Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro

Я б в хендмейдеры пошел, пусть меня научат

17.03.2017


Какова суть теории и практики ведения бизнеса мастеров народного творчества – членов Республиканской ассоциации «Хунарманд»? В чем их привилегированность и чего не хватает для дальнейшего развития? Ответы на эти вопросы можно найти в данной публикации.

 

Справочно: Республиканская ассоциация «Хунарманд» была образована в 1997 году в соответствии с Указом Президента «О мерах государственной поддержки дальнейшего развития народных художественных промыслов и прикладного искусства» (N УП–1741 от 31.03.1997 г.).

 

Чтобы узнать, чем сегодня живут члены Ассоциации «Хунарманд», их достижения и проблемы, мы пообщались с Ириной Матвиенко.

 

И.Матвиенко, член Ассоциации, производит сувениры ручной работы (бижутерия, декоративные изделия, детские аксессуары, открытки и пр.).

 

– Как Вы оказались участником рынка изделий ручной работы? С чего все началось?

 

– Мое активное вовлечение в сообщество хендмейдеров[1] началось с 2012 года. Сначала у меня было частное предприятие, я занималась организацией выставок рукоделия. Затем и сама «втянулась» в производственный процесс. В Ассоциации «Хунарманд» я с 2014 года. 

 

– В чем преимущества членства в Ассоциации по сравнению с обычным предпринимательством?

 

– Члены Ассоциации «Хунарманд» имеют налоговые льготы. Так, фиксированный налог на сегодняшний день составляет 0,5 МРЗП в месяц. Это небольшая сумма по сравнению с размерами налога для других видов деятельности.

 

Члены Ассоциации также могут иметь до 5 учеников (так называемые «шогирд»), передавая им свои знания и используя для выполнения подручной работы. При этом за каждого подмастерья наставник платит фиксированный ежегодный взнос в Пенсионный фонд. За себя мастер платит в Пенсионный фонд 1 МРЗП ежемесячно и это дает ему право на пенсию по возрасту и на получение пособий для детей до 2-х и до 16 лет.

 

– Каков пошаговый механизм вступления в Ассоциацию?

 

– Для вступления в Ассоциацию необходимо представить: копию паспорта и ИНН, 2 фото мастера размером 3×4 см, справку с места жительства, а также образцы изделий или же их фото. Комиссия изучает образцы, при необходимости знакомится с процессом изготовления на месте. Если предъявленное ремесло входит в перечень Ассоциации, то заявителя зарегистрируют. За членство в Ассоциации нужно оплачивать ежегодный взнос – 5 МРЗП. Если это выпускник или учащийся колледжа, то регистрация бесплатна. У инвалидов и пенсионеров также имеются льготы по оплате членского взноса.

 

Оплатив взнос, мастер получает копию протокола, справку об уплате взноса и договор с Ассоциацией. С этими документами ему нужно обратиться в хокимият и пройти государственную регистрацию в качестве частного предпринимателя, а также получить патент. На основании полученного патента Ассоциация выдаст членское удостоверение.

 

– Какие площадки для реализации своих изделий есть у членов Ассоциации на сегодняшний день? Иными словами, где и как, не нарушая законодательства, можно продавать свою продукцию?

 

– В соответствии с законодательством, члены Ассоциации могут сдавать свои изделия по договору комиссии в различные магазины. Для этого нужны копии паспорта, ИНН и патента. Также можно открыть магазин для реализации изделий собственного производства. Другой вопрос, что далеко не все сдают в магазины официально по договору комиссии. Для этого надо иметь счет в банке (чтобы работать перечислением) или пластиковую кару, куда будет зачисляться доход. Не все «хунармандовцы» открывают банковские счета, предпочитая действовать полулегально.

 

Впрочем, это касается не только членов «Хунарманд». До сих пор есть масса людей, которые, не являясь членами Ассоциации, что-то делают своими руками и сдают это в магазины. Маленьким магазинам (которыми является большинство сувенирных лавок) невыгодно работать по договору комиссии – очень высокий налог, фактически треть дохода от наценки. Оставшейся суммы не хватит на покрытие расходов по содержанию магазина. Плюс – ежеквартальные отчеты по комитентам. Это усложняет бухгалтерский учет и многие предпочитают с этим не связываться. На практике прием и учет товара осуществляется на основании записей в тетрадях.

 

Конечно, этот вопрос лежит за пределами полномочий Ассоциации. Но, полагаю, если бы законодательно предусмотреть упрощенную процедуру для членов Ассоциации, то многим магазинам стало бы интересно легальное сотрудничество в этом направлении.

 

– Существует ли в Ассоциации механизм контроля или отслеживания деятельности, не соответствующей разрешенному перечню? К примеру, человек вступил в Ассоциацию, но на самом деле продает изделия не собственного производства, а занимается перепродажей? Если такой механизм существует, то – как он работает?

 

Насколько я знаю, бывают выборочные проверки мастеров. По месту регистрации приходят сотрудники Ассоциации и мониторят, насколько реальность соответствует заявленному мастером. Проверка осуществляется также перед вступлением в Ассоциацию или продлением членства. К человеку приходят на дом или в мастерскую и просят показать процесс изготовления той или иной вещи, а также инструменты, которыми он пользуется и т.д.

 

Думаю, что если кто-то, не умея ничего делать своими руками, под видом членства в Ассоциации захочет перепродавать чужие работы – он не сможет пройти комиссию и, соответственно – стать членом Ассоциации. Я сама производитель. И среди моих знакомых мастеров, открывших свои магазинчики, также все производят работы сами.

