Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro
  • www.norma.uz
  • Наши обзоры
  • Какие санкции могут быть возложены на налогоплательщиков за нарушение порядка постановки на учет

Какие санкции могут быть возложены на налогоплательщиков за нарушение порядка постановки на учет

06.05.2021

Читать на узбекском языке

Юридические и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах (ст. 126 НК). Санкции в соответствии с НК за нарушение постановки на учет применяются по следующим направлениям (ст. 219 НК):

  • осуществление предпринимательской деятельности без госрегистрации;
  • осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе;
  • нарушение порядка постановки на учет в налоговых органах в качестве плательщика определенного налога;
  • нарушение сроков постановки на учет в налоговых органах налогоплательщика по объектам налогообложения.

 

Постановка на налоговый учет: документы и порядок действий

 

Постановка на учет в налоговых органах осуществляется налоговыми органами самостоятельно на основе получаемых сведений (в соответствии со ст. 128 НК). При госрегистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя их ставят на учет в налоговых органах. Поэтому свидетельство о госрегистрации  является и  документом, подтверждающим постановку на учет (ст. 126 НК).

 

Еще одним документом, подтверждающим постановку налогоплательщика на учет, является свидетельство о присвоении ему идентификационного номера налогоплательщика, выданное налоговым органом.  

 

Постановка на учет и снятие с учета в налоговых органах осуществляются бесплатно (ст. 126 НК).

 

Юридические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту их нахождения и месту нахождения их обособленных подразделений. При этом юридические лица, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Узбекистана, должны быть поставлены на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения (ст. 128 НК);

 

Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Узбекистане через представительство или постоянное учреждение, становятся на учет в налоговых органах по месту осуществления деятельности (ст. 128 НК).

 

Физические лица становятся  на учет в налоговых органах по месту жительства (ст. 128 НК).

 

Внимание! При постановке на учет каждому налогоплательщику присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), и его учетные данные вносятся в Единый реестр налогоплательщиков (ст. 127 НК).

 

Санкции за ведение предпринимательской деятельности без регистрации

 

Осуществление предпринимательской деятельности юридическими и физическими лицами без госрегистрации влечет наложение административного штрафа от 5 до 7 БРВ c конфискацией предметов правонарушения в соответствии с Кодексом об административной ответственности.

 

Совершение указанного правонарушения с получением неконтролируемого дохода:

  • в значительном размере (от 100 до 300 БРВ) – влечет наложение административного штрафа от 7 до 10 БРВ c конфискацией предметов правонарушения;
  • в крупном размере (от 300 до 500 БРВ) – влечет наложение административного штрафа от 10 до 50 БРВ c конфискацией предметов правонарушения (ст. 176 КоАО).

 

Если неконтролируемый доход  достигает  особо крупных  размеров (от 500 БРВ), то санкции за  осуществление предпринимательской деятельности без госрегистрации значительно ужесточаются. В  соответствии с Уголовным кодексом могут быть наложены следующие виды санкций:

  • штраф от 300 до 600 БРВ с лишением определенного права до 3 лет;
  • или  назначены обязательные общественные работы до 480 часов;
  • или ограничена свобода  от 2 до 5 лет;
  • либо лишение свободы до 5 лет (ст. 188 УК).

 

Напоминаем. Регистрация предпринимателей осуществляется в соответствии с Положением о порядке госрегистрации субъектов предпринимательства (Прил. №1 к ПКМ от 09.02.2017 г. №66).

 

Внимание! Лицо, впервые совершившее данное правонарушение, освобождается от ответственности, если оно в течение 30 дней с момента обнаружения правонарушения добровольно возместило ущерб в виде налогов и сборов, обеспечило госрегистрацию и оформило необходимые разрешительные документы  (ст. 176 КоАО и ст. 188 УК).

