В соответствии с Законом Республики Узбекистан от 30 декабря 2017 года № ЗРУ–455 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием налогового администрирования» внесены изменения и дополнения в 27 статей Закона Республики Узбекистан «О банкротстве», в статью 26 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, в статью 6 Закона Республики Узбекистан «О государственной налоговой службе», по 2 статьям Закона Республики Узбекистан «Об электронной коммерции»и по 23 статьям Налогового кодекса.
В частности,
1. Дополнения в статьи 22, 67 Налогового кодекса и новая глава 121 «Налоговый мониторинг» устанавливают внедрение налогового мониторинга, предусматривающего расширенный информационный обмен между налоговыми органами и добросовестными налогоплательщиками с предоставлением им всестороннего содействия в решении текущих вопросов налогообложения.
Согласно дополняемой статьи 761 Налогового кодекса налоговый мониторинг может осуществляться в отношении налогоплательщика, у которого по итогам предыдущего года реализация товаров (работ, услуг) по состоянию на 1 января текущего года составляет более семидесятитысячекратного минимального размера заработной платы.
Налоговый мониторинг осуществляется по заявлению налогоплательщика об участии в налоговом мониторинге на следующий год, при этом заявление представляется налогоплательщиком в орган государственной налоговой службы по месту налогового учета налогоплательщика не позднее 1 июля текущего года в письменной, в том числе в электронной форме.
Статьей 762 Налогового кодекса устанавливается, что при осуществлении налогового мониторинга орган государственной налоговой службы вправе истребовать у налогоплательщика необходимые документы, сведения, разъяснения, связанные с правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей, которые должны быть представлены в течение десятидневного срока со дня получения налогоплательщиком соответствующего требования.
Дополняемой статьей 763 Налогового кодекса внедряется порядок направления налогоплательщику обоснованного мнения органом государственной налоговой службой, а также по предоставлению права налогоплательщикам направлять в органы государственной налоговой службы запрос о представлении обоснованного мнения с изложением своего мнения.
Под обоснованным мнением органа государственной налоговой службы понимается документ, отражающий мнение органа государственной налоговой службы по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиком.
Также устанавливается порядок по проведению процесса совместного обсуждения и составления взаимного соглашения в случае представления со стороны налогоплательщика в органы государственной налоговой службы возражений по обоснованному мнению налоговых органов.
Статьей 765. Налогового кодекса предусматриваются случаи, при которых налоговый мониторинг досрочно прекращается.
2. В соответствии с внесенными дополнениями в статьи 70 и 91 Налогового кодекса установлено, что за налоговый период, за который осуществляется налоговый мониторинг, камеральный контроль и плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности не проводятся, за исключением случаев досрочного прекращения налогового мониторинга.
3. В целях внедрения судебного порядка взыскания сумм налогов и других обязательных платежей, выявленных по результатам камерального контроля, в случае непредставления налогоплательщиком обоснований по расхождению либо уточненной налоговой отчетности, в статью 70Налогового кодекса внесено соответствующее дополнение.
4. Для внедрения порядка применения налоговых каникул в отношении хозяйствующих субъектов, являющихся добросовестными налогоплательщиками, столкнувшимся с временными финансовыми затруднениями, внесены изменения в статьи 54, 55 и 354 Налогового кодекса.
Отсрочка и (или) рассрочка уплаты налогов и других обязательных платежей предоставляется в виде:
- налоговых каникул, за счет изменения срока исполнения налогового обязательства, при котором налогоплательщику предоставляется возможность в течение определенного срока уменьшать причитающиеся с него налоговые платежи с последующей их уплатой;
- переноса срока уплаты на более поздний срок с единовременной или поэтапной уплатой налоговой задолженности.
Налоговые каникулы предоставляются:
- добросовестным налогоплательщикам, столкнувшимся с временными финансовыми затруднениями, – на срок до двадцати четырех месяцев с момента принятия соответствующего решения о предоставлении налоговых каникул;
- плательщикам единого налогового платежа, за исключением указанных в пункте 2 части первой статьи 350 Налогового кодекса, по уплате единого налогового платежа сроком до одного года с момента их государственной регистрации.
При этом, к добросовестным налогоплательщикам относятся налогоплательщики, которые в течение последних двух лет своевременно и в полном объеме исполняли налоговые обязательства.
