Cостоялось расширенное заседание Кабинета Министров, посвященное обсуждению прогнозов основных макроэкономических показателей, концепции налоговой и бюджетной политики и проекта Государственного бюджета на 2018 год.
Было отмечено, что ожидается выполнение бюджета 2017 года с профицитом в 0,1 процента к ВВП, при исполнении всех предусмотренных расходов и финансировании утвержденных программ.
В 2018 году предусматривается продолжение реализации мер, направленных на совершенствование налогово-бюджетной политики, повышение эффективности использования бюджетных средств и совершенствование межбюджетных отношений.
Особое внимание обращено на дальнейшее укрепление доходной базы местных бюджетов, повышение их доходных полномочий, самостоятельности в использовании доходов от сверхпрогнозных поступлений. Внедряется новый механизм межбюджетных отношений между республиканским бюджетом и местными бюджетами.
Участниками заседания были рассмотрены основные направления налогово-бюджетной политики на 2018 год, предусматривающие дальнейшее снижение налоговой нагрузки, сокращение количества налогов и обязательных платежей, укрепление доходной базы местных бюджетов и повышение их самостоятельности, рациональное использование ресурсов и обеспечение полноты поступлений в бюджет, в частности, за счет:
- объединения налога на прибыль и налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, со снижением совокупной базовой ставки с 15,5 процента до 14,5 процента;
- объединения обязательных отчислений в Пенсионный фонд, Республиканский дорожный фонд, Фонд развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений в один платеж – обязательные отчисления в государственные целевые фонды, с одновременным снижением совокупной ставки с 3,5 процента до 3,2 процента, что позволит оставить в распоряжении хозяйствующих субъектов порядка 411 миллиардов сумов;
- снижения налоговой нагрузки на доходы физических лиц за счет увеличения размера отчислений на индивидуальные накопительные счета граждан с 1 процента до 2 процентов, что позволит в целом увеличить накопления граждан более чем на 450 миллиардов сумов;
- снижения ставки фиксированного налога для индивидуальных предпринимателей в среднем на 30 процентов, что направлено на повышение предпринимательской активности населения;
- предоставления права местным органам власти, с учетом особенностей регионов и места осуществления деятельности, вводить понижающие и повышающие коэффициенты от 0,7 – 1,3 к установленным базовым ставкам по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и фиксированному налогу.
В 2018 году сохранится приоритетность расходов на социальную сферу и социальную поддержку населения. Так, на финансирование социальной сферы предусматривается направить 34,7 триллиона сумов.
В параметрах бюджета на 2018 год предусмотрены средства на реализацию принятых государственных программ, на которые предлагается направить более 8,5 триллиона сумов. В частности, на:
- строительство 14 объектов, реконструкцию 256 объектов, капитальный ремонт 157 объектов и оснащение дошкольных образовательных учреждений в рамках Программы по дальнейшему совершенствованию системы дошкольного образования на 2017-2021 годы предусматривается направить 815 миллиардов сумов, или почти в 3 раза больше, чем в 2017 году, в том числе 193 миллиарда сумов – за счет заемных средств международных финансовых институтов;
- развитие материально-технической базы 48 высших образовательных учреждений предусмотрено выделить 559,1 миллиарда сумов, или в 1,5 раза больше, чем в 2017 году;
- строительство, реконструкцию и капитальный ремонт 296 медицинских учреждений, предусмотренных Государственной программой и поручениями Президента – 753,6 миллиарда сумов;
- повышение обеспеченности лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения учреждений здравоохранения, прежде всего семейных поликлиник, учреждений экстренной и скорой медицинской помощи, с увеличением расходов на эти цели в 2,5 раза больше, чем предусматривалось в параметрах 2017 года, или 915,4 миллиарда сумов;
- дооснащение необходимым скрининговым диагностическим и лечебным оборудованием медицинских учреждений, в первую очередь СВП и поликлиник – 50 миллиардов сум.
Отмечено, что расходы на жилищно-коммунальные работы составят 228,6 миллиарда сумов, в том числе на благоустройство территорий, прилегающих к многоэтажным жилым домам, будет направлено 47,2 миллиарда сумов, на ремонт и замену лифтового оборудования в многоэтажном жилищном фонде – 22,4 миллиарда сумов.
На выполнение Программы по совершенствованию системы сбора, хранения, утилизации и переработки твердых бытовых отходов на 2017-2021 годы через вновь образованные государственные унитарные предприятия «Тоза ҳудуд» будет выделено 163,2 миллиарда сумов.
На реализацию программы по развитию и модернизации систем питьевого водоснабжения и канализации за счет Фонда «Чистая питьевая вода» предусмотрены средства в размере 584,7 миллиарда сумов.
Вместе с тем предусмотрено направление средств на транспортно-коммуникационные проекты – 469,2 миллиарда сумов и реализацию программ по развитию объектов социальной инфраструктуры в регионах республики – 568,6 миллиарда сумов.
Отмечено, что впервые Государственный бюджет предлагается утвердить с профицитом в 0,02 процента к ВВП.
По итогам обсуждения принято решение о направлении основных макроэкономических показателей, концепции налоговой и бюджетной политики и проекта Государственного бюджета на 2018 год в Законодательную палату Олий Мажлиса.