 

Пример. При проведении хронометража в магазине №1 налоговый инспектор попросил показать свидетельство о регистрации у магазина №2 у арендодателя, так как оба магазина находились в одном помещении. Арендодатель и представитель магазина №2 ничего не представили. На основании этого налоговым органом был издан приказ о выездной проверке магазина №2. По результатам проверки выяснилось, что магазин №2 работает уже 2 месяца без госрегистрации и неконтролируемый доход его составил 150 БРВ. В связи с этим налоговым органом принято решение о привлечении директора магазина к административной ответственности и материалы дела переданы в суд. В связи с тем, что магазин №2 не зарегистрировался в течение 30 дней с момента обнаружения правонарушения, суд вынес решение о применении административного штрафа в размере 7 БРВ (т.к. размер неконтролируемого дохода был в значительном размере).      

 

Для индивидуальных предпринимателей (в соответствии с новой редакцией Налогового кодекса, действующего с 01.01.2020 г.) за вышеуказанное правонарушение, кроме применяемых административных (уголовных) санкций, введены еще и финансовые санкции.

 

Если  предпринимательскую деятельность без госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП)  ведет физическое лицо, то на него налагается  штраф в размере 10 процентов доходов, полученных от такой деятельности, но не менее 1 млн сумов. (ст. 219 НК).

 

Санкции применяются на основании результатов налогового контроля, в соответствии с решением налогового органа и последующим решением суда. Для  юридических лиц применяются административные (или уголовные) санкции. Для ИП могут применяться как финансовые санкции, так и административные (или уголовные) по решению суда.

 

Пример. Физическое лицо  обратилось  с просьбой к сапожнику (после того как сапожник оказал жителю соответствующую услугу) показать документ о легальности его деятельности. Сапожник отказался ему что-либо показывать. Физическое лицо по этому вопросу обратилось в ГНИ. Налоговый орган на основании обращения физического лица издал приказ о проведении выездной проверки. При проверке выяснилось, что сапожник начал деятельность месяц тому назад, но при этом у него отсутствует госрегистрация как ИП – на что был составлен акт. В связи с отсутствием учета у сапожника было невозможно определить полученные им доходы. По результатам рассмотрения акта налоговый орган принимает решение о привлечении к ответственности и направляет дело в суд для принятия решения о применении санкций. В связи с тем, что ИП впервые совершил правонарушение, уплатил добровольно финансовые санкции в течение 10 дней с момента принятия решения налоговым органом,   зарегистрировался и уплатил налоги в течение 30 дней с момента обнаружения правонарушения, суд принял решение о взыскании с ИП финансовой санкции в размере 500 тыс. сум. (вместо 1 млн сум.), а административный штраф (в размере 5 БРВ) не применять.

 

НапоминаемПри определении размера дохода, полученного в результате незаконной предпринимательской деятельности, необходимо исходить от суммы выручки с учетом вычета затрат, связанных с осуществлением данной деятельности (п. 4 Постановления Пленума ВС от 15.03.1996 г. №9).

 

Нарушение порядка постановки на учет в налоговых органах в качестве плательщика НДС

 

За нарушение правил постановки на учет в налоговых органах в качестве плательщика НДС на налогоплательщика возлагается  штраф. Он составляет  5 процентов от доходов, полученных за период с даты постановки на учет, предусмотренной налоговым законодательством, до даты фактической постановки на учет, но не менее 5 млн сумов (ст. 219 НК).

 

Внимание! На специальный учет по конкретному налогу налогоплательщики становятся только по НДС. См. «Положение о порядке специального регистрационного учета налогоплательщиков в качестве плательщиков НДС» (рег. МЮ № 3232 от 02.05.2020 г.) ( далее – Положение).

 

 

Постановка на регистрационный учет в качестве плательщика НДС является условием зачета суммы НДС. Среди прочих, обязаны встать на такой учет юридические лица и ИП, доход которых от реализации товаров за налоговый период превысил 1 млрд сумов.

 

В Положении предусмотрено, что регистрационный учет в качестве плательщика НДС осуществляется в том же налоговом органе, где субъект встал на учет как  налогоплательщик. Однако на практике это делается в ГНУ г. Ташкента и областных  центров. Заявление о постановке на учет в качестве плательщика НДС должно быть представлено не позднее 5 числа месяца, с которого налогоплательщик обязан перейти на уплату НДС – этот срок важен, так как от этого срока рассчитывается вышеуказанная санкция.

