Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак скорректировать зачет НДС на основании статьи 270 Налогового кодекса Как сформировать прочие затраты производственного характера Как разработать график документооборота по экспортной сделке

Проекты НПА на Едином портале: налоги с доходов от контролируемых иностранных организаций

23.02.2016

На госпортале для обсуждения представлен проект закона "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан", разработанный Государственным налоговым комитетом

 

 

 

Предложения по изменению НК касаются налогообложения доходов, получаемых от контролируемых иностранных организаций.

 

Для понимания того, кто такие контролируемые лица, как учитываются доходы, полученные от них, и каким образом контролируются плательщики налога с этих доходов, предлагается ввести дополнительную главу 65 в раздел XXI НК.


 

Контролируемые иностранные организации и контролирующие лица (новая статья 393).

 

С целью отнесения иностранной организации к «контролируемой иностранной организации» должен одновременно соблюдаться ряд условий:

 

- иностранная организация не является налоговым резидентом Узбекистана в соответствии с НК;

 

- она зарегистрирована в юрисдикции, которая включена в утверждённый перечень стран и территорий, дающих льготный режим для налогообложения прибыли (оффшоры);

 

- она находится под контролем юридического и (или) физического лица, признаваемого налоговым резидентом Узбекистана в соответствии с НК или международными договорами (соглашениями) в области налогообложения.

 

Понятие «налоговый резидент» – это также новый термин, который предложено внести в НК. В соответствии с предлагаемой формулировкой налоговые резиденты  – это физические и юридические лица, зарегистрированные в Республике Узбекистан, которые владеют акциями, долями в уставном капитале в контролируемых ими иностранных организациях с целью получения определенной прибыли (дохода) и являются контролируемыми лицами.

 

В вводимой статье 393 НК определены параметры, по которым лицо будет  признано контролирующим лицом (налоговым резидентом). Оно должно  прямо, косвенно или конструктивно владеть более 25% капитала иностранной организации, которая создана в соответствии с законодательством иностранного государства.

 

Под осуществлением контроля над иностранной организацией предлагается понимать оказание или возможность оказывать влияние на решения, принимаемые в отношении распределения полученной прибыли (дохода) в силу прямого или косвенного участия в такой организации или участия в соответствии с договором (соглашением), предметом которого является управление этой организацией, либо иных особенных отношений.

 

Каким образом будет происходить учет налоговых резидентов?

 

Порядок уведомления об участии в иностранных организациях предлагается установить нормами новой статьи 394 НК.

 

Согласно предложенному порядку налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Узбекистана, представляют в налоговый орган уведомление о своем участии в иностранной организации. Уведомление об участии в них представляется налоговыми резидентами республики в отношении:

 

- иностранных организаций, являющихся налоговыми резидентами государства (территории), включенного в утвержденный перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения;

 

- иностранных организаций, в отношении которых нет данных о государстве (территории) их налогового резидентства, если доля прямого и (или) косвенного участия налогоплательщика в этих организациях составляет не менее 25%, а также в отношении иностранных организаций, для которых налогоплательщик признается контролирующим лицом. Следует отметить, что, исходя из предлагаемой формулировки статьи, не обязательно должны соблюдаться оба условия – и владение 25%, и контроль. Возможны случаи, когда контроль может осуществляться без условия владения капиталом, а посредством соглашений и иных договоров;

 

- структур (в частности, фондов, партнерств, товариществ, иных форм осуществления коллективных инвестиций), созданных в соответствии с законодательством иностранного государства (территории).

 

 

Указанное уведомление должно будет представляться в срок не позднее одного месяца с даты возникновения оснований для его представления.  В соответствии  с предлагаемыми условиями, если в течение календарного года доля участия налогоплательщика в иностранной организации не изменялась либо основания для представления уведомления возникли до начала календарного года, уведомление об участии в иностранной организации представляется не позднее одного месяца, следующего за этим календарным годом.

 

Уведомление должно будет представляться по месту нахождения лица – налогового резидента (месту регистрации, месту жительства). При этом юрлица – налоговые резиденты представляют уведомление по установленным формам в электронной форме, физлица – налоговые агенты вправе представить указанные уведомления на бумажном носителе или в электронной форме.

