Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

Проекты НПА на Едином портале: Изменения в Налоговый кодекс

18.11.2015

На государственном портале обсуждается проект закона «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2016 год».

 

 

Полномочия Минфина и ГНК

 

Внесенными дополнениями предлагается закрепить в Налоговом кодексе право Министерства финансов и Государственного налогового комитета принимать нормативно-правовые акты, затрагивающие вопросы налогообложения.

 

 

Еще одна безнадежная задолженность

 

В соответствии с проектом безнадежной будет признаваться задолженность умершего физлица по уплате не только налога на доходы физлиц и фиксированного налога, но также и страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд.

 

 

Дополнительные меры по обеспечению исполнения налоговых обязательств

 

Проектом планируется скорректировать понятие мер по обеспечению исполнения обязательств по уплате налогов и других обязательных платежей. Так, к ним предлагается отнести:

 

- для юрлиц и индивидуальных предпринимателей в части предпринимательской деятельности – требование о погашении налоговой задолженности, направляемое  органом налоговой службы, не позднее трех рабочих дней после истечения срока уплаты налогов и других обязательных платежей;

 

- для физлиц, за исключением индивидуальных предпринимателей в части предпринимательской деятельности, – обращение органа налоговой службы в суд с заявлением о взыскании с физлица налоговой задолженности после истечения сроков исполнения налоговых обязательств, за исключением случаев, когда сумма задолженности меньше установленного законодательством минимального размера для обращения взыскания на имущество.

 

Предлагается, что если индивидуальный предприниматель в течение 10 дней со дня получения им соответствующего требования не погасит налоговую задолженность и если в результате применения мер бесспорного взыскания налоговой задолженности с банковских счетов налогоплательщика она так и не будет погашена, то органы налоговой службы вправе обращать взыскание на суммы, причитающиеся налогоплательщику от его дебиторов.

 

Предусматривается ответственность не только для юрлиц, но и для индивидуальных предпринимателей в случае непогашения ими налоговой задолженности в течение 30 дней со дня получения требования и если в результате вышеперечисленных мер налоговая задолженность в сумме, превышающей установленный законодательством минимальный размер для обращения взыскания на имущество, остается непогашенной, то обращается взыскание на имущество налогоплательщика.

 

 

Корректируются случаи, когда операции по счетам приостановят

 

Подвергнутся корректировке случаи, когда орган налоговой службы вправе обратиться в суд с заявлением о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках. Помимо ранее предусмотренных случаев основанием будет являться также непредставление в установленный срок налогоплательщиком обоснования расхождений либо уточненной налоговой отчетности по результатам камерального контроля. Напомним, что другими случаями являются:

 

- воспрепятствование налогоплательщиком проведению налоговой проверки или отказ в допуске должностных лиц органа налоговой службы для обследования территорий, помещений, в том числе мест, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объекта налогообложения;

 

- отсутствие налогоплательщика по заявленному адресу;

 

- непредставление в установленный срок налогоплательщиком налоговой и(или) финансовой отчетности.

 

 

Смягчение санкций

 

Предполагается смягчить санкцию за хранение неоприходованных товаров, за исключением случаев подтверждения их законного происхождения. Это нарушение повлечет штраф в размере 20% от стоимости неоприходованного товара. На сегодняшний день штраф составляет всю его стоимость.

 

 

Что матпомощь, а что – нет?

 

Изменения коснутся порядка отнесения материальной помощи к расходам налогоплательщика при расчете налога на прибыль. Так, к расходам на оплату труда, а именно к выплатам стимулирующего характера, вычитаемым при определении налогооблагаемой прибыли, будет относиться матпомощь, не указанная в пункте 16 статьи 178 НК. Эта же матпомощь, наряду с оказанной в связи с трудовым увечьем или иным повреждением здоровья работника, со смертью члена семьи работника либо членам семьи в связи со смертью работника, не будет относиться к невычитаемым расходам. 

 

Документом планируется уточнить, в связи с какими событиями и случаями, произошедшими с работниками, а также мероприятиями личного характера, не связанными с результатами выполняемой работы, может оказываться материальная помощь. К ним будут отнесены рождение ребенка, вступление в брак работника либо его детей. Таким образом, перечень случаев оказания матпомощи, в которых она будет льготируемой и относиться к прочим доходам, планируется сделать закрытым. В остальных же случаях, не предусмотренных пунктом 16 статьи 178 НК, матпомощь приравнивается к выплатам стимулирующего характера по статье 173 НК, следовательно, будет облагаться НДФЛ и социальными отчислениями.

