Норма, N 48 от 03 декабря 2012 года
Наша организация планирует пригласить на работу иностранного специалиста. Расскажите, как осуществляется прием на работу иностранного специалиста?
В.Назаров.
– Основным нормативно-правовым актом, регулирующим трудоустройство иностранных граждан, въезжающих в Республику Узбекистан для осуществления трудовой деятельности, является Положение о порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы в Республике Узбекистан1 (далее – Положение). В реализацию Постановления КМ от 19.10.1995 г. N 408 Министерством труда была утверждена Инструкция о порядке применения Положения о порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы в Республике Узбекистан2 (далее – Инструкция).
Вышеназванными нормативно-правовыми актами определяются условия и порядок устройства на работу иностранных граждан в Узбекистане, в том числе:
выдача (продление) узбекским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующим на территории Республики Узбекистан, а также отдельным узбекским и иностранным физическим лицам, проживающим на территории республики, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве, разрешений на привлечение иностранной рабочей силы в Республике Узбекистан (далее – разрешение);
выдача (продление) иностранным специалистам подтверждений на право трудовой деятельности в Республике Узбекистан (далее – подтверждение);
осуществление мониторинга за выполнением работодателями требований Положения;
применение к работодателям и иностранным специалистам мер воздействия за нарушение Положения;
ведение учета работодателей и создание банка данных иностранных специалистов.
Для получения разрешения работодатель представляет в Агентство по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве труда и социальной защиты населения (далее – Агентство) следующие документы:
заявление (подписанное руководителем и заверенное печатью организации) – в одном экземпляре;
проект контракта и другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными фирмами о намерении и условиях привлечения иностранных специалистов;
анкету на иностранного специалиста с фотографией;
банковский (кассовый) документ об уплате за оформление и выдачу разрешения3;
сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции;
другие необходимые документы по требованию Агентства.
Рассмотрение пакета документов и выдача разрешения производятся Агентством в течение 30 дней со дня подачи работодателем документов. Высококлассным иностранным специалистам разрешения выдаются в срок не более 15 рабочих дней4.
Работодателям разрешения выдаются сроком на 1 год. Продление разрешений производится один раз еще на 1 год, после чего следует получить новое разрешение.
На основании полученного разрешения работодатель заключает предварительный трудовой договор с иностранным гражданином, пребывающим за границей, с указанием конкретной должности, на которую он хочет привлечь иностранного специалиста.
Договор подписывается обеими сторонами, и работодатель (или его доверенное лицо) обращается в Агентство за получением подтверждения с приложением следующих документов:
заявления (подписанного работодателем и заверенного печатью организации) – в 2 экземплярах;
анкеты на иностранного специалиста (подписанной руководителем и заверенной печатью организации) – в 2 экземплярах;
проекта трудового договора, подтверждающего предварительную договоренность с работодателем о намерении и условиях привлечения иностранного работника на территорию Республики Узбекистан;
обязательства руководителя, заверенного печатью;
2 фотографий размером 3 x 4 см;
копии национального паспорта иностранного работника (с указанием срока действия въездной визы);
документов, подтверждающих наличие соответствующего образования, квалификации или специальности у иностранных работников, привлекаемых работодателем на должность, указанную в заявлении;
письма территориального органа по труду и занятости населения Республики Узбекистан о целесообразности привлечения иностранного работника на территорию Республики Узбекистан;
копии действующего разрешения (кроме организаций, которые еще не получали разрешения);
банковского документа об уплате установленного платежа за оформление и выдачу подтверждения5.
Документы принимаются только после проверки правильности заполнения каждого из них. Принятый пакет документов оформляется в дело или приобщается к имеющимся материалам зарегистрированного дела юридического или физического лица.
По материалам дел, принятым от работодателей, Агентство запрашивает мнение территориального органа внутренних дел о целесообразности выдачи иностранному гражданину подтверждения. Подтверждение выдается на срок действия разрешения.
Если у Республики Узбекистан со страной гражданства иностранного работника установлен визовый режим, для его въезда на территорию Узбекистана с целью осуществления трудовой деятельности необходимо оформить трудовую визу, которая выдается только после получения подтверждения.
Иностранные граждане, намеревающиеся прибыть в Узбекистан по приглашениям юридических лиц, за получением виз должны обратиться в консульские учреждения Республики Узбекистан за рубежом. При этом юридические лица направляют приглашения иностранным гражданам только после подачи ходатайства об оказании визовой поддержки в МИД республики. МИД рассматривает их письменные обращения и направляет соответствующие указания консульским учреждениям за рубежом.