 

Порядок представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях определяется и утверждается Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом.

 

Как будет определяться прибыль (доход), полученная налоговым резидентом?

 

С целью определения и понимания прибыли (дохода), полученной налоговым резидентом, предлагается дополнить  НК статьей 395.

 

Прибыль (доход) налогового резидента – это доходы в виде начисленной доли прибыли контролируемой иностранной организацией по данным ее финансовой отчетности за текущий финансовый год после проведения аудиторской проверки, если организация подлежит обязательному аудиту.

 

Также в редакции статьи предусматриваются ситуации, в которых невозможно определить причитающуюся сумму прибыли. В этом случае прибыль должна быть подтверждена иными документами, позволяющими ее определить (выписки с расчетных счетов иностранной контролируемой организации, первичные учетные документы бухгалтерского учета, подтверждающие документы о произведенных операциях иностранной организацией, протокольное решение учредителей о распределении прибыли и др.).

 

Так как организации являются иностранными юрлицами, то в большинстве случаев прибыль (доход) будет выражена в иностранной валюте. Предлагается проводить  пересчет в национальную валюту с применением официального курса иностранной валюты к суму, установленного ЦБ на последнее число календарного года.

 

Какой предлагается порядок учета прибыли контролируемой организации при налогообложении?

 

Вновь вводимой статьей 396 определяется, что начисленная доля прибыли контролируемой иностранной организацией учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика – контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в контролируемой иностранной организации, а также периоду, на протяжении которого налогоплательщик признается контролирующим лицом, если продолжительность такого периода меньше налогового периода.

 

При невозможности определения доли участия налогового резидента в контролируемой иностранной организации причитающаяся доля прибыли определяется расчетным путем, на основании имеющейся у налоговых органов информации, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в порядке, устанавливаемом ГНК и Минфином.

 

В случае если налоговый резидент косвенно участвует в контролируемой иностранной организации через иные контролируемые организации, то:

 

- из доли прибыли, причитающейся налоговому резиденту, вычитается сумма прибыли иных контролирующих лиц, через которых осуществляется косвенное участие в контролируемой иностранной организации;

 

- предоставление информации о причитающейся налоговому резиденту доли прибыли контролируемой иностранной организации при косвенном участии через иные контролируемые организации осуществляется в соответствии с заключенным соглашением указанных сторон.

 

Исходя из понимания предлагаемой редакции пункта налоговый резидент, который передал свои акции в управление любой другой иностранной компании и заключил с ней договор (соглашение), при получении дохода может вычесть сумму расходов, понесенных им в связи с управлением активами, определяемыми на основании соглашения или договора с управляющей организацией.

 

Для точности понимания определений, установленных статьей 22 НК, предлагается внести в них дополнения:

 

косвенное владение – это владение акциями, долями в уставном капитале резидентом Узбекистана в контролируемых им иностранных организациях, которые переданы в управление через зарубежные структуры: корпорации, товарищества, трасты, управляющие компании и активы под управлением администратора наследства;

 

конструктивное владение – это лицо, владеющее акциями, которыми прямо или косвенно владеют некоторые связанные с ним лица или структуры. К ним относятся: ближайшие члены семьи данного лица (супруг/супруга, дети, внуки, родители) (есть исключение для неграждан-нерезидентов); товарищества, а также активы под управлением администратора наследства (владельцами акций признаются в соответствующих долях участники товарищества или наследники); трасты (владельцами акций признаются в соответствующих долях бенефициары траста, но если учредитель или другое лицо сохранили фактический контроль над активами, то владельцем акций признается это лицо); корпорации, в которых данное лицо прямо или косвенно владеет не менее 10% акций от суммы уставного капитала (владельцем акций, принадлежащих корпорации, признается в соответствующей пропорции этот акционер);

 

налоговый резидент – это физические и юридические лица, зарегистрированные в Узбекистане, которые владеют акциями, долями в уставном капитале в контролируемых ими иностранных организациях с целью получения определенной прибыли (дохода) и являются контролируемыми лицами.

 

Как будут облагаться доходы, полученные от контролируемых иностранных организаций?

