скачать документ на русском языке
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
КАБИНЕТА МИНИСТРОВ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
20.06.2008 г.
N 136
В целях дальнейшего совершенствования территориальной структуры экономики, рационального использования имеющихся природных ресурсов и экономического потенциала, формирования современной рыночной и производственной инфраструктуры, обеспечения занятости, устойчивого и поступательного роста уровня жизни населения Кабинет Министров ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить Программу комплексного социально-экономического развития Сурхандарьинской области на 2008-2012 годы (далее - Программа) согласно приложению N 1, предусматривающую следующие основные направления и целевые параметры:
устойчиво высокий темп роста региональной экономики, обеспечивающий прирост ВРП в 1,7 раза за счет комплексного и эффективного освоения имеющихся природных ресурсов, полноценного использования экономического потенциала каждого района, а также увеличения объемов иностранных инвестиций;
доведение доли промышленности в структуре ВРП до 12 процентов за счет организации современных перерабатывающих производств, продолжения модернизации и технологического перевооружения производственных мощностей, освоения выпуска конкурентоспособной продукции, в первую очередь в трудоизбыточных и дотационных районах;
всесторонняя поддержка ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства, особенно в сельской местности, доведение доли малого бизнеса в ВРП до 68 процентов и на этой основе решение проблем занятости и обеспечение повышения реальных доходов населения в 2,7 раза;
создание благоприятных условий для дальнейшего расширения предпринимательской инициативы в сфере услуг и сервиса, особенно на селе, с доведением ее доли в структуре ВРП до 49 процентов.
2. В целях обеспечения безусловного выполнения целевых параметров Программы создать Координационный совет по обеспечению реализации Программы социально-экономического развития Сурхандарьинской области на 2008-2012 годы в составе согласно приложению N 2*.
Основными задачами Координационного совета определить:
рассмотрение результатов мониторинга за достижением целевых параметров Программы и координацию в этих целях деятельности министерств, ведомств, хозяйственных объединений и хокимиятов всех уровней Сурхандарьинской области;
периодическое заслушивание отчетов руководителей министерств и ведомств, хозяйственных объединений, а также хокимиятов всех уровней Сурхандарьинской области по обеспечению выполнения целевых параметров Программы с принятием действенных мер для решения возникающих проблем;
содействие в определении реальных источников финансирования для реализации предусмотренных Программой мероприятий и проектов, в том числе за счет широкого привлечения прямых иностранных инвестиций;
подготовку предложений по корректировке и уточнению целевых параметров Программы с учетом рационального использования имеющихся ресурсов и финансовых источников, в том числе международных грантов и кредитов.
3. Возложить персональную ответственность:
на хокима Сурхандарьинской области, хокимов районов и города Термеза - за полноценное и качественное выполнение установленных прогнозных параметров Программы;
на руководителей министерств, ведомств, хозяйственных объединений - за своевременное исполнение соответствующих мероприятий и реализацию отраслевых проектов, включенных в Программу.
4. Хокиму Сурхандарьинской области (Т. Джураев) ежеквартально критически рассматривать ход реализации Программы в разрезе каждого района и г. Термеза с принятием необходимых мер для достижения целевых параметров, обратив особое внимание на создание новых рабочих мест и реализацию социальных проектов.
5. Министерству экономики Республики Узбекистан:
установить системный мониторинг за ходом реализации Программы, обеспечить критический анализ достигнутого уровня экономического и социального развития территорий с внесением конкретных предложений по решению наиболее острых и важных проблем в экономике региона;
по результатам мониторинга ежеквартально вносить обобщенные материалы в Кабинет Министров.
6. Министерству внешних экономических связей, инвестиций и торговли совместно с Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан и хокимиятом Сурхандарьинской области в месячный срок разработать и утвердить комплекс мероприятий по сотрудничеству с международными финансовыми институтами и странами-донорами в целях активного привлечения их к реализации инвестиционных проектов, предусмотренных в Программе.