Консульское управление по визовым поддержкам в течение 10 суток выдает иностранным специалистам трудовую визу на срок действия подтверждения. Подтверждение не выдается, если иностранец прибыл или находится в Узбекистане с просроченной визой или без регистрации в органах внутренних дел более 3 дней, исключая выходные и праздничные дни. Также Агентство может отказать в выдаче подтверждения, …если иностранный гражданин въехал в нашу страну по туристической гостевой визе или по визе с отметкой «без права на работу по найму» или «EXIT».
В случаях когда Агентство отказывается выдать подтверждение или продлить срок действия разрешения, Консульское управление МИД тоже отказывает в выдаче трудовой визы или сокращает сроки действия ранее выданных виз.
Иностранные работники, получившие подтверждение, не вправе осуществлять трудовую деятельность у другого работодателя. При этом запрещается выданное одному работодателю разрешение передавать другому работодателю.
Согласно статье 11 Трудового кодекса (далее – ТК) на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих на территории Республики Узбекистан по трудовым договорам, заключенным с работодателем, распространяется действие законодательства о труде. Это означает, что они пользуются трудовыми правами и несут обязанности наравне с гражданами Узбекистана.
Вместе с тем при приеме на работу иностранных граждан, въехавших на территорию Республики Узбекистан с целью трудоустройства, необходимо обратить внимание на следующее:
при поступлении на работу иностранный специалист, помимо документов, перечисленных в статье 80 ТК, должен предъявить подтверждение, полученное на основании разрешения;
приказ о приеме на работу иностранного гражданина издается в том же порядке, что и для граждан Узбекистана. Однако при оформлении приказа о приеме иностранных работников имеются следующие особенности:
1) продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан, въехавших в Узбекистан с целью трудоустройства, не должна превышать периода времени действия разрешения (1 год), поэтому и в приказе о приеме на работу, и в трудовом договоре следует указывать срок действия трудового договора (дату начала и окончания работы). То есть с иностранным гражданином можно заключить только срочный трудовой договор – на срок действия разрешения и подтверждения;
2) в основании приказа о приеме на работу иностранных граждан и лиц без гражданства следует указывать, помимо трудового договора, также номера и даты выдачи разрешения и подтверждения.
----------------------------------------------
1Приложение N 2 к Постановлению КМ «О трудовой деятельности граждан Республики Узбекистан за рубежом и иностранных граждан в республике» от 19.10.1995 г. N 408.
2Зарегистрирована МЮ 20.11.1996 г. N 285.
3За оформление и выдачу разрешения и подтверждения с работодателя взимается плата – 10 минимальных размеров заработной платы, установленной в республике (пункт 25 Инструкции).
4Приказ министра труда и соцзащиты населения «О внесении дополнений в Инструкцию о порядке применения Положения о порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы в Республике Узбекистан» (зарегистрирован МЮ 13.11.2012 г. N 285-2).
5Приложение N 2 к Указу Президента «О совершенствовании паспортной системы Республики Узбекистан» от 26.02.1999 г. N УП-2240.
* * *
Директор нашего ООО – внешнеторговой компании уволился, и учредитель хочет принять на работу иностранного гражданина, постоянно проживающего в Узбекистане. Можно ли принять такого работника на постоянную работу без разрешения, выдаваемого для приема иностранных граждан?
Отдел кадров.
– Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Республики Узбекистан (далее – иностранные граждане), принимаются на работу в том же порядке, что и граждане Узбекистана. На данную категорию иностранных граждан не распространяются нормы Положения. Для их трудоустройства не требуется предварительного получения отечественным работодателем разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, а иностранному работнику – подтверждения на право трудовой деятельности в Узбекистане.
Необходимо отметить, что, согласно статье 11 ТК, на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих на территории нашей страны по трудовому договору, распространяется действие трудового законодательства. Эта норма устанавливает равенство в трудовых правах иностранного гражданина и гражданина Республики Узбекистан. Кроме того, частью четвертой статьи 1 Закона «О занятости населения» (в новой редакции) установлено, что законодательство о занятости населения распространяется на граждан Узбекистана, а также на иностранных граждан, постоянно проживающих на территории республики. Понятие «постоянно проживающие» предполагает наличие у иностранных граждан и лиц без гражданства вида на жительство. Порядок выдачи вида на жительство иностранным гражданам регулируется Положением о виде на жительство в Республике Узбекистан для иностранца, виде на жительство в Республике Узбекистан для лица без гражданства и удостоверении лица без гражданства5 . Пунктом 17 этого Положения определяются сроки действия вида на жительство. В частности, вид на жительство для иностранных граждан выдается сроком на 5 лет, но не свыше срока действия паспорта иностранного государства, а по достижении 60 лет – на весь срок действия паспорта иностранного государства.
