Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Как организовать эффективную систему экспорта сельхозпродукции

03.07.2018

При экспорте сельхозпродукции возникает ряд проблем: от заготовки и хранения до сертификации, перевозок и ценовой политики. О том, каких улучшений ждет сфера – в нашем обзоре.

 

Генеральный директор Республиканской универсальной агропромышленной биржи Валитов Темур Шангареевич выделил следующие основные проблемы при экспорте сельхозпродукции:

 

1. Мелкотоварное производство сельхозпродукции, производимое тысячами фермерских, дехканских хозяйств и подсобных участков. Отсюда возникает проблема заготовки продукции.

 

2. Отсутствие плодоовощных терминалов, которые концентрировали бы заготавливаемую сельхозпродукцию для оптовых партий. Для формирования транспортных партий (фура, вагон, мех. секция) необходимо иметь логистическими центры с  холодильниками и подработкой сельхозпродукции. 

 

3. Проблемы с использованием, производством и приобретением современной упаковки.

 

4. ППри экспорте сельхозпродукции возникает ряд проблем: от заготовки и хранения до сертификации, перевозок и ценовой политики. О том, каких улучшений ждет сфера – в нашем обзоре.ваний и сортов).

 

5. Отсутствие постоянных покупателей и стабильных поставщиков.

 

6. Требования к фермерским хозяйствам по предоплате сельхозпродукции, причем в наличной форме.

 

7. Требования покупателей поставлять продукцию до места их расположения и приемка её на складе покупателя.

 

8. Проблемы финансирования оптовых и торговых систем как в Узбекистане, так и за рубежом в период заготовки и реализации сельхозпродукции. 

 

9. Неопределенная ценовая политика, незнание конъюнктуры зарубежного рынка резко снижает конкурентоспособность сельхозпродукции по сравнению с конкурирующими  поставщиками из других стран.

 

10. Рекомендуемые Узагроэкспортом цены для заключения экспортных договоров являются достаточно условными. Цены на сельхозпродукцию трудно точно определить и зафиксировать. Они зависят от множества постоянно изменяющихся факторов, в том числе:

 

  • от сезонности поставок;
  • от насыщенности региона-потребителя подобного вида сельхозпродукцией из других стран;
  • от региона поставок, те же овощи могут иметь разные цены в Москве или, предположим, в Оренбурге. 

 

В целом рекомендуемые Узагроэкспортом цены не являются производными спроса и предложения и не могут быть инструментом наращивания экспорта.

 

Даже незначительный анализ конъюнктуры российского рынка показывает, как не согласуются рекомендуемые для заключения экспортных контрактов цены с ценами реального рынка*:

 

Наименование сельхозпродукции

 Рыночная цена в РФ

долл./т

Диапазон цен, рекомендуемых Узагроэкспортом

долл./т

1. Арбузы

368

600–780

2. Дыни

538

650–845

3. Абрикосы

990

1500–1950

4. Лук

 90

100–130

5. Капуста

 90

100–130

6. Огурцы

240

500–725

 

* Анализ конъюнктуры рынка сельхозпродукции проведен 25.06.2018 г. с использованием рыночных цен, взятых из свободных источников, в частности, данных российского агропромышленного сервера «Аргосервер» с ценами, взятыми в официальной таблице цен на портале Узагроэкспорта на 24.06.2018 г.

 

Что имеем

 

Варианты экспорта сельхозпродукции следующие:

 

1. Ниша мелкооптовой торговли:

 

а) узбекский перекупщик закупает у фермерских хозяйств сельхозпродукцию и организовывает ее экспорт за свои средства. Все риски от порчи продукции – у перекупщика;

 

б) фермер сам находит местного или в лучшем случае зарубежного покупателя. Как правило, в этом случае представитель покупателя лично контролирует качество приобретаемой продукции, ее упаковку и погрузку с проведением расчетов на месте;

 

в) фермер обращается в региональное подразделение Узагроэкспорта. При этом возможны два варианта. Фермер, найдя покупателя, просто оформляет сделку через Узагроэкспорт. Либо представители Узагроэкспорта предлагают покупателя, вероятность чего невысока.

 

Может ли сегодня фермер самостоятельно наладить эффективный экспорт продукции? Ответ – нет:

 

  • он занят текущей деятельностью, у него отсутствуют знания маркетинга;
  • он недостаточно владеет нормативными документами;
  • для решения этих вопросов фермеру необходимо содержать штат специалистов, что нерентабельно;
  • у большинства фермеров отсутствуют средства и возможности для изготовления тары, упаковки, транспортировки, оплаты услуг лабораторий по сертификации и т.д;
  • даже если фермер преодолеет все эти трудности, речь может идти от одной до нескольких фур, что нельзя отнести к организованным крупным поставкам.

2. Ниша среднеоптовой торговли:

 

Ее заполняют  частные агрофирмы, занимающиеся заготовками и экспортом сельхозпродукции в регионах. Данные структуры более мобильны, приближены к регионам и владеют практическими навыками экспорта продукции.

 

Проблемы таких структур:

 

  • в неполном знании конъюнктуры зарубежного товарного рынка и возможных потребителей сельхозпродукции. В результате они «прикипают» к каким-то определенным регионам и потребителям;
  • отсутствие терминалов по хранению, подработке, упаковке продукции и надежной логистики;
  • проблемы кредитования и финансирования при заготовках сельхозпродукции.