 

– Может ли член Ассоциации иметь собственный магазин или стационарную торговую точку без регистрации в качестве юрлица? В своем магазине мастер может продавать только изделия собственного производства или также брать на комиссию и чужие?

 

– Вне зависимости от наличия собственной торговой точки, член Ассоциации обязательно должен быть зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. В случае с магазином, нужно обязательно иметь банковский счет и заключить договор инкассации.

 

В своем магазине мастер может продавать только изделия собственного производства. Ведь он пользуется льготами, предоставленными членам организации, а они распространяются только на его работы. Если он хочет брать на комиссию и продавать чужие работы, то необходимо открыть патент на розничную торговлю. В этом случае фиксированный налог в месяц составит совершенно другую сумму, и пользоваться льготой уже не получится.

 

– Насколько урегулирован вопрос реализации продукции за рубеж для мастеров – членов Ассоциации (площадки для реализации, прием оплаты и пр.)?

 

– Никак не урегулирован. Реализация продукции за рубеж регулируется Законом «Об электронной коммерции». На мой взгляд, этот документ еще очень сырой. Посмотрите, нет практически ни одной отечественной интернет-площадки, официально занимающейся онлайн-продажами за рубеж. Все в процессе становления. А если и есть что-то, то об этом мало кто знает – что, опять же, говорит о неэффективности имеющихся ресурсов.

 

– Как Вы считаете, чего не хватает для дальнейшего развития сферы? Куда нужно двигаться? Что мешает? Какие еще вопросы не урегулированы в законодательстве?

 

– Можно отметить несколько моментов.

 

1. Ни для кого не секрет, что большая часть сообщества – это надомники. А требования законодательства обязывают всех иметь кассовый аппарат и терминал. Надомникам с небольшими оборотами совершенно невыгодно покупать ККМ стоимость около 500 тыс. сум, регистрироваться в службе инкассации и т.д. Мне кажется, ККМ уместны для тех ремесленников, у которых есть своя торговая точка, небольшая лавочка или магазин. А если мастер производит несколько изделий в месяц и имеет маленький оборот, он предпочтет вообще не регистрироваться в Ассоциации и будет дальше работать «в черную». Для развития легального рынка нужно пересмотреть эти требования в отношении надомников с небольшими оборотами.

 

2. Необходимость наличия ККМ и терминала у каждого затрудняет также развитие ярмарочной торговли. Теоретически, чтобы продавать свои работы на ярмарке, каждый мастер должен заключить договор инкассации на месте проведения. Ярмарки же, как правило, одно-двухдневные. При этом беготня по оформлению договора займет неделю. Связываться с этим никто не хочет. Получается, что все знают, что на ярмарках изделия должны продаваться по терминалу, но, в  тоже время, «закрывают глаза» и торговля идет в разрез с требованиями законодательства. Так, почему бы не отменить это требование для организаторов ярмарок? Зачем создавать такие условия, которые заведомо сложно выполнить участникам, вынуждая их к полулегальной деятельности? Ведь ярмарка рукоделия – это достижения наших мастеров, это праздник для людей, это возможность обмена опытом, получения новых навыков, покупки подарков из первых рук. Необходимо развивать и поддерживать, создавать условия, чтобы люди с большим желанием участвовали на ярмарке, зная, что здесь они могут заработать деньги совершенно легально. Это стимул развиваться дальше.

 

3. Мне кажется, что нужно дать нашим мастерам больше возможностей участия в международных выставках. Своевременно информировать широкие массы хунармандов, расширить список мастеров, которые могут участвовать в таких мероприятиях. Потому что у каждого свой стиль и неповторимый почерк. Страну должны представлять разные мастера, чтобы мир мог увидеть все разнообразие нашего творчества.

 

***

 

От автора.

 

Хотелось бы отметить проблемный вопрос механизма денежного регулирования. Представим ситуацию, когда ремесленник принимает оплату по перечислению, получая доход на пластиковую карту. Это достаточно удобное средство расчетов, но…  Для производителя оно создает определенные неудобства. Как отмечают многие мастера, до сих пор сырье и расходные материалы за наличный расчет обходятся гораздо дешевле, чем при оплате картой или перечислением.

 

Кроме того, розничные магазины не представляют такого же широкого ассортимента, как оптовые. То же самое касается покупки фурнитуры, аксессуаров и пр. Это создает неудобства и понижает конкурентоспособность производителей, работающих «в белую». Необходимо поощрять тех, кто работает легально. Но, благодаря обороту наличных денежных средств выигрывают те, кто работает «в черную», поскольку у них есть возможность снизить себестоимость готового изделия в несколько раз.

 

Нам представляется, не будет ошибочным предположить, что с подобной проблемой сталкиваются не только члены Ассоциации «Хунарманд», но и все малые производства в стране.

 

Справедливости ради, необходимо отметить, что для предотвращения необоснованного завышения цен при безналичном расчете, ГНК разработал комплекс мер (с их обзором можно ознакомиться по ссылке). Однако документ еще не принят, проект представлен для обсуждения на портале СОВАЗ. Кроме того, предложенные механизмы вызывают опасение повсеместного повышения оптовых цен и для тех, кто до сих пор имел возможность приобретать сырье и материалы за наличный расчет.

 

Беседовала Саида Джанизакова,

наш корр.

 


[1] «Хенд-мейд» (анг. «hand made») – дословно переводится как «сделано вручную». Хендмейдер – мастер по производству изделий ручной работы.

 

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_