Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак скорректировать зачет НДС на основании статьи 270 Налогового кодекса Как сформировать прочие затраты производственного характера Как разработать график документооборота по экспортной сделке
  • www.norma.uz
  • Наши обзоры
  • Почему СДП «Адолат» не нравится проект Закона «Об аудиторской деятельности»

Почему СДП «Адолат» не нравится проект Закона «Об аудиторской деятельности»

20.03.2020

Читать на узбекском языке

Общемировой практикой является обязательное членство специалистов – аудиторов, бухгалтеров, оценщиков и т.п. – в своих профессиональных организациях. Социал-демократической партии «Адолат» этот международный опыт не нравится.

 

СДП «Адолат» по итогам очередного обсуждения проекта  Закона «Об аудиторской деятельности» на заседании своей фракции пришла к выводу, что данный проект приводит к коррупционной ситуации. Этот вывод основывается на двух нормах законопроекта, устанавливающих обязательное:

  • членство в профессиональных общественных организациях;
  • ежегодное повышение квалификации в учебных центрах при этих организациях.

 

К сожалению, помимо критики, спикеры фракции каких-либо конструктивных предложений пока не озвучили. В результате многие важные вопросы остаются без ответов. В частности, кто и как будет обеспечивать профессиональную квалификацию аудиторов, в том числе соблюдение ими Международных стандартов аудита, внутренних и внешних стандартов контроля качества аудиторской деятельности или этических норм? Единственно возможный ответ: это должно быть государство в лице Министерства финансов или другого ведомства.

 

Между тем, такая позиция СДП «Адолат» не учитывает требований принятой Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах. Эта важнейшая Стратегия предполагает не только сокращение роли государства в регулировании социально-экономического развития страны, децентрализацию и демократизацию системы государственного управления, но и одновременно повышение роли негосударственных, общественных организаций (п. 3.4).

 

Более того – негативное отношение к обязательности членства и повышения квалификации противоречит общемировой практике функционирования профессиональных сообществ.

 

Разработчики законопроекта включили в него следующие положения, успешно апробированные странами с развитой рыночной экономикой:

 

1. Профессиональное аудиторское объединение является саморегулируемым объединением аудиторов, аудиторских организаций, которое:

  • создается в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов;
  • устанавливает обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики;
  • осуществляет контроль за их соблюдением;
  • действует на некоммерческой основе.

 

2. Государственное регулирование профессиональных аудиторских объединений возможно путем получения аккредитации в уполномоченном органе.

 

3. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения получают право:

  • участвовать в сертификации (аттестации), проводимой уполномоченным органом;
  • в соответствии с квалификационными требованиями уполномоченного органа разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять профессиональную подготовку и переподготовку аудиторов;
  • самостоятельно или по поручению уполномоченного органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций, являющихся их членами;
  • по итогам проведенных проверок применять меры воздействия к виновным лицам и (или) обращаться в уполномоченный орган с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц;
  • ходатайствовать перед уполномоченным органом о приостановлении действия и аннулировании квалификационного аттестата аудитора в отношении своих членов;
  • ходатайствовать перед уполномоченным органом о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов;
  • обращаться в совет по аудиторской деятельности с предложениями по регулированию аудиторской деятельности;
  • содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности;
  • защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах;
  • разрабатывать и издавать литературу и периодические издания по аудиту и сопутствующим ему услугам;
  • представлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов;
  • осуществлять иные функции, определенные уполномоченным органом;
  • становиться членами международных организаций аудиторов.

 

Таким образом, заявление о том, что основанные на мировой практике принципы построения общественных профессиональных организаций приводят к коррупции, является поверхностным и не обоснованно какими-либо серьезными аргументами.

 

Учитывая, что аудиторская деятельность требует не только высокого профессионализма, но и соблюдения высоких этических норм, крайне важно отнестись к профессиональным объединениям аудиторов с уважением и как к необходимому субъекту аудиторской деятельности.

 

Что касается замечаний СДП «Адолат», очевидно, что предложенные нормы можно и нужно совершенствовать. Но утверждать, что обязательность членства в общественной профессиональной организации и повышения квалификации делает проект закона коррупционным, значит, идти в направлении, противоположном мировым тенденциям.

 

Руководители аудиторских организаций:

1. Назаров Баходир Неъматович, аудиторская организация «NAZORAT-AUDIT» в форме ООО, IAPA международная ассоциация.
2. Сафаев Собир Абдуллаевич, ООО аудиторская организация «TSIAR-FINANS», Geneva Group International Limited Цюрих, стаж работы 24 года.
3. Файзиев Тохир Юсупович, ООО аудиторская организация «FTF-LEA-AUDIT», Leading Edge Alliance (США), стаж работы 21 год;
4. Нигмонхонов Зухриддин Нуриддинович, ООО аудиторская организация «HLB TASHKENT», HLB International.
5. Махмудова Гульнора Гусейновна, аудиторская организация ООО «MARIKON AUDIT» Russel Bedford.
6. Каримов Жамшид Фатхуллаевич, ООО аудиторская организация «GRANT THORNTON».
7. Шайхиисламова Зульфия Фаридовна, ООО аудиторская организация «SFAI Buxgalter Audit-Tashkent», стаж работы 27 лет.
8. Прокудин Евгений Алексеевич, аудиторская организация «PROKAR EKSPERT AUDIT» в форме ООО.
9. Тулаев Умиджон Иброхимович, аудиторская организация «FIDUCIAL AUDIT» в форме ООО.
10. Артукметов Бобур Зиямиддинов, аудиторская организация «INTERNATIONAL BUSINESS AUDIT CONSULTING» в форме ООО.
11. Жуков Олег Валентинович, ООО аудиторская организация «AUDIT-SERVICES LTD», международная ассоциация, независимая аудиторская фирма "Eura Audit lnternational", стаж работы 23 года.
12. Пак Андрей Олегович, аудиторская организация ООО «KRESTON TASHKENT», Kreston International.
13. Уринбаев Икром Ибрагимович, аудиторская организация «PKF MAK ALYANS» в форме ООО, PKF International Limited, стаж работы 28 лет.
14. Каримов Сарвархон Эсонович, аудиторская организация «UHY TASHKENT» в форме ООО, UHY International, стаж работы 12 лет.
15. Даминов Олег Олегович, ООО аудиторская организация «BAKER TILLY TASHKENT», Baker Tilly International , стаж работы 18 лет.
16. Вера Владимировна Белл, аудиторская организация «Audit-AS» в форме ООО, Crowe Horwath Internatoinal, стаж работы 21 год.
17. Голосова Светлана Алексеевна, аудиторская организация в форме ООО «TRI-S-AUDIT» BKR International Asiya Pasific Regional Group, стаж работы 12 лет.
18. Ботиров Махаммаджон Хошимович, ООО аудиторская организация «TTT-AUDIT», JPA International , стаж работы 22 года.
19. Мусина Наиля Назиповна, ООО аудиторская организация «AUDIT-VARN», Fin Expertiza Network LLC, стаж работы 24 года.
20. Маматов Зафарбек Зайнитдинович, ООО аудиторская организация «ODIL-AUDIT», Gmn International (Лондон), стаж работы 5 лет.