Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

О негативных последствиях переаттестации патентных поверенных

03.10.2018

Читать на узбекском языке


Важную роль в регулировании сферы интеллектуальной собственности призван сыграть проект указа Президента «Об усилении гарантий обеспечения надежной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности». В данном обзоре рассматривается предлагаемая им переаттестация патентных поверенных.

 

Напомним, на нашем портале уже публиковался обзор проекта, где освещены также другие вопросы.

 

По мнению многих юристов, указанная норма способна отрицательно сказаться на роли института патентных поверенных в Республике Узбекистан.

 

Патентный поверенный осуществляет представительство от имени физических и юридических лиц перед уполномоченным государственным органом (Агентством по интеллектуальной собственности, далее – Агентство) по вопросам получения и осуществления правовой охраны объектов интеллектуальной собственности. Физические лица вправе осуществлять деятельность в качестве патентных поверенных после прохождения аттестации и регистрации в Агентстве.

 

В свою очередь, к квалификационным требованиям, предъявляемым к патентным поверенным, относятся:

  • наличие высшего образования;
  • наличие стажа работы в области охраны объектов интеллектуальной собственности либо в качестве адвоката в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности не менее 4-х лет;
  • наличие знаний в области законодательства Узбекистана, международных договоров нашей страны, необходимых для осуществления деятельности по охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности, в объеме, определяемом Агентством, и соответствующих навыков их практического применения, подтвержденных результатами квалификационного экзамена.

 

Суть аттестации патентного поверенного сводится к:

  • к проверке представленных документов;
  • проведению квалификационного экзамена для определения подготовленности к осуществлению профессиональной деятельности кандидатов, претендующих на регистрацию в качестве патентных поверенных с учетом заявленной ими специализации (пункт 1 Правил проведения аттестации и регистрации патентных поверенных, рег. № 1294 от 24.12.2003 г.).

 

Для обоснования позиции о негативных последствиях переаттестации патентных поверенных проводится аналогия с образовательной деятельностью.

 

Выпускникам образовательных учреждений выдается документ об образовании (аттестат, диплом, сертификат, удостоверение) (статья 19 Закона «О образовании»). Получив документ, лицо считается освоившим полученные знания и навыки, а также соответствующим им.

 

Выданный в установленном порядке документ об образовании не может быть признан недействительным по мотивам утраты полученных знаний и навыков через определенный промежуток времени.

 

В отношении патентных поверенных действует аналогичный принцип, в рамках которого квалификационная комиссия принимает решение об удовлетворительном результате квалификационного экзамена и выдает патентному поверенному удостоверение установленного образца (пункты 27, 31 Правил проведения аттестации и регистрации патентных поверенных).

 

Кроме этого, и без проведения переаттестации существуют правовые рычаги воздействия на патентного поверенного, осуществляющего неправомерные действия. Это обращение в суд об исключении из реестра (пункт 21 Положения о патентных поверенных, прил. № 2 к ПКМ от 01.07.2003 г. № 298). Данный механизм правового воздействия представляется единственно верным, так как именно судебный орган способен всесторонне изучить обстоятельства и вынести объективное решение.

 

Такая позиция видится корректной и по той причине, что постановлением Кабинета Министров от 10.11.2006 г. № 235 из Положения о патентных поверенных исключена норма, предусматривающая повторную аттестацию с исключением из реестра в случае неудовлетворительного результата квалификационного экзамена.

 

В настоящее время патентный поверенный исключается Агентством из реестра на основании:

  • заявления самого патентного поверенного;
  • утраты патентным поверенным гражданства Республики Узбекистан или трудоустройства в Агентсво;
  • решения суда;
  • вступившего в законную силу приговора суда о запрещении заниматься деятельностью патентного поверенного или об ином наказании, исключающем возможность такой деятельности (пункт 23 Положения о патентных поверенных).

 

Полученные навыки и знания, соответствующий опыт и квалификация патентных поверенных, ранее подтвержденные уполномоченным органом, в дальнейшем должны быть оценены:

  • рыночными механизмами;
  • удовлетворенностью физических и юридических лиц оказываемыми услугами;
  • саморазвитием и самосовершенствованием.

 

Таким образом, внедрение требования о переаттестации действующих патентных поверенных:

  • отрицательно скажется на укреплении и дальнейшем развитии института патентных поверенных;
  • внесет деструктивность в налаженные механизмы работы и взаимодействия указанного института с государством и обществом;
  • поставит под вопрос компетентность в принятии положительных решений по результатам ранее проведенных аттестаций действующих патентных поверенных;
  • негативно отразится на эмоциональном состоянии действующих патентных поверенных. Им придется повторно подтверждать свою квалификацию вне зависимости от профессионализма и опыта работы.

 

В связи с вышеизложенным предлагается исключить требования о проведении переаттестации патентных поверенных из проекта указа Президента «Об усилении гарантий обеспечения надежной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности».