Семнадцатое пленарное заседание Сената начало работу 13 декабря 2018 года в Ташкенте.
Заседание началось с рассмотрения вопроса о Государственном бюджете Республики Узбекистан, бюджетах государственных целевых фондов и основных направлениях налоговой и бюджетной политики на 2019 год.
В 2019 году доходы Государственного бюджета прогнозируются в размере 102,6 трлн сумов, то есть по сравнению с 2018 годом увеличатся на 38%. При этом общая сумма расходов госбюджета составит 107,1 трлн сумов, что на 36,4% больше по сравнению с текущим годом.
При этом расходы Государственного бюджета на социальную сферу составят более 57,8 трлн сумов или 54% всех расходов (рост по отношению к 2018 году — 34,4%). При этом расходы на образование увеличатся на 25,5% по сравнению с текущим годом и составят 28,4 трлн сумов или 49% всех расходов. Расходы на здравоохранение вырастут на 30,5% по отношению к 2018 году и составят 12,1 трлн сумов или 11,3% всех расходов. Расходы на социальные пособия, на материальную помощь малообеспеченным семьям и выплату компенсаций составят 5,2 трлн сумов, что на 61,8% больше, чем в 2018 году.
В рамках государственных программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» на улучшение условий проживания в 478 населенных пунктах за счет всех источников финансирования будет направлено 6,3 трлн сумов. Дефицит Государственного бюджета на 2019 год прогнозируется в размере 1,1% к ВВП.
В соответствии с Концепцией совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан в 2019 году предусматривается снижение ставки налога на прибыль юридических лиц с 14 до 12 процентов, для коммерческих банков – с 22 до 20 процентов. Снижается также налоговая нагрузка на фонд оплаты труда путем введения для всех граждан единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 12 процентов, из них 0,1 процента направляется на индивидуальные накопительные пенсионные счета. Кроме того, предусмотрена отмена страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд, удерживаемых из доходов граждан в виде оплаты труда.
В Государственном бюджете на предстоящий год особое внимание уделено и вопросам совершенствования системы оплаты труда работников бюджетной сферы. Предложено повышать заработную плату, пенсии, социальные выплаты и стипендии каждые полгода в размере не ниже уровня инфляции предыдущего года. С 1 января 2019 года предусматривается определять размеры социальных пособий в абсолютной сумме.
В главном финансовом документе страны намечены конкретные мероприятия по совершенствованию планирования и исполнения Государственного бюджета, дальнейшему развитию и укреплению межбюджетных отношений, повышению заинтересованности органов государственной власти на местах в расширении налогового потенциала территорий, консолидации финансовых потоков бюджетов различного уровня бюджетной системы. Реализация запланированных реформ обеспечит стабильность национальной экономики, успешное выполнение государством своих функций и последовательное развитие страны. По итогам обсуждения принято постановление Сената Олий Мажлиса о Государственном бюджете Республики Узбекистан, бюджетах государственных целевых фондов и основных направлениях налоговой и бюджетной политики на 2019 год.
Сенаторы также рассмотрели и одобрили:
- Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2019 год» (см. подробнее здесь и здесь);
- Закон «О международных договорах Республики Узбекистан» (см. здесь и здесь);
- Закон «Об утверждении Консульского устава Республики Узбекистан» (см. подробнее);
- Закон «О защите потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса» (содержание проекта – здесь);
- Закон «О семеноводстве» (см. информацию о законопроекте);
- Закон «Об установлении Дня работников органов Государственной таможенной службы Республики Узбекистан» (будет отмечаться 26 января, ред.);
- Закон «Об установлении Дня работников сферы геологии Республики Узбекистан» (первое воскресенье апреля, ред.);
- Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование механизмов обеспечения общественного порядка» (о нем мы подробно писали ранее);
- Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование деятельности отдельных государственных органов», который предусматривает внесение изменений и дополнений в 17 законов и 6 кодексов, которые направлены на дальнейшее обеспечение оптимальных условий для выполнения государственными органами поставленных перед ними задач, совершенствование механизма общественного контроля за их деятельностью;
- Закон «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан в связи с совершенствованием механизмов взимания государственной пошлины в судах» (см. подробнее);
- Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием механизмов борьбы с экономическими преступлениями и финансированием распространения оружия массового уничтожения» (о содержании законопроекта – здесь);
- Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием механизма эффективного использования посевных площадей в сельском хозяйстве» (о нем мы писали здесь);
- Закон «О присоединении Республики Узбекистан к Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 года)»;
- Закон «О присоединении Республики Узбекистан к Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву (Женева, 20 декабря 1996 года)»;
- Закон «О присоединении Республики Узбекистан к Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам (Женева, 20 декабря 1996 года)»;
- Закон «О ратификации Договора о стратегическом партнерстве между Республикой Узбекистан и Республикой Таджикистан (Ташкент, 17 августа 2018 года)»;
- Закон «О ратификации Соглашения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических учений государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества (Душанбе, 28 августа 2008 года)».
По материалам Сената Олий Мажлиса.