Государственным налоговым комитетом принято «Положение о проведении налогового аудита» (рег. № 3251 от 30.06.2020 г.).
В соответствии с Налоговым кодексом налоговый аудит проводится налоговыми органами в целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов налогоплательщиком за конкретный период, путем изучения и сопоставления его бухгалтерской, финансовой, статистической, банковской и другой документации.
Ревизия финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика в рамках уголовного дела проводится в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального и Налогового кодексов.
В соответствии с Положением налоговый аудит проводится у налогоплательщиков:
- с высокой степенью вероятности налогового риска, выявленной через автоматизированную информационную систему анализа рисков налоговых органов («риск-анализ»);
- с высокой степенью вероятности налогового риска, которые не представили уточненные расчеты по налогам в ответ на требование налогового органа по итогам камеральной проверки (в том числе, после уточненного требования), не представили основания по выявленным несоответствиям или представленные основания признаны недостаточными;
- добровольно прекративших свою деятельность;
- против которых возбуждено уголовное дело;
- у которых выявлены новые обстоятельства, не известные налоговым органам, в период ранее проведенного налогового аудита.
Налоговый аудит проводится:
- государственными налоговыми управлениями Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента у налогоплательщиков, зарегистрированных в качестве налогоплательщика на их подведомственных территориях;
- межрегиональными государственными налоговыми инспекциями по крупным налогоплательщикам – у крупных налогоплательщиков;
- Государственным налоговым комитетом – у налогоплательщиков с высокой степенью вероятности налогового риска.
Положением предусмотрено, что налоговый аудит:
- проводится на основании приказа налогового органа, в котором указываются: основания для проведения аудита, наименование и ИНН налогоплательщика, Ф.И.О. лиц, проводящих аудит, срок и цели проведения аудита. Одновременно утверждается программа аудита;
- может проводиться через 30 дней после того как налоговый орган отправляет сообщение налогоплательщику о проведении аудита;
- начинается в день вручения налогоплательщику (налоговому агенту) приказа о назначении налогового аудита;
- завершается в день подписания акта проверки;
- не может продолжаться более 30 дней. Срок проведения налогового аудита может быть продлен в соответствии со статьей 142 НК;
- охватывает только период, следующий за последним налоговым аудитом, по которому не истек срок исковой давности;
- проводится не более одного раза у налогоплательщика по одним и тем же налогам за один и тот же период, за исключением случаев выявления новых обстоятельств, которые не были известны налоговому органу при проведении налогового аудита;
- проводится после заполнения Книги регистрации проверок налогоплательщика.
В течение 3 дней после завершения налогового аудита результаты аудита вносятся в Единую систему электронного учета проверок.
В Положении прописан порядок:
- отправки налоговым органом документов налогоплательщику в рамках проведения налогового аудита, до проведения аудита;
- назначения налогового аудита;
- организации и проведения налогового аудита;
- проведения налогового аудита у ликвидируемых налогоплательщиков;
- проведения осмотра зданий и территорий;
- затребования документов у проверяемого налогоплательщика;
- затребования документов (информации) у третьих лиц;
- изъятия документов и носителей электронной информации.
В документе также перечислены участники проведения налогового аудита и указан порядок оформления результатов налогового аудита.
Документ опубликован на государственном языке в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 30.06.2020 г.
Баходир Каюмов.