7. Министерству экономики, Министерству внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан при формировании ежегодной Инвестиционной программы включать в нее важнейшие инвестиционные проекты, предусмотренные Программой.
8. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова.
Премьер-министр
Республики Узбекистан Ш. Мирзияев
*) Приложение N 2 не приводится
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению КМ РУз
от 20.06.2008 г. N 136
ПРОГРАММА
комплексного социально-экономического
развития Сурхандарьинской области
на 2008-2012 годы
ВВЕДЕНИЕ
За годы независимости последовательно и решительно осуществляются реформы, направленные на структурные преобразования в экономике, обеспечение сбалансированного развития всех отраслей и территорий республики. Разработанные целевые программы развития реализуются с глубоко продуманной территориальной привязкой, крупные региональные инвестиционные и социальные проекты обеспечивают стабильный рост занятости и уровня жизни населения.
В Сурхандарьинской области также достигнуты ощутимые результаты в социально-экономическом развитии. В рамках проводимых структурных преобразований и модернизации экономики принимаются последовательные меры по экономическому развитию районов, городов и сельских населенных пунктов области.
Особое внимание уделяется социальной защите наиболее уязвимых слоев населения, обеспечению трудозанятости, развитию малого бизнеса, реформированию системы образования и здравоохранения, развитию социальной инфраструктуры села, улучшению обеспечения населения питьевой водой и природным газом, реформированию производственной инфраструктуры.
Крупные инвестиции направлены на создание мощностей по добыче и переработке стратегически важных минерально-сырьевых ресурсов, формирование новых транспортных коридоров, позволяющих оптимизировать потоки товаров и грузов внутри республики (в частности, железнодорожная линия "Ташгузар - Байсун - Кумукурган"), а также рационально использовать природно-экономический потенциал южных территорий.
Осуществлены институциональные преобразования, направленные на расширение материально-технической и финансовой базы, полномочий и ответственности местных органов власти за развитие территорий.
Вместе с тем, все еще недостаточно эффективно используется богатый природно-экономический потенциал отдельных районов. Унаследованные с прошлых лет диспропорции, связанные с преобладанием аграрного характера экономики, требуют ускоренной организации промышленных производств в регионе, направленных на производство высоколиквидной и экспортоориентированной продукции, а также сферы услуг и сервиса.
Не в полной мере учитываются возможности комплексного развития каждого района, исходя из его географического расположения, наличия природно-сырьевых, трудовых и финансовых ресурсов.
Комплексное и сбалансированное развитие области требует существенного повышения квалификации кадров и профессионализма управленческого персонала на всех уровнях территориальных органов государственного и хозяйственного управления.
Методология разработки Программы социально-экономического развития Сурхандарьинской области на 2008-2012 годы базируется на использовании следующих инструментов:
анализ факторов, условий и предпосылок для комплексного развития области на среднесрочную перспективу, оценка их воздействия, выявление существующих тенденций и проблем;
система целевых показателей, разработанных с применением современных методов разработки социально-экономических прогнозов;
увязка целевых показателей с действующими и разрабатываемыми важнейшими целевыми программами развития;
выработка конкретных мероприятий по достижению намеченных целевых ориентиров с учетом конкретных источников финансирования.
1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Целевые ориентиры территориального развития определены исходя из важнейших приоритетов экономического развития, определенных Президентом Республики Узбекистан И.А. Каримовым, а также целевых программ развития.
Разработанной Программой предусматривается рост валового регионального продукта в течение 2008-2012 гг. более чем в 1,7 раза (Приложение 1*), в том числе за счет устойчивого роста доли субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в структуре ВРП (Приложение 2*).