 

 

 

Налог плюс пеня

 

Проектом уточняется, что при неудержании источником выплаты суммы налога на прибыль юрлиц или при неправомерном применении положений международного договора Узбекистана, повлекшем неудержание или неполное удержание данного налога, резидент или нерезидент республики, осуществляющий деятельность в Узбекистане через постоянное учреждение, обязан внести в бюджет сумму неудержанного налога на прибыль юрлиц и связанную с ним сумму пени в соответствии с законодательством.

 

 

Порядок возврата излишне уплаченных налогов нерезидентов определит Минфин и ГНК

 

Проектом предусматривается, что порядок возврата излишне уплаченной суммы налога на прибыль с доходов нерезидентов Узбекистана, полученных ими от реализации имущества, будет устанавливаться Министерством финансов и ГНК. В действующей же редакции Налогового кодекса такой возврат осуществляется на общих основаниях в порядке, определенном статьей 57 НК.

 

 

Льготы созаемщикам по кредитам на строительство жилья

 

Предлагается не облагать налогом суммы зарплаты и другие доходы физлиц, подлежащие налогообложению, направляемые на погашение ипотечных кредитов и начисленных на них процентов, полученные не только застройщиками, осуществляющими строительство индивидуального жилья в сельской местности по типовым проектам за счет кредитов банков, но и членами их семей, выступающими созаемщиками по указанным кредитам.

 

 

Корректируются сроки сдачи сведений о доходах нерезидентов

 

Проектом предусматривается дополнить Налоговый кодекс нормой, определяющей срок предоставления сведений о суммах начисленных и фактически выплаченных доходов и суммах удержанных налогов на доходы физлиц – нерезидентов Узбекистана, осуществляющих деятельность в республике через постоянное учреждение, по итогам года. Эти сведения будут подаваться  до 25 марта года, следующего за отчетным.

 

 

Услуги в аэропортах и самолетах – без НДС

 

Согласно изменениям предполагается, что услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах Узбекистана и в его воздушном пространстве по обслуживанию воздушных судов (не только иностранных), включая аэронавигационное, освобождаются от обложения НДС.

 

 

Зачет НДС по горячей воде и отоплению

 

Предусматривается внести изменения в порядок корректировки суммы НДС, относимой в зачет: по тепловой энергии, отпускаемой населению сверх утвержденных норм потребления на горячее водоснабжение при отсутствии приборов учета и центральное отопление, также предусмотрено исключение ранее отнесенного в зачет НДС.

 

 

Счет-фактура – по электронке

 

Внесенными изменениями в Кодекс будет закреплено то, что счет-фактура может составляться в бумажном виде или в форме электронного документа.

 

 

 

Заявление на возврат излишне уплаченного НДС пишите в срок

 

Проектом обозначен срок – 12 месяцев, не позднее которого налогоплательщику необходимо подать заявление о возвращении на банковский счет превышения НДС, образовавшегося за счет оборота, облагаемого по нулевой ставке. При этом очередность путей возврата сохранена, а срок установлен после окончания того отчетного периода, в котором образовалось превышение. 

 

 

 

Отчетный период по акцизу


Проектом предусматривается изменить налоговый период по акцизному налогу с квартала на месяц. Расчет налога будет представляться в налоговые органы по месту налогового учета ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. Уплата акцизного налога будет производиться в эти же сроки, а текущие платежи, соответственно, будут отменены.

 

 

 

Извещения об уплате налогов физлиц – только под роспись

 

Согласно проекту платежные извещения об уплате налога на имущество физлиц и земельного налога должны будут вручаться налогоплательщику ежегодно не позднее 1 мая под роспись или иным способом, подтверждающим факт и дату получения платежного извещения.

 

 

За нежилое помещение физлица – налоги по ставкам юрлица

 

Проектом планируется привести в соответствие порядок применения ставок земельного налога и налога на имущество физлиц по нежилым помещениям. Учитывая, что по нежилым помещениям, принадлежащим физлицам, налог на имущество ими уплачивается по ставкам юрлиц, то и по земельным участкам, занятым под нежилыми помещениями, также будут применяться ставки земельного налога для юрлиц.

 

 

Малая налогооблагаемая база – не плати налог на благоустройство

 

Изменения коснутся микрофирм и малых предприятий, не перешедших на уплату ЕНП, из категории неплательщиков текущих платежей по налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры. Теперь субъекты малого предпринимательства вправе будут не уплачивать текущие платежи по этому налогу только при условии, что налогооблагаемая база за отчетный период не будет превышать 200 МРЗП.

 

 

Предлагается изменить отчетный период по ЕСП и страховому взносу


Предусматривается установить отчетный период по ЕСП и страховым взносам в один месяц. Это значит, что расчет по этим платежам будет представляться ежемесячно нарастающим итогом не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным. По итогам же года срок не меняется и ограничивается сроком представления годовой финансовой отчетности. Будет скорректирован и срок ежемесячной уплаты ЕСП и страховых взносов: теперь он так же, как и срок сдачи отчета, продлевается до 25 числа следующего месяца.

