Законом Республики Узбекистан от 11.03.2022 г. №ЗРУ-758 внесены изменения и дополнения по применению штрафных санкций. О том, что это за санкции и против чего они направлены – в обзоре ведущего эксперта «Нормы» Жориллы АБДУЛЛАЕВА.
Вводятся в действие штрафные санкции за нарушение новых установленных законодательством требований или порядков по:
- отображению фискальных отметок;
- оснащению автоматизированными измерительными средствами учета;
- обеспечению интеграции с информационными системами налоговых органов;
- обязательной цифровой маркировке товаров средствами идентификации.
Штрафные санкции вводятся:
- в виде новой статьи 227–1 в Налоговый кодекс. За вышеуказанные нарушения налагается штраф в размере чистой выручки, полученной в последнем отчетном квартале, в котором имела место реализация;
- в виде дополнений в статьи 166 и 175 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности. За вышеуказанные нарушения налагается штраф в размере 100 БРВ. В статье 175 в дополнение к обеспечению интеграции с информационными системами налоговых органов, нарушением является также и непредоставление соответствующей информации в налоговые органы.
При этом штрафы вводятся:
- с 13 июня – за вышеуказанные нарушения, а также нарушение правил обязательной цифровой маркировки алкогольной и табачной продукции;
- с 13 сентября – за нарушение правил обязательной цифровой маркировки по остальным товарам.
При выявлении вышеуказанных нарушений санкции применяются одновременно:
- по Налоговому кодексу – в виде финансовых санкций к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;
- по Кодексу Республики Узбекистан об административной ответственности – в виде штрафов к должностным лицам этих юридических лиц.
Теперь давайте разберемся, за какие нарушения предприниматель заплатит штрафы в соответствии с ЗРУ-758.
Неиспользование или неправомерное использование ККТ
При реализации товаров, выполнении работ и оказании услуг субъекты предпринимательства привлекаются к ответственности в следующих случаях:
- без применения онлайн-ККМ либо виртуальной кассы;
- непредоставление чека через онлайн-ККМ или виртуальную кассу;
- предоставление чека без фискальной отметки (Указ Президента №УП-5813 от 06.09.2019 г.).
При этом вышеуказанные автоматизированные измерительные средства учета (информационные системы, программные продукты), используемые субъектами предпринимательства, оказывающими услуги розничной торговли и общественного питания, подлежат обязательной интеграции с информационными системами налоговых органов и внесению в Государственный реестр (Прил. №1 к ПКМ от 23.11.2019 г. №943).
В рамках системы онлайн-ККМ давайте разберем более подробно определения:
- онлайн контрольно-кассовые машины (онлайн-ККМ), виртуальная касса – устройства, имеющие возможность подключения фискального модуля, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в режиме реального времени оператору фискальных данных и их печать на бумажных носителях;
- фискальный модуль – устройство, имеющее защищенное программное обеспечение, выполняющее функции фискальной памяти, обеспечивающее криптографическую (невозможность снятия данных) защиту фискальных данных;
фискальные данные – данные о расчетах, субъекте предпринимательства, осуществляющем расчеты, другие данные, используемые при расчетах онлайн-ККМ, виртуальных касс либо маркетплейс или вводимые оператором;
- фискальная отметка – неповторяющийся набор знаков, формируемый при помощи фискального модуля либо посредством электронной цифровой подписи. Именно она делает каждый чек онлайн-ККМ и виртуальной кассы уникальным фискальным документом.
Субъекты предпринимательства обязаны иметь включенные в Госреестр онлайн-ККМ (в т.ч. виртуальную кассу). Онлайн-ККМ должны:
- иметь фискальный модуль, который формирует фискальную отметку, отражаемую на чеке онлайн-ККМ;
- быть интегрированы с информационными системами налоговых органов через фискальных операторов.
Цифровая маркировка
В соответствии с ПКМ от 20.11.2020 г. №737 в Узбекистане внедряется система цифровой маркировки и дальнейшего отслеживания товаров средствами идентификации.
Цифровая маркировка – это автоматизированная система контроля товарооборота. Информация о каждом продукте сохраняется в электронной базе данных, которая может быть просканирована как потребителем, так и производителем.
Маркировка продукции осуществляется путем формирования и нанесения на продукцию, ее упаковку или другой носитель информации двухмерного штрихового кода (Прил. № 1 К ПКМ от 31.12.2020 г. № 833).
Маркировку осуществляют производители и импортеры товаров. Предприятия розничной или оптовой торговли, торгующие этими товарами, подключаются к национальной информационной системе мониторинга маркировки и отслеживания продукции.
Внимание! Обязательной маркировке подлежат следующие товары (ПКМ №833 от 31.12.2020 г.):
- алкогольная и табачная продукция – с 1 января 2021 г.;
- пивная продукция – с 1 апреля 2021 г.
- бытовая техника – с 5 апреля 2022 г.;
- лекарственные средства и изделия медицинского назначения – с 1 сентября 2022 г.
