В этом обзоре комментарии депутата к законопроекту «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».
Законопроект разработан для реализации п. 9 указа Президента от 3.03.2017 г. № УП–4944 «О мерах по дальнейшему совершенствованию института махалли» и п.п. 1 и 2 Программы комплексных мер по дальнейшему совершенствованию деятельности органов самоуправления граждан, а также согласован в установленном порядке.[1]
Перед разработчиками законопроекта стояли следующие задачи:
во-первых, рассмотрение вопроса об освобождении Республиканского совета по координации деятельности органов самоуправления граждан и территориальных советов по координации деятельности органов самоуправления граждан Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента от уплаты государственной пошлины в судах общей юрисдикции по искам, а также при обжаловании в суд решений органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, действий (бездействий) их должностных лиц в интересах органов самоуправления граждан;
во-вторых, включение в Кенгаш схода граждан заместителей председателя схода граждан (консультантов председателя схода граждан по делам престарелых и ветеранов и по вопросам молодежи), инспекторов по профилактике, руководителей образовательных учреждений и сельских врачебных пунктов (семейных поликлиник), а также заслушивание ежеквартально на советах схода граждан их отчетов;
в-третьих, возложение на Премьер-министра, председателя Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г. Ташкента, районов и городов председательство на общественных началах соответственно в Республиканском Совете, территориальных советах;
в-четвертых, определение первых заместителей председателей Республиканского совета и территориальных советов одновременно председателями соответственно в Республиканском правлении, отделах Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, подразделениях районов и городов общественного благотворительного фонда Узбекистана «Махалла» (далее – фонд «Махалла»).
Если говорить конкретно, то в законопроекте предлагается:
1. Ст. 329 НК дополнить пунктом 181, касающимся освобождения от уплаты государственной пошлины в судах общей юрисдикции Республиканского совета по координации деятельности органов самоуправления граждан и территориальных Советов по координации деятельности органов самоуправления граждан Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента по искам, а также при обжаловании в суд решений органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, действий (бездействия) их должностных лиц в интересах органов самоуправления граждан;
2. Ст. 330 НК дополнить пунктом 71, касающимся освобождения от уплаты государственной пошлины в судах общей юрисдикции Республиканского совета по координации деятельности органов самоуправления граждан и территориальных советов по координации деятельности органов самоуправления граждан Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента по искам, а также при обжаловании в суд решений органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, действий (бездействия) их должностных лиц в интересах органов самоуправления граждан;
3. Абзац седьмой ч. 1. ст. 11 Закона «Об органах самоуправления граждан» изложить в следующей редакции: «ежеквартально заслушивает отчеты председателя (аксакала) схода граждан, его заместителей (консультантов председателя схода граждан по делам престарелых и ветеранов и по вопросам молодежи) и советников, председателей комиссий по основным направлениям деятельности и ревизионной комиссии схода граждан, руководителя общественного формирования «Махалла посбони», консультанта схода граждан по вопросам религиозного просвещения и духовно-нравственного воспитания, а также инспекторов профилактики на местах, руководителей образовательных учреждений и сельских врачебных пунктов (семейных поликлиник)»;
4. Абзац пятый ст. 12 Закона «Об органах самоуправления граждан» изложить в следующей редакции: «ежеквартально заслушивает отчеты председателя (аксакала) схода граждан, его заместителей (консультантов председателя схода граждан по делам престарелых и ветеранов, а также вопросам молодежи) и его советников, председателей комиссий по основным направлениям деятельности и ревизионной комиссии схода граждан, руководителя общественного формирования «Махалла посбони», консультанта схода граждан по вопросам религиозного просвещения и духовно-нравственного воспитания, а также инспектора по профилактике, руководителей образовательных учреждений и сельских врачебных пунктов (семейных поликлиник)»;
5. Часть вторую ст. 13 Закона «Об органах самоуправления граждан» изложить в следующей редакции: «В состав кенгаша схода граждан входят председатель (аксакал) схода граждан, его заместители (консультанты председателя схода граждан по делам престарелых и ветеранов и по вопросам молодежи) и советники, ответственный секретарь, консультант схода граждан по вопросам религиозного просвещения и духовно-нравственного воспитания, руководитель общественного формирования «Махалла посбони», а также инспекторы профилактики на местах, руководители образовательных учреждений и сельских врачебных пунктов (семейных поликлиник)»;
6. В части первой ст. 20 Закона «Об органах самоуправления граждан» слова «соответствующими советами по координации» заменить словом «региональный».
Дополнить частями второй и третьей следующего содержания:
«Премьер-министр Республики Узбекистан, Председатель Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, хокимы областей и города Ташкента, районов и городов председательствуют на общественных началах соответственно в Республиканском Совете, территориальных советах.
Первые заместители председателя Республиканского Совета и территориальных советов одновременно председательствуют соответственно в Республиканском правлении, отделах Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, подразделениях районов и городов общественного благотворительного фонда Узбекистана «Махалла».
По мнению нашего Комитета, принятие предлагаемого Закона будет способствовать:
- дальнейшему расширению прав и полномочий органов самоуправления граждан;
- повышению эффективности деятельности органов самоуправления граждан;
- дальнейшему развитию взаимодействия органов самоуправления граждан с государственными органами и институтами гражданского общества.
Алия ЮНУСОВА.
член Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса по Демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан.
[1] Согласован с Верховным судом Республики Узбекистан, министерствами финансов, экономики, внутренних дел, высшего и среднего специального образования и народного образования, а также Государственным налоговым комитетом, Благотворительным общественным фондом “Махалла”. Кроме этого, в установленном порядке получено заключение Института мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан.