На портале СОВАЗ размещен проект Положения о Национальном реестре субъектов электронной коммерции.
Напомним, согласно постановлению Президента от 14.05.2018 года № ПП–3724 «О мерах по ускоренному развитию электронной коммерции» юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в Национальный реестр, являются плательщиками единого налогового платежа по ставке 2%.
Отметим, согласно главе 58 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели являются плательщиками фиксированного налога (определяется в виде твердой денежной суммы). Видимо поэтому разработчики отошли в проекте от установки постановления Президента от 14.05.2018 года № ПП–3724 и предлагают ввести для ИП из Национального реестра «фиксированный размер единого налогового платежа». Но этот вариант является чем-то совершенно новым для законодательства и требует, по мнению автора, внесения поправок в Налоговый кодекс (конечно же, если это не опечатка).
Что касается формирования самого реестра, то его ведение возложат на Центр развития системы «Электронное правительство» при Мининфокоме. Реестр будет содержать 4 раздела. Каждый из них – для отдельных видов субъектов электронной коммерции:
№ |
Вид субъектов электронной коммерции |
Предъявляемые требования для включения в реестр |
1. |
Продавцы товаров (услуг) на электронных торговых площадках |
а) иметь свидетельство о государственной регистрации (в терминологии проекта – «юридическую форму образования» – ред.);
б) иметь банковский счет в банках Узбекистана, транзитный счет для приема платежей через системы онлайн платежей и E-POS терминал, зарегистрированный на имя юридического лица (в ПП–3724 не говорится, что E-POS терминал не может быть у индивидуального предпринимателя – ред.);
в) иметь собственную электронную торговую площадку или собственную страницу (аккаунт продавца) в электронной торговой площадке, с указанием юридического адреса и контактных данных;
г) иметь публичную оферту по продаже товаров (услуг), подготовленную в соответствии с законодательством, размещенную для всеобщего ознакомления на электронной торговой площадке;
д) иметь собственную службу доставки или договор со службой доставки;
е) иметь необходимые сертификаты соответствия и лицензии. |
2. |
Организаторы электронных торговых площадок, оказывающих услуги участникам электронной коммерции |
а) иметь свидетельство о государственной регистрации (в терминологии проекта – «юридическую форму образования» – ред.);
б) иметь банковский счет в банках Узбекистана, транзитный счет для приема платежей через системы онлайн платежей и E-POS терминал, зарегистрированный на имя юридического лица (в ПП–3724 не говорится, что E-POS терминал не может быть у индивидуального предпринимателя – ред.);
в) иметь собственную электронную торговую площадку с указанием юридического адреса и контактных данных;
г) иметь публичную оферту по оказанию услуг электронной торговой площадки, подготовленную в соответствии с законодательством и размещенную для всеобщего ознакомления на электронной торговой площадке;
д) иметь собственную службу доставки или договор со службой доставки;
е) иметь службу поддержки пользователей (колл-центр, онлайн консультант) с системой регистрации и отслеживания поступивших заявок;
ж) иметь возможность предоставления необходимого комплекса организационно-технических средств по приему онлайн-платежей для продавцов, продающих через данную электронную торговую площадку;
е) принять необходимые меры по обеспечению информационной безопасности, в т.ч. по защите персональных и иных данных пользователей электронной торговой площадки. |
3. |
Службы доставки |
а) иметь свидетельство о государственной регистрации (в терминологии проекта – «юридическую форму образования» – ред.);
б) иметь банковский счет в банках Узбекистана, транзитный счет для приема платежей через системы онлайн платежей и E-POS терминал, зарегистрированный на имя юридического лица (в ПП–3724 не говорится, что E-POS терминал не может быть у индивидуального предпринимателя – ред.);
в) иметь договор об оказании услуг по доставке товаров в электронной коммерции с продавцами, продающими товары на электронных площадках или организаторами таких площадок;
г) иметь необходимый парк транспорта для оказания услуг доставки в электронной коммерции;
д) иметь договор со страховой компанией о страховании ответственности при доставке товаров в электронной коммерции;
е) иметь возможность предоставить услуги страхования доставляемых товаров по запросу клиента;
ж) иметь возможность предоставить в режиме реального времени информацию, о статусе доставки и приблизительном местонахождении доставляемых товаров;
з) предоставить возможность приема заказов на доставку в формате 24/7. |
4. |
Информационные посредники (услуги по хранению и обработке электронных документов и сообщений) |
а) иметь свидетельство о государственной регистрации (в терминологии проекта – «юридическую форму образования» – ред.);
б) иметь банковский счет в банках Узбекистана, транзитный счет для приема платежей через системы онлайн платежей и E-POS терминал, зарегистрированный на имя юридического лица (в ПП–3724 не говорится, что E-POS терминал не может быть у индивидуального предпринимателя – ред.);
в) иметь систему хранения и обработки электронных документов и сообщений в электронной коммерции, размещенной в сети Интернет, предоставляющую возможность удаленного доступа к хранимым электронным документам и сообщениям;
г) иметь публичную оферту по оказанию услуг хранения и обработки электронных документов и сообщений в электронной коммерции, подготовленную в соответствии с законодательством и размещенную для публичного ознакомления в сети Интернет;
е) иметь службу поддержки пользователей (колл-центр, онлайн консультант), с системой регистрации и отслеживания поступивших заявок;
ж) иметь возможность предоставления необходимого комплекса организационно-технических средств по передаче и обработке электронных документов и сообщений для интеграции в сторонние информационные системы, в том числе в электронные торговые площадки;
е) принять необходимые меры по обеспечению информационной безопасности, в т.ч. по защите персональных и иных данных пользователей;
з) иметь необходимую серверную инфраструктуру (собственную или арендованную) с обязательным резервированием информации (минимум один раза в каждый час). |
Важно! Общее для всех субъектов электронной коммерции требование – доходы от реализации товаров (услуг) в электронной коммерции должны составлять не менее 80% от общего объема реализованных ими товаров (услуг). Планируется, что это будет подтверждать справка банка и справкой-расчетом о доходах от реализации товаров (работ, услуг) в электронной коммерции.
Заявление с приложением необходимых документов (список разработан в проекте только для юридических лиц – ред.) рассматривается в течение 10 дней. Затем в течение 3-х сведения вносятся в Национальный реестр субъектов электронной коммерции, а затем в течение 10-ти дней об этом уведомляется ГНК.
Проект может быть изменен, дополнен либо отклонен.
Самир Латыпов.