За нарушение правил цифровой маркировки производителями и импортерами продукции, а также предприятиями оптовой и розничной торговлей этими товарами (правила установлены в Прил. №1 К ПКМ РУз от 31.12.2020 г. №833) вводятся вышеуказанные санкции.
Чтобы нарушение правил маркировки не стало причиной штрафов, все участники цепочки движения товара от производителя до магазина, реализующего товар конечным потребителям, должны подготовиться:
- производитель (импортер) должен приобрести автоматизированное измерительное оборудование и устройства, необходимые для нанесения на упаковку товара цифровой маркировки, совместно с ООО «CRPT TURON» наладить цифровую маркировку товаров;
- организациям оптово-розничной торговли для удобства работы с маркированным товаром нужно приобрести сканеры для считывания дата-матрикс (кода цифровой маркировки);
- предприятиям розничной торговли – настроить контрольно-кассовую технику, чтобы при формировании кассового чека на товар, подлежащий обязательной маркировке, ККТ запрашивала ввести (отсканировать) код цифровой маркировки (при необходимости обратитесь за помощью в ЦОТУ).
Производитель (импортер) должен обеспечить нанесение на каждую упаковку товара кода цифровой маркировки и реализацию товара с указанием кода цифровой маркировки в счете-фактуре. Дальнейшее движение товара в оптово-розничной сети до конечного потребителя должно сопровождаться обязательным отражением кода цифровой маркировки реализуемой упаковки в счетах-фактурах и чеке контрольно-кассовой техники.
Цифровая маркировка – обязательный реквизит в счетах-фактурах и чеках контрольно-кассовой техники для товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке.
Последствия применения штрафов
В целях борьбы с теневой экономической деятельностью налоговые органы применяют административные меры контроля, основанные на использовании информационно-компьютерных технологий. Онлайн-ККМ и связанные с ней системы используются для контроля за реализуемыми товарами (услугами), система цифровой маркировки товаров – для обеспечения учета и подтверждения легитимности товаров.
Эти системы позволяют увеличивать поступление доходов в бюджетную систему республики. Вводимые штрафные санкции за нарушение новых административных мер контроля должны обеспечивать эффективную работу новых систем контроля и стимулировать вывод товаров и услуг из теневого оборота.
Принятые правительством меры призваны стать эффективным инструментом против нелегальной теневой экономической деятельности и контрабанды. Так, по результатам исследований международной компании «Кантар», в 2021 году в Узбекистане незаконный оборот табачной продукции вырос с 4,3% до 14,2%. А это по оценкам – более $50 млн ежегодных потерь бюджета Узбекистана от нелегальной продукции. На эти деньги государство могло бы обеспечить более 50 000 дополнительных бюджетных мест в вузах или посадить около 10 млн саженцев деревьев.
Предприниматели должны осознавать, что теперь, связываясь с нелегальной торговлей и торговлей немаркированной продукцией (сигареты, табачная, алкогольная продукция, бытовая техника и т.п.), они не просто оплатят штраф, но и рискуют собственным бизнесом.
Пример. Чистая выручка среднего (200 тыс. дал) предприятия по производству алкогольной продукции в год составляет около 60 млрд сумов, или в среднем за квартал – 15 млрд сумов. Финансовая санкция в случае, если его продукция не маркирована, составит 15 млрд сумов. А должностные лица этого предприятия, кроме этого, должны будут заплатить штраф в сумме 30 млн сумов.
Пример. Небольшой магазин реализовал табачную продукцию без маркировки. Его чистая выручка составляет около 120 млн сумов, или в среднем 30 млн сумов за квартал. Штраф за нарушение и реализацию немаркированной продукции составит 30 млн сумов. А должностные лица данной фирмы также могут получить штраф в размере 30 млн сумов (1 БРВ – 300 000 сумов).
Речь, таким образом, идет не только о привлечении должностного лица, виновного в нарушении, к административной ответственности. Такие санкции могут привести к тяжелым финансовым последствиям для предприятия, которое решатся торговать немаркированной, возможно контрабандной продукцией, вплоть до банкротства.
Штраф в размере чистой выручки, полученной в последнем отчетном квартале, в котором имела место реализация, является самым крупным штрафом в Налоговом кодексе. Даже за сокрытие (занижение) налоговой базы (ст. 223 НК) штраф составляет 20% от суммы сокрытой (заниженной) налоговой базы. Не было таких санкций и никогда раньше – лет 15 назад за сокрытие (занижение) налоговой базы штраф составлял сумму сокрытой (заниженной) налогооблагаемой базы.
Правоприменительная практика покажет, насколько эти меры эффективны в борьбе с теневой экономикой. Являясь самыми жесткими из всех существующих санкций, они могут способствовать коррупции и не дать того эффекта, который от них ожидает правительство. Мы обязательно вернемся к этой теме в недалеком будущем.