Президент утвердил Концепцию по реформированию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан в 2020–2023 годах и «Дорожную карту» по ее реализации.
Главные приоритеты концепции:
- дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в таможенной сфере;
- развитие институциональных основ деятельности и объектов инфраструктуры таможенных органов с оптимальным использованием имеющихся сил и средств;
- обеспечение прозрачности и эффективности деятельности таможенных органов посредством внедрения современных и передовых информационно-коммуникационных технологий в таможенную сферу в рамках цифровой экономики;
- совершенствование реализации фискальной функции таможенных органов, упрощение тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- борьба с контрабандой и нарушениями таможенного законодательства;
- подготовка, переподготовка и дальнейшее повышение квалификации и навыков сотрудников таможенных органов, усиление их социальной защиты;
- дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества с международными организациями и таможенными службами зарубежных стран.
Документом предусмотрены нововведения, внедряемые в три этапа:
а) с 1 августа 2020 года организации ж/д транспорта в режиме реального времени на безвозмездной основе предоставляют в таможенные органы информацию о перемещении внутри страны вагонов и контейнеров, находящихся под таможенным контролем, путем интеграции своих информационных систем с информационными системами таможенных органов;
б) с 1 сентября 2020 года таможенная информационная система «Единое окно» внедряется на приграничных таможенных постах;
в) с 1 ноября 2020 года:
- время оформления ГТД сокращается с 3 суток до 1 дня в зависимости от уровня риска;
- сокращаются случаи таможенного сопровождения товаров, кроме случаев, установленных законодательством, с расширением использования альтернативных видов таможенного контроля;
- система управления рисками ГТК внедряется на автодорожных приграничных таможенных постах;
- при временном ввозе транспортных средств перевозчик может в режиме реального времени в электронной форме заблаговременно до истечения срока обратного вывоза продлить его и оплату причитающегося сбора;
- в таможенном режиме «переработка на таможенной территории» методика идентификации и оценки нормы выхода продуктов переработки разрабатывается самим субъектом предпринимательства.
На ГТК возложены дополнительные задачи и предоставлены новые полномочия:
- осуществлять таможенный аудит товаров и транспортных средств с выездом на места их хранения и реализации;
- проводить проверки ведения учета ввозимых и (или) вывозимых товаров и транспортных средств, в том числе документов бухгалтерского учета и отчетности, а также первичных документов.
В структуре комитета произошли изменения. Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенного законодательства преобразовано в Главное управление по борьбе с контрабандой и таможенного аудита, а Управление таможенной экспертизы и ведения товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности – в Управление по контролю нетарифного регулирования во внешнеэкономической деятельности и таможенной экспертизы. Перед этими подразделениями поставлены дополнительные задачи.
Олег Заманов.