Предусматривается кардинальное совершенствование территориальной организации промышленного производства на основе:
обеспечения стабильного развития стратегически важных отраслей промышленности - нефтегазового комплекса и нерудных материалов за счет освоения новых месторождений и прироста запасов минерально-сырьевой базы, внедрения современных энергосберегающих, высокоэффективных технологий добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов;
расширения экспортоориентированных производств на базе конкурентных преимуществ районов;
создания новых производственных мощностей в промышленности строительных материалов, отвечающих по качеству мировым стандартам;
ускоренного развития перерабатывающих производств на базе использования местного сельскохозяйственного сырья, в первую очередь текстильной промышленности, с увеличением объемов переработки хлопка-волокна на отечественных предприятиях;
преимущественного развития и размещения в регионах небольших предприятий и микрофирм, филиалов крупных предприятий по переработке местного сырья и производству конкурентоспособной готовой продукции.
Развитие промышленных предприятий будет приоритетным направлением практически во всех районах и г. Термезе. За 2008-2012 гг. по сравнению с 2007 годом промышленность возрастет в среднем в 2,1 раза, что обеспечит доведение ее доли в ВРП до 12,0% (Приложение 3*).
Структурные сдвиги, связанные с размещением промышленных предприятий будут осуществляться путем общей координации реализуемых отраслевых программ развития, реализации конкретных инвестиционных проектов (Приложение 4*, 4а*, 4б*).
Будет продолжена реализация Программы модернизации и технического перевооружения в таких отраслях промышленности, как электроэнергетика, нефтегазовая, строительных материалов, пищевая, легкая и др. При этом особое внимание будет обращено на эффективное размещение в пустующих объектах перспективных проектов малого бизнеса.
Наряду с этим Программа предусматривает комплексное освоение минерально-сырьевых ресурсов и развитие на этой основе крупных и малых перерабатывающих производств, в том числе полиметаллов, цементного сырья, различных видов нерудных материалов - в основном в Денауском, Шерабадском и Байсунском районах.
Развитие промышленности в большей мере нацелено на последовательное внедрение инновационных форм хозяйствования, интенсивное освоение новых технологий и выпуск конкурентоспособной продукции с высокой степенью обработки. В частности, в легкой промышленности намечается внедрение прогрессивных технологий, способствующих росту выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью за счет освоения и расширения производства шелковых и трикотажных изделий, а также локализации производства для текстильной промышленности, развития швейной отрасли. Приоритет в данном направлении будет отдан г. Термезу, Денаускому, Джаркурганскому и Кумкурганскому районам за счет всесторонней поддержки субъектов малого бизнеса и расширения привлечения прямых иностранных инвестиций.
Программа предусматривает ускоренное развитие всего сектора производства потребительских товаров, в том числе посредством полного использования созданных стимулов. Указанные мероприятия позволят обеспечить рост производства потребительских товаров в 2008-2012 гг. до 197,8% к уровню 2007 года.
Развитие и размещение сельского хозяйства. Устойчивое развитие сельского хозяйства будет обеспечиваться за счет осуществления дополнительных мероприятий, связанных со структурными преобразованиями и углублением экономических реформ, с обеспечением реализации следующих целевых ориентиров:
рациональное использование производственного потенциала аграрного сектора, совершенствование структуры посевов практически по всем районам области (Приложение 5*, 5а*);
обновление парка сельскохозяйственной техники фермерских хозяйств, в том числе за счет широкого использования лизинговых услуг (Приложение 6*, 6а*);
проведение мелиоративных работ в соответствии с утвержденной программой реконструкции оросительных систем, способствующих улучшению мелиоративного состояния земель Ангорского, Термезского, Кизирыкского, Бандыханского, Джаркурганского, Музрабадского и Шерабадского районов (Приложение 7*, 7а*);
стимулирование структурных сдвигов в сторону продовольственного комплекса с целью создания реальной основы для развития плодоовощеводства, виноградарства и животноводства. Это, в свою очередь, станет основой для существенного увеличения объемов переработки сельскохозяйственного сырья, в основном в Алтынсайском, Сариасийском, Байсунском и Денауском районах;
развитие плодоовощеводческих и виноградарских фермерских хозяйств, создание объектов рыночной и производственной инфраструктуры, а также агропромышленных фирм с оснащением их современными мини-технологиями по переработке плодоовощной продукции, винограда.