 

После регистрации налогоплательщику автоматически присваивается регистрационный номер НДС, который указывается в  свидетельстве. Регистрационный номер НДС должен указываться налогоплательщиком в счете-фактуре или другом, заменяющем его документе.

 

Пример. Предприятие – плательщик налога с оборота не являлось плательщиком НДС. По итогам 2020 года был проведен налоговый аудит этого предприятия на основании данных, выданных системой «риск-анализа». Совокупный доход предприятия за 2020 год составил 3 млрд сум., при этом за первый квартал оборот составил 700 млн сум., за первое полугодие 1,6 млрд сум., за 9 месяцев 2,4 млрд сум., за весь год 3 млрд сум. Если совокупный доход  в течение налогового периода (налоговый период календарный год) превысил 1 млрд сум., предприятие должно перейти на уплату НДС начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло такое превышение. Оборот в 1 млрд был превышен по итогам первого полугодия, однако предприятие не обратилось в налоговые органы и не встало на учет по НДС – о чем было отражено в акте налоговой проверки. Налоговый орган принял решение о применении финансовой санкции в размере 5% от полученного дохода во втором полугодии 2020 г. или в размере 70 млн сум. (за второе полугодие совокупный доход составил 1,4 млрд сум., 5% от этой суммы составит 70 млн сум.) и направил в суд для принятия решения. Суд вынес решение о применении финансовой санкции в размере 70 млн сум.    

 

Внимание! За нарушение налогоплательщиком установленного порядка постановки на учет в качестве плательщика НДС применяется только финансовая санкция.

 

Нарушение порядка постановки на учет в налоговых органах постоянного учреждения

 

Ведение иностранным юридическим лицом деятельности, приводящей к образованию постоянного учреждения на территории Узбекистана без постановки на учет в налоговом органе, является нарушением. Оно влечет наложение штрафа в размере 10% от доходов, полученных с даты осуществления такой деятельности до фактической постановки на учет, но не менее 10 млн сумов (ст. 219 НК).

 

Напоминаем. Постоянным учреждением иностранного юридического лица в РУз следует понимать постоянное место деятельности, через которое это иностранное юридическое лицо полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в Узбекистане. Чтобы лучше понять сущность постоянного учреждения, необходимо руководствоваться ст. 36 НК.

 

Юридическое лицо – нерезидент, осуществляющее деятельность в Узбекистане через постоянное учреждение, не позднее 183 календарных дней со дня начала осуществления этой деятельности обязано представить в налоговый орган заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика (ст. 130 НК). Если нерезидент заключил договор на срок более 183 календарных дней, заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика представляется в налоговый орган не позднее 30 календарных дней с даты начала осуществления этой деятельности.

 

Внимание! Юридические лица – нерезиденты, осуществляющие операции на товарно-сырьевых биржах и (или) покупку (продажу) акций акционерных обществ на организованных торгах в Узбекистане, подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления биржевых торгов (ст. 128 НК).

 

Пример. От ГТК в ГНК поступила информация о том, что иностранная компания «А» завезла строительную технику для оказания строительных услуг. ГНК направил письменный запрос по адресу иностранной компании «А». Однако в течение месяца не поступило никакого ответа. Кроме этого, ГНК получил информацию, что компания «А» осуществляет строительные работы. На основании представленной информации ГНК поручил соответствующей налоговой инспекции организовать проверку этой компании. Инспекция на основании приказа по выездной налоговой проверке изучила деятельность иностранной компании «А». В соответствии с договором иностранная компания «А» осуществляет строительство производственного объекта для местной компании. Компания уже три месяца осуществляет строительные работы на сумму, равную 200 млн сум. Однако эта компания не встала на учет в налоговом органе в течение 30 дней с начала работы. По указанным данным компания подпадает под постоянное учреждение иностранной компании. По результатам проверки налоговая инспекция приняла решение о применении финансовой санкции на сумму 20 млн сум. (10% от доходов) и передала  материалы в суд. Суд принял решение о взыскании финансовой санкции.    