5. Внесенные изменения и дополнения в статью 26 Гражданского кодекса, статью 62 Налогового кодекса и статьи 1, 3, 5, 8, 11, 17, 18, 28, 36, 37, 38, 39, 128, 145, 147, 150, 174, 175, 176, 177, 178, 179, 180, 181, 183, 184 и 188 Закона Республики Узбекистан «О банкротстве» направлены на установление процедур банкротства к должникам – физическим лицам, утратившим статус индивидуального предпринимателя, не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по обязательным платежам вытекающим из предыдущей предпринимательской деятельности.
6. В целях внедрения механизмов осуществления налогового контроля в сфере торговли и оказания услуг в сети Интернет, внесены соответствующие дополнения и изменение в статью 84 Налогового кодекса и статью 11 Закона Республики Узбекистан «Об электронной коммерции», а также данный закон дополнен новой статьей 111 «Расчеты в сфере электронной коммерции».
7. Новая дополненная статья 222 Налогового кодекса и дополнение в статью 45 данного кодекса направлено на установление критериев по отнесению хозяйствующих субъектов к категории «крупных налогоплательщиков».
Крупные налогоплательщики – юридические лица отдельной категории, подпадающие под налоговое администрирование исходя из критериев, определенных Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан. Критерии по крупным налогоплательщикам не предоставляют налогоплательщикам права выбора или изменения порядка налогообложения.
Юридические лица, отнесенные к крупным налогоплательщикам, уведомляются об этом письменно, в том числе через персональный кабинет налогоплательщика, в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения государственными налоговыми управлениями Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента по месту постановки на учет.
8. Внесенные изменения в статьи 57, 58, 155 Налогового кодекса предусматривают установление порядка возврата излишне уплаченных налогов и других обязательных платежей в течение 15 рабочих дней с даты обращения налогоплательщика в уполномоченные органы.
Также, изменения в статью 6 Закона Республики Узбекистан «О государственной налоговой службе» и статью 56 Налогового кодекса предусматривают уточнение срока – в течение трех рабочих дней с даты подачи налогоплательщиком письменного заявления, обязанности органа государственной налоговой службы представить финансовым органам заключения о проведении зачета, а также уведомления налогоплательщика о самостоятельном проведении зачета излишне уплаченной суммы налога.
9. Внесено дополнение в статью 67 Налогового кодекса и кодекс дополнен новой статьей 711 «Мониторинг за соответствием отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов».
Мониторинг за соответствием отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов осуществляется для определения соответствия отчетного и фактического количества работников в целях уточнения налогооблагаемой базы хозяйствующих субъектов.
Мониторинг за соответствием отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов осуществляется должностными лицами органов государственной налоговой службы с выездом на используемые налогоплательщиком объекты и территории при участии должностных лиц или представителей налогоплательщика путем пересчета имеющегося количества работников и оформления справки.
Основанием для осуществления мониторинга за соответствием отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов являются:
- наличие расхождений либо несоответствий в налоговой отчетности по результатам камерального контроля, проведенного органами государственной налоговой службы, дающих возможность предположения о занижении фонда оплаты труда, а также количества работников, представляемого со стороны налогоплательщиков в органы государственной налоговой службы;
- обращения физических и юридических лиц;
- наличие отклонения между количеством работников, указанных в сведениях министерств и ведомств, и отчетности, представляемых в органы государственной налоговой службы.
Сведения об осуществляемом мониторинге за соответствием отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов не вносятся в книгу регистрации проверок.
Истребование у налогоплательщика других сведений или объяснений либо вмешательство в финансово-хозяйственную деятельность в другой форме со стороны сотрудников, осуществляющих мониторинг за соответствием отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов, не допускается.
По результатам мониторинга за соответствием отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов в день его осуществления ответственным работником органа государственной налоговой службы составляется справка. Справка составляется при участии должностного лица или представителя налогоплательщика, принимавшего непосредственное участие в процессе мониторинга, один экземпляр которой передается им.
Результаты мониторинга используются исключительно при осуществлении соответствия отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов, а также определении налогооблагаемой базы.
Порядок осуществления мониторинга за соответствием отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов после утверждения Кабинетом Министров Республики Узбекистан будет доведен до налогоплательщиков в установленном порядке.
10. Во исполнение Постановления Президента Республики Узбекистан от 23 февраля 2017 года № ПП-2796 «О мерах по дальнейшему стимулированию использования предпринимателями производственных площадей» дополнение, внесенное в статью 348 Налогового кодекса устанавливает, что юридические лица – собственники незавершенных строительством объектов и неиспользуемых производственных площадей, применяющие упрощенный порядок налогообложения, переходят на уплату общеустановленных налогов со следующего месяца после вынесения заключения уполномоченного органа, правомочного выдавать заключение о нереализации инвестиционного проекта.