Таким образом, учредители (участники) вашего ООО вправе назначить иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории Республики Узбекистан, на должность директора с заключением трудового договора на срок действия вида на жительство. Следует также учесть, что при поступлении на работу иностранный гражданин, постоянно проживающий в Узбекистане, должен предъявить документы, перечисленные в статье 80 ТК, а также вид на жительство, выданный органами внутренних дел по месту проживания.
Павел СИЛЬНОВ, адвокат.
Комментарии (14)
Добавить комментарийГость_Anonim :
Хороший материал!!!
Но вот на заметку законодателям (я заметил, тут часто "бывают" депутаты):
Законодательство не регулирует вопросы привлечения иностранцев-учредителей на работу. Допустим такая ситуация: Иностранец-соучредитель ООО с большей долей (80%) выдвигает себя на должность директора при создании ООО. Но сразу, с момента регистрации ООО, этот иностранец фактически не сможет приступить к своим обязанностям директора, т.к. не получит сразу трудовую визу (сроки получения разрешения 30 дней + сроки визовой поддержки и получения визы минимум 10 дней). Следовательно, необходимо назначать гражданина РУз на должность директора до получения разрешения. Это очень тяжело объяснить иностранному инвестору, вкладывающему большие деньги в нашу страну.
А если иностранец хочет организовать предприятие в форме Частного предприятия, где нельзя назначить кого-то другого на должность директора?
В целом на практике вопросов по этой теме много, хотелось бы обратить внимание законодателей на эти «мелочи», которые в результате отталкивают инвесторов от нашей страны.
Гость_павел сильнов :
Действительно, правовое регулирование привлечения на работу иностранных граждан далеко от совершенства. В тоже время из приведенной Вами ситуации есть выход. Иностранный инвестор, намеревающийся зарегистрировать компанию или имеющий долю в уставном фонде фирмы, вправе согласно пункта 17 Положения пребывать в Узбекистане сроком до 3 месяцев без разрешения и потдверждения. Поэтому, получив соответствующую визу, если у Узбекистана со страной гражданства участника визовый режим или без визы в случае, если у Узбекистана со страной гражданства инвестора безвизовый режим, иностранный участник (пайщик, соучредитель) вправе въехать в Узбекистан и пребывать до 3 месяцев. В течение срока пребывания (до 3 месяцев), инвестор может: 1) зарегистрировать компанию; 2) обратиться в Агентство за получением разрешения и подтверждения для работы в должности директора, учрежденной им компании.
адвокат Павел Сильнов
Гость_Ахтам Хикматов – адвокат. :
По поводу второго вопроса. С интересом прочитал настоящую статью. Действительно иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Республики Узбекистан, принимаются на работу в том же порядке, что и граждане Узбекистана. Я даже обращался с запросом по данному вопросу в Агентство по вопросам внешней трудовой миграции.
Однако здесь стоит вопрос насчет правомерности заключения срочного трудового договора. Да, с директором заключить срочный трудовой договор можно. А если иностранное лицо, имеющее вид на жительство, принимается на работу, скажем на должность сторожа?
Ведь согласно ТК срочные трудовые договоры могут заключаться в строго определенных случаях. И нигде не указано, что трудовой договор с иностранцем должен заключаться на срок действия вида на жительства. Или я ошибаюсь? С другой стороны принимать на работу такого работника на неопределенный срок тоже «может быть чревато», ведь документ–то выдан на 5 лет, а вдруг он не продлит срок его действия?!
Гость_Алексей Ниязметов - Юрист :
Отвечая на последний вопрос господина Хикматова, хотелось бы отметить, что в соответствии со статьей 76 ТК РУз Срочные трудовые договоры могут заключаться в случаях, когда договоры на неопределенный срок не могут быть заключены с учетом характера предстоящей работы, условий ее выполнения или интересов работника, а т.к. по истечении визы и разрешения на работу, постоянное место жительство иностранца будет значительно удалено от места работы, то в соответствии со ст. 63 ТК РУз такая работа уже не будет считаться подходящей и продолжение трудовых отношений будет являться нарушением трудового законодательства. Таким образом, конечно же с натяжкой и косвенно, заключаемый с иностранцем срочный трудовой договор обусловлен его собственными интересами и требованиями законодательства.
Гость_Азиз Мухамедиев :
При поступлении на работу на предприятие с узбекским капиталом в виде ООО, с меня запросили разрешение на осуществление рабочей деятельности в РУз, так как я являюсь гражданином РФ, но также имею вид на жительство для иностранного гражданина так как прописан на постоянно в Таш. обл. Но, согласно вашему ответу на втрой вопрос работадатель сам должен запрашивам разрашение и в моём случае мне не требуется получать разрешение.
Мой вопрос- мне кажеться что у меня запрашивают лишний документ и это является нарушением моех прав. Спасибо заранее.