За период 2008-2012 годы предлагается увеличить площади виноградников на 1,5 тыс. га и довести их площади к 2012 г. до 16,4 тыс. га. В Алтынсайском, Денауском, Бандыханском, Джаркурганском и Узунском районах производство плодов и винограда будет одним из приоритетных направлений.
За период 2008-2012 гг. производства плодов и ягодней будут увеличены в 1,8 раза по сравнению с уровнем 2007 года, с доведением уровня их переработки до 21,8%. Объем производства овощебахчевых культур предполагается увеличить до 548 тыс. тонн (126,5%) и довести уровень их переработки с 1,1% в 2007 году до 23,0% в 2012 году.
Принимаемые меры по стимулированию увеличения поголовья скота в личных подсобных, дехканских хозяйствах, а также развитие инфраструктуры способствуют увеличению поголовья крупного рогатого скота к 2012 году на 136% с доведением общего поголовья до 761,4 тыс. голов.
Увеличение объемов производства продукции животноводства произойдет за счет применения современных методов и технологий развития племенного скотоводства. Животноводство будет развиваться в основном через укрепление кормовой базы, обводнение пастбищ, повышение продуктивности и улучшение породности скота. Приоритетным направлением развитие животноводства станет практически во всех районах.
Объекты социальной инфраструктуры. Государственные инвестиции из бюджета, внебюджетных фондов преимущественно будут направлены в социальный сектор (образование, здравоохранение, детский спорт, охрана историко-культурных достопримечательностей) во взаимоувязке с инвестиционными проектами утвержденных государственных программ (Приложение 8*).
Производственная инфраструктура. Развитие районов и городов опирается на инфраструктурную обеспеченность, связывающую все территориальное пространство, открывающую доступ регионам и их населению к эффективному использованию имеющегося потенциала. Этому во многом будут способствовать реализуемые целевые программы по развитию единой транспортной сети, связи и информационных технологий, с учетом растущих потребностей экономики и населения.
Развитие производственной инфраструктуры предусматривается во взаимоувязке с реализацией крупных инвестиционных проектов по вовлечению в эксплуатацию новых месторождений и строительству промышленных предприятий, исходя из потребностей действующих и вновь создаваемых предприятий в транспортных коммуникациях (линии авто- и железнодорожных путей), электроэнергии (линии электропередачи, подстанции и др.), газо- и техническом водоснабжении. Работа в данном направлении будет проведена в Шерабадском, Кумкурганском, Музрабадском, Сариасийском, Джаркурганском, Байсунском и Шурчинском районах.
В 2008-2012 гг. на капитальный ремонт и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования будут направлены более 22 млрд. сум., что способствует укреплению и расширению транзитного потенциала области (Приложение 9*).
В частности, новая железнодорожная линия Ташгузар-Байсун-Кумкурган, обеспечивающая связь Сурхандарьинской области с центральной частью республики, положительно отразится на развитии добывающей и строительной индустрии.
Наряду с этим, предусмотрен ряд мер по обеспечению подъездными автомобильными и железнодорожными дорогами действующих, модернизируемых и вновь создаваемых промышленных предприятий, что позволит оптимизировать автомобильные и железнодорожные перевозки.
Кроме того, предполагается уделять отдельное внимание сокращению временных и транспортных издержек производителей путем создания центра логистики в г. Термезе на основных транспортных магистралях, связывающих область с другими регионами республики.
Реализация принятых правительственных решений по развитию телекоммуникаций, связи и информационных технологий открывает возможность повысить уровень обеспеченности промышленных предприятий и населения данными видами услуг в регионах, особенно в сельских районах.
Создание единой инфраструктурной сети будет иметь важное значение и в части энергоснабжения. Будут приняты меры по техническому перевооружению и модернизации энергетических объектов, внедрению современных энергосберегающих технологий, реконструкции и развитию электрических сетей. Предусматривается капитальная реконструкция сетей энергоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и транспортной системы (Приложение 10*).