 

Для юрлиц – плательщиков общеустановленных налогов указанные доходы будут относиться к статье «Прочие доходы» (изменения предлагается внести в статью 132 НК). Таким образом, учитываясь в составе налогооблагаемой прибыли, рассматриваемые доходы будут облагаться по установленной ставке налога на прибыль.

 

Соответственно эти же прочие доходы будут учитываться при расчете налогооблагаемой базы по ЕНП (согласно статье  355 НК). Применяемая ставка налога будет соответствовать ставке ЕНП для основного вида деятельности.

 

Для физлиц доходы, полученные от контролируемой иностранной организации,  будут признаваться в качестве имущественного дохода (изменения предлагается внести в статью 176 НК). Как доходы, полученные из источников за пределами Узбекистана, они будут облагаться на основании декларации.

 

Как будет осуществляться контроль и какие санкции могут быть применены к налоговому резиденту при нарушении порядка учета и обложения доходов, полученных от контролируемых иностранных организаций?

 

Для осуществления контроля за полнотой отражения и начисления налога, подлежащего уплате по доходам, полученным  налоговым резидентом от контролируемых иностранных организаций, предлагается внести изменения и дополнения в следующие статьи НК:

 

1)      статья 101 дополняется  частью седьмой следующего содержания:

 

«Акт налоговой проверки контролируемых иностранных организаций направляется контролируемому лицу по почте заказным письмом по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков. Датой вручения этого акта считается врученной по истечении трех дней после отправки заказного письма;

 

Завершением налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику акта налоговой проверки»;

 

2)      НК дополняется  статьей 114-1 в следующей редакции:

 

«Статья 114-1. Невключение в налоговую базу налогового резидента начисленной доли прибыли контролируемой иностранной организацией

 

Неуплата или неполная уплата сумм налога налоговым резидентом из-за невключения в налоговую базу по налогу на прибыль, единому налоговому платежу или налогу на доходы физических лиц начисленной доли прибыли контролируемой иностранной организацией влечет наложение штрафа в размере 20 % от суммы доли прибыли начисленной контролируемой иностранной организацией налоговому резиденту.

 

При этом производятся доначисления налоговых и других обязательных платежей налоговому резиденту на суммы, не включенные в налоговую базу по начисленной доле прибыли контролируемой иностранной организацией»;

 

3)      статью 115 предлагается  изложить в следующей редакции:

 

«Статья 115. Нарушение порядка представления налоговой отчетности

 

За несвоевременное представление налоговой отчетности или непредставление обоснования выявленных расхождений либо уточненной налоговой отчетности в установленный срок по результатам камерального контроля, а также несвоевременное представление за календарный год контролирующим лицом в орган государственной налоговой службы уведомления о контролируемых им иностранных организациях с целью получения дохода или представления контролирующим лицом в орган государственной налоговой службы недостоверного уведомления о контролируемых иностранных организациях налоговый резидент (должностное лицо или физическое лицо) привлекается к административной ответственности в установленном законодательством порядке».

 

4)      статью 128  предлагается дополнить частью следующего содержания:

 

«При наличии убытков прошлых периодов, подлежащих переносу в текущий налоговый период, налогооблагаемая база уменьшается на сумму переносимых убытков в соответствии со статьей 161 настоящего Кодекса.

 

Налогооблагаемая база, определяемая контролирующими лицами по начисленной доле прибыли контролируемых ими иностранных организаций, не подлежит уменьшению на величину расходов по прочей деятельности, а также убытков, полученных от прочей деятельности таких лиц».

 

Проект закона находится на стадии согласования и может быть изменен, скорректирован или отклонен.

 

Гузаль ИСЛАМОВА, наш эксперт.


Комментарии (2)

Добавить комментарий
Ошибка: Xbb_Tags_Simple не найден.

Гость_комент :

2016-02-24 10:46:12

"конструктивное владение – это лицо, владеющее акциями, которыми прямо или косвенно владеют некоторые связанные с ним лица или структуры" - некорректное определение, потому что "владение" это действие, которое никак не может быть "лицом"

Гость_комент :

2016-02-24 10:51:05

    "Датой вручения этого акта считается врученной по истечении трех дней после отправки заказного письма" - в принципе смысл понять можно, если основательно подумать, но может как-нибудь более внятно написать про дату вручения?

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_