Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств
  • www.norma.uz
  • Наши обзоры
  • Революция в применении кассовой техники – на благо государства и бизнеса

Революция в применении кассовой техники – на благо государства и бизнеса

24.07.2017

 

Узбекистан переходит на контрольно-кассовые машины, передающие информацию о каждом выбитом чеке налоговым органам (онлайн ККМ). С 2018 года ККМ нового образца начнут использоваться в Ташкенте, Нукусе и областных центрах. Поэтапно они станут обязательными и в остальных регионах республики. Это предусмотрено Указом Президента № УП-5116 от 18.07.17 г.

 

Онлайн ККМ будут частью новой системы автоматизированного контроля за поступлением наличной выручки. Действующая система не обеспечивает полноту учета наличной выручки от реализации товаров, услуг. В ней применение ККМ не исключает махинаций с чеками и кассовыми журналами, что позволяет недобросовестным налогоплательщикам занижать свои доходы. Это не только наносит ущерб бюджету, но и добросовестным предпринимателям, вынужденным конкурировать в неравных условиях.

 

Внедрение онлайн технологий, как показывает международный опыт, обеспечит:

  • увеличение собираемости налогов. Сокрытие реализации при выбитом чеке станет невозможным – информация о продаже, проведенной через ККМ, обязательно попадет в базу данных налоговой службы. Это затруднит ведение бизнеса «в черную». В Южной Корее эта технология увеличила поступления в госбюджет от торговли и сферы услуг в 2,5 раза;
  • уменьшение необходимости в проведении контроля с выездом к налогоплательщику. Контролировать предприятия торговли и сервиса можно будет в онлайн режиме. Появится возможность адресно проводить выездные проверки на основе риск-анализа данных продаж;
  • создание более справедливой конкурентной среды. Участники рынка будут находиться в равных условиях и не смогут зарабатывать за счет теневых продаж;
  • получение огромного массива информации о спросе и предложении, необходимой и государству, и бизнесу.

 

Переход на онлайн ККМ – это не просто очередные изменения в применении контрольно-кассовой техники. Это – революция в налоговом администрировании субъектов торговли и сферы услуг. Она потребует:

  • массовой замены ККМ на новые или их модернизацию. Затраты только на «железо» составят сотни млрд. сум;
  • создание более надежных каналов мобильной связи;
  • разработку программного обеспечения для передачи, анализа и хранения огромного объема информации, приобретения серверов;
  • переобучения всех, кто использует и обслуживает кассовую технику.

 

Понятно, что для реализации таких масштабных нововведений необходима тщательная подготовка. В ходе неё предстоит принять нормативно-правовые акты, создать и апробировать программные системы и продукты, обеспечить конкурентные поставки онлайн ККМ или устройств для модернизации имеющейся кассовой техники.

 

Наконец, должно быть сделано все необходимое, чтобы переход на использование онлайн ККМ был максимально безболезненным для бизнеса.

 

Представляется, что этому будет способствовать:

 

1. Постепенность внедрения новых технологий. Сначала - проведение эксперимента, апробирование программно-технических комплексов. Затем к системе онлайн контроля должны поэтапно подключаться предприятия:

  • торгующие алкогольной и табачной продукцией, нефтепродуктами - с 1 апреля 2018 г.;
  • крупные организации торговли и сервиса - с 1 июля 2018 г.;
  • юридические лица - субъекты малого бизнеса - с 1 января 2019 г.;
  • индивидуальные предприниматели - с 1 июля 2019 г.

 

Нужно предусмотреть и добровольное применение новой техники вне предлагаемых временных рамок, так как она даст много новых возможностей в повышении эффективности бизнеса. 

 

2. Уменьшение налоговой нагрузки. Выход из тени миллиардов сумов розничного товарооборота позволит расширить налоговую базу и без ущерба для бюджета снизить ставки ЕНП для торговли и сферы услуг.

3. Оптимизация дополнительных расходов, которые понесет бизнес на закупку нового оборудования и приобретение программных продуктов. Это можно обеспечить за счет создания их конкурентного рынка, предоставления целевых льготных кредитов, предоставления в аренду, модернизации действующей техники и т.п. Для субъектов малого предпринимательства можно пойти и на применение налоговых вычетов при внедрении онлайн ККМ.

4. Облегчение процедур регистрации новых ККМ. Предприниматель должен это делать в онлайн режиме через личный кабинет на сайте ГНК.

5. Упрощение документооборота и учета. Так как онлайн ККМ будут автоматически отправлять все данные в налоговые органы, работы у бухгалтеров убавится. Не нужно будет, например, ежедневно распечатывать Z-отчёты и заполнять книгу ККМ вручную.

6. Определение перечня населенных пунктов, в которых онлайн контроль за наличной выручкой не вводится до решения проблем с мобильным интернетом.

 

Если эти и аналогичные меры удастся реализовать, то даже малый и микро бизнес сможет воспользоваться огромными возможностями новых информационных технологий. Предприниматели не только смогут контролировать работу торговых точек из любого места, в том числе с помощью смартфона или планшета, но и получать информацию о каждой покупке, кассире, сумме скидки, сумме возврата, среднему чеку за смену и т.д. В обработанном виде информация о продажах позволит оптимизировать закупки, планировать спрос, ускорить оборачиваемость средств и повысить рентабельность.

 

Напоминаем, что проект НПА о введении онлайн ККМ рассматривался на нашем портале. Ознакомиться с ним можно здесь.

 

 

Ж. Абдуллаев, М. Перпер, наши эксперты.

 


В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_