13 сентября 2022 года было подписано Постановление Президента №ПП-374 «О мерах по совершенствованию порядка координации проведения проверок в деятельности субъектов предпринимательства». Данный нормативный акт вводит в действие Положение о порядке проведения контролирующими органами проверок и профилактических мероприятий в деятельности субъектов предпринимательства. Уже действующее Положение о порядке организации и проведения налоговых проверок (Приложение №2 к ПКМ от 07.01.2021 г. №1) дополняется и совершенствуется вновь вводимым нормативным актом.
В частности, положение вводит порядок проведения проверок любыми контролирующими органами, а не только налоговыми.
Дается определение информационной системе «Единый государственный контроль», а также порядок ее работы как для контролирующих органов, так и для проверяемых субъектов предпринимательства.
Справка. Информационная система «Единый государственный контроль» – электронная информационная система, позволяющая осуществлять сбор, анализ и обработку данных в большом объеме, связанных с государственным контролем в сфере предпринимательства, а также обеспечивающая регистрацию инициатив проведения проверок (по согласованию или уведомлению) деятельности субъектов предпринимательства контролирующими органами, проводимых проверок и их результатов.
С введением положения ни одна проверка не может быть проведена без обязательной регистрации в Информационной системе по согласованию или уведомлению уполномоченного органа. Причем, если налогоплательщик установит, что назначенная у него проверка не зарегистрирована в системе, он имеет полное право не допускать контролирующий орган на свою территорию.
Право не допускать на свою территорию проверяющих дополнено обязательным наличием у инспекторов специального удостоверения, дающего право на проверку деятельности субъектов предпринимательства.
И если раньше основанием для проведения проверки наряду с другими была внешняя информация:
- обращения физических и юридических лиц о фактах нарушения налогового или валютного законодательства;
- публикации в СМИ сведений о налоговых или валютных правонарушениях,
– то теперь проверка может быть инициирована при получении сведений из глобальной информационной сети Интернет.
Новое положение устанавливает четкий порядок и сроки подачи заявки на согласование проверки. Заявка рассматривается уполномоченным органом и его территориальными подразделениями не позднее трех рабочих дней:
- при однодневной проверке территориальное подразделение контролирующего органа обращается в территориальное подразделение уполномоченного органа;
- при проверке более одного дня – центральный аппарат контролирующего органа обращается непосредственно в уполномоченный орган;
- заявка на согласование проверки деятельности субъектов предпринимательства, проводимой центральным аппаратом контролирующего органа, вносится центральным аппаратом контролирующего органа в уполномоченный орган.
Причем проверку могут разрешить или принять решение об отказе в проведении проверки.
Внимание! Проверка не будет разрешена, если:
- заявка на согласование проверки не размещена в Информационной системе;
- нарушено требование законодательства об обращениях физических и юридических лиц;
- субъект предпринимательства временно приостановил или прекратил свою деятельность;
- не подтверждены факты, являющиеся основанием для инициирования проведения проверки.
Новое Положение вводит обязательное уведомление субъекта предпринимательства за 10 рабочих дней о начале проверки, проводимой по результатам системы «риск-анализ». Ранее о проведении камеральной и выездной проверки никто не уведомлял.
При налоговом аудите же указано, что налоговый орган по согласованию с ГНК вправе начать аудит без предварительного извещения налогоплательщика, если имеются признаки уклонения от уплаты налогов. Теперь, исходя из нового положения получается, что налоговый орган должен уведомить налогоплательщика о любом виде проверки.
Уточнено, что в рамках проверки могут привлекаться должностные лица других структурных подразделений контролирующего органа, имеющие право на проверку деятельности субъектов предпринимательства. Контролирующий орган также вправе поручать проверку своим региональным подразделениям.
Уточнено, что в приказе о проведении проверки не указываются привлеченные на договорной основе специалисты аудиторских организаций, а также эксперты.
Добавлена возможность временно приостановить проверку по согласованию с уполномоченным органом в случаях:
- невозможности участия в проверке руководителя субъекта предпринимательства (лица, исполняющего обязанности руководителя);
- непредставления необходимых документов;
- отсутствия отраслевых специалистов.
Контролирующим органам дана возможность продления проверки только один раз и на срок, не превышающий первоначально установленный срок. При этом оговорено, что общая продолжительность первоначально проведенных и продлеваемых проверок не должна превышать установленную законодательством продолжительность проведения проверок.
Проверки теперь могут проводиться либо в порядке согласования с уполномоченным органом, либо в порядке уведомления. Если обстоятельства, послужившие основанием для инициирования проверки, указаны в специальном перечне, то контролирующие органы только уведомляют уполномоченный орган путем регистрации в Информационной системе.
Новое положение расширило профилактические меры. Для предотвращения нарушений теперь будут проводиться профилактические мероприятия:
- организация правовой пропаганды, семинаров, разъяснительных работ и практических занятий без непосредственного выезда на место и без вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства;
- направление субъектам предпринимательства через почтовую связь или электронные информационные системы уведомления о рекомендациях, направленных на предупреждение нарушений требований законодательства в отношении их деятельности, причинах и условиях, способствующих системным правонарушениям, совершаемым в сфере деятельности субъекта предпринимательства;
- выступление в СМИ с разъяснением требований действующего законодательства;
- создание веб-сайтов в глобальной информационной сети Интернет, в том числе блогов и чатов в социальных сетях, с целью публичного обсуждения проблем, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности;
- организация и участие в мероприятиях «день открытых дверей»;
- обеспечение субъектов предпринимательства раздаточными материалами и иными пособиями, содержащими информацию о требованиях законодательства.
Элеонора МАЗУРОВА, адвокат, эксперт «Нормы».