В среднесрочной перспективе практически во всех городах и районах области предусмотрены капитально-восстановительные работы по улучшению технического состояния сетей и водоснабжения сельских населенных пунктов.
Кроме того, намечаются расширение и реконструкция канализационных и очистных сооружений городов и районных центров, в первую очередь, предусматривается обеспечение качественного и устойчивого функционирования систем теплоснабжения г. Термеза, повышение эффективности использования топливных ресурсов и мер по энергоснабжению.
В результате, обеспеченность населенных пунктов природным газом возрастет с 62,3% в 2007 году до 68,6% в 2012 году, питьевой водой - с 81,4% до 89,5% соответственно.
Развитие сферы услуг и сервиса. Утвержденные параметры Программы на 2006 - 2010 гг. являются основой для соответствующих целевых ориентиров сферы услуг и социальной инфраструктуры. В качестве основных целей развития экономики регионов предусматривается значительное ускорение к 2012 году темпов роста объемов услуг в среднем в 2,9 раза к уровню 2007 года, с доведением их доли в ВРП страны к концу 2012 года до 49,1%.
Прогнозные параметры развития сферы услуг и сервиса будут достигнуты за счет ввода новых объектов, улучшения качества и расширения объемов услуг. Более высокие темпы развития сферы услуг ожидаются по Байсунскому, Алтынсайскому, Джаркурганскому, Сариасийскому и Шерабадскому районам (Приложение 11*, 11а*).
Расширение экспорта продукции. Рост прогнозных параметров экспорта по области намечается за счет организации новых производств по добыче и переработки нефтепродуктов, в текстильной промышленности (выпуск хлопчатобумажной пряжи, готовых текстильных, трикотажных и швейных изделий), промышленности строительных материалов, по переработке плодоовощной и животноводческой продукции.
Объемы экспорта регионов за 2008-2012 гг. возрастут в среднем в 1,5 раза к уровню 2007 года. Наибольший рост экспорта предусматривается в Термезском, Сариасийском, Шурчинском и Джаркурганском районах.
Уровень занятости населения. Конечными целевыми ориентирами комплексного и сбалансированного развития территорий служат показатели занятости населения (Приложение 12*).
Решение проблем занятости населения в регионах предполагает реализацию среднесрочных территориальных программ, предусматривающих:
ввод новых мощностей, расширение и реконструкцию, повышение уровня использования имеющихся мощностей;
дальнейшее развитие малого и частного предпринимательства;
развитие надомного труда путем кооперации с крупными промышленными предприятиями;
рост поголовья крупного рогатого скота, увеличение выделения земельных участков для выращивания плодоовощной продукции;
развитие сферы услуг и сервиса, объектов социальной и рыночной инфраструктуры.
Финансовая устойчивость регионов. Важным направлением стратегии территориального развития является последовательное снижение числа дотационных регионов и обеспечение их финансовой устойчивости. По оценкам, рекомендуемые целевые ориентиры социально-экономического развития регионов позволят в 2008-2012 годах сократить количество дотационных районов более чем вдвое (с 13 до 6 районов) (Приложение 13*).
2. ФИНАНСИРОВАНИЕ И РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Финансовые ресурсы для реализации Программы предусматриваются за счет следующих основных источников:
прямые иностранные инвестиции, которые предполагается привлекать в создание предприятий по производству готовой продукции, а также в комплексную добычу и переработку минерально-сырьевых ресурсов;
частные внутренние инвестиции (средства отечественных инвесторов и хозяйствующих субъектов), направляемых в том числе на модернизацию и техническое перевооружение действующих производств, создание новых объектов сферы услуг и сервиса;
заемные иностранные инвестиции и кредиты привлекаемые без гарантии Правительства;
инвестиции из государственного бюджета и внебюджетных фондов, преимущественно направляемых на социальный сектор и развитие производственной инфраструктуры.
*) Приложения NN 1-13 не приводятся.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2008 г., N 26-27, ст. 249