 

Нерезиденты Узбекистана, осуществляющие деятельность в республике через постоянное учреждение, должны будут представлять годовой расчет до 25 марта года, следующего за отчетным.

 

 

 

Страховые взносы для главы дехканского хозяйства

 

Планируется ввести для главы дехканского хозяйства обязательные страховые взносы в сумме не менее 4,5 МРЗП в год, для остальных же членов хозяйства сохранена добровольность их уплаты в том же размере. 

 

 

Кто не платит пошлину в судах

 

Проектом расширен перечень лиц, которые освобождаются от уплаты госпошлины в судах общей юрисдикции. Это:

 

- юрлицо, на которого в соответствии с законодательством возложены функции заказчика при строительстве индивидуального жилья по договору с индивидуальным застройщиком в сельской местности по типовым проектам – по искам о разрешении споров с индивидуальными застройщиками по вопросам этого строительства;

 

- коммерческие банки, на которые возложена выдача льготных кредитов на строительство индивидуального жилья в сельской местности по типовым проектам, – по искам о взыскании кредиторской задолженности заемщиков по льготным ипотечным кредитам, выданным для этого строительства.

 

 

Перейти на уплату НДС на добровольной основе можно будет без заявления

 

Предприятиям торговли и общественного питания проектом планируется предоставить право перейти на уплату НДС на добровольной основе с начала отчетного года без представления письменного уведомления в налоговый орган по месту регистрации.

 

Проект содержит ряд других изменений. При этом стоит помнить, что проект находится на стадии согласования и может быть изменен, скорректирован или отклонен.

 

Ирина АХМЕТОВА,

Елена ЕРМОХИНА,

наши эксперты.


Комментарии (9)

Добавить комментарий

Гость_ :

2015-11-19 10:18:50

Абсолютно не согласна с предлагаемыми изменениями по срокам сдачи ЕСП и страховому взносу с квартального на ежемесячный. Что это изменит? Ежемесячные платежи мы и так производим в срок. Квартальный отчет является лишь подтверждением вносимых начислений. Это вновь только увеличит обязанности микрофирм и малых предпринимателей и поставит их в дополнительную  зависимость от фискальных органов и дополнительную возможность взыскивать штраф и пени.

Гость_ :

2015-11-19 14:58:08

   1.Я тоже не поддерживаю предлагаемыми изменениями по срокам сдачи отчетности по ЕСП и страховому взносу с квартального на ежемесячный. Это только усложнит работу малых предприятий. Штраф за несвоевременное выставление платежного поручения введен, пеню в любом случае начисляют. Зачем же еще добавлять головной боли с ежемесячными отчетами?
2.Не очень понятно по возврату НДС. Если документы по возврату подаются по итогам года, то с учетом сложности сдачи таких документов, получается что 1 квартал предыдущего года будет выпадать по срокам возврата. Это как то не очень правильно. Наверно лучше дать срок в течение 12 месяцев после сдачи годовой финансовой отчетности.
 
Подробнее: http://www.norma.uz/novoe_v_zakonodatelstve/proekty_npa_na_edinom_portale_izmeneniya_v_nalogovyy_kodeks

Гость_ :

2015-11-19 22:44:26

за хранение и реализацию неоприходованных  товаров надо 5 % а не 20 % ... торговая фирма в течение 3-4 года работает и по 2262 счету идет оплата на ЕД-НАЛОГ, в это время налог оплачавает.  если ЕД-Налог оплачен по реализации  неоприходованных товаров пусть тогда во время проверки вернут это оплаченный налог для погошения штрафов.
малый бизнес должен развиваться и стать  средным бизнесом , а после проверки закрыться.

Гость_ :

2015-11-24 17:18:52

Статьи 57 и 58 НК РУз устанавливает срок возврата излишнее уплаченных налогов и обязательных платежей в течение 30 (тридцать) дней с даты подачи заявления налогоплательщиком. И обязанность эта не налоговых органов, а финансовых и других соответствующих органов. А если эта норма не выполняется этими органами, т.е. нарушают нормы НК РУз, то на какой орган подать жалобу в прокуратуру? Почему налоговые органы не наказывают этих "финансовых и других соответствующих органов" за нарушение НК??? Чтобы не наказывать этих своих "финансовых и других соответствующих органов" предлагаю ввести в НК норму, где будет сказано "В случае недостаточности поступающих средств на соответствующий счет бюджета или целевого фонда недостающая сумма для возврата перечисляется из областного и республиканского счета". Может у кого ещё лучшее предложение будет!!!  

Гость_ :

2015-11-26 18:47:31

   Как хорошо было-отчет раз в квартал. Зачем опять усложнять!

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_