Это предусмотрено приложениями к Указу Президента от 27.07.2018 г. № УП–5490 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства».
Напомним, документ отменил проведение двух видов проверок субъектов предпринимательства с 1 сентября и установил новый порядок осуществления госконтроля с той же даты. Подробнее об этом читайте в предыдущем обзоре.
По сути, внедряются 2 алгоритма назначения проверок: часть из них проводится по согласованию с органами прокуратуры (уполномоченный орган после упразднения Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов – ред.), а другие – в порядке уведомления органов прокуратуры.
1 – по согласованию с органами прокуратуры проводятся следующие виды проверок:
а) проводимые в течение от 1-го до 10-ти дней на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства или инициируемые контролирующими органами по итогам результатов риск-анализа деятельности субъектов предпринимательства;
б) проверки финансово-хозяйственной деятельности, которые возобновятся по истечении 2-летнего моратория (т.е. в 2020 году – ред.), сроком не более 30-ти дней, в случаях:
- систематического нарушения налогового законодательства по уплате налогов и других обязательных платежей в течение финансового года;
- выявления нарушений налогового законодательства, превышающих сумму 100 МРЗП, после принятия налоговыми органами мер, предусмотренных законодательством;
- выявления фактов нарушения налогового законодательства субъектами предпринимательства, имеющих в уставном фонде долю государства более 50%.
Важно понимать, что согласование проверки в данном случае не отменяет обязанности зарегистрировать ее в Единой системе электронной регистрации проверок. Незарегистрированные проверки признаются незаконными, а должностные лица контролирующих органов, инициировавшие и (или) проводившие эти проверки, привлекаются к ответственности по ст. 2412 КоАО и ст. 1922 УК.
Здесь же отметим, что в 2-х случаях произошла передача контрольных функций от контролирующих органов институтам гражданского общества и другим организациям (см. таблицу ниже).
Контрольные функции |
Контролирующий орган, который лишается своих контрольных функций |
Институты гражданского общества и другие организации, в ведение которых передаются контрольные функции |
Осуществление проверок деятельности субъектов предпринимательства, функционирующих в сфере туроператорской и гостиничных хозяйств |
Государственный комитет по развитию туризма, с сохранением полномочий по: проведению профилактических работ; сертификации услуг в сфере туризма |
Ассоциация частных туристских организаций и другие общественные объединения в сфере туризма |
Проверки в деятельности субъектов предпринимательства, функционирующих в сфере полиграфической деятельности |
Министерство внутренних дел, с сохранением полномочий по проведению профилактических работ |
Узбекское агентство по печати и информации |
2 – проверки, проводимые в порядке уведомления органов прокуратуры.
Уведомление в данном случае осуществляется путем их регистрации в Единой системе электронной регистрации проверок. Всего в утвержденном перечне 25 видов таких проверок. Среди них, например, проводимые в связи с ликвидацией юридического лица; проверка деятельности физлиц, продолжающих осуществление индивидуального предпринимательства в период, когда они официально приостановили свою деятельность и т.д.
Таблица с полным перечнем контрольных функций, контролирующих органов и сроков проверок, проводимых по согласованию с Генеральной прокуратурой, – здесь.
! Максимальный срок проведения проверки, проводимой как по согласованию, так и в порядке уведомления, может быть продлен только 1 раз по обоснованным заявкам контролирующих органов с разрешения Генеральной прокуратуры. При этом срок, на который продлевается проведение соответствующей проверки, не может превышать основной срок ее проведения.
Например, длительность проверки, проводимой в связи с ликвидацией юридического лица, составляет не более 30-ти дней. По обоснованной заявке Государственного налогового комитета (контролирующий орган) с разрешения Генпрокуратуры проверка может быть продлена на аналогичный срок. Таким образом, предельный срок проведения проверки не должен превышать 60-ти дней.
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 30.07.2018 г.
Олег Заманов.