется в соответствии с принятыми предложениями и в сроки, предусмотренные утвержденным графиком. При этом срок разработки проекта не должен превышать 30 дней после окончания обсуждения.
20. Разработанный проект размещается на Едином портале для обсуждения и проведения иных процедур, предусмотренных настоящим Положением.
21. Проведенное обсуждение и его результаты в обязательном порядке отражаются в пояснительной записке к проекту нормативно-правового акта (справке юридической службы — при подготовке ведомственных нормативно-правовых актов, решений органов государственной власти на местах).
V. Заключительные положения
22. Сроки, указанные в пунктах 10, 16 и 19 настоящего Положения, могут быть изменены при разработке проектов нормативно-правовых актов с установленными конкретными сроками их внесения, принятия или вступления в силу.
При этом сроки, указанные в утвержденных графиках, должны соответствовать установленным конкретным срокам внесения, принятия или вступления в силу нормативно-правовых актов.
23. Материалы проведенного обсуждения разрабатываемых проектов и принятых нормативно-правовых актов, включая поступившие предложения по ним, должны храниться на Едином портале и быть доступны для неограниченного ознакомления в течение 3 лет после завершения обсуждения.
24. Руководитель разработчика несет персональную ответственность за размещение на Едином портале разрабатываемых проектов и принятых нормативно-правовых актов для проведения обсуждения, рассмотрение поступивших предложений участников обсуждений и размещение информации об их принятии либо отклонении в соответствии с требованиями настоящего Положения.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
09 декабря 2014 года, N 48, ст. 581