 

3. Ниша крупнооптовой торговли:

 

К крупным специализированным госструктурам по экспорту сельхозпродукции можно отнести Узтрейд и Узагроэкспорт. У них есть региональные структуры, занимающиеся заготовкой сельхозпродукции, склады с холодильным оборудованием, транспортом и торговыми домами за рубежом.

 

Проблемы структур:

 

  • недостаток площадей терминалов для хранения сельхозпродукции для крупных оптовых поставок;  
  • недостаточная возможность организации ритмичных поставок сельхозпродукции большими партиями, что является одним из требований крупных торговых сетей за рубежом;
  • недостаточный «промоушн» (методы продвижения товара на рынок) и, как следствие, недостаточный охват рынка потребителей даже при наличии торговых домов за рубежом;
  • каждая в отдельности структура не владеет объективной ценовой информацией и меняющейся конъюнктуры рынка сельхозпродукции по регионам ближнего и дальнего зарубежья. Необходимо учесть, что, кроме Узбекистана, мощными поставщиками-конкурентами являются Турция, Иран, Китай, Азербайджан, Таджикистан, Кыргызстан, Молдавия, Болгария, Бангладеш и южные регионы России.

 

Сегодня республиканские структуры, занимающиеся экспортом сельхозпродукции, разрознены и идут путем проб и ошибок.

 

Что предлагается

 

Необходимо объединить усилия всех структур, занимающихся экспортом и имеющих отношение к сельскому хозяйству, в едином информационном пространстве, участниками которого станут фермерские хозяйства, оптовые организации, биржи и  банки.

 

Центральную роль в этой системе должны играть узбекские биржи и биржи стран-импортеров как инструмент концентрации спроса и предложения на сельхозпродукцию. Они  совместно помогут выстроить  систему взаимоотношений между производителями и потребителями сельхозпродукции, обеспечить доступность и прозрачность рынка его участникам, гарантировать поставки и оплату товара с использованием механизма расчетно-клиринговой палаты биржи.

 

К преимуществам биржевого экспорта можно отнести:

 

  • широкий и доступный обзор предложений по реализации сельхозпродукции для потенциальных покупателей (ежедневные биржевые бюллетени);
  • рыночное формирование цен на сельхозпродукцию на основе спроса и предложения;
  • использование залоговых схем реализации продукции, когда предоплата товара перечисляется продавцу расчетно-клиринговой палатой биржи только после отгрузки товара по биржевому контракту;
  • возможность выставления предложений сельхозпродукции узбекских производителей на товарные площадки зарубежных бирж;
  • доверие иностранных партнеров к заключенным биржевым сделкам с гарантией поставки и к проведению платежей;
  • доверие российских банков к  российским биржам, что даст возможность кредитования крупных торговых сетей для заключения биржевых сделок.

 

Для создания эффективной системы экспорта необходимо:

 

  • крупным оптовикам,  Узагроэкспорту, Узтрейду, торговым домам, агрофирмам и крупным фермерским хозяйствам  стать участниками биржевого рынка по реализации сельхозпродукции;
  • создать привлекательные условия для участников биржевых сделок, предоставив  им «зеленый коридор» в оформлении таможенных процедур, сертификации, получении кредитов и льготного страхования;
  • уйти от административного установления  цен на сельхозпродукцию. Цены должны формироваться на основе спроса и предложения в ходе биржевых торгов;
  • развивать межбиржевые связи с крупными биржами СНГ и в первую очередь с Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей, Белорусской универсальной товарной биржей  и казахстанскими товарными биржами;
  • создать единую информационную базу данных спроса и предложений по поставке сельхозпродукции с подключением Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, министерства сельского хозяйства и отделов сельского хозяйства хокимиятов, вменив в их функции помощь производителям в выставлении выращенной продукции на биржевые торги;
  • создать регулярно обновляемую базу цен на основные виды сельхозпродукции в разрезе регионов страны и в разрезе основных регионов России, Беларуси и Казахстана с привлечением хокимиятов (в разрезе оптовых и дехканских рынков регионов), Республиканского центра конъюнктуры товарных рынков и отделов маркетинга Узтрейда и Узагроэкспорта с размещением на порталах товарных бирж;
  • предоставить право участия в торгах оптовикам, агрофирмам, в том числе зарубежным трейдерам, на безвозмездной основе;
  • развить систему форвардных сделок, предусмотрев возможность выставления предложений по поставке сельхозпродукции до года вперед с гарантией поставки, оплаты и страхования рисков;
  • в целях повышения гарантий оплаты взаимодействовать с расчетно-клиринговыми палатами зарубежных бирж и предоставить им право вести операции в расчетах с нерезидентами в любой валюте и участия напрямую в торгах валютной биржи;
  • широко анонсировать систему биржевого экспорта сельхозпродукции.

 

Реализация указанных мер позволит:

 

  • привлечь на биржевой товарный рынок крупных зарубежных оптовиков и сетевые торговые системы;
  • повысить надежность поставок и оплату продукции;
  • привлечь инвестиции в развитие инфраструктуры, логистики, производства, переработки и хранения сельхозпродукции;
  • планировать объемы сельхозпродукции по видам на будущий сезон в зависимости от спроса;
  • позволит крупным банкам стран – импортеров сельхозпродукции открывать кредитные линии оптовым компаниям и торговым сетям под гарантированные поставки по биржевым контрактам.

 

 

 

Темур Валитов.

 


В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2018-10-16
  • USD:8208.04 (+26.96) сум
  • EUR:9490.14 (+63.08) сум
  • RUB:123.85 (+1.12) сум