Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

Усиливаются меры для борьбы с терроризмом

27.04.2016

Законом ЗРУ-405 от 25.04.2016 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» внесены изменения в ряд нормативно-правовых актов, связанных с пресечением терроризма.

 

В Закон «О борьбе с терроризмом» от 15.12.2000 г. № 167–II включены такие понятия как:

 

финансирование терроризма – деятельность, направленная на обеспечение существования, функционирования, финансирования террористической организации, выезда за границу либо передвижения через территорию Республики Узбекистан для участия в террористической деятельности, подготовку и совершение террористической акции, прямое или косвенное предоставление или сбор любых средств, ресурсов, иных услуг террористическим организациям либо лицам, содействующим или участвующим в террористической деятельности;

 

террорист – лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности, а также осуществившее выезд за границу либо передвижение через территорию Республики Узбекистан для участия в террористической деятельности.

 

В перечень госорганов, осуществляющих борьбу с терроризмом, включен Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генпрокуратуре.

 

Теперь в полномочия Департамента также входит:

 

- осуществление мониторинга операций с денежными средствами или иным имуществом для выявления и пресечения фактов финансирования терроризма;

 

-  принятие решения о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;

 

- осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

 

В Законе «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма» от 26.08.2004 г. № 660–II изложены основные понятия и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

 

Доходы, полученные от преступной деятельности, – денежные средства и иное имущество, полученные в результате совершения преступления, а также любая прибыль или выгода, полученные от использования такого имущества, а равно превращенные или преобразованные полностью или частично в другое имущество либо приобщенные к имуществу, приобретенному за счет законных источников;

 

легализация доходов, полученных от преступной деятельности, – уголовно наказуемое общественно опасное деяние, представляющее собой придание правомерного вида происхождению собственности (денежных средств или иного имущества) путем ее перевода, превращения или обмена, а равно сокрытие либо утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении денежных средств или иного имущества либо его принадлежности, если денежные средства или иное имущество получено в результате преступной деятельности;

 

замораживание денежных средств или иного имущества – запрет на перевод, конверсию, распоряжение или перемещение денежных средств или иного имущества;

 

приостановление операции – приостановление исполнения поручений клиента о переводе, конверсии, передаче во владение и пользование другим лицам денежных средств или иного имущества, а также совершении других юридически значимых действий;

 

финансирование терроризма – уголовно наказуемое общественно опасное деяние, направленное на обеспечение существования, функционирования, финансирования террористической организации, выезда за границу либо передвижения через территорию Республики Узбекистан для участия в террористической деятельности, подготовку и совершение террористической акции, прямое или косвенное предоставление или сбор любых средств, ресурсов, иных услуг террористическим организациям либо лицам, содействующим или участвующим в террористической деятельности».

 

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

 

- организовывать и внедрять системы внутреннего конт­роля;

 

- осуществлять процедуры идентификации и принимать меры по надлежащей проверке клиентов, в том числе верификацию и регулярное обновление данных о клиенте и их собственниках;

 

- идентифицировать собственников и лиц, контролирующих клиентов, а также принимать доступные меры по проверке их личности;

 

- принимать меры по выявлению и оценке своих рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования терроризма, документально фиксировать эти риски и принимать меры по их снижению;

 

- в случае невозможности применения мер по надлежащей проверке клиента, отказать в открытии счета, проведении операции, во вступлении в деловые отношения и прекратить уже имеющиеся, а также направить сообщение о подозрительной операции в специально уполномоченный государственный орган;

 

- направлять сообщения о подозрительных операциях в специально уполномоченный государственный орган, в том числе о попытках их совершения, в установленном порядке не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их выявления;

 

- сверять участников операции с перечнем лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения;

 

- безотлагательно и без предварительного уведомления приостановить операцию, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет юридического или физического лица, и (или) заморозить денежные средства или иное имущество лиц, включенных в перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения, а также направить сообщение о подозрительной операции в специально уполномоченный госорган.

 

Порядок приостановления операций, замораживания денежных средств или иного имущества, предоставления доступа к замороженному имуществу и возобновления операций лиц, включенных в перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения, определяется специально уполномоченным государственным органом по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами.

 

 

 

В Уголовном кодексе из диспозиции статьи, предусматривающей ответственность за терроризм, исключена деятельность по финансированию терроризма, в связи с тем, что вводится отдельная статья, предусматривающая ответственность за такое деяние. За деятельность, направленную на обеспечение существования, функцио­нирования, финансирования террористической организации, выезда за границу либо передвижения через территорию Узбекистана для участия в террористической деятельности, подготовку и совершение террористической акции, прямое или косвенное предоставление или сбор любых средств, ресурсов, иных услуг террористическим организациям либо лицам, содействующим или участвующим в террористической деятельности. Наказание за данное преступление предусмотрено в виде лишения свободы от 8 до 10 лет.

 

Те же действия, совершенные повторно или опасным рецидивистом, должностным лицом, организованной группой наказываются лишением свободы от 10 до 15 лет.

 

Лицо, участвовавшее в финансировании терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом активно способствовало предот­вращению наступления тяжких последствий и реализации целей террористов, если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

 

Теперь также предусмотрено уголовное наказание в виде штрафа от 300 до 600 МРЗП или исправительных работ до трех лет либо лишение свободы от пяти до семи лет за выезд за границу либо передвижение через территорию Узбекистана для участия в террористической деятельности.

 

Вербовка лиц в целях прохождения обучения для осуществления террористической деятельности или выезда за границу либо передвижения через территорию Узбекистана для участия в террористической деятельности наказывается лишением свободы от 8 до 10 лет.

 

При этом лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно сообщило органам власти о попытке выезда или передвижения, прохождении обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях осуществления террористической деятельности, активно способствовало раскрытию совершенного преступления или выявлению других лиц, прошедших выезд, передвижение или обучение, осуществлявших, организовавших либо финансировавших такое обучение, а также мест его проведения, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

 

Уголовная ответственность теперь грозит за хранение с целью распространения либо демонстрацию атрибутики или символики религиозно-экс­тремистских, террористических организаций в виде штрафа от 200 до 400 МРЗП или исправительных работ до трех лет либо ареста до шести месяцев или ограничения свободы от одного года до трех лет, или лишения свободы до трех лет.

 

За распространение либо демонстрацию атрибутики или символики религиозно-экстремистских, террористических организаций – штраф от 300 до 400 МРЗП или арест до шести месяцев, или ограничение свободы от трех до пяти лет либо лишение свободы от трех до пяти лет.

 

Вышеуказанные действия, совершенные с использованием финансовой или иной материальной помощи, полученной от религиозных организаций, а также от иностранных государств, организаций и граждан, либо с использованием средств массовой информации либо сетей телекоммуникаций, Интернета, наказываются лишением свободы от пяти до восьми лет.

 

Создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях совершенные с вовлечением несовершеннолетнего наказываются лишением свободы от 15 до 20 лет.

 

С полным текстом данных документов, с комментариями и ссылками на связанные с ними другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан». 

 

 

Обзор «Новое в законодательстве Республики Узбекистан» подготовила

Елена ЕРМОХИНА,

наш эксперт-юрист.