 

Нарушение сроков  постановки на учет в налоговых органах отдельных  объектов налогообложения  

 

Нарушение сроков постановки на учет в налоговых органах по объектам налогообложения в случаях, предусмотренных ст. 131 НК, если от установленного срока постановки на учет прошло:

  • не более 30 дней – влечет наложение штрафа в размере 1 млн сумов;
  • более 30 дней – влечет наложение штрафа в размере 2 млн сумов.

 

Постановка на учет налогоплательщика производится налоговыми органами не только по месту нахождения субъекта. Здания, земля и другие объекты налогообложения могут  находиться не по месту расположения налогоплательщика. В этих ситуациях у него  возникает обязательство по уплате земельного налога, налога на имущество, налога за пользование водными ресурсами и (или) налога за пользование недрами по нерудным полезным ископаемым не по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика, а по месту нахождения объекта.

 

Такой налогоплательщик обязан в течение 10 дней со дня госрегистрации права на соответствующий объект налогообложения обратиться в налоговые органы для их постановки на учет по месту нахождения (ст. 131 НК).

 

Пример. Предприятие «Гульшан» осуществляет свою деятельность больше двух лет в г. Ташкенте. Поставлено на учет в соответствии со статьей 129 НК в Шайхантахурской ГНИ. Два месяца тому назад предприятие приобрело земельный участок в 2 га на территории г. Самарканда и в органах кадастра г. Самарканда зарегистрировало права на этот участок. Однако предприятие не поставило на учет этот земельный участок в ГНИ г. Самарканда. Кадастр г. Самарканда направил информацию об участке в ГНИ г. Самарканда. ГНИ обратилась к предприятию и направила письмо в ГНИ Шайхантахурского района. В связи с тем, что после регистрации права на участок прошло более одного месяца, ГНИ г. Самарканда приняла решение о применении финансовой санкции в размере 2 млн сум. и направила дело в суд. Суд поддержал ГНИ.    

 

Внимание! Обязанность по постановке на учет по месту нахождения объекта также распространяется на:

- плательщика акцизного налога, уплачиваемого при реализации конечному потребителю бензина, дизельного топлива и газа;

- налогового агента, создавшего стационарные рабочие места по месту нахождения территориально обособленного подразделения с численностью работников более 25 человек.

 

Другие нарушения

 

Кроме вышеперечисленных правонарушений, связанных с постановкой на учет в налоговых органах, есть еще ряд связанных правонарушений.

 

Каждый налогоплательщик должен указывать свой ИНН в налоговой отчетности, заявлениях и иных документах, представляемых в налоговый орган, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.  Нарушение этой нормы влечет наложение штрафа на граждан от 1 до 3, а на должностных лиц – от 3 до 7 БРВ (статья 175-3 КоАО).

 

Хозяйствующий субъект обязан в 10-дневный срок представлять сведения через Единое окно об изменении почтового адреса (местожительства), банковских реквизитов или о перерегистрации уполномоченным государственным органом. Пропуск этого срока или представление  ложных сведений влечет наложение штрафа на должностных лиц от 10 до 15 БРВ (ст. 176-2 КоАО).

 

Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии (закрытии) счета или вклада (депозита), изменении реквизитов счета или вклада (депозита) любого юридического или физического лица в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события (ст. 134 НК).  Открытие расчетных или иных счетов предприятиям и организациям без справки о постановке на учет в налоговых органах влечет наложение штрафа на должностных лиц кредитных учреждений от 5 до 10 БРВ (ст. 175 КоАО).

 

 Жорилла Абдуллаев,

ведущий эксперт «Нормы».

 

Внимание! Подробно с информацией о санкциях за нарушение налогового законодательства на 2021 год вы можете ознакомиться в Налоговом навигаторе.

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_